Главные вкладки

    урок русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
    план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

    Буцикова  Светлана Анатольевна

    Подготовка учащихся к выполнению заданий  ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_po_teme.docx47.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 8 классе

       Тема урока: «Словосочетание. Типы словосочетаний» (с использованием ЭОР)
      Тип урока:
    урок изучения нового материала.

         Цели:

    • Образовательные:

     1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
    2. Закрепить понятия 
    словосочетаниетипы словосочетаний по главному слову.      
    3. Подготовка учащихся к выполнению заданий  ГИА по новой форме для 9-х классов по русскому языку.

    • Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
    • Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

    Дата:

    Оборудование урока: презентация Power Point, содержащая ссылки на ЭОР, материалы Федерального центра информационно-образовательных услуг, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, ПК с доступом в Интернет (для учеников + ПК учителя), проектор, экран,интерактивная доска.

    ХОД УРОКА

    • Организационный момент.

    Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой.(Слайд 1)

    • Тема урока, постановка целей. (Слайд 2)

    - Попробуйте сами определить тему урока, прочитав записи:

    Крепкое рукопожатие, взять за руку, держать крепко

    Ученики определяют тему – «Словосочетание».
    - Чем похожи и чем отличаются данные словосочетания?
    Примерные ответы: похожи тем, что одно слово главное, а другое зависимое; отличаются вопросами от главного слова к зависимому и частями речи.
    - Действительно, слова соединяются друг с другом непроизвольно, а на основе строгих законов, которые называются подчинительными связями слов. С типами таких связей мы и познакомимся сегодня на уроке.
    Полная запись темы урока «Словосочетание. Типы связей в словосочетании».
    - Предположите, каких целей должны достигнуть на уроке.
    Проводится целеполагание.

    • Предварительная оценка знаний. (Слайд 3)

    Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» на данный момент:

    • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
    • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
    • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
    • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

    На полях тетради напротив темы урока.

    • Актуализация знаний.
    • Понятие словосочетания. (Слайд4)
    • Коллективная работа.

    Прочитайте строки:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя…
    - Определите вид синтаксической единицы. (
    Предложение)
    - Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
    Знать  определение словосочетания.
    Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
    - Что не является словосочетанием?

    • Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения): Мальчик капризничал; Таня прыгает; Он стар; Хлеб сделался как камень.
    • Однородные члены предложения: Москва и Парижбыстро и умело.
    • Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

    (По материалу предыдущих уроков.См. http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html)
    Чтобы 
    выделить словосочетание в предложении, нужно:

    • Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
    • При помощи логических вопросов  выделить все словосочетания.

    Выписанные словосочетания:
    «кроет небо», «кроет мглою», «кроет крутя», «крутя вихри», «вихри снежные»
          Это интересно. Как в  «Российской грамматике» М.В. Ломоносов раскрывает тему «Словосочетание»? (Индивидуальный доклад поhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c6777455-4262-41ba-bf07-1cd3c2755f81/index_listing.htm)

    • Индивидуальные задания.

    (Выполняются учащимися за компьютером в режиме реального времени одновременно с коллективной работой. Ученики открывают ресурс по закладке. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1828848d-0f07-45b7-867d-82c70888a730/%5BRUS8_159%5D_%5BQS_186%5D.html)
    - Какие из приведённых примеров не могут рассматриваться как словосочетания и обязательно должны быть оформлены на письме как предложения?

    • Словосочетания по главному слову.(Слайд 5)

    По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
    Именное,  глагольное,  наречное.
    Распределите словосочетания по главному слову 
    лайд 6):
    Лесная газета, читать газету, очень интересный, совсем рядом, построить дом, очень небрежно.
    (Работа выполняется самостоятельно, потом проверяется в парах) 
    (Слайд 7)

    • Изучение нового.

    1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания (Слайд8):
    - согласование,
    - управление,
    - примыкание.
    Познакомьтесь с  типами словосочетаний  (
    http://fcior.edu.ru/card/14506/slovosochetanie-i.html) и заполните таблицу в тетради теории. Подготовьте ответ по вашему типу связи.(Слайд9)
    Типы связей в словосочетании


    Тип связи

    Главное слово
    (Чем выражено?)

    Зависимое слов
    (Чем выражено?)

    Примеры

     

     

     

     

     Групповая работа за компьютерами. ЭОР установлен на ПК.
    1, 4 группы – согласование,
    2, 5 группы – управление,
    3, 6 группы – примыкание.

    2.Обсуждение результатов работы. Заполнение общей таблицы (представители группы заполняют таблицу на доске, комментируя свою работу). (Слайд10)

    • Закрепление знаний
    • Распределите словосочетания по таблице(Слайд11)

    (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4dfcc756-e3c2-4ca7-848d-f03d1fa5895f/%5BRUS8_158%5D_%5BQS_168%5D.html)
    Таблица проецируется на доску. Ученики выходят по одному и распределяют задания.
    Выполните тренировочные упражнения. (Слайды 12-17) 
    Задание 1.

    • Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:
    • Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.
    • Согласование

    Задание 2.

    • Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
    • Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.
    • управление

    Задание 3.

    • Укажите вид подчинительной связи в словосочетании  ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
    • Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.
    • примыкание

    Задание 4.

    • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
    • Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!
    • такая мама

    Задание 5.

    • Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
    • Медленно  опускаться на парашюте.
    • медленно опускаться

    Задание 6.

    • Из предложения  выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.
    • Для России такой путь заказан.
    • заказан для России
    • Диагностическая самостоятельная работа. (Слайд18)

    Выполняется индивидуальное тестирование за компьютером. Вход на сайт по закладке.
    Внимание! Для тестирования на сайте требуется регистрация.  Если в классе большое количество учащихся, можно сильной  группе выполнять электронный  тест, а слабой - задание в учебнике)
    (
    http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test74.xml)

    • Итог урока.

    - С какими ключевыми понятиями познакомились сегодня на уроке?
    - Расскажите о типах связи в словосочетании по таблице.
     (Слайд19)
    (
    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f2760958-3f0a-4941-8804-50d8f8d1a00f/%5BRUS8_158%5D_%5BIA_166%5D.swf)
    - Как вы думаете, достиг ли урок поставленных целей? Если нет, то почему?

    • Домашнее задание . (Слайд20)
    • Выучить таблицу «Типы связей в словосочетании»
    • Выполнить задание :

    1- упражнение 67 [1]


    Рефлексия. (Слайд 21)

    Оцените свои знания и умения по  теме  «Словосочетание» после изучения:

    • Я уверен, что знаю данную  тему и смогу выполнить задания по ней.
    • Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней.
    • Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней.
    • Я не знаю эту тему и  не смогу выполнить задания по ней.

    На полях тетради напротив последней записи.

    Список использованных источников:

    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

    Открытый урок в 6 классе

    Тема урока : «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»

    Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

    Форма урока:  модульная ( 2 часа.)

    Дата проведения:  

    Цель  урока: создать условия для формирования языковедческой компетенции, научить грамотно использовать числительные простые, сложные, составные в речи.

    Задачи:

    - обучающие: способствовать усвоению нового знания об имени числительном как  части  речи  и употреблении  в различных стилях речи;

    - развивающие: развивать универсальные учебные действия по формированию понятийного аппарата по теме урока (имя числительное, числительные количественные и порядковые, простые, составные и сложные )     на основе различных видов речевой деятельности ( чтение текста, говорение, аудирование, письмо, работа с упражнениями); развивать ИКТ-компетенции  при поиске информации в сети Интернет;

    - воспитательные:  воспитывать культуру речи с использованием числительных, также информационную культуру учащихся.

    Формы работы : коллективная, в парах и индивидуальная.

    Оборудование:  компьютерный класс с выходом в Интернет, проектор, экран,  ПК учителя.

    СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

    Этап урока

    Название используемых ЭОР

    (с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

    Деятельность учителя

    (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

    Деятельность ученика

    Время

    (в мин.)

     

    1

    2

    3

    5

    6

    7

    1.

    Актуализация знаний.

     

     

    Доурочная подготовка.

    Индивидуальное

    задание ученика.

    Рассказывает о том, как появились слова для счёта – числительные.

    3 мин.

    2.

    Введение новой информации

    Мультимедиа урок

    «Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные, составные»

    (ресурс 1)

     

    Демонстрирует ЭОР. Организует фронтальную работу учащихся в виртуальном классе. Предлагает отвечать на вопросы, задаваемые виртуальным учителем, оценивать ответы виртуальных учеников.

    Организует работу с учебником.

    Предлагает сравнить информацию, полученную на виртуальном уроке с информацией в

    § 60

    Организует обсуждение.

    Обучаются в виртуальном классе: отвечают на вопросы, выполняют задания.

    Оценка ответов виртуальных учеников.

    Я согласен…

     

     

    Самостоятельно читают теоретический материал  §60

    Находят отличие в классификации числительных по составу. 

    8 мин

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5 мин..

    3.

    Организация работы с технологическими картами.

     

    Организует работу учащихся с технологическими картами.

     

    1 мин.

    4.

    Первичное закрепление материала

    Обучающий тест

    «Общее понятие о числительном»

    (ресурс 2)

    Помогает открыть ЭОР. Выступает в роли тьютора и консультанта.

    Выполняют задание УЭ-1, задание 1.

    Работают у компьютера индивидуально

    В случае затруднения обращаются за помощью к тьютору.

    См. Приложение1

    15 мин.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Контролирует выполнение задания. Отвечает на вопросы. Выступает в роли консультанта.

    Выполняют задание УЭ- 1, задание 2.

    Работают с учебником: упр. 347

    СМ. Приложение1

    5 мин.

    5.

    Введение новой информации

    Мультимедиа урок

    «Числительное в словосочетании и предложении»

    (ресурс 3)

    Помогает объединиться в пары.

    Выступает в роли тьютора. Помогает запустить мультимедиа урок.

    Наблюдает за выполнением заданий. 

    Выполняют задание УЭ-2.

    Работают в парах.

    См. Приложение1

    10 мин.

     

    физкультминутка

     

    См. Приложение 1

    См. Приложение 1

    2 мин.

    6.

    Первичное закрепление материала

    Обучающий тест «Синтаксические функции имени числительного»

    (ресурс 4)

     

    Помогает открыть ЭОР. Контролирует выполнение задания. Выступает в роли тьютора

    Выполняют задание УЭ-3

    Работают на индивидуальном компьютере.

    10 мин.

    7.

    Закрепление материала.

    Словарная работа.

     

    Выполняет роль консультанта. Контролирует выполнение задания.

    Обсуждение затруднений при выполнении словарной работы. Тренинг по употреблению составных числительных.

    Выполняют задание УЭ - 4

      Самоконтроль.

    5 мин.

    8.

    Применение полученных знаний

     

    Выполняет роль консультанта.

    Выполняют задание УЭ-5.

    См. Приложение 1.

    7 мин.

    9.

    Диагностика процесса усвоения учебного материала

     

    Организует подведение итогов: просматривает оценочные листы, выясняет трудности.

    Рефлексия.

    Самооценка своих знаний :

    трудно было…;

    я уверен, что знаю…;

    смогу выполнить….

    См. Приложение 1

    6 мин.

    10.

    Домашнее задание

    Задание 1. Творческое задание.

    (ресурс 5)

    Объясняет домашнее задание.

    См. Приложение 1.

     

    Записывают домашнее задание.

    3 мин.

    ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

    Название ресурса

    Тип, вид ресурса

    Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

    Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

    1

     Имя числительное как часть речи. Числительные простые, сложные и составные

    Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР

    (N 188110)

    Мультимедийный урок

    Http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f0e9e7e-e62d-448c-9441-855ff1ff4ebc/view/

     

    2

    Тест 1.1. Общее понятие о числительном

    Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция

    ЦОР

    (N 141083)

    Обучающий тест

     

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6bf90f5-2292-416b-bddf-a1116beefcae/index_listing.html

     

    3

     Числительное в словосочетании и предложении

    Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР

    (N 188221)

    Мультимедийный урок

     

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/393fbc9c-7ce5-44ad-b578-abe625c6853f/view/

     

    4

    Тест 2.1. Синтаксические функции имени числительного

    Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР

    (N 140938)

    Обучающий тест

     

    http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6bf90f5-2292-416b-bddf-a1116beefcae/index_listing.html

     

    5

    Задание 1

    Локальный автономный интерактивный ресурс на портале Единая коллекция ЦОР

    (N 188373)

    Творческое задание.

    http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bced9743-0947-45e4-adf9-3708e4c8c93a/view/

    Приложение к плану-конспекту урока

    «Имя числительное как часть речи.

    Числительные простые, сложные, составные»

    Технологическая карта

    № УЭ

    Учебный материал  с указанием  задания

    Советы учителя

    УЭ – 1

     

     

     

    20 мин.

    Цель: 1) научиться отличать имя числительное от других частей речи; 2) научиться различать количественные и порядковые числительные; 3) научить различать  и  находить в тексте простые, сложные, составные  количественные и порядковые числительные, 4) научиться употреблять в речи числительные, которые изменяются так же, как и существительные.

    1)      Выполните Тест 1.1. Общее понятие о числительном.

    2)      Выполните упр. 347

     

     

    1)      Войдите в Интернет.

