Чернова Елена Викторовна

сайт учителя русского языка и литературы

"Терпение и труд всё перетрут"

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: литература XX века

Увлечения: цветоводство

Регион: Ростовская область

Населенный пункт: х.Нагибин Чертковского района

Место работы: МБОУ Нагибинская СОШ

Звание, ученая степень: бакалавр образования

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-viktorovna-chernova-0
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев

 Я люблю русскую литературу. Я преклоняюсь пред  теми авторами, которые умеют использовать меткое, ёмкое русское слово. Я  обожаю тех людей, которые умеют говорить на правильном,  красивом русском языке. И я им завидую. И мне очень горько, что рядом со мной нет таких  личностей, как  Д.С.Лихачев, А.И.Солженицын, И.С.Тургенев, В.А.Закруткин, В.П.Астафьев  (не буду продолжать, есть и другие Писатели, с которыми мне бы хотелось поговорить), одним словом, таких  авторов, чьё слово несет в себе глубину, понимание  смысла жизни.

О себе

Я работаю учителем русского языка и литературы 15 лет.

 Постоянно приходится что-то узнавать новое. Только найдешь ответ на один вопрос, как нужно уже думать над вторым.

Но я поняла одно: нужно всегда помнить, что ты работаешь с детьми.

Мне очень близко высказывание  об учителе С.Л.Соловейчика: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела».

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 image image   image image

Мой взгляд на мир

ЭССЕ «Учитель и ученик растут вместе»

 

«У каждого из нас были учителя,

которые в полном смысле слова стали

нашими наставниками, не только привили

любовь к предмету, но и помогли выбрать

цель, научили важнейшим нравственным

принципам, во многом определили наше

будущее.»

В.В.Путин

 

 

-         Мурка, сиди здесь, слушай внимательно и учи наизусть стихотворение. Не выучишь – двойку получишь.

-         Васька, тяни лапки вверх выше, старайся!  А теперь приседай: раз-два, раз-два!

-         Белочка, умница, скажи: сколько будет пятью семь?

Вот так моя детская настойчивость вступала в борьбу с силами природы.

Кто ребенком  учил кукол, а кто играл с детьми в «Школу», но я уже тогда не искала легких путей, а пыталась «дать образование»  котятам. Проводила с ними целые дни в маленьком сарае, где  у меня был учительский стол, доска.

       Если предположить,  что все в жизни предопределено,  то и мой выбор профессии был закономерен  и предсказуем. Я искренне верила своим учителям, стране, в которой росла, верила в те идеалы, что  сейчас некоторые  поругивают, а ту страну из прошлого  называют «застойной». Для меня же то время было и осталось самым счастливым, самым радостным. Сейчас  все вспоминаю,  и в груди сразу тяжело до слез.

        Вижу себя  в 3 классе, очарованную магией  учительницы  Савченко Марии Сергеевны. Она осталась для меня Мэри Поппинс, спустившейся с небес. С грустной  нежностью вспоминаю её  указательный палец в своем детском кулачке – мы идем в столовую.

        Добрый, интеллигентный человек – мой классный руководитель  в украинской школе п.Новопокровка Днепропетровской области Нечепоренко Зоя Борисовна. Это пример толерантного отношения ко всем детям нашего класса.  А были мы, действительно, разные. Она учила нас порядочности, скромности.

        Россошанский  педколледж вдохнул в меня свежий глоток энтузиазма, показал  пример профессионализма педагога. Молодая учительница русского языка поражала меня своей открытостью, умением общаться со студентами на равных. Шаповалова Галина Константиновна преподавала все просто и понятно. Её формы работы можно найти и на моих уроках. Например, изучение корней с чередованием с последующим созданием таблицы по изученному материалу. Именно благодаря такой форме работы мои ученики с легкостью выполняют задания ОГЭ, ЕГЭ  по данной теме.

        Не могу не вспомнить Петренко Марию Митрофановну – преподавателя педагогики. Примером «душевной» педагогики стали для меня минуты  общения с ней.

