Главные вкладки

    Педагогический совет. «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности»
    методическая разработка на тему

    Педагогический совет.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Педагогический совет

    «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности»

    Уважаемые коллеги, почитайте газеты, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, за территорию, за свободу. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно. Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям.

    Сегодня выпускник должен быть социально защищенным, нравственно стойким, социально закаленным, против всякого рода соблазна, имеющего знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоров, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.  Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы.

    Характерным в этом отношении является выступление на выпускном вечере Юлечки Студенцовой, героини повести Владимира Тендрякова «Ночь после выпуска». «Люблю ли я школу? — Голос звенящий, взволнованный. — Да, люблю! Очень!.. Как волчонок свою нору... И вот нужно вылезть из своей норы. И оказывается — сразу тысячи дорог!.. Тысячи!.. По какой мне идти? Давно задавала себе вопрос, но отмахивалась, пряталась от него. Теперь все — прятаться нельзя. Надо идти, а не могу, не знаю... Школа меня заставляла знать все, все, кроме одного — что мне нравится, что я люблю. Мне что-то нравилось, а что-то не нравилось. А раз не нравится, то и дается труднее, значит, этому не нравившемуся и отдавай больше сил, иначе не получишь пятерку. Школа требовала пятерок, я слушалась и ... и не смела сильно любить... Теперь вот оглянулась, и оказалось — ничего не люблю. Ничего, кроме мамы, папы и школы. И тысячи дорог — и все одинаковы, все безразличны... Не думайте, что я счастливая. Мне страшно. Очень!»

    Юлечку и других героев повести можно назвать «жертвами социализации». Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.

    Такими же «жертвами» социализации являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.

    В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, сиротство, бродяжничество, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…

    Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в  объединении усилий семьи, школы и общественных организаций. И главным социальным институтом для ребенка в этом трио является школа: школьные традиции, нетрадиционные формы  проведения уроков, классные и общешкольные мероприятия, коллективная творческая деятельность различных школьных и классных объединений, кружков и секций,  общественная жизнь школы и ее сотрудничество с различными районными объединениями и организациями.  Это   дает возможность каждому ребенку, подростку проявить себя в полной мере, самоопределиться в выборе жизненной траектории, самоутвердиться.

    Сегодня мы проводим педсовет по теме: «Социализация учащихся. Роль школы на каждом этапе становления личности ребёнка».

    Добрая школа – это хорошо,

    умная школа – это великолепно,

    но ребенок должен быть еще и

    подготовлен к жизни.

    Д. Дьюи

    -В чем заключается проблема?  Как ее решают с точки зрения администрации, педагогов, учащихся нашей школы?

    Притча «Прораб»

     «Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

    - Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старухой внуков нянчить.

    Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

    - Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией.

         Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

    Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

    Тот осмотрел дом и сказал:

    – Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

           Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

    Вывод: так в чем же мораль? Действительно,  мы все – прорабы. Мы строим наши жизни. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра.

    2. Основная часть. Форма работы групповая.

     (раскрытие понятия «Социализация»)

    - А сейчас попробуйте ответить, о чём идёт речь?

    1. Это такое очень важное человеческое приспособление, для того, чтобы жить в мире с другими людьми.
    2. Это начинается в человеке с рождения и заканчивается тогда, когда мы становимся взрослыми, ну… лет так в 18-19.
    3. В процессе этого мы становимся личностью и приобретаем знания, умения и навыки,  необходимые для жизни в обществе.

    Что мы понимаем под социализацией? Посмотрите определения, предложенные вам, и выберете те, которые на ваш взгляд, на сегодняшний день наиболее соответствуют воспитательным задачам школы и требованиям времени.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание) , так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс присвоения человеком правил, норм и принципов поведения в обществе. Это понятие можно сравнить с русским словом «воспитание». Но между ними существуют различия, которые состоят в намеренности действий: если социализация предполагает спонтанное развитие, то воспитание – это сознательные, направленные на привитие человеку определенных черт и свойств действия.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ — это процесс получения человеческим индивидом навыков, необходимых для полноценной жизни в обществе.

