Общественно-полезная деятельность - как залог успешной социализации обучающихся-сирот
статья по психологии

Игнашина Наталья Анатольевна

В данной статье автор делится опытом социальной адаптации учащихся-сирот. Данная деятельность проходит в рамках воспитательного плана Сагкт-Петербургского Государственного Профессионального Образовательного Учреждения "Академии индустрии красоты "ЛОКОН".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл siroty.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

Ignashina N.A. SOCIALLY USEFUL ACTIVITY AS A PLEDGE OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF ORPHAN STUDENTS. This article the author shares the experience of social adaptation of orphan students. This activity takes place within the framework of the educational plan of the educational institution.

Key worlds: adaptation, socialization, professionl education system, educational plan.

Игнашина Н.А., педагог-психолог «Академия индустрии красоты «ЛОКОН», Санкт-Петербург, E-mail: nataklok@yandex.ru

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - КАК ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ-СИРОТ

В данной статье автор делится опытом социальной адаптации учащихся-сирот. Данная деятельность проходит в рамках воспитательного плана образовательного учреждения.

Ключевые слова: адаптация, социализация, система профессионального образования, воспитательный план.

       В настоящее время в России проблема воспитания детей-сирот и детей,  кто остался без попечения родителей весьма актуальна. Наше государство предоставляет детям-сиротам достаточно прав, гарантий и всевозможных льгот. Однако, сироты в нашей стране до сих пор остаются одной из самых незащищенных социальных групп.

     Существуют механизмы повышения социального статуса и защищенности сирот. К одному из наиболее эффективным, пожалуй,  можно отнести возможность  получения ими бесплатного профессионального образования, а также социальных льгот.

      Подтвержденный  факт, что многие дети-сироты не могут успешно адаптироваться в жизни и не в состоянии решить самых обыденных проблем, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых.  

     Среди таковых - трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта, составлением и соблюдением бюджета, отстаиванием своих юридических прав.

Таким образом, адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  их личностное и профессиональное самоопределение, социально-правовое сознание, гражданская позиция-систематизация всей работы по социальной поддержке, является важнейшей  целью  при воспитательной работе с сиротами.

Одним из направлений деятельности в воспитательной работе с сиротами является социально-педагогическое сопровождение.

Оно включает в себя осуществление  комплекса мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите детей-сирот и детей,  кто остался без попечения родителей.

СПБ ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»  является учреждением, для которого характерна большая социальная открытость, что способствует интеграции и развитию самостоятельности, во многом благодаря высокому профессиональному уровню педагогического коллектива.

Несмотря на это, в числе одной  из основных самых острых проблем при работе с сиротами является проблема взаимоотношения в системе взрослый (педагог) и обучающийся.

Взаимодействуя с такими учащимися, следует понимать - это не простые дети : как правило, с неуравновешенной психикой, конфликтны, эмоционально неустойчивы, на замечания могут реагировать неадекватно – идет неприятие форм педагогического воздействия, враждебное восприятие окружающего мира, которое  проявляется сопротивлением к общепринятым требованиям.

Начиная работу с обучающимися - сиротами, необходимо помнить, что им не нужна жалость, им нужна помощь в преодолении трудностей, которые возникают в процессе адаптации в новом коллективе, сообществе. Нужна не только педагогическая и психологическая поддержка, но и стимулирование того, что проблемы можно и нужно решать вместе, но не вместо них самих.

СПБ ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»  проводит  огромную воспитательную работу согласно утвержденному плану.

В рамках такой воспитательной работы с сиротами в нашем учебном заведении можно выделить следующие направления:

Гражданско-патритическое воспитание.

 Помимо интересных тематических классных часов, лекций, интерактивных занятий, особое место здесь занимает спортивно-патриотические мероприятия. Уже стало традицией совместное проведение соревновательно-дружеских игр между учащимися «Академии индустрии красоты  «ЛОКОН» и Радиотехнического колледжа.

Для лучшей адаптации, формирования навыка здорового образа жизни – обучающиеся - сироты участвуют  в спортивных секциях, и, как результат,  становятся победителями различных соревнований.

Духовно-нравственное воспитание. 

Учащиеся-сироты регулярно принимают участие в благотворительной акции «Солнышко в ладошке», организованных выездах в детские дома, где студенты проводят мастер-классы, общаются с детьми – плетут косы, делают аквагрим, дарят подарки и просто приносят радость.

Профилактическая работа. 

Суть воспитательной работы данного направления-создание условий, обеспечивающих физическое и духовное здоровье молодежи, формирование у обучающихся ориентации на здоровый образ жизни (профилактика наркомании, алкоголизма, курения).

Со студентами проводится большая работа -  как в групповых, так и индивидуальных беседах. Активно используется методы убеждения.

С сиротами, как и с остальными обучающимися, проводится весь спектр воспитательных мероприятий, консультаций по профилактике употребления ПАВ и против вредных привычек с использованием средств массовой информации, раздачи буклетов, наклеек, памяток. В этом взаимодействии нам помогает инспектор ОДН, специалисты Городской наркологической больницы и КЦСОН Красносельского района Санкт-Петербурга.

Профессиональное становление. 

Обучение в «Академии индустрии красоты «ЛОКОН»  сегодня – это осознанный выбор профессии вчерашнего школьника. Многие из учащихся пришли сюда сознательно, по стопам родителей или просто из любви к труду.  