        Время стерло из памяти имя профессора литературы ВГУ,  но я четко вижу, как мы анализируем литературу 19 века, как мы вслед за ним восхищаемся героями, писателями, как рождается желание о своих открытиях в литературе рассказать всем, как хочется тоже быть учителем и также легко давать ученикам «уроки жизни».

        Я могу назвать ещё многих своих педагогов, которые повлияли на мой выбор профессии, помогли утвердиться в нем. Но самым главным образцом подражания для меня стал мой отец  - Задорожний Виктор Яковлевич. Я мало видела его дома:  он постоянно, будучи директором школы, внедрял  новые технологии образования и воспитания. Таких как он в  Советском Союзе было очень много, но, может быть, благодаря им  мы стали такими сильными, талантливыми. Его уроки истории, где каждый из нас  становился Александром Невским, Македонским, Екатериной 2,  Петром 1 ..., не забыть. Он вовлекал нас в беседу, и мы не замечали,  как устраивали спор, а он направлял наши мысли к конечной цели. Мы становились не только участниками исторических битв, но делали исторические выводы, как настоящие историки. Так, именно мой отец своими уроками заложил основу моего профессионального кредо, которое очень схоже со словами  А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить...» Для меня урок– это, прежде всего, поиск истины, это самоопределение, это умственный труд, который ученику дает  возможность самореализации, а учителю – достижение цели, иногда осуществление которой приходится ждать долго.  Вот неуспевающий подросток произносит на уроке:  «А почему мы не изучаем в школе «Рудольфио» Распутина? Это о любви». Я замираю: не знаю этого произведения, но (надеясь: раз это В. Распутин, то оно в любом случае достойное) цепляюсь за момент и говорю: « А давайте обсудим его  завтра. Прочтите». Все получилось. И вот ученик подключается  к анализу на следующем уроке, и на следующем. Вот он уже пишет сочинение к экзамену,  и вместо «2»  на ОГЭ получает «4».  Это не сказка, а  «прошлогодняя» быль.  Этот результат, отсроченный во времени, очень дорог мне и дает надежду в других подобных трудных случаях. Я приобретаю не меньше, чем ученик. Я делаюсь профессионалом своего дела.

        Мне очень близко высказывание С. Л. Соловейчика об учителе: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Меня радуют успехи моих учеников, их творчество, личностный рост, проявление талантов каждого. Я становлюсь счастливей от результативной совместной с детьми работы. Их победы – мои победы. Важно активизировать ребенка  к деятельности . Поэтому я не стесняюсь  сказать: «Я не знаю, объясните мне» (Дж. Даррелл). И к концу урока ребята выдают мне происхождение термина  «однородные члены»,  и так удачно… Я им верю. Когда у  школьников повышен интерес к предмету, это значительно упрощает работу, однако на уроках мы не только играем, но и  изучаем серьезные и сложные темы, готовимся к экзаменам.   У учеников, так как они дети, могут возникнуть приступы нежелания или лени, в таком случае необходимо грамотно настроить их на работу.  Важно усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.  Широкое использование ИКТ открывает для меня новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчает мою работу, повышает эффективность обучения, позволяет улучшить качество преподавания. Кроме того я достаточно часто  использую проектные технологии,  позволяющие школьнику  учиться  самостоятельности  в процессе сотрудничества. Они  развивают умение  выстраивать  с социумом  отношения различного вида. Примеры  проектов по русскому языку по теме «Имя существительное»:

-«Уменьшительно-ласкательные имена учащихся 5 класса»;

-«Правильное употребление  в речи имен существительных    членами  моей семьи»;

-«Употребление имен собственных в материалах на стендах школы»;

-«Существительные,  имеющие только форму множественного числа в топонимике Чертковского района».

Данные  проекты, на мой взгляд,  способствуют самоопределению  ребенка  в классе,  в семье, в  школе,  в районе,  области. Проектные технологии подготавливают   ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем ( учу их и учусь этому сама).

