Исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности
статья по теме
Исследовательская деятельность учащихся - составная часть обучения и воспитания нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, но и предоставить всем нашим ученикам возможность самореализации в различных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности. В школе сложилась определённая система работы по данному направлению: с 2005 года действует научное общество учащихся «Прометей», которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются обучающиеся 5-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе научного общества. НОУ «Прометей» было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Первый шаг в науку
Гиниятова Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы,
руководитель НОУ «Прометей» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Набережо-Морквашская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Набережно-Морквашская средняя общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан - образовательное учреждение, где обучаются дети из разных социальных слоев и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. Это обстоятельство и потребовало от нас нового подхода к учебно-образовательному процессу, направленному не только на обучение, но и на развитие школьников.
Исследовательская деятельность учащихся - составная часть обучения и воспитания нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, но и предоставить всем нашим ученикам возможность самореализации в различных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности. В школе сложилась определённая система работы по данному направлению: с 2005 года действует научное общество учащихся «Прометей», которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются обучающиеся 5-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе научного общества. НОУ «Прометей» было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. Создание НОУ включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей республике. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура научного общества учащихся «Прометей», были определены цели и задачи НОУ. На заседании педагогического совета был принят Устав общества, подготовленный инициативной группой, разработаны локальные акты: Положение о научном обществе учеников, Положение о научно - исследовательской работе, Положение о научно-практической конференции «Тукаевские чтения». Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная для нас научно-практическая конференция «Тукаевские чтения», которая проходит в конце апреля. Начинаются «Тукаевские чтения» с пленарного заседания показом презентации «Первый шаг в науку» с лучшими работами учащихся за учебный год. После напутствий начинается конференция. Лучшие докладчики поощряются, им предоставляется возможность выступить на районной конференции. В течение учебного года в начальных классах проходят Малые научные чтения, в 5-7 классах - тематические классные часы «Наука вокруг нас». Учащиеся 8-11 классов занимаются в кружке «Юный исследователь» по программе «Основы научно-исследовательской деятельности».
Целесообразность научной работы в нашей школе пять лет назад вызывала сомнения у учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступали доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников показалась нам несостоятельной, поскольку она была основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки. Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели, но наш опыт показал, что и в процессе школьного исследования можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня. Итак, работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций. Кроме того, ученики получают дополнительную информацию, которая помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.
Следует отметить, что сегодня уже многие учителя нашей школы занимаются исследовательской работой с учащимися. Благодаря их целенаправленной работе в организации НОУ «Прометей» из 80 обучающихся нашей школы 25 занимаются исследовательской деятельностью, принимают активное участие в конференциях и конкурсах различного уровня и занимают призовые места.
Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа обучающихся к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований. В наши творческие планы входит активное сотрудничество с вузами Казани, участие в конференциях российского и международного уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/27/picture-112921-1501187868.jpg)
Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/17/picture-402456-1392629004.jpg)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовате...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-465800-1406184945.jpg)
Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.
Статья посвящена формированию творческой личности, содержит описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капи...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/22/picture-989169-1513939449.jpg)
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Статья к внеурочной деятельности...
Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника
Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/19/picture-1038650-1526687628.jpg)
Научно-исследовательская деятельность как средство формирования личности учащегося
Научно-исследовательская статья...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/18/picture-1378995-1642509081.jpg)
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся
Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...