Главные вкладки

    Урок-презентация для 10 кл. на тему: "Личность в истории и обществе. Роль социализации и образования в становлении личности"
    презентация урока для интерактивной доски по обществознанию (10 класс) на тему

    Урок-презентацию "Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности"  можно использовать для проведения урока в 10 классе и для повторения в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Личность в истории и обществе. Роль социализации и воспитания в становлении личности Малышкина Н.А. ГБОУ «Школа № 448» г.Москва

    Слайд 2

    Аристотель – Ликей - Александр

    Слайд 3

    Аристо́тель — древнегреческий философ . Ученик Платона . С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского . В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Наиболее влиятельный из философов древности ; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития

    Слайд 4

    Александр III - ученик Аристотеля Алекса́ндр Македо́нский ( Александр III Великий , др.-греч. Ἀλέξανδρος Γ' ὁ Μέγας, лат. Alexander III Magnus , у мусульманских народов Искандер Зулькарнайн , родился предположительно 20 (21) июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) — македонский царь с 336 до н. э. из династии Аргеадов , полководец, создатель мировой державы, распавшейся после его смерти. В западной историографии более известен как Алекса́ндр Вели́кий . Ещё в Античности за Александром закрепилась слава одного из величайших полководцев в истории.

    Слайд 5

    Ликей (Лицей) Лике́й , также лице́й (греч. Λύκειον / Lúkeion ) — в древних Афинах гимнасий возле храма Аполлона Ликейского , где учил Сократ , затем Аристотель в последние годы своей жизни (335—323 до н. э.). После Аристотеля Ликей возглавляли Феофраст, Стратон , Ликон . Аристотелик Критолай в 156 году до н.э. принял участие в посольстве в Рим. Немалую роль в сохранении учения Аристотеля сыграл Андроник Родосский. Ученики Аристотеля существовали и в III веке ( Александр Афродисийский ) Учеников Аристотеля прозвали « Λύκειοι Περιπατητικοί » — «те, кто прогуливаются возле Ликея », «перипатетики» — оттого, что учитель любил рассуждать и обучать, прогуливаясь.

    Слайд 6

    Симеон Полоцкий - Софья - славяно-греко-латинская академия

    Слайд 7

    Симео́н По́лоцкий (12 декабря 1629 — 25 августа 1680 ) Полоцкий — топонимическое прозвище ; деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов , поэт , драматург, переводчик, монах-базилианин , придворный астролог . Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича от Марии Милославской : Алексея , Софьи и Фёдора , благодаря чему те получили отличное образование, знали латынь и польский, писали стихи. . Симеону Полоцкому приписывается авторство первоначального проекта Устава (« Привилегии на Академию ») Славяно-греко-латинской академии , представленного на утверждение Фёдора Алексеевича и Софьи в 1682 году

    Слайд 8

    Ц аревна Софья Алексеевна ( 27 сентября 1657- 3 июля 1704 ) Софья почти все свое время уделяла чтению и учебе . Она знала латынь, польский, писала пьесы для придворного театра, разбиралась в богословских вопросах, увлекалась историей. В 1676 году, после смерти отца, государем стал младший родной брат Софьи - Федор. Софья стала советницей подвластного ее влиянию Федора, начала принимать участие в государственных делах . 15 мая 1682 года Софья Алексеевна стала правительницей. Правление Софьи отмечено ее стремлением к широкому обновлению Русского общества.При ней была создана Славяно-греко-латинская академия

    Слайд 9

    Славяно-греко-латинская академия Славя́но-Гре́ко-Лати́нская Акаде́мия ( греч. Σλαβοελληνολατινική Ακαδημία, лат. Academia Slavo-Graeco-Latina ) — первое в России высшее учебное заведение , учреждённое в 1687 году . Славяно-Греко-Латинская Академия дала начало всему высшему образованию в России . Целью создания Академии была подготовка образованных людей для нужд России. Академия дала образование не только детям аристократии, государственных и церковных чиновников, но и торговцев, и даже холопов. Первоначально студентов Академии насчитывалось около 100, в начале XVIII века 600, а в начале XIX века более 1600. Выпускниками Академии вышли выдающиеся деятели науки, государства, дипломатии, церкви, искусства и культуры, самый известный из которых основатель Московского государственного университета Михаил Васильевич Ломоносов .

    Слайд 10

    Ломоносов–Елизавета-университет

    Слайд 11

    Елизавета I Петровна (18 [29] декабря 1709 -25 декабря1761 [ 5 января 1762 ]) С С правлением Елизаветы Петровны связан приход в Россию эпохи Просвещения и реорганизаци военно-учебных заведений. В 1744 году вышел указ о расширении сети начальных школ. Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758). В 1755 году по инициативе М.Ломоносова и фаворита императрицы И. И. Шувалова основан Московский университет , а в 1757 году — Академия художеств . Оказывалась поддержка М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры.

    Слайд 12

    Ломоносов Михаил Васильевич Первый русский учёный мирового значения, энциклопедист , химик и физик ; он вошёл в науку как первый химик, который дал определение физической химии , поборник развития отечественного просвещения , науки и экономики. В 1731 г. поступил в Славяно-греко-латинскую академию . Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета , для которого он составляет первоначальный проект.

    Слайд 13

    Московский университет Создание университета было предложено М. В. Ломоносовым и И. И. Шуваловым Указ о создании университета был подписан императрицей Елизаветой Петровной 24 января ( 4 февраля ) 1755 года . В память о дне подписания указа ежегодно в университете отмечается Татьянин день

    Слайд 14

    Антон Семенович Макаренко и его воспитанники

    Слайд 15

    "ПЕДАГОГИКА ЗДРАВОГО СМЫСЛА" После окончания гражданской войны восемь миллионов детей оказались на улице, потеряв дом и родителей. Их надо было не просто накормить и одеть, но вернуть из воришек, воров, бандитов в общество, в работники, «перевоспитать» Как начиналась колония Макаренко? Нашли старый монастырь, наложили заплаты на крышу, чтобы не протекала, и привезли ребят, беспризорников от 14 до 18 лет, собранных в течение нескольких дней на вокзалах и улицах. И сказали им: « Вы здесь хозяева. Нет кроватей — сделайте для себя кровати, нет столов — сделайте столы, стулья, побелите стены, вставьте стекла, почините двери... » С первых дней работы он установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно. Жизнь заставила всех работать, и работать совместно, и больших и маленьких.

    Слайд 16

    Януш Корчак (Генрик Гольдшмит )

    Слайд 17

    5 августа 1942 года от запасного пути Гданьского вокзала, от сборного пункта ( Умшлагплац ) отправился очередной состав в лагерь смерти Треблинка. В нём были дети, воспитанники Дома сирот, а с ними Януш Корчак . Дети шли с зелёным флагом - символом расцвета, надежды, роста. Это был немой, великий протест против чумы фашизма. Корчак мог спастись, такая возможность предоставлялась ему не один раз. Немецкий офицер на Умшлагплац , читавший "Банкротство юного Джека" и узнавший автора, предлагал спасение. Великий Януш Корчак ответил: "Вы ошибаетесь. Дети прежде всего!". Дверь захлопнулась. Доктор Януш Корчак и дети Дома сирот погибли в лагере смерти Треблинка

    Слайд 18

    Сегодня у нас урок повторения. В презентации вам были представлены Аристотель, Александр Македонский, Софья Алексеевна, Симеон Полоцкий, Елизавета Петровна, М.Ломоносов, А.Макаренко, Корчак… Как мы можем назвать этих известных всему миру людей ? ЛИЧНОСТЬ Подумайте, какова роль личности в истории. Составьте план урока, с опорой на ранее полученные знания, обратив особое внимание на… Роль личности в педагогике

