Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность - путь к становлению самодостаточной личности.
статья по истории по теме

Данный творческий отчёт представлен на педагогическом совете с целью обобщения опыта работы по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchyot.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеклассной работы по истории через проектную и исследовательскую деятельность – путь к становлению самодостаточной личности.

На мой взгляд, в школьном курсе изучаемых предметов история и обществознание дают неоценимую возможность для развития у учеников целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. Фактологический материал отбирается таким образом, чтобы он способствовал  воспитанию гражданских и патриотических качеств учеников, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.

Историческая оценка всех жизненных позиций, фактов жизни личности, семьи, общества, народа, взаимосвязь и взаимозависимость между событиями, личностями не могут становиться предметом осмысления и внимания только в основной школе. Все это закладывается значительно раньше. Истоки исторического мышления, гражданственности закладываются еще в начальной школе. С 1-го класса интегрированный курс «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.Занкова дает для этого широкие возможности. Главная задача учителя-предметника – подхватить эти линии, расширять, углублять их,  выводить на более содержательный, личностный, эмоциональный, творческий уровень в постоянном процессе познания.

Предмет «Обществознание» изучается уже с 6 класса. Почему? Подростки, в силу недостаточной сформированности таких социально-значимых параметров  духовной жизни, как интересы, нравственная система ценностей, мировоззрение в целом, испытывают влияние со стороны целого ряда негативных факторов. Например: асоциальные условия проживания многих семей; маргинализация и криминализация, охватившая значительные слои общества, рост числа неполных семей и ослабление традиционных семейных связей, коммерциализация сферы культуры. Серьезную тревогу вызывают такие явления, как рост преступности несовершеннолетних. Не может не тревожить и заметное снижение культуры общения подростков, обеднение их речи, обилие жаргонных слов.

Противостоять этому может и должна школа. И в первую очередь этому призвано содействовать целенаправленное изучение общественно-исторических дисциплин. Прежде всего, через формирование позитивных гражданских ценностей: готовность быть ответственным за свои действия и поступки, делать осознанный выбор, уважать закон и правопорядок, предвидеть возможные последствия содеянного.

Задачи, стоящие перед предметами «история» и «обществознание», очень сложные, важные, серьезные.

Для их решения необходимо, чтобы ученики поняли значимость общественных явлений, фактов, событий, которые становятся предметом их внимания, обсуждения. Это должно опираться на личный жизненный опыт, опыт семьи, ближайшего окружения. Должны устанавливаться взаимосвязи, которые создают целостную картину восприятия жизни общества, в котором ребенок сможет осознать, определить свое место, свою роль. Задача это не простая и ее решение не может замыкаться только рамками урока. Возможности внеклассной работы позволяет решать ее более объемно, многогранно. Этому способствует продуманная внеклассная работа.

Во внеклассной работе мы с моими воспитанниками продвигаемся к достижению определенного ряда целей, а именно:

  1. Углубленному изучению предмета, осмыслению и осознанному освоению понятий и терминов, дат, имен;
  2. Умению делать выводы, соотносить известные факты с неизвестными;
  3. Установлению связей между историческими явлениями и событиями;
  4. Умению приводить доказательства, отстаивать свою позицию;
  5. Развитию творческих способностей личности, умение декламировать, эмоционально выражать свои чувства, видеть прекрасное, сопереживать и донести свои чувства другим;
  6. Развитию изобразительных, оформительских способностей учащихся;
  7. Умению сотрудничать, строить отношения на основе дружбы, сплоченности, ответственности каждого за себя и коллектив в целом.

Вижу главнейшей стержневой линией своего педагогического взаимодействия с детьми гражданско-патриотическое воспитание. В этой направленности считаю необходимым стремиться к достижению следующих целей:

  1.  формирование интереса к событиям общественной жизни в стране, городе родном;
  2.  воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к нормам коллективной жизни;
  3.  формирование и развитие чувства любви к матери, дому, родной земле.

Регулярно провожу встречи с участниками Великой Отечественной, Афганской, Чеченской  войн, родственниками погибших воинов. Цели дружеских встреч: общение старшего и младшего поколений. Проводятся в неформальной обстановке, за круглым столом, у костра, у самовара. И это именно разговор, обмен мнениями, чувствами. Это преемственности переживаний сердца.

Приведу пример наиболее запомнившейся встречи. В нашем городе живет дочь погибшего в годы Великой Отечественной войны Иринея Беляева Бокарева Людмила Иринеевна. Ребята пришли поздравить ее с праздником 9 мая. В беседе узнали, что у нее есть пластинка – голосовое письмо с фронта отца. Но Людмила Иринеевна не слышала голоса своего отца, потому что для этого нужен был старый патефон, а в округе ни у кого его не было. Прибежали ребята ко мне: «Татьяна Владимировна! Как быть, что делать?» Решили организовать операцию «Поиск». Искали у друзей, знакомых, иногородних родственников. Нашли у дальних родственников одного из моих ребят в другом районе. Поехала туда целая делегация. Просили патефон на время. Но узнав эту историю, владельцы решили подарить патефон. Мы пригласили Людмилу Иринеевну в школу на встречу у самовара. И какова была ее радость и удивление, когда во время встречи она узнала, что может наконец впервые услышать голос отца. Каковы же были наши радость и волнение! Слезы на глазах были у всех присутствовавших на этой встрече.

Такими же неповторимыми, незабываемыми были встречи с Тепляковой А.П., Попович Р.А. и многими замечательными людьми старшего поколения, которые стали теперь нашими добрыми друзьями.

