Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника
методическая разработка

Валеева Лейсан Рафинатовна

Данный раздел содержит материал РМО 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол №2

Заседания районного методического совета педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов п. Пурпе

РМО проводилось в дистанционном режиме

Через публикации педагогов на сайте

http://purpe-ddt.edusite.ru 

Дата проведения 24.03.2020г.

Место проведения: МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе

Тема: «Особенности развития воспитанника в различных сферах дополнительного образования. Формирование банка методических идей».

Цель: обобщение педагогического опыта педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов в области развития детей средствами дополнительного образования.

        В ходе проведения теоретической части был представлен доклад:

 «Дополнительное образование в современных условиях: актуальные проблемы и пути их решения», Костенко Майя Михайловна, директор, методист МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе.

В практической части были изучены материалы педагогов, предоставивших передовой педагогический опыт:

  1. «Особенности тактической подготовки акробатов в соревновательный период», Жаглина Ирина Ахметкиреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  2.    «Проблемы ранней специализации и отбора в спортивной борьбе», Струков Павел Геннадьевич, педагог дополнительного образования МБОУ "СОШ 1 им. Ярослава Василенко" п. Пурпе;
  3. «Развитие творческого мышления на занятиях по изобразительной деятельности», Храмцова Анастасия Михайловна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  4.  «Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования», Сапрыкина Маргарита Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  5. «LEGO-конструирование как средство развития творческого мышления у детей», Ткачева Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  6. "Робототехника - развитие конструктивных навыков детей начальной школы", Кондрашова Александра Анатольевна, педагог дополнительного образования МБОУ "СОШ 1 им. Ярослава Василенко" п. Пурпе;
  7. «Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников», Валеева Лейсан Рафинатовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «ДДТ» п. Пурпе;
  8. «Практикум – тренинг «Голосовые и физические упражнения на занятиях театральной деятельностью», Лизункова Тамара Викторовна, педагог дополнительного образования МБОУ "СОШ 1 им. Ярослава Василенко" п. Пурпе 

Решение:

  1. Обобщить передовой педагогический опыт педагогов дополнительного образования на сайтах образовательных учреждений, личных сайтах педагогов в педагогических сообществах (ИНФОУРОК, Методическая копилка, Продленка и др.).
  2. Заведующему РМО сформировать сборник доклада педагогов дополнительного образования и педагогов-организаторов за последние 3 года и разместить его на сайте http://purpe-ddt.edusite.ru в разделе «РМО»;
  3. Определить особенности взаимодействия педагогов на период с 01.04.2020 в режиме дистанционного обучения и очного обучения с применением дистанционных технологий.

Заведующий РМО                      И.В. Москаль

Секретарь                                     Т.С. Леонтьева



Предварительный просмотр:

     Дизайн – деятельность как средство развития творческой личности дошкольника

Одним из средств развития творческих способностей детей дошкольного возраста является дизайн – деятельность, носящая образно – творческий характер и создает условия для формирования творческой личности в целом. Структура дизайна сложная и многогранная. Её делят на дизайн для детей и дизайн – деятельность детей. К понятию дизайн – деятельность детей относят:

  • Архитектурно – художественное моделирование среды, где дети работают в трех измерениях: кукольная среда, детская среда, взрослая среда.
  • Дизайн одежды.
  • Прикладные аранжировки из разных материалов.

Дизайн для детей включает:

  • Благоустройство предметно - пространственной среды.
  • Благоустройство природной среды.

Дизайн – деятельность детей и дизайн для детей тесно взаимосвязаны между собой и их гармоничное сочетание определяет высокий уровень развития художественных способностей. Развитие творческих способностей в дизайн – деятельности возможно лишь в процессе усвоения и практического применения специальных знаний, умений и навыков.

Основу дизайн – деятельности составляет исполнительство и творчество. Исполнительство заключается в умении использовать изобразительно – технические навыки для создания изображения. Связь исполнительства и творчества находятся во взаимосвязи.

С целью формирования творческой личности ребенка, элементарных умений, навыков и способностей в дизайн – деятельности педагогам необходимо решать следующие задачи:

  • воспитывать эмоциональный отклик, эстетическое отношение к природному окружению и дизайну своего быта;
  • создавать аранжировки из природных и искусственных материалов, использовать их для украшения одежды и комнат с учетом специфики материала (цвет, форма, фактура) и пространства;
  • приобщать детей к совместно - раздельной дизайн – деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Для решения поставленных задач воспитатель направляет восприятие детьми произведений искусства, эстетического в природе и быту, поощряет изобразительное творчество, привлекает к участию в детском дизайне. У детей формируется пространственное воображение, которое является основой «проектного мышления». Вначале  совместно с воспитателем, а затем самостоятельно дети подбирают и украшают игрушки – сувениры, предметы быта, одежду, участвуют в убранстве групповой комнаты.

Занятия дизайном способствует формированию у детей устойчивого замысла, мотивации выбора художественных средств, помогают им планировать результат. У детей пробуждается чувство творческого удовлетворения («Я – директор», «Я – модельер», «Я – архитектор»). В сотворчестве с другими детьми ярче выступают индивидуальность каждого ребенка, различия в работах девочек и мальчиков: выбор цели (девочки – декоративность, мальчики – сюжет), особенности творческого почерка, техники исполнения.

Дети дошкольного возраста способны видеть различия в костюмах персонажей, одежде сверстников и взрослых, подражать опрятно и нарядно быть одетыми. В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат по назначению (гостиная, кухня – столовая, спальня). Наблюдая и оценивая особенности убранства комнат (дома, в детском саду) дети переносят доступные им принципы этого убранства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) в собственную практику создания кукольно – игрового интерьера.

Это делает возможным, наряду с традиционными видами изобразительной деятельности, приобщения детей к новым ее видам: архитектурно - художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками – украшениями из разных материалов.

Архитектурно - художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся окружающая его обстановка, интерьер как элементы общей культуры формируют эстетическое отношение к быту.

Занимаясь архитектурно – художественным дизайном, дети работают в трех измерениях: кукольная, детская, взрослая среда. Воспитатель поэтапно планирует детский дизайн в интерьере. Вначале дети учатся благоустраивать свое ближайшее кукольно – игровое пространство, затем переходят в соразмерный с ними «детский интерьер» (ширмы – перегородки, мебель, декоративные изделия). Они чувствуют себя «Гулливерами» и «хозяевами» своих пространств. Игры в «дом», «семью», «куклы» приобретают устойчивый характер, отличающийся стремлением к созданию «красоты быта», «домашнего уюта» (дети постепенно переносят это в общение с близкими). Дети учатся подбирать несложные элементы обстановки для напольных и настольных кукольно – игровых пространств (обои, занавески, мебель, скатерти и дорожки и т. д.), а также декорации к спектаклям, развлечениям и помещения к праздничным утренникам.

Сначала педагог направляет усилия детей на доработку так называемых «белых пятен» убранства, что предполагает их сотворчество с художником: дети завершают работу – создают различного рода миниатюры (рисунки, панно, фризы) по типу «Дорису», «Докрась», «Дострой» и тому подобное. Затем вместе с педагогом переходят к созданию творческих композиций, выполняемых ими от замысла до реализации. Например, «Русский терем», «Дом – новостройка». Дети оживляют эти панно, вставляя свои рисунки в проемы окон. Перед занятием воспитатель предлагает детям представить обстановку современного дома и сказочного терема, как бы заглянув в эти окна снаружи. В подобной работе, как показывает опыт, пробуждаются чувства авторства, соавторства, коллективизма.

В дизайн – деятельности «Дети – модельеры» предусматривается приобщение детей к тому, что мы обычно называем повседневной и празднично - театральной одеждой (платье, костюм, обувь, головные уборы, аксессуары). Дети начинают понимать, что одежда должна соответствовать условиям ее использования, что мода в одежде (цветосочетания, фасоны, ткани) – явление приходящее, что особенности гардероба определяются не только модой и назначением, но и своеобразием культуры и традиций разных народов. Опыт изобразительной деятельности и аранжировок, просмотры «альбомов мод» и собственные наблюдения помогают им при создании гардероба «королевы и пастушки», «колдуна и феи». Дети знакомятся с новыми для них оборудованием, инструментами, тканями (манекены, лекала, выкройки и другое).

Воспитатель учит детей создавать рисунки тканей для разной одежды, подбирать ткани для разных фасонов и фасоны для разных тканей. Например, тематическое занятие «Одежда вчера, сегодня, завтра». Дети сначала рассматривают иллюстрации, слайды, запоминают, в какой одежде ходили крестьяне и бояре, воины и царедворцы, купцы и дворяне в прошлом, что носят их современники, представляют, что будут носить потом.

Интересен и полезен детский дизайн аранжировок (композиций) из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и другое). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте. Аранжировки обогащают детскую деятельность новым содержанием. Работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый и другое) развивает сенсорные художественные способности и интеллект ребенка.

Развитие элементарных умений в дизайн – деятельности требует от педагога творческого руководства детской деятельностью, не терпит формализма, скуки. Разнообразие обстановки создает эффект новизны, способствует выработке у детей вариативного подхода к организации свободной деятельности. Педагог должен обладать творческим воображением, уметь пользоваться им  при решении тех или иных композиционных задач, тонко чувствовать красоту и выразительные свойства различных материалов. Прежде чем приступать к теоретическому исполнению, необходимо поразмыслить и решить как использовать материал, чтобы в конечном  итоге создать образ темы, который вызовет определенный эмоциональный отклик.

Изображать предметы, явления, создавать узоры, воплощать в рисунке задуманное дети могут лишь при условии овладения техникой. Несмотря на то, что техническое исполнение работ не является главным, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо. Прежде всего, необходимо научить детей правильно держать инструменты.

Неумение правильно держать кисть, карандаш, ножницы тормозит развитие рисовальных движений и затрудняет создание изображений. Овладение техникой изображения позволяет детям свободно отражать в объекте свой творческий замысел, создавать интересные выразительные работы. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания продуктов деятельности свободным и приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и творческие возможности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

      Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, ...

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Исследовательская деятельность как средство формирования творческой личности.

Статья посвящена формированию творческой личности, содержит  описание опыта работы по организации исследовательской деятельности на примере проекта «Роль мотива дороги в повести А.С.Пушкина «Капи...

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческой личности.

На протяжении многих лет я работаю над проблемой: «Развитие творческой личности на уроках технологии». Наиболее ярким примером в достижении поставленной цели является творческий подход и работа по раз...

Мастер — класс: “Игра как средство развития творческих способностей дошкольников” Муз/руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур» ГП Терек» Озрокова Тамара Борисовна 2018 г.

Мастер — класс:“Игра как средство развития творческих способностей дошкольников”Музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад №3 «Нур2» ГП Терек»Озрокова Тамара ...

Спортивно- художественные праздники в детском саду, как средство развития творческих способностей дошкольников.

  В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей у детей. Сейчас в мире нужны специалисты, умеющие нестандартно мыслить, находи...

АППЛИКАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возмо...