Презентация к уроку литературы "А.П.Чехов. Личность и судьба" (часть2)
презентация к уроку по литературе на тему

Камай Екатерина Сергеевна

Презентация к уроку литературы о жизни и творчестве А.П.Чехова (часть2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a.p.chehov._lichnost_i_sudba_chast2.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа в лавке занимала всё свободное время детей, чередуясь с гимназией и спевками церковного хора. Часто делать уроки братьям приходилось за конторкой, не прерывая торговли. В лавке собирались купцы и горожане. Услышанные от них истории легли в основу некоторых ранних рассказов А.П.Чехова. В детстве у нас не было детства… А.П.Чехов

Слайд 2

Считалась идеальной с точки зрения царского министерства народного просвещения. Это была настоящая фабрика рабов, где учеников стремились забить до состояния трепета и угодливости, уничтожив в них сознание собственного достоинства. Таганрогская гимназия

Слайд 3

В детские и отроческие годы театр был самым сильным увлечением Антона. Гимназистам не разрешалось без письменного разрешения начальства посещать спектакли. Чехову приходилось переодеваться и накладывать грим, чтобы в нём не узнали ученика гимназии. Он был блестящим мастером импровизации, умел быстро менять облик и интонации. Таганрогский драматический театр Любовь к театру стала одной из самых ярких радостей в жизни Чехова. Н.Роскина

Слайд 4

В 1876 году Чеховы разорились и вынуждены были перебраться в Москву. Антон один остался в Таганроге заканчивать гимназию. Он распродавал мебель и высылал деньги родителям, старался помочь семье частными уроками. Жить ему пришлось в родном доме, ставшем теперь чужим. Новые хозяева предложили угол, платой за который были занятия с их ребёнком. Шестнадцатилетний юноша из разорившейся семьи держался с безупречным достоинством. В.Ермилов

Слайд 5

В 1879 году Антон, переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. В доме родителей он застал тесноту, бедность, ссоры. Годы одиночества сделали его душу сильной, поэтому спокойно и твёрдо он дал понять отцу, что с окриками и телесными наказаниями покончено. Антон взял на себя заботу о матери и младших детях: плату за квартиру и обучение, долги в лавке. Так в 19 лет Чехов стал главой и кормильцем семьи. От природы характер у меня резкий, я вспыльчив… Но я привык сдерживаться, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает. А.П.Чехов

Слайд 6

Во период безденежья, желая заработать деньги на празднование именин матери, Антон написал рассказ «Письмо к учёному соседу» и отправил его в журнал «Стрекоза». На полученный гонорар был устроен семейный праздник. Потом Чехов печатался в журналах «Осколки», «Зритель», «Будильник», «Сверчок». Он работал в жанре короткого юмористического рассказа, пародии и даже сочинял подписи к карикатурам. Не понимает человек шутки – пиши пропало!.. Это уже не настоящий ум, будь он хоть семи пядей во лбу… А.П.Чехов

Слайд 7

Юный Чехов обнажал смешную, жалкую сущность самых страшных своих врагов – деспотизма, рабства, лжи, ханжества. И враги переставали казаться непобедимыми. В.Ермилов «Крохотные рассказы Чехонте засверкали на газетных листах, как рассыпанные на сером листе алмазы», - вспоминали современники писателя . Читатели отмечали удивительную способность Чехова, рассказывая о разных персонажах, «говорить и думать в их тоне, чувствовать в их духе». Впоследствии автор сам удивлялся «целым горам» рассказов, написанным им в студенческие годы .

Слайд 8

Чехов стал творцом нового вида литературы – маленького рассказа , вбирающего в себя повесть и роман, добился небывалой ёмкости, вместительности формы. За короткими пейзажами, диалогами, маленькими деталями и незначительными репликами читатель всегда угадывает не названные автором, но ясно видные глубины жизни. Необходимость сокращать превратилась в закон творчества. Умею кратко писать о длинных вещах. Искусство писать – это искусство сокращать. Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов

Слайд 9

Ты поразил меня как пейзажист… И.И.Левитан В 1884 году писатель приехал в подмосковный город Воскресенск. Здесь развилась любовь к среднерусской природе, сделавшая его мастером пейзажа, и началась дружба И.И.Левитаном. Чехов ввёл в литературу новый пейзаж, отказавшись от описания подробностей и заменив их одной наиболее характерной деталью. Он говорил: «Для описания лунной ночи достаточно того, чтобы на плотине блестело горлышко от разбитой бутылки и чернела тень от мельничного колеса».

Слайд 10

Литератор – человек, обязанный, законтрактированный сознанием своего долга и совестью. А.П.Чехов С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы. В них юмор играет новую роль: он или ещё больше усиливает, оттеняет трагическое, или «смягчает» трагедию мудрой улыбкой. Задача автора- изображение жизни во всём богатстве её красок и мотивов. Отвращение к любому насилию удерживает его от морализирования и подсказок читателю. В 1886 году Чехов начинает сотрудничать с газетой «Новое время», где подписывается настоящим именем.

