Главные вкладки

    Презентация на тему:
    Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

    Сахарова Надежда Константиновна

     Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»

    УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  И РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ  ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

                                                                   Сахарова Н.К.- заместитель директора

                                                                                   по учебной работе

    г. Вязники

    18 февраля 2011 г.

    УПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ  И РОЛЬ НОУ В СТАНОВЛЕНИИ  ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

    Слайд 1 ( титульный)

                  Исследовательская деятельность учащихся – это одна из инновационных образовательных технологий. Педагогический коллектив нашей школы рассматривает эту технологию как средство  решения задач воспитания, образования, развития личности в социуме.

                 У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых. И именно исследовательская деятельность является наиболее доступной для решения вопросов мотивации школьников к учению.

    Слайд 2 ( методика исслед.  деятельности)

                                В нашей школе  сформирована  своя система организации научно- исследовательской деятельности школьников, которая помогает  нам реализовать творческий потенциал как педагогов, так  и воспитанников. Система  включает в себя создание и деятельность НОУ  «РИТМ» ( «Развитие интеллекта и творческого мышления») и научно- исследовательская деятельность педагогов.

    Слайд 3 ( цели и задачи)

                  Цель и задачи организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовании заключается в конечном итоге в подготовке адаптированных учащихся к вузовской системе. В условиях школьного обучения  эта цель достигается через создание условий для развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня.

     Важную роль в развитии и реализации творческих способностей школьников играет научно- исследовательская деятельность. Наиболее удачной формой ее организации, на мой взгляд, является научное общество учащихся. Это своего рода деловая игра для старшеклассников, которая направлена  не только на формирование у них навыков и приемов  научной деятельности, но и на приобретение ими огромного социального опыта. Главная задача НОУ- дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с

    учетом индивидуальных способностей и склонностей, реализуя при этом  главное правило- в работе с учащимися никакого принуждения.

    Слайд 4 ( нормативно- правовая база)

     С чего начинать исследовательскую работу? Во- первых, с создания нормативно- правовой базы.

                    В целях обеспечения целостности и теоретической обоснованности формирования и развития творческих способностей учащихся создана система внутришкольных нормативных, методических, управленческих документов. В данную систему входят образовательная программа школы, положение о научном обществе, положение о конференции проектных и исследовательских работ учащихся, учебные и методические пособия. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских и проектных работ.

    Слайд 5 ( изменения в организации)

            Характерной особенностью преобразования в системе управления исследовательской деятельностью в СОШ №5 является систематизация работы научно- методического совета, совета НОУ и организации постоянно действующего методических  семинаров по данному направлению.

    Слайд 6 ( условия)

    Для занятий исследовательской и проектной деятельностью в школе должны быть созданы определенные условия : педагогические, методические, психологические, информационные, организационные, финансовые.

    Я более подробно остановлюсь на методических и психологических условиях, созданных в нашей школе.

    Слайд 7,8 ( методич. Условия)

    Не маловажным фактором в нашей школе считают обучение педагогов, мотивация их на на организацию исследовательской деятельностью. Для этого в  школе проводятся методические семинары, конференции, круглые столы и другие формы работы с педагогами.  Хорошим подспорьем в обучении педагогического коллектива является серия семинаров, проводимых в рамках работы областной опытно- экспериментальной площадки. С 2007 года школа работает над темой «Формирование продуктивного мышления учащихся профильных физико- математических классов», которая сама является благодатной для организации исследовательской деятельности школьников и педагогов.

    Овладению методами исследовательской деятельности способствуют постоянно действующие методические семинары.

    Только в этом учебном  году проводились методические семинары по темам:

    1. Исследовательская деятельность учащихся – октябрь 2010 г.
    2. Проектная деятельность учащихся – декабрь 2010 г.

    с привлечением преподавателя ВИПКРО Фуфыкина В.Н. при активном участии всех педагогов школы. 10 февраля 2011 года  проведен методический семинар по теме «Оценка исследовательских и проектных работ учащихся». На этом семинаре совместно с преподавателем ВИПКРО Фуфыкиным В.Н. педагоги школы разработали новую систему оценивания работ учащихся.  ( есть листы оценивания)

    Слайд 9 ( психологич. Условия)

    Психологические условия в школе создаются под руководством опытного психолога школы Смирновой Ирины Александровны, которая также является  ведущим  работником психологического центра «Апельсин». Ирина Александровна проводит диагностику с учениками  и преподавателями, оказывает психологическую помощь.

