Подготовка к ГИА . Типы словосочетаний В2
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Чернова Елена Викторовна

Помощь ученикам при выполнении задания В2. Алгоритм замены одного словосочетания на другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_gia._tipy_slovosochetaniy._v_2.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм работы над заданием ГИА В2.

Задание: Замени словосочетание «деревянный столик»(согласование) на синонимичное со связью управление.

Алгоритм действий

  1. Определи главное слово, задав вопрос от одного слова к другому.

                                            какой?

                                                             

                                         деревянный    столик

Обрати внимание на вопрос, который ты задаешь к зависимому слову.

 Определи тип связи.

           Н: столик (какой?) деревянный – это согласование

  1. Задай от главного слова вопрос того типы словосочетания,  который требуется в задании для замены синонимичным. Если это управление, то вопрос косвенного падежа:

                                            какой?                 из чего?

                                                             

                             деревянный      столик      ………………………..

  1. Подбери однокоренное слово к зависимому так, чтобы оно отвечало на новый  заданный вопрос:

                                            какой?                 из чего?

                                                             

                             деревянный      столик      из   дерева

Дерево и деревянный – однокоренные слова.

Проверь тип связи. Это управление.

Ответ: столик из дерева.

Подобные варианты:

  1. Замени управление«в доме родителей» на синонимичное согласование.

                      чьём?              кого?              

родительском   в    доме    родителей

Обратите внимание на запись ответа: «в родительском доме»

  1. Замени согласование «мамино возвращение» на синонимичное управление.

          чьё?                            кого?

мамино   возвращение      мамы

Ответ: «возвращение мамы»

Запомни:

           для замены согласования на управление требуется Р.п. (кого? чего?) иногда с предлогом,

              для замены управления на согласования – какой? чей?,

             для замены примыкания на управление – В.п. с предлогом, Т.п. с предлогом,

Примечание.

  Ученики должны выучить типы словосочетаний, уметь их отличать (особенно по вопросам). Для этого есть таблица:

Примеры        

Какой частью речи является зависимое слово        

Вопрос к зависимому слову

Характеристика связи

Тип связи

Частые встречи.        

Прилагательное.        

Какие?

Главное слово диктует зависимому род, число и падеж, поэтому зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное.

Согласование

Вопросы: какой?        

какая?

какое?

какие?

чей? чья? чьё? чьи?

 ( и их формы при склонении)

Летящий мяч.        

Причастие.

Какой?

Наше право.        

Согласуемое местоимение

Чьё?

Третий ряд.        

Порядковое числительное.

Какой?

Красавица дочка.

Профессор Чайников.        

Согласуемое существительное.

Какая?

Какой?

Жарко у печки.

        

Существительное (часто с предлогом).        

У чего?

Главное слово диктует зависимому только падеж. Зависимое слово «застывает» в определенном падеже (часто с предлогом).

Управление Вопросы косвенных падежей

Попросить её.        

Местоимение в функции существительного

Кого?

Начало игры.

Чего?

Ходить пешком.         

Наречие.        

Как?

Главное слово не способно диктовать зависимому свою форму, потому что зависимое не изменяется

Примыкание Вопросы:

Как? Где? Куда? Откуда? Сколько?

зачем? почему?

что делать? что сделать?   что делая?

что сделав? 

Спать стоя.        

Деепричастие.

Как?

Просил остаться.

Желание знать.

Хотел вернуться.

Неопределенная форма глагола.

Что сделать? (вопрос инфинитива)

 Для сдачи ГИА  в 9 классе этого материала достаточно, но учитель должен помнить , что типы словосочетаний значительно шире.

 Эта таблица М.Ю.Федосюк  пригодится уже для 11 класса на ЕГЭ при выполнении В12:  

Типы синтаксических отношений

Виды синтаксической связи

согласование

взаимосогласование

управление

примыкание

Определительные отношения:

(приложение)

- качество

Белый снег, красивый дом

Дом-красавец

Снег ослепительной белизны, дом необыкновенной красоты

Цвет хаки

- отношение к предмету

Заводская территория

------

Кофе с молоком, территория завода

Кофе по-восточному, территория медресе

- принадлежность живому существу

Сашина комната

------

Костюм сына, комната Саши

Костюм конферансье, комната портье

- отношение к знаниям адресата

Такая книга

------

Его письмо

----

- порядок следования при счете

Тринадцатый дом

------

--------

Дом тринадцать

- признак- уточненное наименование

-------

Художник-пейзажист

--------

Сосед-хиппи

- объектные отношения

-----------

------------

Пить воду, вызов врача

Пить кофе, вызов такси

- субъектные отношения

Мамин приход

----------

Приход мамы, прыжок акробата

Приход кюре, прыжок кенгуру

- обстоятельственные отношения

-----------------

---------------

Идти на окраину,  отказаться из-за болезни

Идти далеко, отказаться поневоле

- комплетивные отношения

-----------

------------

Два человека, часть доклада

Два атташе, часть интервью

Как  вы обратили внимание,  к примыканию относятся и несклоняемые формы прилагательных и существительных (  это заимствованные слова). Но остается вопрос : как быть с несклоняемыми существительными русского происхождения ( артист-кенгуру, лётчик-камикадзе). Необходимо научить учеников быть осторожными с несклоняемыми словами.