Слайд 11

Основная мысль рассказов, повестей, пьес Чехова– это жизнь обыкновенных людей, современников писателя. Он пишет о заблуждениях, ложных представлениях судьбы, выбранной героям. Ранее в литературе не было миниатюрного рассказа, наполненного философским, психологическим и художественным содержанием, где трагическое, переплетаясь с комическим, заставляет читателей думать о жизни, о людях, о себе. Художественная литература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, какова она есть на самом деле. Её назначение – правда. А.П.Чехов

Слайд 12

Русские писатели тепло встретили произведения Чехова. Посвятив своё творчество борьбе за человеческое в человеке, он стал последователем М.Е.Салтыкова-Щедрина, к которому относился с глубоким уважением. Авторов сближает тема обличения российской действительности и такие приёмы творчества, как говорящие фамилии, гротеск, контрастное сопоставление образов и событий. В Чехове Россия полюбила себя. Никто так не выразил её собирательный тип, как он. Л.Калюжная

Слайд 13

Чехов – это Пушкин в прозе. Л.Н.Толстой В русской литературе блеснул ум удивительный. И.А.Бунин «Конечно, премия - большая штука, и не для меня одного. Я счастлив, что указал путь многим толстым журналам. Написанное мною забудется через 5-10 лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы - в этом моя единственная заслуга», - писал А.П.Чехов. В 1888 году за сборник «Сумерки» Чехову была присуждена Пушкинская премия Академии наук.

Слайд 14

Вследствие разницы климатов, умов, возрастов равенство среди людей невозможно. Но мы можем сделать неравенство незаметным… В этом отношении многое сделают воспитание и культура. А.П.Чехов А.П.Чехов остро чувствовал отдалённость русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Писатель активно занимался общественной деятельностью. На собственные деньги он построил четыре школы.

Слайд 15

Для меня не было и не будет души прекраснее чеховской. К.И.Чуковский В родном Таганроге писатель создал богатую библиотеку. В период с 1890 по 1904 год он прислал для неё около двух тысяч бесценных книг. В 1894 году Чехову присвоено звание попечителя Таганрогской библиотеки , которым он очень гордился.

Слайд 16

Душа у меня кипит, но я рад, что в моём беллетристическом гардеробе будет висеть арестантский халат. Пусть висит! А.П.Чехов В 1890 году писатель совершил долгое и трудное путешествие на Сахалин , где изучал жизнь каторжан и ссыльных. В очерковой книге «Остров Сахалин» запечатлены местные нравы, начальники и надзиратели, которые «в обращении с низшими не признают ничего, кроме кулаков, розг и извозчичьей брани», сцены жестоких наказаний и казней. После увиденного на «каторжном острове» Чехов стал резче и беспощаднее относиться ко многим явлениям российской действительности.

Слайд 17

Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить среди народа… А.П.Чехов В 1892 году писатель поселился в подмосковной усадьбе Мелихово. Он принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим. На впечатлениях тех лет основаны рассказы, которые сам автор называл «повести из народной жизни». Доктор Чехов любил выписывать рецепты, а Чехов-художник готовых рецептов не предлагает, оставляя простор для размышления самим читателям.

Слайд 18

На последние годы жизни пришёлся расцвет Чехова-драматурга. С 1896 по 1903 год созданы новаторские по духу и стилю пьесы: «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», «Вишнёвый сад». Драматургия Чехова стала необычайно популярна благодаря Московскому художественному театру и завоевала театральные подмостки всего мира. Прелесть пьес Чехова в том, что не передаётся словами, а скрыто под ними или в паузах, или во взглядах актёров, в излучении их внутреннего чувства. К.К.Станиславский

Слайд 19

Большая любовь входила в жизнь Антона Павловича в общей атмосфере красоты, волнующего ожидания праздника искусства… В.Ермилов В сентябре 1898 года на репетиции «Чайки» Чехов познакомился со своей будущей женой, ведущей актрисой Московского художественного театра Ольгой Книппер. Антон Павлович вспоминал: «Меня приятно тронула интеллигентность тона, и со сцены повеяло настоящим искусством. Голос, задушевность, благородство - так хорошо...»

Слайд 20

Я как в изгнании. Чувствую, как мимо меня уходит жизнь. И как я не вижу много такого, что как литератор должен бы видеть… А.П.Чехов В 1897 году из-за обострения болезни Чехов уезжает в Ялту . Отъезд томил его оторванностью от событий, происходивших в стране. За несколько месяцев до смерти, не имея шансов на выздоровление, писатель намеревался ехать в действующую армию врачом. Летом 1904 года О.Книппер – Чехова увезла мужа в Баденвейлер , маленький курорт на юге Германии.

Слайд 21

Антон Павлович Чехов скончался в Баденвейлере в ночь с 1 на 2 июля 1904 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Рядом находится могила отца писателя.

Слайд 22

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос (по выбору учащихся). О чём бы я спросил (за что бы поблагодарил) А.П.Чехова, если бы встретился с ним? 2. Какая черта характера особенно привлекает вас в личности А.П.Чехова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"

Презентация к уроку  ОБЖ "Патриотизм - духовная основа личности военнослужащего"   расчитана для использования  на уроках в 11 классе или 1 курсе училища....

Презентация "Концепции личности" к уроку по теме "Индивид.Личность.Индивидуальность."

В презентации в краткой форме изложена сущность пяти концепций личности: психоанализ, бихевиоризм, эго-концепция, Я-концепция, гуманистическая концепция Маслоу. Содержательное ядро каждой теории предс...

презентация к уроку обществознание- 8 класс "Личность и социальная среда"

Обществознание,8 класс,"Личность и социальная среда",автор: Волкова Ольга Михайловна...

Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"

Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подго...

Презентация к уроку обществознания в 6 классе "Человек-личность" (1-й урок в теме)

Ресурс содержит большое количество иллюстративного материала, схемы и задания для развития критического мышления и умения анализировать информацию. Подходит для использования УМК Боголюбова...

Презентация к уроку "Екатерина II. Роль личности в истории"

Презентация подходит как для 8 класса, так и для повторения в 10....