 Уже с первых дней обучения, студенты во время «Дня открытых дверей»  вместе с педагогами проводят мастер-классы по тематическим направлениям, где с большим  удовольствием принимают участие учащиеся школ города. Так обучащиеся  мотивируют новое поколение на поступление в «Академию индустрии красоты «ЛОКОН».

Социальное партнерство. 

Здесь хочется сказать о взаимодействии с КЦСОН Красносельского района, Василеостровским Домом молодежи, а также Дворцом учащейся молодежи Санкт-Петербурга.

 На постоянной основе, учащиеся-сироты «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» принимают участие в многочисленных мероприятиях и праздниках, устраиваемых  для воспитанников детских домов, школ - интернатов и детей, оставшихся без попечения родителей.

Особенным детям очень нравится теплое общение со студентами – и те и другие получают заряд энергии и положительные эмоции в процессе общения.

Важным аспектом во взаимодействии является плодотворное сотрудничество с таким социальным партнером, как Фонд содействия парикмахерскому искусству и декоративной косметике под руководством Д.В.Ершова (выпускника «Академии индустрии  красоты «ЛОКОН»).

Поистине, самый большой вклад вносят учащиеся-сироты колледжа во время проведения Международного Фестиваля красоты «Невские берега», президентом которого также является Д.В. Ершов.

В рамках Фестиваля «Невские берега» проходит международный чемпионат
по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике. Более 1500 участников чемпионата и более 600 призовых мест.

       Студенты ежегодно не только принимают участие в конкурсной программе Чемпионата, но и активно «болеют» за своих одногруппников В 2019 году воспитанники  «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» завоевали 100 наград!

Обучащиеся во время проведения мероприятия (среди них большое количество  сирот) все эти дни живут атмосферой конкурса, отдают частичку своей души, энергии - они представляют собой часть большого и праздничного Фестиваля красоты.

     Данное мероприятие способствует сплочению обучащихся, оставшихся без попечения родителей, взаимовыручке и развитию таких качеств как ответственность, чувство долга, воля к победе, креативность, внимательность и чуткость.

Практически все сироты «Академии индустрии красоты «ЛОКОН» – это социальные сироты, чьи родители лишены родительских прав. Большинство из них уже совершеннолетние, казалось бы, взрослые люди.

Однако, сложно говорить о том, что они социально активны, удовлетворены своим социальным статусом, психологически готовы к самостоятельной жизнедеятельности и имеют позитивно ориентированные жизненные планы.

Таким образом, участие студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных мероприятиях, содействует их полноценному развитию. Обучающиеся, включенные в коммуникативные отношения, получают возможность в процессе общения и совместной деятельности в дружественном коллективе формировать свой собственный взгляд на мир и его ценности, накапливать бесценный жизненный опыт.

 Они учатся воспринимать и принимать себя такими, какие они есть, компенсируя проблемы в развитии приобретенными знаниями и умениями, учатся выстраивать межличностные отношения.

Процесс социализации сирот учебных заведениях системы среднего профессионального образования будет более эффективным, если научить их методам активного самопознания и объективного самосознания, самооценки личностных свойств и качеств, сформировать умения и навыки составления программы самовоспитания, целеполаганию.

Таким образом, одной из задач педагогического коллектива «Академии индустрии красоты «ЛОКОН»  в целом является   социальная адаптация сирот и формирование у них социальной зрелости – создания благоприятных условий для развития рефлексивных способностей обучающихся и построения осознанной, непротиворечивой системы ценностных ориентаций.

В итоге благодаря воспитательной работе по адаптации, проводимой «Академией индустрии красоты «ЛОКОН» учащиеся-сироты более легко и гармонично проходят не простой для них процесс адаптации.

Библиографический список:

  1. Кривцова А.С., Хухлаева О.В. Этнопедагогика, 2014
  2. Забрамная, С. Д. Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей к системному школьному обучению Текст. / С. Д. Забрамная // Дефектология. 1996, - № 1
  3. Морева Н.А. Педагогика СПО. Том 2 Теория воспитания, 2008
  4. https://nevberega.ru/o-festivale/press-reliz-festivalya-nevskie-berega-november-2019/

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Внеурочная деятельность, как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса.

1 слайд: Внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса. 2 слайд: —Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощ...

Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

В настоящей работе говорится о роли трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности, раскрывается опыт включения учащихся в общественнополезную трудовую деятельность....

Социальная активность родителей как залог успешной социализации детей.

В статье поднимаются вопросы общественной активности родителей....

Проектно-исследовательская деятельность школьника, залог успешной профориентированной личности.

Статья посвящена проектно-исследовательской деятельности школьников в современном образовании. Показана практическая сторона: ученик учится и на основе интереса и практики погружается в начало своего ...

Родительское собрание: «Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника»

laquo;Семейные традиции – залог успешной социализации современного дошкольника». Способствовать формированию интереса к семейным традициям и обычаям; развитие партнерского отношения...

Районный семинар « Проектная деятельность как фактор успешной социализации обучающихся»

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого–педагогического сопровожденияАдмиралтейского района Санкт–Петербурга (ГБУ ДО ЦППС Адмиралтейского...