Статья на тему "Формирование навыков безопасного образа жизни у детей"
статья по зож (2 класс)

Нестеренко Виктория Викторовна

Статья на тему "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zozh.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста»

      Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40 % различных, в том числе психических заболеваний взрослых, закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ жизни. В основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) лежат такие его составляющие, как рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек. Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адаптации к нелегким для организма ребенка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучением, ломка старых стереотипов поведения и деятельности и создание новых предъявляют повышенные требования ко всем физиологическим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам. Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена. Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость. Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Губительные для организма привычки — курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого. Неправильная организация времени пребывания ребенка за компьютером может привести к негативным последствиям. Для минимизации вредного воздействия необходимо соблюдать некоторые правила. Через каждые 30–40 минут работы за компьютером необходимо делать 10–15-минутный перерыв, во время которого выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далекой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером необходимо заранее оговорить с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию. Ещё один важный компонент в формировании ЗОЖ младшего школьника — это пример педагогов и родителей. В силу своих возрастных особенностей младший школьник испытывает большое доверие к взрослым. Для ребенка слова учителя, его поступки, оценки имеют огромное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребенка об окружающей его действительности. Пример имеет огромное значение в воспитании младшего школьника. Пример — это персонифицированная ценность. Необходимо стремиться к тому, чтобы весь уклад жизни младшего школьника был наполнен множеством примеров ЗОЖ. Одним из возможных решений проблемы оздоровления младших школьников является формирование у них знаний о здоровом образе жизни. Знания о ЗОЖ формируются в процессе уроков и во внеклассной деятельности. При развитии представлений о ЗОЖ предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.

Применение игровых технологий открывает большие возможности в процессе формирования основ здорового образа жизни у младших школьников. Способствует развитию их творческих способностей, повышению образовательного уровня, вызывает улучшение физического и психического состояния путем благотворного влияния на его эмоциональную сферу. Игра – это естественная форма обучения для ребёнка. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, учитель не только удовлетворяет сегодняшние, но и учитывает будущие интересы школьника.

Игровая деятельность выполняет такие функции:

1) Социокультурная. Игра – как метод общения ребенка, включает в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление человека. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.  Социокультурное предназначение игры означает систему усвоения человеком богатства культуры, возможность воспитания и организации его как личности, позволяющей развиваться в качестве полноправного члена сообщества.

2) Одна из основных функций игры. Функция самореализации ребенка в игре. Игра, важная часть реализации себя как личности. В этом плане важен сам процесс игры, а не её конечный результат, или достижение какой-либо цели.

3) Коммуникативная. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по игровым правилам и конкретная. Игры дают возможность воспроизвести разные ситуации жизни, искать выход из спорной ситуации, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в воспитании человека.

4) Диагностическая функция игры. Диагностика – возможность распознавать процесс постановки диагноза. Игра испытывает больше, чем любая другая деятельность человека: ребенок ведёт себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); игра сама по себе это особое «поле самовыражения».

5) Развлекательная функция игры. Развлекательная возможность связана с созданием определённой комфортабельной, благоприятной атмосферы, душевного равновесия.

В ходе освоения курса, дети знакомятся с подвижными играми, спортивными играми с правилами, русскими народными играми. Такая форма занятий реализуется во внеурочной деятельности при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство пробуждения, стимулирования обучающихся к различным видам деятельности.

Большие потенциальные возможности воспитательного воздействия на ребёнка имеет внеклассная работа, которая представляет собой систему различных видов деятельности, имеет свои задачи, цели. Своё содержание, свои виды, формы проведения, свои методы и приемы. Итоги работы по данному курсу внеурочной деятельности можно оценить по двум ступеням.

Результаты первой ступени – ребенок научится соблюдать правила личной гигиены, составлять и соблюдать режим дня, выполнять комплекс утренней гимнастики, оказывать простейшую первую доврачебную помощь при порезах, травмах, ушибах, обморожении, принимать участие и организовывать детей в различных подвижных играх, знать игры народов нашей страны, научится самостоятельно искать информацию и организовывать коллективную творческую деятельность.

Результаты второй ступени – ребенок будет иметь возможность научиться формировать положительное отношение к основным ценностям нашего сообщества, развивать ценностное отношение школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре.

 

                                               Литература

1.     Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе/ Ростов н/Д.:Феникс, 2009.- 412 с.

2.     «135 уроков здоровья, или школа докторов природы». / Обухова Л.А. [и др.] -М., ВАКО 2017.

3.       Родригес – Вида Алехо. Тело человека. Нескучная анатомия. Энциклопедия для детей. – М.: Лабиринт, 2018.

 

 / Н. С. Козлова, А. В. Некрасова, И. Л. Горбунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 10 (69). — С. 387-389. — URL: https://moluch.ru/archive/69/11858/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности

Статья формирования здорового и безопасного образа жизни учащихся через использование здоровьесберегающих технологий и проектной деятельности...

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ для детей с ОВЗ...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правиль...

Выступление на семинаре по дефектологии: «Формирование навыков здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Наиболее общепринятой во всем мире является формулировка, разработанная с ограниченными возможностями здоровья ВОЗ: “З...