Главные вкладки

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
    статья по теме

    Савина Елена Александровна

      В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для успешного общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_savinoy_e.a.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Савина Елена Александровна, ГБС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Бугульминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 VIII вида».

    СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

    Savina Elena Aleksandrovna

    Creating a favorable psychological climate - a guarantee of successful  correctional  training and education of students with intellectual disabilities

    «Педагог, который строит свою

    работу с учетом только внешней,

    формальной характеристики

     поведения учащегося,

     не раскрывая его содержания,

     по существу не ведает, что творит».

    С. Л. Рубинштейн.

            Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 года единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. С этого времени дети имеют свою конституцию. Её положения, по сути своей, сводятся к четырём основным требованиям: выживание – развитие – защита – обеспечение активного участия в жизни общества. Каждый из этих пунктов определен контактом ребенка с взрослым. Но контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда мы говорим о взаимопонимании и эмоциональном участии друг в друге, всегда имеем в виду диалог. Главное в установлении диалога – совместное устремление к общим целям. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различии опыта. Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется взрослый в общении с ним. Понять ученика можно гораздо лучше, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи.

            Как выйти на такой уровень общения? В работе я использую метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для успешного общения. Обучающиеся нового набора, как правило, ведут себя обособленно, с трудом контактируют между собой, нерешительные, с трудом находят темы для бесед, нет совместных интересов. На этом этапе использую игры, которые помогают в установлении контакта с воспитанниками.

    1 блок игр. Упражнения на установление эмоциональных барьеров между участниками группы (класса), учитель – ученик.

    «Узкий мостик» Учитель проводит на полу мелом прямую линию. Участникам группы предлагается попарно разойтись на этом узком мостике друг с другом, в игре принимает участие и учитель.

    «Передай по кругу» Участники игры встают в круг. Учитель просит учащихся при помощи пантомимы показать, что они что-то держат в руках. Дети отгадывают, кто что держит. После этого учащимся предлагается по кругу друг другу передать воображаемый предмет (ваза с цветами, торт, мешок, камень и.т.д.)

    «Зеркало» Ученики класса выбирают одного ученика, учитель говорит, что это зеркало, мы сейчас будем в него смотреться, что делает зеркало, то должны повторять все. Зеркальное повторение мимики, жестов, движений.

    2 блок. Приобретение опыта совместной работы всем классом, учитель принимает участие не как ведущий, а ведомый учащимися.

    «Кораблекрушение» Дети сидят в кругу. Учитель предлагает решить совместно следующую ситуацию: «Наш корабль потерпел крушение. Мы выброшены на необитаемый остров. Наша задача распределить обязанности для обеспечения жизни». Дети сообща решают, кто чем будет заниматься, какой вид деятельности будет выполнять. Учитель попутно получает информацию об увлечениях и интересах детей.

    «Семья» Учитель предлагает детям представить, что ребята класса одна большая семья, к нам пришел фотограф. Наша задача распределить роли в семье и занять места для фотографии.

    В данных играх дети приобретают опыт совместной деятельности, умению общаться между собой, находить выход из создавшейся ситуации, взаимодействуя между собой.

    Помимо диалога необходимо наличие еще одной стороны общения между взрослым и ребенком. На психологическом языке эта сторона называется принятием ребенка. Принимать – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами, категорически отказываться от негативных оценок его личности, а обсуждать только неверно осуществленное действие или ошибочный поступок.

    Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требования соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Я с самого первого урока разъясняю детям, о правилах поведения в  школе, классе. Школьник, не знающий, чего можно ожидать от учителя и что он может делать сам, начинает выяснять это методом проб и ошибок. Примерно происходит так: я сделал что-то – учитель молчит, теперь – это, тоже молчит, а вот теперь получил замечание. Значит «это» делать нельзя. Если у педагога нет четких критериев, то в следующий раз за «это» он может не сделать замечание, а сделает за «то», на что в прошлый раз не обратил никакого внимания. Например: ребенок подошёл и взял со стола, не спросив разрешения учителя,  ручку, замечания не последовало. Ученик сделал вывод: «это» делать можно. В следующий раз он может взять со стола книгу и тут возмущения и замечания со стороны учителя. Ученик в растерянности, встает вопрос: «Почему?», тогда было можно, сейчас - нельзя. И ребенок вновь будет определять возможное методом новых проб и ошибок. Я предъявляю своим воспитанникам определенную систему требований, которая распространяется на всех обучающихся.

    «Дети активные существа,… а если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.» писал  Ш. А. Амонашвилли.

            Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением выполнять совместную работу. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, взаимодействуют, но все – таки элемент соревновательности, конкурентности доминируют в совместной работе. Некоторые длительное время не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе, вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, у каждого отметить положительное личностное качество, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

    Свой первый урок с детьми нового набора я назвала - «Давайте познакомимся». Сначала рассказала немного о себе, потом предложила обучающимся сделать то же самое, задали друг другу интересующие вопросы. Далее вновь на помощь приходят игры.

    3 блок игр.  Снятие барьера при знакомстве.

    «Поём имя» Дети вместе с учителем садятся в круг. Инструкция: представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам необходимо друг с другом познакомиться. По порядку каждый пропоёт своё имя, а следом за каждым из вас имя пропоют хором.

    «Ласковое имя» Дети сидят в кругу. Инструкция учителя: вспомните, как вас ласково зовут родные и близкие. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадает, называют одно или несколько своих ласковых имен, как называют вас дома родители. В итоге обучающиеся запоминают ласковые имена одноклассников. А учитель получает информацию об отношении родителей к ребенку. Как правило. Если в семье отношения неудовлетворительные, то ребенок затрудняется назвать свое ласковое имя.

            Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому ученику хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего – глазами учителя. Отношение учителя к ученику – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети. Корректно подхожу к оценке поведения ученика и его школьных неудач. Каждый ученик индивидуален, вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния  я не выделяю кого – то из них, не подчеркиваю чью – то привлекательность, не показываю, что кто – то нравится мне больше других. Бывает, что у учителей с первых дней выделяются «любимчики» они раздают и собирают тетради, ведут контроль над поведением и дежурством, выполняют другие поручения учителя. В результате происходит расслоение класса, которое отнюдь не способствует установлению дружеских взаимоотношений между учащимися. Важная цель воспитательной работы – привить ребенку чувство, что класс, школа не являются чужой группой людей. Задача учителя быть наглядным примером отзывчивого, готового прийти на помощь.

            В создании благоприятного психологического климата в классном коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни. Из всех видов деятельности труд играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива. Совместная деятельность воспитывает у учащихся взаимопомощь, самостоятельность. Указываю ребятам на необходимость оказывать помощь слабым, учитываю темперамент и физические возможности при распределении заданий. Особое внимание при подведении итогов обращаю на то, что одному справится с работой намного труднее. В результате обучающиеся начинают осознавать важность совместной деятельности.

            Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов. Это комплекс знаний по физиологии, психологии, гигиене, педагогике, это умение увидеть и понять в каждом то - особенное, индивидуальное, что отличает его от всех. И то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.

    Литература:

    1. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Панфилова М. А.  Москва, «Издательство» - ГНОМ, 2001г.

    2. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. А. И. Захаров.    Москва, «Просвещение», 1986.

    3. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина, Москва, ACADEMA, 1999г.

    4. О восприятии и понимании ребенка. Практикум по психологии. Л. Аболин, Н. Иванова, И. Сибгатуллина, Казань – Рига 1996 г.

    5. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. Семаго Н.Я., Семаго М.М, Москва, 2000г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

    В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

    Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся и родителей с целью создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива"

    Педагогический совет "Приемы и методы взаимодействия классных руководителей, воспитателей, обучающихся  и родителей  с целью создания благоприятного психологического климата в классе и разви...

    Создание благоприятного психологического климата в классном коллективе.

    Дела? Проблемы? Всё пустое!Душа ребёнка- вот святое!Цветок в душе ещё так мал.Успей полить, чтоб не завял?Опытные педагоги утверждают, что работать с детьми становится все сложнее. В последнее время п...

    Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

    В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

    «Педагогические условия создания благоприятного психологического климата в детском коллективе»

    Для педагогов детский коллектив - одна из целей их деятельности, объект их заботы и инструмент организации и совершенствования воспитательного процесса, направленного на личностное развитие входящих в...

    Выступление на ШМО классных руководителей по теме "«Формирование благоприятного социально – психологического климата в классном коллективе учащихся »".

    Материал содержит анализ и рекомендации по созданию благоприятного психологического климата в классе, на стадии формирования классного коллективав 5 классе....