Ещё  вы  должны обратить внимание  на три притяжательных местоимения: её, его, их, которые в свою очередь хотя и отвечают на вопрос согласования чья?, чей?, чьи?, но вместе с главным словом ( в словосочетаниях типа: её шляпа, его машина, их дом) будут являться примыканием.  Почему? Ответ таков же,  как и на предыдущий вопрос о несклоняемых существительных. Для согласования и управления важна грамматическая связь между словами, которая выражается в окончании, когда при изменении главного слова изменяется и зависимое. Этого не происходит в рассмотренных примерах, поэтому мы и отнесем их к примыканию.

          На мой взгляд, важной является  следующая информация:

Согласование — подчинительная связь, при которой зависимое слово уподобляется главному в его морфологических признаках.

Главное слово при согласовании — существительное или любая часть речи в функции существительного (т.е. в предметном значении): В саду слышны птичьи трели (сущ.). Уважаемые провожающие, освободите вагоны (прич.).

Зависимое слово при согласовании может быть выражено

1) прилагательным в любой форме (кроме простой сравнительной и построенной на его базе составной превосходной степеней сравнения), которое согласуется с главным словом в роде, числе, падеже: интересную книгу, краткое прилагательное в позиции определения — в роде и числе: Зол на друга, я перестал ему писать;

2) местоименным прилагательным (кроме его, ее, их), согласование то же: мою книгу;

3) порядковым числительным и числительным один, согласование то же: пятую / одну книгу;

4) причастием; согласование то же: прочитанную книгу;

5) существительным — согласованным приложением, которое согласуется с главным словом в падеже и числе (если согласуемое существительное изменяется по числам): мамой-учителем;

6) количественными числительными в косвенных падежах; согласование в падеже, а для слова оба и в роде: обеих девочек, обоих мальчиков.

Управление — подчинительная связь, при которой от главного слова зависит существительное или местоимение в форме определенного падежа с предлогом или без него.

Главное слово при управлении выражается

1) глаголом в любой форме: читать / читал / читающий / читая книгу;

2) существительным: чтение книги;

3) прилагательным: довольный успехом;

4) количественным числительным в именительном (винительном) падеже: три стула, пять стульев.

Зависимое слово при управлении — существительное, местоименное существительное или любая часть речи в функции существительного: посмотреть на друга / на него / на сидящего.

Примыкание — вид подчинительной связи, при которой к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово или форма изменяемого зависимого слова, не обладающая способностью согласования (инфинитив глагола, деепричастная форма, простая сравнительная степень прилагательного или наречия). Связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу.

Главное слово при примыкании:

1) глагол: бежать быстро,

2) прилагательное: очень быстрый,

3) наречие: очень быстро,

4) существительное: яйцо всмятку, брюки клеш, дети постарше.

Зависимое слово при примыкании выражается

1) наречием, в том числе в форме степеней сравнения: идти пешком, пиши быстрее,

2) деепричастием: говорил заикаясь,

3) инфинитивом: просил написать,

4) сравнительной степенью прилагательного: дети постарше,

5) неизменяемым (аналитическим) прилагательным: цвет хаки,

6) местоименным прилагательным его, ее, их: его дом / книга / окно,

7) существительным— несогласованным приложением: в газете «Известия».

                     Дополнительно можно обратиться к сайту  http://videotutor-rusyaz.ru/

Удачи на ГИА и ЕГЭ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы...

Типы словосочетаний

Таблица краткая, поясняет виды СС...

Типы словосочетаний 8 класс

Проверочная работа составлена в форме теста...

урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)

Подготовка учащихся к выполнению заданий  ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку....

Урок русского языка по теме «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ)

Конспект открытого урока русского языка  в 8 А  классе по теме  «Типы словосочетаний» ( с использованием ЭОР и ИКТ)...

Словосочетания . Типы словосочетаний (8 класс)

Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании....

словосочетание, типы словосочетаний

словосочетание, типы словосочетаний...