Дети принимают регулярно участие в конкурсах, олимпиадах, вечерах.

III областной конкурс на лучшую творческую работу среди учеников и студентов общеобразовательных и средне-специальных учебных учреждений тульской области в Великой Отечественной войне «Память-2008» - грамота за участие (Пархоменко Екатерина, Виноградов Дмитрий, Медведева Мария) Грамота за победу в номинации «Литература» районного патриотического конкурса творческих работ «Память -2012» - Борисов Кирилл  7 класс. Тема «Чтобы помнили…Колбасов Николай Илларионович».

Тематический вечер «Дети войны»

Приняли участие в подготовке и проведении вечера, награждены грамотами (Ларина Таниля, Харькова Евгения, Гридин Илья, Усачева Дарья, Чибисова Екатерина, Сачкова Елена)

Презентации по предмету по темам: «Мы помним павших имена» (Карнов Сергей), «Их именами названы улицы города» (Медведева Мария), «Современные поэты нашего города» (Пархоменко Екатерина)

Конкурс к 183-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и 83-летию школы-памятника им. Л.Н. Толстого:

I место (номинация «Краеведение»), работа «Общественная и педагогическая деятельность Л.Н.Толстого» (Персиянова Алена)

I место (номинация «Краеведение»), работа «Ясная Поляна в годы Великой отечественной войны» (Медведева Мария)

Ученицы 8-го класса Персиянова Алена и Медведева Мария приняли участие в практической конференции в Ясной Поляне, посвященной 183-летию со дня рождения Л.Н. Толстого и 83-летию школы-памятника им. Л.Н.Толстого. Персиянова Алена выступала с презентацией своей работы.

Всероссийский исследовательский и творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб», посвященный истории государственной символики РФ  приняла участие Мартынова Екатерина.

Областной конкурс технического творчества «Развитие транспорта: от паровоза до ракеты:

Награждена грамотой за лучшую творческую работу, представленную на областной конкурс технического творчества «Развитие транспота: от паровоза до ракеты» (Ереемичева Вера);

Вышли во II тур (Сачкова Елена, Еремичева Вера);

Приняли участие (Ломоносова Полина, Богатырев Юрий).

Областная заочная викторина «Иван Исаевич Болотников и другие герои Смутного времени» - III место в районе (Андреев Сергей, Сычева Татьяна).

Районный конкурс, проводимый краеведческим музеем и администрацией  г. Щекино, посвященный 73-летию г. Щекино. – I место (Медведева Мария) «Героями войны названы улицы города», приняла участие (Пархоменко Екатерина, стихотворение, посвященное 73-летию г. Щекино).

Совместное проведение мероприятий с городской библиотекой. Например: «Сила слова» 10 класс, «Мы знаем эти имена» 8 класс.

Конкурс, проводимый краеведческим музеем, посвященный Дню музея – награждена грамотой (Пархоменко Екатерина).

Конкурс, проводимый ЦДТ № 1 «Берегиня». Команда: Медведева Мария, Персиянова Алена, Севостьянова Алена – грамота.

Сбор материала, информации по истории школы, внеклассная работа по предмету требует новых принципов работы и в первую очередь принцип диалогизма.  Диалогизм понимается в расширенном смысле – как необходимость формирования человека, способного жить и выживать в условиях открытого общества, способного аутентично понять мировосприятие человека другой культуры.

Областной конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – XX век» - призер Ахметов Денис, тема «История моей семьи».

Грамота Борисову Кириллу за интересную исследовательскую работу во Всероссийском конкурсе исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории России XX в.»

Участие детей в конкурсах по православной культуре:

Областной конкурс по православному краеведению «По святым местам земли Тульской» - приняли участие (Гридин Илья «Православное образование в прошлом и настоящем», Виноградов Дмитрий «Поборники православия в Тульском крае»)

Региональная олимпиада по курсу «Основы православной культуры» - III место (Еремичева Вера)

Муниципальная олимпиада по курсу «Основы православной культуры» Региональный этап Общероссийской олимпиады школьников по курсу «Основы православной культуры» - Федин Иван победитель.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью личностно-ориентированного образования. В ходе этой работы ученики получают определенные навыки: умение делать выводы, устанавливать связи между историческими явлениями и событиями, приводить доказательства, отстаивать свою позицию, уметь декламировать, работать с архивными документами, брать интервью, развивать оформительские способности. Любая работа способствует дружбе и сплоченности учеников, ответственности. Это очень важно и для учебы и для дальнейшей жизни.

Для нас важно участие детей в исследованиях, проектах – не всем и не всегда достаются победы. Все большее количество учащихся привлекается к различным видам внеклассной работы, а это значит, что у них повышается интерес к познанию истории своей семьи, родного края и Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций обучающихся через проектную и исследовательскую деятельность

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным станда...

Формирование ключевых компетенций через проектную и исследовательскую деятельность учащихся

Понятие «ключевые компетентности» является центральным для научно-ме-тодологических оснований модернизации, обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную соста...

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника

2014Региональное методическое объединение. Круглый стол «Проектная и исследовательская деятельность: пути и возможности реализации требований ФГОС». Сертификат участника...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по математике

Проблема развития познавательной активности – одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего по-разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделат...

Активизация познавательной деятельности школьников через проектную и исследовательскую деятельность по химии с применением ИКТ

Проблема развития познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики. Психологи и педагоги прошлого и настоящего пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать так, чтобы ребе...