ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ
статья (10 класс) на тему

Заморовская Татьяна Ивановна

В данной статье представлен опыт работы с одаренными детьми МКОУ "Сорочинская СОШ" в рамках школьного научного общества учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_deyatelnost._mnpk_zamorovskaya_t.i.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ШКОЛЬНИКА КАК СРЕДСТВО

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ЛИЧНОСТИ

(На основе опыта работы МКОУ «Сорочинская СОШ»)

                                                                Т.И. Заморовская,

 руководитель школьного НОУ,

МКОУ «Сорочинская СОШ»

Калачинского района

Омской области

Одним из средств самореализации личности школьника является исследовательская деятельность. Один из показателей личностного роста – развитие одаренности. «Развивая себя, развиваешь общество» - тезис, отражающий признак нового соцзаказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и ситуаций. [5]

Поиски способов разработки образовательных моделей, направленных на выполнение нового соцзаказа, ведутся в различных школах. Наша школа – не исключение. Учитель не может быть человеком не творческим, его не могут не волновать проблемы приложения сил одаренных детей. Поэтому основной  принцип работы с детьми - «Каждый талантливый ребенок должен быть замечен и поддержан» [1]. Главная задача педагога - создать каждому ребенку равные стартовые возможности для проявления одаренности. 

С целью создания условий для творческой самореализации детей в школе успешно реализуется комплексно-целевая программа «Одаренные дети». Выявление одаренных детей проводится уже на первой ступени обучения школьников, на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, мышления. С этими детьми проводится целенаправленная работа. В 5 - 9 классах способности учащихся развиваются и совершенствуются, а к 10-11 классам происходит формирование и развитие неординарных способностей ребенка.

Стремление учащихся более полно реализовать свои внутренние возможности исследователей привели к созданию в школе научного общества учащихся «Поиск». Разработана нормативно – правовая база. НОУ насчитывает 40 учащихся. Избраны руководители 10 секций,  составлены планы работы каждой секции.. Руководят секциями квалифицированные, увлеченные люди. Экспертный совет НОУ изучает исследовательские работы и допускает их к участию в конференции. В центре  процесса   лежит  личность ученика. Поэтому за основу взяты слова В. Сухомлинского: «К школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»[4].

Основные требования  к исследовательской работе заключены в словесной формуле -  «шесть П»: проблема - планирование - поиск информации -  продукт – перспектива - презентация.  Организация процесса познания именно таким путем завершается  практическим результатом, который можно увидеть,    осмыслить, применить в практической деятельности.  Руководитель секции организует процесс развития так, чтобы новые знания были открыты в процессе собственной деятельности. Следовательно, сначала он формирует интерес, потом создает ситуацию успеха (учит добывать новые знания и приобретать умения, затем учит наглядно демонстрировать полученные результаты), а после контролирует прирост знаний и умений ребенка. [2] Учитель - исследователь  учит школьников работать с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Он планирует работу так, чтобы  ребёнок почувствовал себя исследователем. [3]  Из носителя готовых знаний творческий учитель превращается в организатора и соучастника увлекательной поисковой, исследовательской работы. В  позиции сотрудничества учитель не навязывает свои идеи, а провоцирует познавательную самостоятельность и творческую активность.   Он применяет  коллективные и индивидуальные формы работы.

Как результат готового продукта создаются сборники стихов, сказок, рассказов, буклетов. Выпускаются газеты, создаются проекты, исследовательские работы.  Школьники участвуют в сетевых проектах, в НПК различных уровней; публикуют свои работы во Всероссийских журналах и областных газетах; посещают музеи, театры, научные учреждения, библиотеки, выставки и другое.

Научное общество учащихся явилось   самой результативной формой работы с одаренными детьми. За 10 лет работы школьного НОУ написано  210  исследовательских работ; подготовлено 145 лауреатов районной НПК, 55 лауреатов региональной конференции; 6 стипендиатов Губернатора Омской области; 2 ученика получили право побывать на Президентской елке.   Написаны серии исследовательских работ по краеведению, и для музея школы  созданы брошюры по темам: «Педагог в истории Сорочинской школы», «История исчезнувших деревень», «Дети войны» и многие другие.

Занимаясь исследовательской работой, ученики раскрывают свои лучшие, неожиданные качества, порой, скрытые в обычных учебных ситуациях. Самообразование для них становится естественной потребностью. Работа в НОУ укрепляет веру учащегося в собственные силы, в способность самостоятельно решать жизненные проблемы. Занятия исследовательской работой, участие в творческой деятельности дает возможность осознать свою значимость, принадлежность к творчеству, к большой науке, готовит личность, способную саморазвиваться и самосовершенствоваться. Потребность в выявлении «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» существует в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование самого общества [3].

Список использованной литературы:

  1. Ахметова Д. «Уникальным может стать каждый». Ж «Народное образование» №7 1995 г. С-25
  2. Богоявленская Д.Б. Исследовательская деятельность как путь развития творческих способностей. /Сб.ст. - М., 2006. - С. 44-50.
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: Вербум-М, 2001.С-48 
  4. Лебедева В.П., Попов В.Ч. «Учителю об одаренных детях». М.: 1997 г.
  5. Савенков А.И. «Одаренный ребенок в массовой школе». М.:, 2001г. Библиотека журнала «Директор школы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс«Исследовательская деятельность – как метод воспитания креативной личности».

В данном материале ведётся исследовательская работа учащихся над решением задач на построение. Разбирается решение одной из таких задач и защищается проект учащимися " Построение правильного пятиуголь...

Исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности

Исследовательская деятельность учащихся -  составная часть обучения и воспитания  нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творче...

Представление опыта по теме "«Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности»

Представлен опыт работы учителя по теме: «Применение технологии проектно-исследовательской деятельности школьников в урочной и внеурочной деятельности» на примере предмета "физик...

Проектно-исследовательская деятельность школьника, залог успешной профориентированной личности.

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовании. Показана практическая сторона: ученик учится и на основе интереса и практики погружается в начало своего ...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

Исследовательская деятельность школьников на уроках географии и во внеурочной деятельности

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким же широким, как геофафия, диапазоном межпредметных связей, имел та­кое разнообразие форм н средств обучения, которые не всегда, к с...

«Научно-исследовательская деятельность школьников по биоэкологии» (внеурочная деятельность) 5 класс

Программа «Исследовательская деятельность» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образования, ...