    Слайд 10 (исслед. Работа в школе)

    Почвой для участия школьников в исследовательской  работе служат введенные в учебный план школы, в ее вариативную часть, факультативные и элективные курсы. Учебный план сформирован так, чтобы курсы и факультативы, введенные в него , способствовали  активизации исследовательской работы учащимися. Сквозной курс РТМ ( Развитие творческого мышления  по авторской программе учителя математики Шубы М.Ю. ) способствует мотивации школьников к исследовательской деятельности. В 7, 8 классах уже традиционно вводится по 1

    часу в неделю на  факультативный курс «Физика в самостоятельных исследованиях» и это дает в дальнейшем положительные результаты. Исследовательская работа продолжается и в летний период. Плодотворно ей занимаются в загородном оздоровительном лагере «Сосновый бор» через систему дополнительного образования.

    Слайд 11 ( формы работы НОУ)

                       Вовлечению учащихся в школьное научное общество способствует участие в различных конкурсах, соревнованиях.

    Формы организации работы НОУ:

    - научные кружки, факультативы, практикумы и др.

    - олимпиады по различным областям знаний, интеллектуальные конкурсы, марафоны, игры

    - индивидуальная и групповая научно- исследовательская работа

    - научно- практические конференции

    - семинары по обучению навыкам интеллектуально- творческой, научно- исследовательской деятельности

    - презентация материалов исследовательских работ

    На научно- практических конференциях ученики получают возможность публичного выступления перед большой, серьезной аудиторией, учатся вести диалог с оппонентами. Начиная с неуверенности, волнения на первых шагах на школьном уровне и набираясь опыта, ученики становятся более уверенными, убедительными, выступая на районных территориальных собраниях, телевидении, на Всероссийских конкурсах.

                 При защите работ на научно- исследовательских конференциях ученики довольно  активно  стали представлять презентации, использование которых  позволяют делать работу более эффектной, понятной, логичной. Опыт показывает эффективность использования такой практики. При  подготовке презентации у учащихся повышается  требовательность и ответственность к уровню выполняемой работы  учащимися. 

    Слайд 12 ( наши достижения)

    Школьные научно- практические конференции- первая ступенька в развитии исследовательских, научно- практических компетенций учащихся. Обучающиеся школы ежегодно успешно участвуют в районных, российских научно- практических конференциях.Например, за последние  годы :       2008, 2009  год дважды становились призерами районной научно- практической конференции «Юность будущему» ( учитель Фонова Н.Л.)   2009-2010 учебный год

    - Победители районного конкурса социальных проектов ( учитель Лапшина Л.Н.)

    -Всероссийский заочный конкурс «Познание и творчество» в рамках программы «Интеллектуально- творческий потенциал России»- ученик 8 класса стал лауреатом этого конкурса на секции физики

    - Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Центральном Федеральном округе» ученик 8 класса Шкурин Михаил занял 3 место ( учитель Киселев А.В.)

    _ Всероссийское соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» 3 место ( учитель Киселев А.В.)

    2010-2011 учебный год

    - районный конкурс исследовательских работ по экологии – 3 место( учитель Спрыгина И.В.)

    - Соревнование молодых исследователей программы «Шаг в будущее» - региональный этап , который состоялся в октябре, в МФТИ им. Баумана, ученик 9 класса занял 2 место ( учитель Киселев А.В)

    Замечу также, что молодые специалисты также стали проявлять себя в исследовательской работе с учащимися.

    Слайд 13 ( презентация опыта)

    Но развитие  творческой среды невозможно без развития учительского потенциала, так как только учителя- новаторы, высокопрофессиональные, неравнодушные и креативные в педагогике люди, восприимчивые к инновациям способны осуществить успешное сопровождение выявления и развития одаренности учащихся.

    Учебно- методическая поддержка  педагогам школы оказывается достаточная, и сами педагоги презентуют свой опыт  работы: в этом учебном году на семинарах и курсах повышения квалификации в ВИПКРО, методических районных объединениях, территориальных родительских собраниях. В декабре 2010 года двое педагогов школы принимали активное участие  во Всероссийском форуме руководителей, педагогов и школьников инновационных образовательных учреждений  общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» по теме «Исследовательская деятельность как инновационная образовательная технология» и получили благодарности за организацию и проведение исследовательской работы с учащимися. Свой опыт работы  учитель математики Шуба М.Ю. представлял в г. Москва на Всероссийском съезде учителей математики ( октябрь 2010 г.) и получил сертификат МГУ им. М.В. Ломоносова.