        Я преподаю важную дисциплину - литературу. Своим ученикам я часто говорю, что литература - единственный школьный предмет, который заботится о вашей душе, учит уму разуму. Я знакомлю детей  не только с книгой, но и с вековой человеческой мудростью. Мне интересно наблюдать, как мои ученики, такие разные, спорят, общаются друг с другом.  Люблю в этот момент   помолчать: не спугнуть бы детскую талантливость. Для меня важно , когда душа  у ребят трудится.  Мне приятно, когда ребята загораются желанием творить.  Вот мы с ними уже режиссеры: снимаем мультфильмы по сказкам Дж.Родари. «Как они талантливы!»- я хвастаюсь коллегам. А вот они уже второй месяц в классе на переменах сидят тихо:  изготавливают кукол  из папье-маше. У нас мечта: кукольный театр. Репетируют. Премьера. Успех. Радость. Гордость. Уважение окружающих. Теперь, когда я спрашиваю: кто? -  все десять пар рук тянутся над партами. Я на верном пути! Испытав хоть раз счастье от творчества, ребенок вновь и вновь стремится его повторить.    

        Особое внимание уделяю  физминуткам на уроке, так как  в силу возрастных изменений дети часто стесняются выполнять те или иные упражнения. Ребята помладше с удовольствием танцуют,  делают пальчиковую гимнастику. Ученики постарше  с интересом      проводят    зрительную разминку или дыхательную.  Это позволяет вовремя переключать внимание, зарядить класс энергией. Такая форма,   как речевая разминка,  несет в себе ещё и корректирующую функцию. Увлеченно  ребята готовят лингвистические задания для  "Языковой минутки".                                

        Современный урок должен отражать владение учителя  структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала. Учение уже не  рассматривается  как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а выступает как сотрудничество - совместная работа учителя и учеников в ходе  овладения знаниями и решения проблем.  По мнению Л.С.Выготского,  имеется два уровня развития самостоятельности школьника. Первый  - ребенок самостоятельно решает задачи. Второй – ребенок в состоянии выполнить задание только с помощью взрослого или своего товарища в коллективной деятельности.  Значит, атмосфера сотрудничества -  необходимая часть процесса образования. По словам А.Соловейчика, задача учителя учить всех детей, сохраняя достоинство каждого  и создавая условия комфорта. Это можно достичь через организацию учебного сотрудничества. На уроках русского языка и литературы  мы с  ребятами  часто пишем  свои рассказы, сказки, сочинения,  затем  слушаем  получившиеся тексты,   и  каждый может дать совет, как создать действительно хорошее произведение. Психолог Л.В. Занков  отмечал, что то, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, завтра он сумеет сделать самостоятельно. Конечно же, самостоятельность формируется годами, поэтому  результат будет зависеть ещё  и от индивидуальности ребенка. 

        Сотрудничество – это отказ от авторитарного стиля обучения.   Сотрудничество – это не набор механический действий, методов, форм, в первую очередь, сотрудничество - это атмосфера на уроке,  результатом которой является речевая ситуация, продуктивная  деятельность, где ребенок  и учитель чувствуют  каждый свою успешность.  Я думаю, именно  об этом говорил и Конфуций: «Учитель и ученик растут вместе». Китайский философ  в образовании видел путь к самоопределению, самосовершенствованию, в первую очередь, сотрудничество – это путь к духовному обогащению.

        Учитель-профессионал  сегодня возможен  только  в условиях  систематического, непрерывного повышения профессионального мастерства,  развития,  тех личностных качеств, которые необходимы и ученику: разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Современный учитель  - это сильная личность, способная меняться в условиях постоянно развивающегося мира.  Изменения функции, цели  педагога  в образовательном процессе -  это не требования ФГОС, а требование времени.  «Время меняется, а вместе с ним и мы». Эта  мысль Овидия  является истиной на протяжении уже долгих лет.  В моей коллекции открыток есть две очень примечательных. Обе они посвящены празднику 1 Сентября (жаль, что сейчас утеряна традиция  поздравлять с Днем знаний открытками). На одной, выпущенной в 70-е годы, изображена учительница в окружении  детей, на другой, относящейся уже к 90-м годам, радостная первоклассница с портфелем спешит в школу.  Для меня это  наглядный пример определения  роли учителя и ученика в образовательном процессе в различные  исторические периоды: ребенок постепенно становится субъектом учения. Как бы выглядело такое  поздравление с 1 Сентября  сегодня?  Учитель и ученик в процессе сотрудничества и сотворчества.