    Откройте ЭОР. Выполните обучающий тест. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оцените свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Внесите баллы в оценочный лист.

    2)             Выполненное задание сверьте с проверочным листом.  Оцените работу: каждый правильно выбранный вариант – 1 балл.

    Внесите баллы в оценочный лист.

    УЭ - 2

    10 мин.

    Цель:  узнать о синтаксической  функции  имени числительного.

    Объединитесь в пары. Просмотрите мультимедийный урок

    Числительное в словосочетании и предложении

    После окончания виртуального урока  можете закрепить полученные знания, просмотрев  конспект, лекцию, справочные материалы.

    1)      Войдите в Интернет.

    Откройте ЭОР. В случае затруднения обращайтесь к учителю.

    Оцените работу друг друга в виртуальном классе. Максимально  - 5 баллов.

    Внесите баллы в оценочный лист.

    Включитесь в работу виртуального класса. Отвечайте на вопросы и выполняйте задания.

     

    2 мин.

    Физкультминутка.

    Раз - подняться, потянуться,

    Два - согнуться, разогнуться,

    Три - в ладоши три хлопка,

    Головою три кивка.
    На четыре - руки шире,

    Пять - руками помахать,

    Шесть - за парту тихо сесть.

    Какие это были числительные?

    УЭ - 3

     

    10 мин.

    Цель: 1) научиться определять главное и зависимое слово в словосочетании с количественными и порядковыми числительными; 2) научиться согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием количественного числительного и существительного;

    3) научиться отличать синтаксически связанные словосочетания количественного числительного с существительным от свободных словосочетаний порядкового числительного с существительным.

    Выполните обучающий Тест 2.1. Синтаксические функции имени числительного

     

    1)      Войдите в Интернет.

    Откройте ЭОР. Выполните обучающий тест. В случае затруднения обращайтесь к учителю. Оцените свою работу: каждый правильный ответ – 1 балл. Внесите баллы в оценочный лист.

     

    УЭ- - 4

    5 мин.

    Цель: 1) научиться писать словарные слова: миллион, миллиард; 2) закрепить умение определять разряд числительных по составу; 3) закрепить умение определять синтаксическую функцию числительных в предложении.

    Задание: выполнить упр.351

     

    Для проверки  объединитесь в пары. Проверьте друг у друга задания и оцените их:

    Максимально – 5 баллов.

    УЭ – 5

    7 мин.

    Цель: повторить стили речи, сделать вывод об употреблении числительных в текстах различных стилей; научиться употреблять числительные при написании текста в  официально-деловом  стиле, а именно, расписки.

    1)      Прочитайте тексты упражнений 347, 348 и 351. Определите стиль этих текстов. Сделайте вывод, в текстах каких стилей имена числительные употребляются наиболее  часто. Вывод запишите.

    2)      Приведите примеры употребления числительных в текстах художественного стиля.

    Вспомните произведения фольклора (сказки, загадки), в которых встречаются числительные. Какие числительные чаще всего  встречаются  в этих произведениях. Примеры запишите.

    3)      Выполните упр. 348. Составьте и напишите расписку по данному образцу.

    Для проверки  объединитесь в пары. Проверьте друг у друга задания и оцените их: 1) – 2 балла; 2) – 5 баллов; 3) – 3 балла.

     

    6 мин.

    Рефлексия.

    Подсчитайте  количество  заработанных  баллов,  оцените  свой  труд.

    28 – 30 баллов – оценка  «5»

    22 – 27 баллов – оценка  «4»

    18 – 21 баллов – оценка  «3»

     

     

    3 мин.

    Домашнее задание:

    1)      Для всех  - §§ 59, 60

    2)      Если набрали более 28 баллов, выполните

    Задание 1

    Творческое задание. http://school-collection.edu.ru/catalog/res/bced9743-0947-45e4-adf9-3708e4c8c93a/view/

    (ресурс 5)

    3)      Если набрали меньше 28 баллов, выполните упр.  349 и 350.

     

    Список использованных источников:

    • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://fcior.edu.ru/
    • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

    Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

    Конспект урока. Русский язык 8 класс "Словосочетания"

    Урок включает лингвистическую разминку - осложненный словарный диктант. Знакомство с новыми теримнами "Согласование, управление, примыкание" происходит во время просмотра компьютерной презентации. Раз...

    Конспект урока русского языка 5 класс. Тема урока "Словосочетание"

    Данный урок ориентирован на учебник  "Русского языка" под ред. А.Ю.Купаловой.  Тип урока : комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний)...

    Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

    Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...