    СОЦИАЛИЗАЦИЯ представляет собой процесс, который позволяет человеку приобрести навыки, которые ему будут необходимы для успешной дальнейшей жизнедеятельности в каком-либо обществе. Также процесс социализации включает в себя приобщение к обычаям и традициям того социума, в котором человек родился и собирается развиваться.

    Подведем итог, обобщив определения. Итак, как мы сегодня понимаем, что такое социализация? (прочитать)

    социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

    Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом:

    • традиционный (через семью и ближайшее окружение);
    • институциональный (через различные институты общества);
    • стилизованный (через субкультуры);
    • межличностный (через значимых лиц);
    • рефлексивный (через переживание и осознание).

       Действительно, социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа - главное место, где формируются жизненные (т. е. социальные) компетенции ребенка.

        Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

    Упражнение «Дерево ожиданий»

      - Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?

    В каждой группе продолжите выражения:

    • Мой ученик - ……
    • Родители моих учеников - …..
    • Мой коллега - …..
    • Мой социальный партнер -…

    Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)

    Подведем итог.

    ·      Начнем  с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.

    ·      Важный фактор в социализации личности школьников  играет педагогический коллектив. Каким, по вашему мнению, он должен быть?

    ·      Какими вы видите наших социальных партнеров?

    ·      А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?

     В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, имеющего навыки целеполагания, целеустремлённого ……. – т.е. социально зрелого.

    А как же реально обстоят дела с формированием социальной зрелости у ребят нашей школы?

    Какой же социальный опыт получают наши дети на каждом этапе развития и с помощью чего?  /дать время  на подготовку начальной школе, среднему звену, старшим классам/

    1. Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с его приходом в школу. В этот период у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. Источниками социального опыта детей являются: их собственные действия в различных жизненных ситуациях и переживание этих ситуаций, раздумье (логическое осмысление) над наблюдаемыми поступками других людей и их переживание и, наконец, косвенный опыт других людей, заключенный в произведениях литературы, картинах, фильмах, переработанный и «присвоенный».

    Нормы поведения ребенка усложняются, происходит его вступление в новые отношения с окружающими. Уровень морального развития в этот период характеризуется избеганием наказания и стремлением получить поощрения, но при этом учащиеся начальной школы достаточно естественно принимают новые социальные нормы. При этом следует помнить, что успешная социализация в этом возрасте связана с богатством эмоциональной жизни детей (В.А. Сухомлинский), без этого (опора на эмоции ребенка) у младших школьников почти не складываются поведенческие представления о существующих в реальном мире социальных и нравственных явлениях, они не осознают свою причастность к ним, затрудняются в оценках происходящего.

    В начальной школе у ребенка активно проявляется интерес к общественной и нравственной жизни общества. Показателями такого интереса являются вопросы детей к взрослым. Но при этом практика поведения детей у младших школьников еще очень ограничена. Социальный опыт в этот период в значительной мере содержит стереотипы. Социальная позиция ребенка возрасте 6-9 лет представлена только в форме «я в обществе», рефлексия на свои действия и поведение, прежде всего в рамках учебной деятельности. Лишь в 10 лет активно заявит о себе позиция «я и общество». Именно тогда у ребенка возникает стремление в определении своего места в обществе, в общественном признании ( Д.И. Фельдштейн). Период с 9 до 10 лет характеризуется накоплением элементов индивидуализации, когда ребенок выражает свою собственную позицию, проявляет самостоятельность, устанавливает более широкие отношения с окружающими.

    2. В подростковом возрасте начинается интенсивный процесс социальной автономизации. Для индивида — это период активной индивидуализации. Для личности — это период обособления себя в социокультурном пространстве.

    На этом этапе ребенку необходима помощь со стороны взрослого, педагога. Педагогическое сопровождение самопознания (а это, именно, и есть процесс активного самопознания) предполагает организацию самодиагностики, самонаблюдения, проведение игр, тренингов и дискуссий, позволяющих подростку адекватно познавать себя, "не ломая" связей с окружающим миром.

    Социальная автономизации как следующая фаза социализации позволяет человеку активно выявлять в себе то особенное, которое в освоенном пространстве не дает возможности раствориться. Индивидуальность характеризует уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств, демонстрирует его единичность и своеобразие этой единичности.