        Сменяются столетия, но по-прежнему в любом деле необходим наставник, педагог.   Лишь одна профессия в мире связана сразу со всеми остальными. Это учитель. Учитель и школа всегда взаимосвязаны и имеют большое влияние на формирование человека. За аргументом обращусь к  У.Черчиллю, который как-то сказал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать».   Я не случайно взяла эпиграфом к эссе слова В.В. Путина. Для меня  профессия учителя и президента являются наиболее схожими. Каждый из них несет ответственность за судьбу целого государства. В руках каждого из них будущее страны. Поступки и слова  каждого могут изменить мир, потому и находятся под постоянным присмотром общества. Напрашивается вопрос: откуда такая формулировка, что школа "оказывает услуги". Президент, министры тоже оказывают услуги? На мой взгляд, это  звучит неуважительно  по отношению к этим профессиям. Государство должно учитывать, что его отношение к учителю, к школе напрямую влияет на результат работы обоих. Многое зависит от самого преподавателя, но не менее важна и позиция общества, культура граждан в этом вопросе. Хотелось бы, чтобы и средства массовой информации поняли, что в своем  беге за сенсацией они иногда формируют негативное отношение окружающих к школе.  Мне очень обидно было слышать историю коллеги, которая решила выйти замуж и на сайте знакомств прочла    фразу «Учителей, просьба, не беспокоить». А еще каких-то 50 лет назад  перед учителем снимали шляпу, кланялись  в знак уважения. Кто виноват в происходящем? Кто исправит?

        Конкурс «Учитель года» позволяет выявлять талантливых педагогов, повышает престиж учительства. Но главное,  показывает, что, как бы ни менялся мир,  учитель продолжает гордо нести на своих хрупких плечах  нелегкую ношу, продолжает «сеять доброе, вечное».

Мои достижения

Результаты итоговой государственной аттестации:

2012-2013 учебный год 11 класс ЕГЭ- средний балл -73,6

2013-2014 учебный год 9 класс ОГЭ КО- 67%

2015-2016 учебный год 11 класс ЕГЭ средний балл -59

 2016-2017 учебный год 9 класс  ОГЭ  Качество обученности  - 100% ( без "3")

2017-2018 учебный год

 ВПР 26.10.2017  русский язык 5 класс  КО - 80%, Усп.- 100%

ГРАМОТЫ:

Грамота Отдела образования администрации Чертковского района Ростовской области. Приказ РОО №129 от15.05.2009г.

Грамота  Главы Чертковского района  Постановление  Главы Чертковского района от 29.09.2009 г. №615

Почетная грамота  Профсоюза работников народного образования и науки РФ Председатель Чертковской районной профсоюзной организации. октябрь 2010г.

Грамота Отдела образования администрации Чертковского района Ростовской области  Приказ  ОО Администрации  Чертковского района Ростовской области  от 06.09.2011г. №284

Грамота МБОУ Нагибинская СОШ  Приказ от 28.08.2017г. №38-а

Моё портфолио

Видеофайлы:

1. Танец Кота и Лисы.

https://disk.yandex.ru/client/disk?display=normal&...Танец%20Лисы%20Алисы%20и%20Кота%20(Бэтмен).AVI

2.Танец морячек на 23 Февраля.

https://disk.yandex.ru/client/disk?display=normal&...

 

Мои публикации:
Внеклассная работа
Классное руководство
Литература
Материалы для родителей
Работа с родителями
Разное
Родной язык и литература
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: