Проектно-исследовательская деятельность школьника, залог успешной профориентированной личности.
статья по биологии (10 класс) на тему

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовании. Показана практическая сторона: ученик учится и на основе интереса и практики погружается в начало своего дела жизни. Образование в 21 веке должно готовить ученика, обладающего не только необходимыми знаниями, но и приобрести качества, позволяющие ему уверенно чувствовать в самостоятельной жизни. Главное, учащиеся, самостоятельно добывая необходимую информацию, учатся мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема публикации: Проектно-исследовательская деятельность школьника, залог успешной профориентированной личности.

Омельченко Юлия Евгеньевна, je.omelchenko@72mail.ru

Учитель биологии МАОУ «Гимназия имени Н. В. Пушкова» г. Москва, г. Троицк

Аннотация.

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовании. Показана практическая сторона: ученик учиться и на основе интереса и практики погружается в начало своего дела жизни. Образование в 21 веке должно готовить ученика, обладающего не только необходимыми знаниями, но и приобрести качества, позволяющие ему уверенно чувствовать в самостоятельной жизни. Главное, учащиеся, самостоятельно добывая необходимую информацию, учатся мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в группе.

В последние годы цели общего образования в целом, и в том числе биологического образования, претерпели ряд существенных изменений ввиду того, что одной из основных особенностей современного образования стала направленность на удовлетворение образовательных потребностей и интересов личности. Именно поэтому общеобразовательная школа сегодня ориентирована на то, чтобы подготовить выпускника любой ступени к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях современного общества [2].

           Настоящий момент российского образования характеризуется развитием в условиях новой системы ценностей глобального общества, социально-экономических изменений, внедрением федерального государственного образовательного стандарта на всех уровнях.

Стремительные изменения в обществе и экономике требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Исследовательская деятельность – своего рода интегративный феномен, так как обладает способностью к самоорганизации, вызванной логикой научного исследования и личностным отношением к исследуемой проблеме. Важно отметить, что целью исследовательской деятельности в школе является главным образом не только конечный результат, а сам процесс, в ходе которого ученик учится и на основе интереса и практики погружается в начало своего дела жизни [1].

Проектная деятельность в России связана с именем П. Ф. Каптерева. Интерес к проектам по биологии проявляли биологи и учёные А. Летягин, А. А. Лобжанице.

 В нашей стране проектной деятельностью занимался русский педагог П. Ф. Каптерев. Современные учёные  трактуют учебный проект  как, «одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [3].

Традиционно учеными выделяются следующие этапы работы над проектом:

1. Обоснование проблемы. 2. Постановка цели и задачи в процессе работы над проектом. 3. Планирование предстоящих действий. 4. Подготовка выполнения проекта.

 5. Защита проекта. 6.Оценка результатов деятельности. Так, при изучении темы «Развитие жизни на Земле» в 9 классе у некоторых учащихся большой интерес вызвала проблема, существуют ли  прямые потомки вымерших трилобитов. Это и определило желание отдельных учеников поработать над учебным проектом. Так как на изучение биологии  в 9 классе отводится всего 2 часа в неделю, то более углубленно изучить заинтересовавшую учащихся тему не можем. Поэтому было решено, что работу над проектом будет осуществляться во внеурочное время, установленные расписанием часы. Совместно были рассмотрены разные варианты темы проекта. В результате дискуссии, была определена тема: «Через прошлое в настоящее». Цели и задачи работы над проектом были сформулированы совместно, так как навыков работы над проектом недостаточно. Целью работы над проектом стало: Изучить геологическое прошлое реки Волхов в Ленинградской области и показать палеофауну места на примере образцов из собственной коллекции. Исходя из этого были поставлены и задачи: Изучить научную литературу по данной теме, определить исторические места палеофауны. Показать свою коллекцию окаменелостей и наглядно продемонстрировать их значимость. Воспитывать активную жизненную позицию, ответственное отношение и гордость к историческому прошлому.

Члены группы работали сообща, самостоятельно осуществляли поиск информации в школьной и городской библиотеке, использовали интернет ресурс. Так же были назначены часы консультаций. На консультациях рассматривались вопросы, трудности, возникшие в процессе подготовки теоретической части. Самое главное, изучив историю, мы определили место и приняли решения выезда на место. Сбор материалов для исследовательской работы проводила лично в течение двух лет. Место проведения исследования: Берега Волхова ниже и около Старой Ладоги. Оборудование: Научно-литературные источники, зубило, молоток, фотоаппарат, гравер, клей, лак. Самая активная участница, имеет свою коллекцию трилобитов мира, есть Марокканские и Российские образцы. Проведя большую работу, было доказано, что наши образцы ни чем не уступают зарубежным, что позволило проявить патриотизм и любовь к родине.

На заключительном этапе работы над проектом учащиеся выступали на общешкольной неделе науки с докладом, смогли также продемонстрировать наш проект во Всероссийском Экологическом конкурсе «Отечество», дошли до финала и попали в пятерку лучших по России. Таким образом, использование во внеурочное время проектной деятельности является результативной, так как даёт возможность более углубленно изучить, рассмотреть заинтересовавший вопрос. Учащиеся, самостоятельно добывая необходимую информацию, учатся мыслить, находить и решать проблемы, учатся взаимодействовать друг с другом, работать в группе.

 Ребята принимали участие во многих конференциях по краеведению и стали победителями окружного конкурса проектных и исследовательских работ «Ты - Человек! И ты за всё в ответе!

А так же победителем «V- Московского городского конкурса социально значимых экологических проектов школьников».

                                                       Литература.

1.Лазарев В. С. Формирование познавательных действий в учебной деятельности // Педагогика. – 2014. – № 6. – С. 3–12.

 2.Левченко А. Л. Совершенствование процесса обучения биологии в условиях реформирования школьного образования. / Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития: сборник статей/ [отв. ред. В. П. Разаханова]. СПб. – Махачкала, 2013. С. 119–123.

3.Подгузова Е. А. Организация проектной деятельности по биологии во внеурочное время // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 74-75. — URL.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье школьников – залог успешного обучения

Основные направления работы школы. Презентация заместителя директора по УВР Морозова Т. В....

ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях социально – экономических преобразований современной России особое значение имеют вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирование здорового образа жизни....

Внеурочная деятельность, как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса.

1 слайд: Внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса. 2 слайд: —Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощ...

Общественно-полезная деятельность - как залог успешной социализации обучающихся-сирот

В данной статье автор делится опытом социальной адаптации учащихся-сирот. Данная деятельность проходит в рамках воспитательного плана Сагкт-Петербургского Государственного Профессионального Образовате...

Здоровье школьника - залог успешного обучения

Цель деятельности педагога по формированию здорового образа жизни обучающихся....