    Отрочество потребность индивида в максимальной персонализации (самобытное выполнение определенной социальной роли, активное влияние на восприятие людьми себя и оценку собственной личности и деятельности), стремление ``быть личностью'';

    3.юность (интеграция) - приобретение черт и свойств личности, отвечающих необходимости и потребности группового и собственного развития.

    Период юности связан с формированием чувства идентичности и освоением новых социальных ролей. Именно в этот период наиболее активно происходят процессы социализации молодого человека, формирование его социального опыта. Основным критерием сформированности социального опыта выступает готовность к реализации основных социальных функций (А.Н. Хузиахметов):

    1. усвоению опыта социально-экономических отношений (устойчивое отношение к профессии, социальная ориентация, умение правильно оценить свой труд);
    2. усвоению опыта политических отношений (готовность к участию в управлении, умение оценивать политические события и поступки, готовность к отстаиванию своего мнения);
    3. усвоению опыта нравственных отношений (умение давать сравнительную оценку поступкам людей, готовность совершать гуманистические поступки, готовность к общению на основе общечеловеческих ценностей

    Социальная активность - способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры, проявляющаяся в творчестве, волевых актах, общении, поведении.

    Результат процесса социализации – социализированность.

    А насколько социализированы, т. е. адаптированы, активны, автономны и нравственно воспитаны учащиеся, можно увидеть на следующей диаграмме:

    4 классы


     Данная диаграмма свидетельствует о высокой степени социализированности – более 50%   4  классов; второй коэффициент свидетельствует о средней степени развития социальных качеств у более 30% учащихся и низкого уровня социализированности нет.

    Уровень социализированости

    2012-2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014-2015 уч.г.

    2015-2016 уч.г.

    Высокий уровень

    67,6 %

    67,6 %

    55,8 %

    66,7 %

    Средний уровень

    32,4 %

    32,5 %

    44,2 %

    33,3 %

    Низкий уровень

    0 %

    0 %

    0 %

    0 %

    9 классы

    Уровень социализированности 9 класс

    Уровень социализированости

    2012-2013 уч.г.

    2013-2014 уч.г.

    2014-2015 уч.г.

    2015-2016 уч.г.

    Высокий уровень

    68,7 %

    66,7 %

    48,0 %

    59,0 %

    Средний уровень

    31,3 %

    33,3 %

    52,0 %

    41,0 %

    Низкий уровень

    0 %

    0 %

    0 %

    0 %

    - А сейчас подумаем, что мешает социальной защищенности и социальной адаптации обучающихся.

    - Запишите свои мысли на символических камнях.

    У нас получилась «горка камней, которую нам необходимо преодолеть, найти способы разрешения этих проблем.

    Подводя итог нашего педсовета  можно сделать следующие выводы:

    • Работа по социальной адаптации и социализации  школьников предстоит немалая, и мы, осуществляя постоянное воспитывающее воздействие на наших подопечных, должны не просто соблюдать принцип «Не навреди!», но и ставить перед собой вопрос «Какой продукт я получу в результате?»
    • В работу с классными коллективами, необходимо активно внедрять новые формы и методы работы с детьми и подростками в соответствии с возрастными особенностями и их темпераментом, что будет способствовать социальному и профессиональному самоопределению учащихся.

    3.Заключение

    Древнегреческая  мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».        

       Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то они почувствуют гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимыми для своего общества.

    1. Решение педсовета:
    1. Признать работу школы по социальной адаптации и социализации школьников удовлетворительной.
    2. Классным руководителям продолжить работу по введению в планы воспитательной работы с классом мероприятий, направленных на социализацию учащихся.
    3. Продолжить работу по изучению уровня социализированности школьников.
    4. В 2017-2018 учебном году изучить опыт классных руководителей по использованию  наиболее эффективных приёмов и методов, способствующих  социализации школьников.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РОЛЬ УРОКА В РАЗВИТИИ И СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

    Статья рекомендована начинающим специалистам...

    Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка

    Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможност...

    Статья "Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка".

    Сегодня для эффективной социализации крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому...

    Доклад "Социализация обучающихся-роль школы на каждом этапе жизни ребенка

          Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. ...

    Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль предмета социально-бытовой ориентировки в процессе социализации воспитанников школы-интерната»

    В данном материале раскрывается значение предмета  "Социально-бытовая ориентировка" по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни....