Исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности
статья по теме

Гиниятова Наталья Аркадьевна

Исследовательская деятельность учащихся -  составная часть обучения и воспитания  нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, но и предоставить всем  нашим ученикам  возможность самореализации в различных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности. В школе сложилась определённая система работы по данному направлению: с 2005 года действует научное общество учащихся «Прометей», которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются обучающиеся 5-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе научного общества. НОУ «Прометей» было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_shag_v_nauku.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Первый шаг в науку

Гиниятова Наталья Аркадьевна, учитель русского языка и литературы,

руководитель НОУ «Прометей» муниципального бюджетного образовательного учреждения «Набережо-Морквашская средняя  общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Набережно-Морквашская средняя общеобразовательная школа Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан -  образовательное учреждение, где обучаются дети из разных социальных слоев и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. Это обстоятельство и потребовало от нас нового подхода к учебно-образовательному процессу, направленному не только на обучение, но и на развитие школьников.

         Исследовательская деятельность учащихся -  составная часть обучения и воспитания  нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творческих возможностей, но и предоставить всем  нашим ученикам  возможность самореализации в различных областях, в том числе и в научно- исследовательской деятельности. В школе сложилась определённая система работы по данному направлению: с 2005 года действует научное общество учащихся «Прометей», которым руководит Совет НОУ в рамках школьного самоуправления. Членами НОУ являются обучающиеся 5-11 классов, изъявившие желание участвовать в работе научного общества. НОУ «Прометей» было создано с целью организации учебно-исследовательской деятельности учащихся, формирования у детей исследовательского типа мышления, научного мировоззрения. Создание НОУ включало два этапа. Первый этап предусматривал знакомство коллектива школы, инициативной группы с историей создания и деятельностью подобных обществ в нашей республике. Несколько месяцев было посвящено сбору материалов, обобщению имеющегося опыта, изучению нормативных документов. В результате второго этапа деятельности оформилась организационная структура научного общества учащихся «Прометей»,   были определены цели и задачи НОУ. На заседании педагогического совета был принят Устав общества, подготовленный инициативной группой, разработаны локальные акты: Положение о научном обществе учеников, Положение о научно - исследовательской работе, Положение о научно-практической конференции «Тукаевские чтения». Главным событием и одновременно результатом работы НОУ является традиционная для нас научно-практическая конференция «Тукаевские чтения», которая проходит в конце апреля. Начинаются «Тукаевские чтения» с пленарного заседания показом презентации «Первый шаг в науку» с лучшими работами учащихся за   учебный год. После напутствий начинается конференция. Лучшие докладчики поощряются,  им  предоставляется возможность выступить на районной конференции. В течение учебного года в начальных классах проходят Малые научные чтения, в 5-7 классах - тематические классные часы «Наука вокруг нас». Учащиеся 8-11 классов занимаются в кружке «Юный исследователь» по программе «Основы научно-исследовательской деятельности».  

 Целесообразность научной работы в нашей школе пять лет назад  вызывала сомнения у учителей. В качестве основных аргументов против научных исследований школьников выступали доводы о чрезмерной перегрузке учащихся и о сомнительности новизны и научной значимости результатов таких работ. Логика противников исследовательской работы школьников показалась нам несостоятельной, поскольку она была основана на неверных посылках. Полезная, интересная и правильно организованная деятельность учащихся не создает перегрузки. Что же касается тезиса о сомнительности новизны и научной значимости результатов ученических работ, то не следует подходить к этим работам с мерками академической науки. Учебная исследовательская работа, как правило, преследует цель не достижения нового научного результата, а обучения алгоритму проведения такого исследования. Иными словами, первостепенной задачей является обучение учащихся постановке цели и поиску оптимальных путей достижения поставленной цели, но наш опыт показал, что и в процессе школьного исследования  можно получить научные данные, соответствующие требованиям актуальности, новизны и практической значимости исследования, предъявляемым к научным работам разного уровня. Итак, работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций. Кроме того, ученики получают дополнительную информацию, которая помогает им при освоении наук не только школьной программы, но и в дальнейшем обучении в высших учебных заведениях.

Следует отметить, что сегодня уже многие учителя нашей школы  занимаются исследовательской работой с учащимися. Благодаря их целенаправленной работе в организации НОУ «Прометей» из 80 обучающихся нашей школы 25 занимаются исследовательской деятельностью, принимают активное участие в конференциях и конкурсах различного уровня и занимают призовые места.

           Продолжение своей работы мы видим в привлечении большего числа обучающихся к научно-исследовательской деятельности, расширении тематики исследований. В наши творческие планы входит активное сотрудничество с вузами Казани,  участие в конференциях российского и международного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность как средство формирования ключевых компетенций учащихся.

     Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного проце...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА

    В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовате...

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.

Статья посвящена формированию творческой личности, содержит  описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капи...

Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника

Статья на тему "Внеурочная деятельность как средство формирования компетентностей личности школьника."...

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...