    Слайд 19

    ПЛАН УРОКА Личность как предмет изучения в философии, социологии, общей психологии, социальной психологии Структура личности. Возраст и становление внутреннего мира Социализация. Понятие и сущность. Агенты социализации. « Я - концепция» Воспитание. Понятие и сущность Понятие личность. Личность и самосознание Индивидуальность и личность Образование. Понятия и сущность. Новые образовательные парадигмы

    Слайд 20

    ВСПОМНИМ: личность как предмет изучения в: Философии Социологии Общей психологии Место человека в системе мироздания Свойства личности в качестве определенного социального типа, продукт принадлежности к определенному месту в социальной структуре Исследует внутреннюю природу личности, обусловленную социальными условиями Социальной психологии Изучает исторически и социально конкретно обусловленные типы социальной деятельности, мотивацию, ценностные ориентации и др.

    Слайд 21

    ВСПОМНИМ: Структура личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы Привычки, умения, навыки и знания личности Особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и др. Биологические свойства, связанные с полом, возрастом, темпераментом

    Слайд 22

    ЗАПОМНИМ: ВОЗРАСТ И СТАНОВЛЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 1 ГОДА. Ступень «оживления», начало личностного общения и отношения. Восприятие окружающего мира и свои самоощущения ОТ 1 ГОДА ДО 6 ЛЕТ. Ступень «одушевления». Ребенок освобождается от «совместности» с взрослым, зарождается его самостоятельность ОТ 7 ДО 18 ЛЕТ. Ступень « персонализации ». Становление собственно личности ОТ 20 ДО 40 ЛЕТ. Ступень «индивидуализации». Человек несет персональную ответственность за собственные поступки и взгляды ОТ 45 ДО 65 ЛЕТ. Ступень «универсализации». Человек обладает развитым внутренним миром, предельной ответственностью за себя и весь мир

    Слайд 23

    Итак, возрастной статус - это совокупность прав и обязанностей, приписываемых обществом тому или иному возрасту С восприятием возраста связаны представления о физических способностях и ограничениях и о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном по ведении

    Слайд 24

    Уточним понятие : с о ц и а л и з а ц и я социализация Формирование личности, отвечающей потребностям общества Социализация происходит как социально контролируемые и целенаправленные процессы воспитания, образования, обучения Социализацию подразделяют на первичную и вторичную Сложный и многогранный процесс включения человека в социальную практику путем обучения и усвоения им социальных норм, культурных ценностей, образцов поведения и реализации собственной сущности

    Слайд 25

    В СПОМНИМ: АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальные институты, группы и отдельные люди, которые оказывают значимое влияние на социализацию В младенческий период главными агентами социализации являются родители В период от 3 до 8 лет кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели и другие люди, окружающие ребенка В период от 9 до 18 лет значительную роль в социализации играет образование. Исключительно важным агентом социализации является школа, где вырабатываются представления об общественных ценностях, осуществляется воспитание будущих граждан

    Слайд 26

    Что предполагает социализация ? Способность человека выработать и реализовать личную и социальную идентичность, самооценку физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определить свою принадлежность к какой-либо общности «Я - КОНЦЕПЦИЯ»

    Слайд 27

    Уточним понятие : В О С П И Т А Н И Е ВОСПИТАНИЕ Основное звено процесса социализации Целенаправленая передача этических норм, нравственное совершенствование человека Субъекты воспитания: Родители, родственники, друзья, знакомые, УЧИТЕЛЯ целенаправленное воздействие институтов образования и других учреждений, обеспечивающее формирование личности представителей новых поколений

    Слайд 28

    ТАК КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЛИЧНОСТЬЮ? У всех людей есть право называться личностью Ребенка, подростка, юношу правильно называть формирующейся личностью Зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами Личность способна сама определять смысл, цели и задачи деятельности. Для зрелой личности характерно воздействие на рост и развитие других людей