    В настоящий момент в ученической среде прослеживается повышение интереса к исследовательской деятельности. Этому способствует деятельность научного общества и руководство им со стороны педагогов. За активное участие в исследовательской работе учащиеся награждаются грамотами и благодарностями. Также отмечаются на общешкольной конференции всего школьного сообщества. Эту конференцию традиционно ежегодно проводим  в Доме искусств в конце учебного года.

    Слайд 14 ( полож. И отр. Стороны)

                 Исследовательская деятельность требует много физических и моральных затрат, но имеет большое значение в учебно- воспитательном процессе. В ходе разработки той или иной темы учащиеся значительно расширяют свой кругозор, совершенствуют такие навыки, как конспектирование материала, выделение главного и второстепенного, анализ отобранных фактов, подготовка самостоятельных аргументированных выводов. Эта работа существенным образом влияет на развитие речи, мышления памяти у ребят. Просто написать исследование- недостаточно, его

    нужно представить и защитить. А для этого необходимо хорошее знание материала, свободное владение речью и достаточно высокая скорость мышления.

    Исследовательская работа- это деятельность, в ходе которой учащийся занимается не только самообразованием, но и формируется как личность. Воспитательный момент  неотрывно сопровождает весь познавательный процесс, начиная с определения темы исследования и заканчивая защитой готовой работы. Учащиеся, систематически занимающиеся исследовательской  работой, как правило успешно поступают и обучаются в ВУЗах,  в которых также продолжают заниматься исследовательской работой.

    Например, выпускник 2007 г. Харитонов Сергей, студент  МВТУ им. Баумана занимается научно- исследовательской работой. В этом учебном году он занял 1 место в конкурсе исследовательских работ университета и будет представлять свою работу на Всероссийском уровне.

    Занятия исследовательской работой имеют свои положительные и отрицательные стороны.

    К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:

    - рефлексивные умения

    - поисковые (исследовательские) умения

    - навыки оценочной самостоятельности

    - умения и навыки работы в сотрудничестве

    - коммуникативные умения

    - презентационные умения и навыки.

    Негативные стороны:

    - неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы

    - риск неудачного окончания работы

    - повышение эмоциональной нагрузки как на ученика, так и на преподавателя

    - невозможность включения значительного числа учеников в исследовательскую работу.

    Слайд 15

    Занятие исследовательской деятельностью- это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить образование в ВУЗах. Обществу нужны высококвалифицированные специалисты, которые, используя свой потенциал, заложенный еще в образовательном учреждении, смогут развивать научные знания. Таким образом, научно- исследовательская подготовка учащихся СОШ №5- это одно из необходимых условий подготовки такого выпускника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль семьи в становлении личности

    Нередки непонимания в семье между детьми и родителями. Данный материал во многом поможет разобраться....

    Роль языка в становлении личности ребенка

         О, язык родной, певучий! О, родительская речьЧто еще на свете знал я, что сумел я уберечь?    Колыбель мою качая, тихо-тихо пела мать,      ...

    Роль учителя в становлении личности ученика

    В работе рассказывается о деятельности учителя, о влиянии личности преподавателя на формирование личности ребенка. Эссе написано на личном опыте автора....

    "Детский коллектив и его роль в становлении личности школьника"

        Детский коллек­тив — основная база накопления детьми позитивного социаль­ного опыта. Опыт приобретается воспитанником в семье, через общение со сверстниками в неорга...

    Проект : "Роль христианства в становлении личности и государства."

    Наша история не так  стара, как думают одни, началась гораздо позднее начала христианской  эры; но она и не так запоздала, как думают другие: около половины IX в. она не началась, а уже имел...

    Роль самооценки в становлении личности

    В статье рассматриваются некоторые эффективные приёмы оценки и самооценки деятельности ученика, разработанные автором и успешно применяемые на уроках....

    Презентация к родительскому собранию "Книга и её роль в формировании личности ребёнка"

    Презентация к родительскому собранию "Книга и её роль в формировании личности ребёнка"...