«Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка»
статья на тему

Журавлева Людмила Анатольевна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет

«Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка»

      Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. И если мы хотим действительно вырастить наших детей настоящими людьми, то вовсе не обязательно приостанавливать их сегодняшнюю детскую жизнь и заставлять со всей серьёзностью думать о своём будущем. Нам, педагогам, необходимо понимать детей – но, не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни.

Сегодня главным социальным институтом для ребенка является ШКОЛА.

Поэтому именно она должна предложить систему освоения социального опыта, систему социализации личности.

Что мы понимаем под социализацией? Социализация  (от лат. Socialis – общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. Это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ индивид становится ЛИЧНОСТЬЮ и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей.

Существуют следующие стадии социализации: 

1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.

2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.  Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету  социализации личности принимает школа.

Цель воспитания и социализации личности учащегося  школы - воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осозна­ющего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.

По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика.

Был создан следующий психологический портрет: «Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий», что соответствует ключевым компетенциям выпускника школы, выдвинутым Советом Европы.

Сегодня особозначимыми качествами становятся:

·       самостоятельность

·        умение делать выбор и брать за него ответственность

·        инициативность

·       стрессоустойчивость

·       умение преодолевать ситуацию неуспеха

·       профессиональная мобильность

Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребенка готовить его к успешной социализации.

Так в школу приходят дети, часть которых в дошкольных учреждениях уже прошла один из первых этапов жизни в коллективе. Но другая  часть  первоклассников не была охвачена никаким дошкольным образованием. Педагоги нашей  школы работают над проблемами общения, развития детей с разным уровнем подготовленности к школе, формируя качества успешной в будущем личности.

Совершенно очевидно, что сегодня перед школой  как социальным институтом, основная задача которого  в обеспечении «подготовки новых членов общества», а, точнее, в обеспечении бесконфликтного и эффективного вхождения молодого человека во взрослое сообщество, стоят кардинально иные задачи.

Д.Б.Элькониным было выделено, что для каждого возрастного периода характерна своя социальная ситуация развития, свой ведущий тип деятельности. Поэтому при затруднениях в воспитании и обучении детей разного возраста необходимо без замешательства обращаться к психологу и социологу, которые помогут разобраться в сложившейся ситуации.

Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка.

Кроме этого важным является создание таких программ дополнительного образования, форм внеурочной деятельности,  которые развивали бы ребенка, воспитывали его и одновременно давали ребенку возможность реализоваться и самоутвердиться.

Какие средства учебной деятельности помогают приблизиться нам к идеальной  модели современного выпускника? Это, несомненно,  проектная деятельность на уроках, где ученик учится работать в коллективе четко и слаженно, творчески подходить к поставленным задачам, учиться грамотно работать с информацией и т.д. Особое внимание нужно уделять и давно нам известным видам работ в группах, использовать на своих уроках элементы самоуправления, когда ученики выполняют социальную роль учителя и проводят уроки сами, выставляя отметки своим одноклассникам. Мы должны помнить о том, что социализация обучающихся – одна из главных задач школы на каждом этапе жизни ребенка. Успешная социализация в школе:

 - школьное самоуправление

- участие в различных программах

сотрудничество с учреждениями социума

Кружковая работа

Школьная газета

Работа с родительской общественностью  

Дети чутко улавливают ситуацию в стране, могут оценивать себя, определять свое отношение к различным явлениям. Именно нравственный аспект человеческих отношений в первую очередь привлекает  школьников. У них возникает внутренняя позиция, новое отношение к себе и другим. Благодаря осознанию своего места в системе социальных отношений, у ребенка формируются социально обусловленные ценностные приоритеты.

 Изучить уровень социализированности учащихся можно используя диагностику по методике М. И. Рожкова. Социализация является удавшейся, если человек гармонично включен в социальные отношения и нормально функционирует в различных социальных структурах, не чувствует себя ущемленным, выброшенным за пределы общественных связей, может самостоятельно разрешать возникающие у него трудности. Социализация является одним из важнейших процессов всей жизни человека, помогающий стать ему личностью, включенной в общественные отношения, и обеспечивающий нормальное социальное функционирование.

Заключение

Древнегреческая  мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».

   Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то он почувствует гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимым для своего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация на каждом этапе жизни ребенка

Презеентация на семинар по социализации личности в ДОО...

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка

Роль семьи в новом этапе жизни ребенка...

Родительское собрание «Роль семьи в новом этапе жизни ребенка»

Разработка родительского собрания для родителей пятиклассников...

Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка

Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможност...

Статья "Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка".

Сегодня для эффективной социализации крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому...

Доклад "Социализация обучающихся-роль школы на каждом этапе жизни ребенка

      Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. ...