Здоровье сберегающие технологии на уроках математики
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Альбина Александровна

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на уроках математики

Работу выполнила: Морозова А.А.

Введение

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу, что является исходным фоном на старте обучения. На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто учитель должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьников.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения, т.е. цель здоровьесберегающих технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий обучения применяются следующие группы средств:

1) Средства двигательной направленности;

2) Гигиенические факторы;

3) Психолого-педагогические факторы.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это – физкультминутки.  В течение дня концентрация внимания не одинакова – она колеблется. У каждого человека есть свои собственные циклы, длительность которых от 90 до 110 минут. В конце каждого такого цикла мозг нуждается в кратковременном отдыхе.

В среднем дети младших классов  могут интенсивно, без перерывов учиться в течение 5-12 минут, но  не более 15 минут. После этого должна обязательно следовать пауза.

После интенсивной работы необходим перерыв, во время которого активизируются отделы головного мозга, не работающие ранее.

Упражнения для физкультминуток выполняют важные функции:

1. Они снижают уровень напряжения и дают возможность ученикам расслабиться.

2. Они делают процесс обучения более эффективным, поскольку активизируют все важнейшие системы человеческого организма.

3. Они создают обстановку доверия и доброжелательности.

С позиций здоровьесбережения польза от выполнения нескольких физических упражнений будет наибольшей, если учитывать следующие условия:

  1. Состав упражнений физкультминутки должен зависеть от особенностей урока (
  2. в какой вид деятельности были включены учащиеся до этого, каково их состояние и т.д.)

2. Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки. Занятие должно проводиться на положительном эмоциональном фоне.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятия, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений, ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

Обеспечение адекватного восстановления сил.

Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимы во избежание переутомления детей. При этом следует иметь в виду, что даже сидение за партой без возможности активно двигаться может утомлять детей. Особенно это существенно для детей младшего школьного возраста. Нарушение осанки, опорно-двигательного аппарата - частое следствие чрезмерных требований авторитарного учителя, не задумывающегося об организации регулярных передышек и отдыха для своих учеников.

Для сохранения мотивации и работоспособности очень важно осознание успешности обучения. Если учитель умеет показать успешность ученика в обучении, его действия вызывают психотерапевтический эффект. При этом учителю нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой-то аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени. Если ребенок часто неуспешен, в предлагаемых ему заданиях следует придерживаться правила «одной трудности», чтобы ребенок мог сосредоточиться на чем-то одном. Таким образом, необходим выбор адекватной для детей сложности заданий.

Индивидуальный подход к детям предполагает учет, во-первых личности ребенка и социальных факторов его развития и, во-вторых, состояния его высших психических функций, т.е. анализ индивидуально-типологических особенностей учащихся и выделение сильных и слабых сторон развития высших психических функций. Учитель должен выстраивать учебные задачи от простых к сложным относительно слабого звена и оказывать помощь (подсказку), позволяющие выполнить функции слабого звена.

Принцип активности предполагает в учащихся высокую степень самостоятельности, инициативности и творчества, а творческий характер образовательного процесса - необходимое условие здоровьеясбережения.

Творческое усвоение знаний обеспечивает проблемный урок.

Проблемные ситуации с удивлением.

Реакция удивления школьников означает возникновение проблемной ситуации.

Эмоциональное переживание возникает у школьников при столкновении с противоречием.

Постановка учебной проблемы с мотивирующим приемом.

Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами, стремятся изучать тему, которую они лично сформулировали или которой их заинтриговали.

Ставить проблему совершенно обязательно, т.к. она мотивирует школьников к усвоению нового материала, включая в работу весь класс, активно задействует всю познавательную сферу: внимание, память, мышление, речь. Проблемный диалог требует больше времени, но при этом обеспечивает понимание материала. Поэтому закрепление идет быстрее и легче.

Проблемный диалог сначала накрывает школьника волной интереса к новому материалу, а затем дарит ему острую радость самостоятельного открытия знаний. Для ребят «учение с увлечением», значительно снижает нервные нагрузки. Таким образом, именно проблемный диалог - здоровьесберегающая технология.

Формулирование темы урока.

На проблемном уроке тема может быть озвучена не только до, но и после открытия знания, причем не только учителем, но и школьниками.

Художественная форма выражения мысли.

Научные знания можно выразить художественно. При этом знания оседают в памяти благодаря яркому образу. Конкретными формами могут являться метафора, загадка, стихотворение.

Художественные задания даются на дом, потому что на уроках времени на их выполнение просто нет. Они не являются обязательными для каждого ученика и предлагаются по желанию, т.к. для одних такое задание может оказаться захватывающе интересным, а для других – запредельным и повергающим в стресс. Поэтому пусть у школьника будет право выбора.

Игровые ситуации

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. В большинстве случаев они применяются в качестве вспомогательного средства для возбуждения познавательного интереса и создания проблемных ситуаций. Это настраивает учащихся на изучение определенного материала и не требует дополнительного времени для разъяснения правил игры.

Игровая ситуация создается в процессе выполнения практических заданий. Игровые ситуации с использованием задач-рисунков . Игровая ситуация при нахождении замаскированной ошибки Игровая ситуация, содержащая жизненные факты. Использование занимательных задач. Использование буквенных кодов при проверке результатов решения задач и примеров.

Таким образом, системное и комплексное использование всех средств здоровьесберегающих технологий на уроках позволяет решать задачи педагогики оздоровления в условиях инноваций образования.

Заключение

В последние годы на фоне экологического и социального неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей.

В большинстве исследований отмечается четкая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объема и интенсивности учебной нагрузки. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. В условиях систематических школьных перегрузок они оказываются неуспевающими учениками или учениками, успехи которых в школе достигаются ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Чтобы выйти из этого замкнутого круга, и требуются охраняющие здоровье технологии обучения.

Одной из важнейших задач по реализации здоровье сберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности.

Список использованной литературы

1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии: нейропсихологический подход. //Вопросы психологии, 2002 №4

2. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. М., Просвещение, 1991

4. Киколов А.И. Обучение и здоровье: Методическое пособие. М.,1988

5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,: ВАКО, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Структурирование учебного материала на уроках математики в начальной школе в рамках здоровье сберегающих технологий

Об оптимальном распоожении учебного материала во время урока и на классной доске....

Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана с...

Здоровье сберегающие технологии на уроках начальной школе.

Анализ применения здоровье сберегающих технологий на уроках и во внеурочное время....

Здоровье сберегающие технологии на уроках в начальных классах.

Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое Поэтому работа п...

План-конспект открытого урока математики с использованием здоровье - сберегающих технологий в 3 классе

План-конспект открытого урока математики с использованием здоровье - сберегающих технологий в 3 классеТема урока: «Закрепление знаний таблицы умножения. Решение задач»....