    Слайд 29

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ Под индивидуальностью мы понимаем тот комплекс черт, которые отражают особенное, отличающее одного человека от другого Чтобы индивидуальная цельность образовалась, необходимо приложить немало усилий для ее формирования Понятие личности предполагает выделение социально-волевого начала, социальную значимость действий, поступков и их самостоятельность Таким образом в индивидуальности мы ценим её самобытность , а в личности – скорее самостоятельность и независимость

    Слайд 30

    ОБРАЗОВАНИЕ РАЗВИТИЕ Образование как социальная ценность Образование Образование как социальный институт Обеспечивает воспроизводство и развитие общества как целостной социальной системы и систем деятельности Совокупность систематизированных знаний об основах наук, умений, навыков и традиций, необходимых для их применения в практической деятельности Организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей

    Слайд 31

    СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ Эгалитарная педагогика Технологичность образования предполагает равные возможности для всех учеников, допускает взаимозаменяемость и согласованность основных технологических элементов деятельности учителей (Автор: Ян Коменский) Возникла как компенсация недостатков массовой гуманитарной технологии образования, для решения специфических задач специфическими средствами (Макаренко и др.) Элитарная педагогика

    Слайд 32

    Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. Имя Ушинского занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она явилась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании. "Наш действительно народный педагог..."

    Слайд 33

    Вальдорфская педагогика РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР Вальдорфская педагогика — система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В. п. были разработаны Р. Штейнером. На принципах В. п. организованы т. н. свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества « Кемпхилл » — частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа была открыта в 1919 году в Германии (Штуттгарт) для детей рабочих фабрики « Вальдорф-Астория » (отсюда название). В 1933 — 1945 годах, в годы существования фашистского правительства эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В. п. получила развитие с 60-х годов XX века во многих странах (в 90-е годы насчитывалось около 500 школ и 1000 садов). Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена считались и считаются доброта Вальдорфская педагогика — система методов и приемов воспитания и обучения, основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы В. п. были разработаны Р. Штейнером. На принципах В. п. организованы т. н. свободные вальдорфские школы, детские сады и лечебно-педагогические сообщества « Кемпхилл » — частные учреждения, иногда частично субсидируемые государством. Первая такая школа была открыта в 1919 году в Германии ( Штуттгарт ) для детей рабочих фабрики « Вальдорф-Астория » (отсюда название). В 1933 — 1945 годах, в годы существования фашистского правительства эти школы были закрыты, а педагоги подверглись репрессиям. В. п. получила развитие с 60-х годов XX века во многих странах (в 90-е годы насчитывалось около 500 школ и 1000 садов). Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена считались и считаются доброта Система методов и приемов воспитания и обучения Рудольфа Штайнера , основанная на антропософской концепции развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов . Получила развитие с 60-х годов XX века во многих странах, в 90-е годы насчитывалось около 500 школ и 1000 садов. РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР получила развитие с 60-х годов XX века во многих странах (в 90-е годы насчитывалось около 500 школ и 1000 садов).

    Слайд 34

    Опередивший время... С 20-х годов не унимаются страсти ученых, учителей, литераторов и политиков вокруг Антона Макаренко (1888 - 1939). Выдающийся педагог, он полвека назад успешно решал в детских коллективах, созданных им из беспризорников, острые сегодняшние проблемы: экономика и нравственность, дети и деньги, воспитательная роль труда. Но случилось так, что «гордости отечественной педагогики» при жизни пришлось терпеть непонимание.

    Слайд 35

    "Детей нет – есть люди" Главный постулат педагогических систем Януша Корчака - абсолютная ценность детства. "Те, у кого не было безмятежного, настоящего детства страдают всю жизнь". Ребёнок настоящий человек, хотя и в другом измерении. Ребёнок, по Корчаку, - это сто масок, в сфере инстинктов - это смутные эротические предчувствия, в сфере чувств - он превосходит взрослого, у него нет тормозов.

    Слайд 36

    В информационном обществе происходит замещение труда знаниями. Сегодня информация и знания становятся непосредственной производительной силой. Центр тяжести перемещается из индустриальной сферы в сферу интеллектуальную, прежде всего систему образования, воспроизводящую человеческий и интеллектуальный капитал общества.

