Доклад "Социализация обучающихся-роль школы на каждом этапе жизни ребенка
статья

Безбородова Алла Владимировна

        Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших воспитанников настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsiolizatsiya_v_shkole.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

        Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших воспитанников настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем.

  Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА.          Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

    Что мы понимаем под социализацией? Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает навыки, необходимые для жизни среди людей.

Существуют следующие стадии социализации:

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации.

    Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.  Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету  социализации личности принимает школа. Многие наши дети в семье не воспитывались, и первый опыт они получали также в государственных учреждениях.

    Цель воспитания и социализации личности учащегося  школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

    Реализация данной цели должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

   Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент в своей деятельности школа делает на учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

    Придерживаясь принципа педагогической инверсии, педагог определяет - что в данном возрасте является главным для ребенка.

  Лишь поочередно, от возраста к возрасту, доминирование какой-либо стороны  в итоге дает возможность достигнуть желаемого результата к концу школьного обучения.

     Воспитательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в школе комфортно. По своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей, склонностей, мог реализовать себя как субъект собственной жизни.

Исходя из этого, стратегическая цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социализации.

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

  • Создание в учреждении коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальным недоразвитием.
  • Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
  • Развитие потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
  • Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков и выработка адекватных профессиональных намерений.
  • Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.

Основное содержание воспитательной деятельности  структурировано по основным направлениям:

  • Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.
  • Познавательная деятельность.
  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Трудовая деятельность.
  • Художественно-творческая деятельность.
  • Культурно-досуговая деятельность.

1. Ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность.

Ребенок с ОВЗ, несмотря на дефицит психического развития, является полноценным членом общества,  в котором ему предстоит жить самостоятельно. Поэтому ценностно-ориентировочная и коммуникативная деятельность наряду с трудовой приобретает ведущую роль, так как позволяет заложить основы норм и правил поведения, принятых в обществе. Группа нравственных знаний должна формироваться практическим путём в разнообразных видах деятельности самих детей.

Организованное поведение следует рассматривать как усвоение правил, которые со временем преобразуются в привычные формы поведения.

2. Познавательная деятельность.

   Как отмечают исследователи, к основным особенностям психического развития детей – олигофренов относятся: несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции); конкретность и поверхностность мышления; замедленное развитие речи; незрелость эмоционально – волевой сферы.

Особенности познавательной деятельности детей с ОВЗприводят к недоразвитию личности и деятельности, которые особенно усугубляются под влиянием негативной социальной ситуации. В условиях же положительного отношения к ребенку, коррекционно-развивающего обучения в специальной школе появляются позитивные тенденции к компенсации дефекта.

3. Физкультурно-оздоровительная деятельность.

     Физическое воспитание – важный фактор в решении основной задачи воспитания: коррекция всех компонентов интеллектуального психофизического, личностного развития ребёнка с ОВЗ, которое строится в соответствии с обшей целевой установкой обучения и воспитания - подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Естественно, что состояние здоровья, общего физического развития учащихся является одним из решающих условий для решения вопроса о их будущей самостоятельной жизни и трудовой деятельности.

  Физкультурно-оздоровительная деятельность многообразна, она включает в себя комплекс различных мероприятий: спортивных, оздоровительных, лечебных, профилактических, а также приобщение детей к физкультуре и спорту как особому средству духовного и культурного развития человека в обществе. Вместе с тем, в процессе коррекции и целенаправленного формирования физического развития детей у них воспитываются положительные волевые качества: настойчивость, целеустремленность, терпеливость и т.д.

  Режим дня рассматривается как средство воспитания у детей качеств личности, а также выработку у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Особенности психофизического развития детей диктуют необходимость включать в режим дня охранительные и укрепляющие здоровье мероприятия: утреннюю гимнастику, подвижные игры на воздухе и др.

  Параллельно ведется работа по санитарно-гигиеническому воспитанию и охране здоровья. Воспитание у детей и подростков здорового и разумного отношения к вопросам пола и половой жизни направлено половое воспитание, которое позволяет выработать качества личности, определяющие полезные для общества отношения человека к противоположному полу. Среди прогнозируемых результатов – стремление воспитанников иметь прочную, здоровую, дружную семью. Данное направление эффективно и по профилактике вредных привычек.

  С целью безопасности и защиты человека в чрезвычайных ситуациях, а также ознакомления с основами медицинских знаний предусмотрены занятия по основам безопасности жизнедеятельности.

4. Трудовая деятельность.

  Трудовое воспитание занимает основное место в комплексной коррекционной работе с воспитанниками школы-интерната. Оно призвано подготовить учащихся к самостоятельной практической деятельности, приспособить выпускника школы к современной жизни. Правильно организованный труд, посильный для ребёнка, способствует развитию многих положительных качеств. Повседневные виды труда представляют возможность ознакомить детей с инструментами и орудиями труда, способами работы с ними. Труд существенно дополняет и конкретизирует знания детей о явлениях живого и неживого мира, способствует развитию таких качеств, как внимательность, сообразительность. Кроме того, трудовая деятельность способствует физическому развитию, является благоприятным фактором коррекции имеющихся психофизических недостатков, а труд детей на природе способствует закаливанию организма, повышает его работоспособность, содействует развитию таких двигательных качеств, как точность, ритмичность, согласованность.

  Самым элементарным видом труда, но обязательным для каждого ребенка, является самообслуживание, благодаря которому закладываются навыки чистоплотности, аккуратности, бережливости.

5. Художественно - творческая деятельность.

  Художественно-творческая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья затруднена в силу их общего умственного недоразвития и весьма слабых возможностей к самостоятельному художественному творчеству. Формирование у детей эстетических чувств, знаний и представлений осуществляется комплексно в системе воспитательного процесса и ведется в нескольких взаимосвязанных направлениях.

  Занятия творчеством являются основой знаний о прекрасном, но особое значение приобретают воспитательные занятия, которые дают возможность более широкого использования богатого арсенала различных направлений искусства.

     5. Культурно-досуговая деятельность.

   Культурно-досуговая деятельность удовлетворяет потребность детей в общении, отдыхе и релаксации. В процессе этой деятельности дети, с особыми образовательными потребностями приобретают опыт самореализации своих способностей, адекватные формы взаимодействия. Праздники и концерты являются особой и предпочтительной формой организации детского досуга. Они способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных задач. Также способствуют формированию речевых навыков у детей с нарушениями интеллектуальной деятельности, развивают их эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость, обогащают музыкальные впечатления воспитанников, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у воспитанников школы-интерната нравственных представлений.

    Но по каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого педагога является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать.

    Результатом работы педагогов по социализации детей является:

1. Готовность к самостоятельной жизни.

2. Умение взаимодействовать в социуме (коммуникативная компетентность).

3. Развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения.

4. Потребность в здоровом образе жизни.

5. Профессиональная и трудовая самореализация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация на каждом этапе жизни ребенка

Презеентация на семинар по социализации личности в ДОО...

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка...

Родительское собрание «Роль семьи в новом этапе жизни ребенка»

Разработка родительского собрания для родителей пятиклассников...

Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка

Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможност...

Статья "Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка".

Сегодня для эффективной социализации крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому...