Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.
статья по литературе по теме

Хоменко Ольга Викторовна

Статья посвящена формированию творческой личности, содержит  описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_issled_deyatelnosti_na_nsportal.ru_.docx26.14 КБ
Файл prilozhenie_1.docx132.33 КБ
Файл prilozhenie_2.docx277.23 КБ

Предварительный просмотр:

Хоменко Ольга Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУСОШ №7 г. Североморска

Мурманской области

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности. Опыт работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»».

В наше время, когда на первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности, умение принимать собственные решения и доводить их до исполнения, обращение к проблемам использования творческих резервов мышления актуально.

К творчеству школьники приобщаются тогда, когда в обучении активно используется исследовательский метод. На примере исследовательской работы, проведенной по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», покажем, каких результатов можно достичь и к каким выводам прийти.

Начиная исследование, мы отталкивались от мысли о многогранности  творчества поэта, которое охватывает все стороны человеческой жизни. Однако, о чем бы ни писал Александр Сергеевич Пушкин, в центре его внимания были коренные проблемы общечеловеческого всемирного бытия: тема чести, связанная с выбором своего пути; проблема человека и его места в мировом порядке, связанная с поиском смысла жизни. Они тесно переплетены с другими вопросами: как определить свое место в истории? Чем руководствоваться? Каких нравственных правил придерживаться? Эти вопросы становятся особенно актуальными в смутные, переходные периоды истории, когда «мир в дороге, а не у пристани», когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы.

Вопросы: как жить? Какую дорогу выбрать? Куда идти? - были и будут всегда актуальны. Именно над этими проблемами размышляет автор в повести «Капитанская дочка». Тема дороги, выбора своего жизненного пути привлекла и внимание учеников своей злободневностью. Мы решили провести исследовательскую работу, чтобы, анализируя текст, перерабатывая монографическую и критическую литературу по этому вопросу, выяснить роль мотивов дороги в повести «Капитанская дочка».

 Начиная исследование, мы выдвинули следующую гипотезу: дорога влияет на человека, меняет его. Задались вопросом: как и под влиянием чего это изменение происходит у героев Пушкина?

 Цель и гипотеза определили задачи исследования:

  1. Уточнить значение слова «дорога» в понимании Пушкина.
  2. Проследить дороги главных героев, пути их духовного развития.
  3. Определить, какую роль играет дорога в развитии художественной идеи повести.

Эти задачи обусловили основные методы исследования: контекстуальный, сопоставительный, концептуальный.

Тема дороги - традиционная для русской литературы и для творчества А.С.Пушкина. Стихотворения «Зимняя дорога», «Бесы», «Дорожные жалобы» - все они об этом. В романтических поэмах мотив дороги связан с постоянным движением. Герой отправляется странствовать, для него дорога - символ свободы, а остановка - неволи. А как же звучит тема дороги в повести «Капитанская дочка»?

В ходе проведенной исследовательской работы мы выяснили, что кроме прямого, у слова «дорога» есть и переносные значения, благодаря чему в тексте повести возникают разнообразные параллели и ассоциации. А поступки героев произведения начинают восприниматься неоднозначно, так как жизнь разнообразна, и человек волен в выборе своего пути. Не зря в народе говорят: «Всякому выпала своя дорога».

Каждый человек в определенный момент жизни покидает тихую пристань и отправляется в путешествие по бурным житейским волнам. Дорога - это всегда путь в неизвестность, именно там происходят различные встречи, появляются попутчики. Странствуя с ними вместе, лучше узнаешь людские характеры. Но не всегда твои жизненные принципы совпадают со взглядами другого человека, поэтому необходимо сделать выбор: или остаться одному, или принять взгляды других.

На примере повести «Капитанская дочка» мы проследили, как дорога испытывает человека на прочность. Перед лицом испытаний каждый должен сделать выбор: предать свои взгляды, поступиться принципами, пойти на компромисс, но сохранить жизнь или отстаивать собственную точку зрения, даже под страхом смерти. Герои решают данный вопрос по-своему: так, как позволяет воспитание, нравственные убеждения (Приложение №1).

Швабрин, например, душевно бесчестен, не понимает, что такое совесть и долг. В экстремальных ситуациях он, прежде всего, стремится выжить, пусть даже через унижение. Он выбирает путь предательства, мести, насилия, лжи. В результате подлость оборачивается позором, а затем бесславной смертью одинокого отверженного человека, лишенного семьи.

Маша перед лицом испытаний побеждает свой страх, идет по пути верности, любви, защиты любимого, по дороге чести. Да и ее передвижения, которые мы проследили по карте, представляют собой прямую линию, что говорит о цельности натуры (Приложение №2).

Пугачев - это дорожный (проводник) бездорожья, человек незаурядный, умный, широкий, но за свое стремление к абсолютной свободе платит чужими жизнями, считает возможным добиваться своих целей, переступая через других. Этот путь оказывается ложным, поэтому и гибнет предводитель восстания.

Настоящим героем, с честью выдержавшим все испытания, оказывается Гринев. Анализируя его дороги, мы видим, как мужает Петруша. Зигзагообразные передвижения в пространстве (Приложение №2) свидетельствуют о душевных метаниях героя, о том, что он постоянно ставится в ситуацию выбора,  и мы видим, насколько это тяжело. «Береги честь смолоду», - так напутствует юношу его отец перед выездом из дома. Гринев ни разу не переступает нравственного закона предков, готов за него погибнуть и от рук пугачевцев, и осужденный царским судом. Путешествуя, Гринев познает самого себя, оценивает исторические события и свое место в них. Ведь история - это бесконечная дорога, вехами которой являются и войны, и восстания, и перевороты. По этому пути идут целые поколения, и свой опыт отцы передают детям, чтобы те с честью несли гордое звание - Человек.

Таким образом, исследуя повесть, мы пришли к выводу: в творчестве А.С.Пушкина мотив дороги является одним из важнейших ценностных ориентиров, это путь поиска героем истины, путь обретения себя, нравственного самосовершенствования, возврат к своим истокам.

Учебное исследование способно «осветлить» атмосферу уроков, воздействовать на все стороны, все приемы преподавания. Так, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных наблюдений и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину, в некоторых же случаях и на уровне оригинальной концепции произведения. И даже чисто репродуктивная работа — подбор цитат, изобразительного материала, заучивание — делается не со скукой, не с внутренним сопротивлением, а увлеченно и потому относительно легко, если понимается как этап на пути к цели, к работе ответственной и желанной, позволяющей утвердить свою личность добрым и полезным делом.



Предварительный просмотр:

Приложение №1

 



Предварительный просмотр:

Приложение №2

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа как средство формирования творческой личности

Статья была написана в соавторстве с Анатолием Анатольевичем Щевьёвым. С недавних пор он стал кандидатом педагогических наук.Статья была опубликована в сборнике "Проблема формирования творческой лично...

Исследовательская деятельность как средство формирования интеллектуальной личности

Исследовательская деятельность учащихся -  составная часть обучения и воспитания  нашей школы. Мы считаем, что очень важно выявить не только одаренных детей и обеспечить реализацию их творче...

Публичное представление собственного инновационного пеагогического опыта по теме "Проектно-исследовательская деятельность как способ развития творческой личности"

Современнон образование направлено на развитие творческой личности, способной творчески мыслить, способной к самоопределению и самореализации. Важную роль в этом играют проектно-исследовательские техн...

Проектно-исследовательская деятельность как форма развития творческой личности

Практическая ценность моей работы заключается в возможности использования метода проектов в организации исследовательской деятельности учащихся с учителями -предметниками, не только математического ци...

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся

Эффективные методы проектно – исследовательской деятельности как фактор формирования творческой личности учащихся Успех в современном мире во многом определяется способностью человека ...