    Слайд 37

    Закон РФ "Об образовании" "Под образованием... понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства..."

    Слайд 38

    38 Портрет успешного ученика Обладают целостным видением учебной задачи; могут наметить план действий и воплотить замысел Активно участвуют в работе, инициативны, вклад в работу значителен. Проявляют стремление к лидерству, часто становятся лидерами, но и готовы работать в команде «на вторых ролях» В конфликт стараются не вступать, но могут стать и инициатором. Разрешить конфликт стремятся конструктивно: переговорами и поиском оптимального решения Прислушиваются к партнёру, стараются учесть его позицию, если считают верной Достаточно высоко оценивают свои усилия, средняя самооценка 6,5 баллов (по 10-ти балльной шкале)

    Слайд 39

    Они посвятили свою жизнь обучению и воспитанию молодого поколения Яркая, неповторимая индивидуальность, присущая каждому из них принесла обществу огромную пользу до сего дня до конца не оцененную и современниками и потомками

    Слайд 40

    Педагоги о воспитании "Правильная деятельность лучше всего обеспечивается в жизни, когда познаются дурные и хорошие последствия поступков, а не тогда, когда принимают их на веру с чужих слов". Г. Спенсер "Мышление – единственный метод обучения, который можно назвать по-настоящему умным, так как он использует и обогащает ум". Д. Дьюи "Я понял, что воспитание и преподавание должны стать искусством, основанным на подлинном познании человека". Р. Штайнер "Свобода – это уникальное средство максимально развить личность, характер, ум и чувства ребенка". М. Монтессори " Я почувствовал, что значительно влияет на поведение только то знание, которое присвоено учащимися и связано с открытием, сделанным ими самими". К. Роджерс Эразм Роттердамский , Рабле, Монтень знали: хороший педагог уважает ребенка и верит в него. В 17-м веке великий чешский педагог Ян Коменский доказал: "У ребенка надо пробудить интерес к учебе, используя чувства, разум и веру". «В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности», — писал К. Д. Ушинский.

    Слайд 41

    Проверим знания, полученные на уроке ЗАДАНИЕ: составить сложный план развернутого ответа по теме: «Социализация личности»

    Слайд 42

    План по теме : «Социализация личности» 1. Что такое социализация? 2. Функции социализации: а) освоение системы знаний о мире, человеке, человеческом обществе; б) приобретение опыта взаимодействия человека с обществом в) усвоение моральных ценностей и идеалов г) освоение практических умений и навыков 3. Социализация на протяжении всей жизни: а) от младенчества до молодости б) освоение новых социальных ролей в зрелом возрасте в) продолжается ли социализация в старости? 4. Институты (агенты) социализации: а) значение семьи в первичной социализации б) роль образования в социализации личности в) опыт сверстников г) СМИ как агенты социализации 5. Значение социализации для личности

    Слайд 43

    Профессия – УЧИТЕЛЬ Профессия учителя одна из самых древних. Слово «педагог» появилось у древних греков и в дословном переводе означает «воспитатель». Этап школьного обучения – это период интенсивного роста, становления личности. Учитель помогает этому процессу: обучает думать, формирует у учащихся способы мышления.

    Слайд 44

    Профессия - УЧИТЕЛЬ Сегодня профессия учителя средней школы по привлекательности занимает 27-е место и соседствует с профессиями официанта, портного, шахтера.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

    Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

    РОЛЬ УРОКА В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Статья рекомендована начинающим специалистам...

    Роль родителей в воспитании и становлении личности ребенка.

    В данном материале родителям предложены методы и способы воспитания детей, а также доброжелательные семейные отношения....

    Роль родителей в воспитании и становлении личности детей».

    Данный материал содержит рекомендательные методы  воспитания детей....

    Методическая разработка: «Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности».

    Методическая разработка:«Как прекрасен этот мир!!!» Роль эстетического воспитания в процессе становления личности»....