Главные вкладки

    Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)
    статья по теме

    Шкуро Валентина Борисовна
    В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходимость проведения педагогической диагностики. Показан итог многолетней системной работы по воспитанию умственно отсталых учащихся, дающей возможность им успешно адаптироваться в социуме. Думаю, что публикация будет интересна учителям и воспитателям специальных коррекционных школ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sayt-2.docx70.53 КБ

    Предварительный просмотр:

            СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –

    ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

    ВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

    (Из опыта работы классного руководителя)

            Меня назначили классным руководителем пятого класса, в котором было 10 человек. Все дети с разными уровнями интеллектуального, физического и психологического развития. Их первая учительница – опытный педагог Н. В. Рогачёва – в результате упорной кропотливой работы сумела привить детям навыки учебной деятельности, научила трудиться. В классе было много сильных учеников, однако каждый ребёнок существовал сам по себе. 

              Познакомившись с индивидуальными особенностями детей, понаблюдав за их нравственно-этическими проявлениями в поведении и в отношении друг с другом и с окружающими людьми, я поняла, что главной задачей является создание классного коллектива, в котором было бы комфортно каждому ребёнку. Замечательно, что воспитатель, которая вела детей с первого класса, осталась с ними. Это значительно облегчило адаптацию детей к новым условиям учёбы.

              Основной целью, которую я поставила перед собой, как классный руководитель, было создание благоприятных условий для формирования личности ребёнка. Определила основные задачи, содержание, формы и методы работы. Нашла понимание у воспитателя. Работали в тесном контакте, ибо знали, что отсутствие единых требований – зло, которое, хотим мы этого или нет, рождает у ребёнка приспособленчество и двоедушие.

              К шестому классу у нас осталось 8 человек: 4 девочки и 4 мальчика (двое были переведены в другую школу). В таком составе дошли до 9 класса.

              Работа классного руководителя предполагает выполнение следующих функций: аналитической, организационно-координирующей и коммуникативной. Конечной целью является создание модели выпускника, дающей возможность успешно адаптироваться в социуме. Добиваясь решения поставленной задачи, я использовала различные формы и методы работы. Это  классные часы и коллективные творческие дела, беседы о культуре общения и поведения, о соблюдениях норм элементарной нравственности во взаимоотношениях и походы,  соревнования и коммуникативные тренинги,  встречи с интересными людьми и шефство над ветеранами. Наиболее эффективным средством развития детского коллектива считаю коллективную творческую деятельность. Именно через неё происходит развитие коллективистских основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного гражданского отношения к другим людям, к окружающему миру.

             .В старших классах работу строила на основе Программы по развитию социализации учащихся, которая включала в себя такие направления, как становление жизненной перспективы, формирование положительного отношения к труду, развитие социальных контактов. Цели Программы: конкретизация образа будущего, формирование положительного отношения к труду и стремления к самообеспечению, формирование навыков общения. Для достижения этих целей я проводила беседы на тему «Когда я стану взрослым», организовывала сюжетно-ролевые или деловые игры, моделировала различные жизненные ситуации. Мы проводили субботники и ремонтировали мебель в классе, устраивали экскурсии на производство и читали книги, проводили беседы по профориентации и практические занятия по покупке чего-либо, решали проблемные ситуации (например, как сделать ремонт квартиры) и т.д. С целью формирования навыков общения моделировали ситуации встречи и разговора со знакомым человеком в знакомой обстановке (в школьной библиотеке), с незнакомыми людьми в знакомой ситуации (приглашение в школу гостей) и общение в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми (в магазине, на вокзале). Такая целенаправленная работа на протяжении пяти лет позволила нам создать дружный, сплочённый, трудоспособный коллектив учащихся, в котором каждый его член чувствовал себя личностью.  

               Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д.Ушинский. Педагогическую диагностику можно определить как совокупность методов изучения детей в педагогических целях.     Она  позволяет объективно представить себе воспитательный процесс в целом, подвести определённые итоги и внести коррективы в дальнейшую деятельность педагога. Очевидно, что без систематического изучения детей, условий их семейного воспитания, взаимоотношений со сверстниками никакой эффективной помощи в воспитании детей классный руководитель оказать не сможет. Каждому учителю приходится подбирать диагностические методы, чтобы изучить личностные особенности коллектива.

             В своей практике я использовала наблюдения, беседы, мониторинг, опросы, проводила анкетирование и тестирование учащихся. Так, для получения сведений о динамике развития ученического коллектива за три года было проведено исследование по методике социально-психологической самоаттестации коллектива. Учащимся предлагалось оценить по 6-бальной шкале такие качества коллектива, как ответственность, коллективизм, сплочённость, организованность, контактность и открытость. Результаты полученных данных показали, что все члены коллектива обладают этими качествами.  Исследование, проведённое в 9 классе по методике, разработанной М.И.Рожковым «Изучение социализированности личности учащихся»,  позволило выявить высокий уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

               Наши воспитанники стали взрослее и самостоятельнее,  уважительнее, великодушнее и доброжелательнее  стали относиться друг к другу, научились контролировать своё поведение.  Нам удалось сформировать у них чувство любви и добросовестного отношения к труду, ответственности за порученное дело. Ребята  начали понимать роль человека в обществе и жизни, у них появился интерес к профессии и общественно полезной трудовой деятельности. И, хотя в силу своей неопытности, импульсивности, возбудимости, в трудный подростковый период они находились порой в дисгармонии с окружающим миром, с другими людьми и сами с собой, мы всё-таки старались приучить их быть воспитанными людьми, соответствовать модели выпускника, дающей возможность им успешно адаптироваться в социуме.

              Труды наши не пропали даром. Все учащиеся после 9 класса смогли безболезненно вступить в самостоятельную жизнь. Шесть человек поступили в профтехучилище, двое устроились на работу. Все эти годы я продолжаю следить за судьбой своих воспитанников. После окончания училища девочки вышли замуж, у них появились дети. Мальчики работают на производстве. В трудовых коллективах и односельчане  отзываются о них хорошо.

               Прошло три года, как мы расстались, но до сих пор существует тесная связь между нами. Ребята встречаются, часто звонят друг другу и своим наставникам: делятся радостями, просят совета, интересуются жизнью в школе. Радостно сознавать, что в успешной социализации выпускников школы есть частица и твоего труда – труда учителя, воспитателя, классного руководителя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

    СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА –ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИВОСПИТАННИКОВ КОРРЕКЦИОННОГО КЛАССА.

    « Воспитательная работа немыслима без педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях...

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

    В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...

    Статья «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида».

    Доклад  «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска коррекционной школы VIII вида» на городском семинаре классных руководителей ....

    "Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта"( из опыта работы классного руководителя 7"А" класса МОУ СШ №44 г.Волгограда)

    Целью моей воспитательной системы является воспитание социально-активной, высоконравственной, интеллектуальной и мобильной личности учащегося. В этом направлении профессиональной деятельности можно вы...

    Внеурочная деятельность, как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса.

    1 слайд: Внеурочная деятельность как залог успешной социализации воспитанников восьмого класса. 2 слайд: —Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощ...