Пунктуационные правила (часть2)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Чернова Елена Викторовна

Материал для подготовки к ОГЭ задание 3

Скачать:


Предварительный просмотр:

2.  ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие

Запятая в сложносочинённом предложении 

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.
Запятая в ССП ставится:

  • перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.

Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.
Запятая в ССП не ставится:

  • если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член

На улице ярко светит солнце и поют птицы.

  • если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Да будет свет и  пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 

СПП - это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

1 Придаточная часть может находиться 

  • Перед главной частью: (...),[...].

(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • После главной части: [...],(...).

Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • В главной части (разрывать ее): [...,(...),...].

Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)

Если в СПП
несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:

  • Последовательное подчинение: 

Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Параллельное подчинение: 

Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Однородное подчинение:

Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)
Я знаю, что на улице светит солнце
и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.
ЗАПЯТАЯ ставится при одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.
Метель не утихала, небо не прояснялось.
ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.
Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

ДВОЕТОЧИЕ ставится:

  • если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).

Около мельничных колес раздавались слабые звуки: капли падали с лопат, сочилась вода сквозь засовы плотины.

  • если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Печален я: со мною друга нет.

  • Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ТИРЕ ставится:

  • вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Я смотрел все напряженнее - их все не было.

  • В первой части говорится о времени или условии  (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

Вышли на обрыв - подуло свежим ветром.

  • Вторая часть является следствием

Он подал знак рукою - все притихли.

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой
 на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

  •  если придаточное предложение можно изъять или переставить

Павел прекрасно понимал, что, если бы не она, не приехала бы Таня домой.

Запятая НЕ ставится (между союзами)

  • если нельзя переставить или изъять придаточную часть.

Дима прожил на свете двадцать три года, и если большинство из нас склонно упиваться прошлым или грезить о будущем, то Дима увлечен настоящим днём...




Предварительный просмотр:

3. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Знаки препинания при обращениях

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.

  • Запятыми выделяются обращения вместе со всеми относящимися к ним словами.

Дорогие друзья, милости просим за стол. Неужели ты всерьез так думаешь, Петр Иванович?

  • Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Ребята и взрослые, мы рады видеть вас на нашем празднике.

  • Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).

  • Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:

Эй, вы, дармоеды! Вон отсюда! Эй, ты! Заканчивай уже работу!

Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

  • Чувства говорящего (к счастью, к стыду, к сожалению и др.)
  • Степень уверенности ( может быть, кажется, вероятно и др.)
  • Источник сообщения (по моему, по слухам, помнится и др.)
  • Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
  • Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
  • Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
  • Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
  • Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
  • Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

  • Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.

Он, я думаю, неплохой человек.
Захожу я в комнату и – можете себе представить – вижу полный беспорядок.

  • В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Мелодия белорусской песни (если вы ее слышали) несколько однообразна, но в ней есть своя прелесть.

4. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ 

Слова автора предшествуют прямой речи 
 А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П». 
 
 
Прямая речь предшествует словам автора: 
 «П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а. 
 
 
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
 “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
 “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
 “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”. 
 “П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”. 
 “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 
 
 
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты. 
 А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень. 
 А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа. 

 
 
Знаки препинания при цитировании 

  • Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. 

Белинский писал: «….». 

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 

 

  • Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 

«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский). 
 «Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»). 

  • Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 

 Береги честь смолоду. 
 Пословица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Копилка аргументов. (Часть2)

В помощь при подготовке к ЕГЭ...

День Толерантности (часть2)

Сценарий открытого мероприятия "День Толерантности" на английском языке (часть2)...

Устный журнал "Презентация ВОВ_часть2"

Классный час, посвященный 65-летию битвы по Москвой. Презентация разделена на три части, в связи с большим объемом иллюстраций (на сайт можно закачать файл размером только 3МБ)...

Презентация "Что такое электричество" (3 части) - часть2

Вся презентация состоит из  трех частей . Части 1а и 1б - в них рассказывается о том, что такое электричество и что такое электрический ток, о некоторых правилах безопасности с электрическим токо...

Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть2)

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть2)....

Рабочая тетрадь по информатике, часть2

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала по темам: Тема I.  EXCEL. Ввод данных в ячейку………………………………...Тема IIEXCEL. Расчетные о...

Презентация "Волки"часть2

поведение волков...