Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме работы группы продленного дня
учебно-методический материал по зож (1 класс)

Масс Марина Григорьевна

Здоровье человека- актуальная тема для разговора во все времена.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходима всего лишь физкультурно- оздоровительная работа в группе продленного дня, которая включает в себя: физкультминутки во время самоподготовки, физкультпаузы, прогулки, спортивный час, подвижные игры и состязательные упражнения, соблюдение режима дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorov_v_gpd.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме работы группы продленного дня

июнь 2022

Группа продленного дня - одна из форм общественного воспитания детей, которая имеет большие возможности для комплексного решения учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе способствует формированию воспитывающей образовательной среды.

ГПД – объединение учащихся одного или нескольких классов под руководством педагога, организующего с ними ежедневно занятия во внеурочное время в соответствии с установленным режимом работы.

ГПД относится к числу первичных детских коллективов, которые существуют в школе согласно ее уставу. Своеобразие этого коллектива проявляется не только в комплектовании, самоуправлении и длительности существования, но и в целевой установке, формах деятельности.

Физкультурно-оздоровительные занятия – это специализированные общеразвивающие занятия в группе продленного дня, служащие целям всестороннего физического развития детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме группы продленного дня складывается из таких видов, как физкультурные минутки во время самоподготовки, час занятий физической культурой (спортивный час), игры и развлечения на прогулках.

Основная цель организации групп продленного дня - максимальное развитие личности каждого ребенка; воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта; целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Основные задачи:

 помочь учащимся в усвоении образовательных программ;

 развивать познавательные процессы и интересы личности;

 развивать основные нравственные качества личности ребенка;

 развивать коммуникативные отношения ребенка;

 развивать мыслительные процессы, творческие способности;

 укреплять здоровье и прививать навыки личной гигиены;

 формировать полезные привычки.

Основные направления работы ГПД:

  • Образовательная,
  • Развивающая,
  • Воспитательная,
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.

Формы и содержание работы в группе продленного дня.  

Режим дня – важнейший фактор здоровья и воспитания учащихся ГПД. Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизического, физиологического и личностного развития: формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки, способствует развитию умений эффективно общаться, формирует самосознание.

Режим продлённого дня складывается из бытовой, учебной, досуговой и других форм деятельности.

Бытовая деятельность включает в себя все основные компоненты, создаёт комфортность для каждого ученика: уход за одеждой, телом.

Учебная - занимает значительное время в режиме. В её основе лежит учебный труд, направленный на приобретение минимума общеобразовательных знаний.

Досуговая деятельность - заполняет свободное время содержательным активным отдыхом. Может быть индивидуальной и коллективной. В различных сочетаниях включает интеллектуальную, трудовую, спортивную и игровую деятельность

Основные виды здоровьесберегающих занятий, входящие в режим группы продленного дня:

  • утренняя гимнастика;
  • физкультминутка;
  • прогулка;
  • экскурсия;
  • динамическая пауза;
  • спортивный час;
  • спортивная секция;
  • уроки здоровья;
  • подвижные игры.

Утренняя гимнастика

Проводится до начала уроков в игровой зоне класса. Дежурные показывают упражнения, которые повторяются остальными учащимися. Комплекс таких упражнений должен состоять из ходьбы и бега на месте, зарядки для головы, туловища, рук и ног. Длительность утренней гимнастики рассчитана на 10 минут.

Физкультминутки

Первые признаки утомления во время самоподготовки в группе продленного дня служат сигналом к выполнению физкультминуток. Дети, особенно младшего школьного возраста, очень быстро устают. Это проявляется в потере интереса, рассеянном внимании, снижении работоспособности и т. д. Физкультминутки положительно влияют на работу мозга, активизирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровообращение внутренних органов, улучшает работоспособность нервной системы. Физкультминутки по длительности не должны превышать 5-7 минут.

Требования к проведению физкультминуток:

  • упражнения должны быть разнообразными, повышать интерес детей к ним;
  • подбираться в зависимости от вида занятия, его содержания;
  • физкультминутка проводится только в момент начала утомления;
  • предпочтении нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

Виды физкультминуток:

  • Упражнения для осанки;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Упражнения для снятия напряжения и усталости.

Проводимые физические упражнения во время самоподготовки, не требующие сложной координации, благоприятно воздействуют на детей, переключают внимания, снимают отрицательные статические нагрузки. Упражнения можно выполнять стоя за партой и сидя за ней.

Введение в уроки самоподготовки физкультминуток, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Прогулка

Ходьба – наиболее распространенное движение, требующее постоянной физической тренировки. Навык ходьбы жизненно необходим каждому, он приобретается человеком с детства и сохраняется на всю жизнь. Развитие этого навыка наиболее успешно проходит в процессе прогулок.

Ходьба как средство, укрепляющее здоровье, доступна для всех и всегда. Все органы испытывают ее благотворное влияние: органы пищеварения, выделения, железы внутренней секреции, системы дыхания, кровообращения, нервная система и т. д. После длительного нахождения в помещении при ходьбе у учащихся восстанавливается кислородный баланс.

В школе с группой продленного дня прогулка должна проводиться два раза в день по 1,5 – 2 часа.

Динамическая пауза

Динамическая пауза — это активный отдых учащихся. Цель которого, организовать интенсивную работу большого количества мышц.

Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма.

Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только их физическое, но и общее развитие.

Подвижные игры.

Игра является сокровищницей человеческой культуры. Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых способствует всестороннему развитию детей: физическому, психическому, умственному.

В подвижных играх детям предоставляется возможность проявлять творческую инициативу в выборе способов движения цели. Подвижные игры можно проводить на прогулке, во время динамической паузы, на переменах.

Подвижные игры решают задачу активного отдыха детей. способствуют снижению утомления, повышению работоспособности на протяжении всего учебного дня. наиболее эффективными играми являются игры малой и средней интенсивности. Игры большой интенсивности сильно возбуждают детей, т.к. дети не могут быстро успокоиться и переключится с одного вида деятельности на другой. Непеременным условием у каждой игры должно быть подведением её результатов, чтобы дети не потеряли к ней интерес.

Спортивный час

Спортивный час – это физкультурные занятия в режиме группы продленного дня. Его цель – повышать общую физическую подготовку младших школьников, снимать усталость от малоподвижной деятельности на уроках, вызывать у каждого из детей устойчивый интерес к какому-либо виду спорта, давать навыки закаливания, ежедневных оздоровительных физических упражнений для занятий дома.

Содержание спортивного часа должно быть взаимосвязано с учебной программой по физической культуре. С этой целью во время спортивного часа в игровой и соревновательной форме выполняются упражнения, изученные на уроках физической культуры, те совершенствуется изученные навыки. Учитывая, что наибольшим интересом у детей и подростков пользуются подвижные спортивные игры, легкоатлетические и отдельные гимнастические упражнения, а также катание на лыжах и коньках, в содержание спортивного часа должны включатся в основном упражнения из этих разделов учебной программы. Также обязательными являются организованные игры и упражнения, самостоятельные игры и развлечения.

Структура спортивного часа

1 часть – подготовительная (10-15мин): построение; организационные указания воспитателя; ходьба и медленный бег; общеразвивающие упражнения во время ходьбы, или в круге, или в игре.

2 часть – основная (30-40мин): общие для всех детей подвижные игры, эстафеты, спортивные развлечения или самостоятельные игры детей в парах, небольшими группами.

3 часть – заключительная (5-7мин): общее построение учащихся; спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание, чтобы привести организм детей в относительно спокойное состояние. Подводится итог, отмечаются лучшие игроки и команды.

При проведении спортивного часа важно правильно дозировать физические нагрузки. Слишком малые не дают физиологического эффекта, и ценность активного отдыха снижается. В то же время чрезмерно большие нагрузки вызывают утомление, что отрицательно сказывается на последующей учебной деятельности.

Уроки здоровья

Уроки здоровья – основная форма формирования сознательного отношения к здоровью учащихся группы продленного дня. Проводить их можно в форме беседы на 15-20 минут, а также как занятие (40 мин).

Примерные темы уроков здоровья.

  • «Чистота- залог здоровья».
  • «Первая помощь при ушибах и переломах».
  • «Гололед».
  • «Корзина здоровья».
  • «Правильное питание».

Формы:

  • Интеллектуальная игра;
  • беседа;
  • круглый стол;
  • конкурсы;
  • путешествие;
  • Газета «ЗОЖ»;
  • лекция;
  • видеофильмы.

Отличительной особенностью уроков здоровья должна быть направленность на изменение поведения ребенка, а не только сообщение ему новых знаний о здоровье. Поэтому такие занятия должны проводиться в определенной системе.

Правильно организованный режим дня, хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализуемый комплексный системный подход создают эффективные условия в организации обучения, воспитания, развития и сбережения здоровье учащихся, посещающих группу продленного дня.

Продлённый день - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребёнка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы группы продлённого дня и максимального использования всех возможностей.

Список литературы

  1. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры [Текст] / Л.П. Матвеев, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт.
  2. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  3. Справочник работника физической культуры и спорта: нормативно – правовые и программно – методические документы, практический опыт и рекомендации / Автор – составитель А.В. Царик.- М.: Советский спорт, 2005.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

Интернет ресурсы

  1. Инфоурок сетевое издание. Статья: Программа внеурочной деятельности в ГПД https://infourok.ru/programma-vneurochnoj-deyatelnosti-v-shkole-4069248.html 
  2. Studfiles сетевое издание. Статья: Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного и продленного дня школьников https://studfile.net/preview/3873085/page:21/ 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План учебно-воспитательной работы группы продленного дня

ЦЕЛЬ:- способствовать формированию у учащихся навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, общения....

План воспитательной работы группы продленного дня

Воспитательный план составлен по следующим направлениям: "Родной край", "Почемучка", "Природа. Экология", "По страницам любимых произведений", "Спорт и мы". Представлен тематический план на каждый ден...

Внеклассное мероприятие по ПДД в группе продленного дня "Незнайка в гостях у ребят"

Данный материал полезен как воспитателям групп продленного дня, а также учителям начальных классов. В игровой форме, вместе со сказочными героями, дети закрепляют знания по правилам дорожного движени...

Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня.

Рекомендации родителям первоклассников, имеющих трудности с адаптацией к режиму в группе продленного дня....

Организация режима в группе продленного дня

Группа продленного дня - неизмеримый потенциал воспитательного воздействия школы на ребенка, но реализуется он лишь при условии высокой организации работы и максимального использования всех представля...