«Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка»
статья (5 класс)

Обобщение работы по социализации детей в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация учащихся –
роль школы
на каждом этапе

жизни ребенка

Выступление подготовила

классный руководитель

5А класса

МАОУ СОШ №19

Букалова О.В.

2023-2024 учебный год

Притча «Прораб»

 «Жил-был прораб. Всю жизнь он строил дома, но стал стар и решил уйти на пенсию.

- Я увольняюсь, – сказал он работодателю. – Ухожу на пенсию. Буду со старухой внуков нянчить.

Хозяину было жалко расставаться с этим человеком, и он попросил его:

- Слушай, а давай так – построй последний дом, и проводим тебя на пенсию с хорошей премией.

     Прораб согласился. Согласно новому проекту ему надо было построить дом для маленькой семьи, и началось: согласования, поиски материалов, проверки...

Прораб торопился, потому что уже видел себя на пенсии. Чего-то не доделывал, что-то упрощал, покупал дешевые материалы, так как их можно было быстрее доставить... Он чувствовал, что делает не лучшую свою работу, но оправдывал себя тем, что это конец его карьеры. По завершении стройки, он вызвал хозяина.

Тот осмотрел дом и сказал:

– Знаешь, а ведь это твой дом! Вот возьми ключи и вселяйся. Все документы уже оформлены. Это тебе подарок от фирмы за долголетнюю работу.

       Что испытал прораб, было известно только ему одному! Он стоял красный от стыда, а все вокруг хлопали в ладоши, поздравляли его с новосельем и думали, что он краснеет от застенчивости, а он краснел от стыда за собственную небрежность. Он осознавал, что все ошибки и недочёты стали теперь его проблемами, а все вокруг думали, что он смущен дорогим подарком. И теперь он должен был жить в том единственном доме, который построил плохо...

Вывод: так в чем же мораль? Действительно,  мы все – прорабы. Мы строим наши жизни. Уже сегодня мы строим дом, в который вселимся завтра. И наша задача – помочь это сделать нашим ученикам.

Что же такое социализация?

  1. Это такое очень важное человеческое приспособление, для того, чтобы жить в мире с другими людьми.
  2. Это начинается в человеке с рождения и заканчивается тогда, когда мы становимся взрослыми, ну… лет так в 18-19.
  3. В процессе этого мы становимся личностью и приобретаем знания, умения и навыки,  необходимые для жизни в обществе.

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Социализация - процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Традиционно механизмы социализации классифицируют следующим образом:

  • традиционный (через семью и ближайшее окружение);
  • институциональный (через различные институты общества);
  • стилизованный (через субкультуры);
  • межличностный (через значимых лиц);
  • рефлексивный (через переживание и осознание).

   Действительно, социализация протекает на протяжении всей жизни человека, но более интенсивно в детстве и юности. И школа - главное место, где формируются жизненные (т. е. социальные) компетенции ребенка.

    Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастном этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиями в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

Целостный образ «я» ученика, который сложился у него в общении с учителем начальной школы, дополняется множеством новых составляющих, которые выступают поочередно на разных уроках. Ребенок уже не получает переживания успешности или неуспешности в рамках отношений с одним учителем, так как взгляды разных преподавателей на успехи и поведение школьников различны, иногда и противоположны. Для ребенка это означает первое столкновение с противоречиями в отношениях, ведь и в будущем на его пути будут встречаться люди, воспринимающие его по-разному.

Важной задачей для ребенка в этой ситуации является сохранение самоуважения, в чем ему обязаны помочь педагог и психолог. Признание собственных недостатков для ребенка является всего лишь осознанием им своих слабостей как составных частей позитивно эмоционально окрашенного образа «я».

Ребенок должен чувствовать и понимать, что если у него сейчас не все ладится с учебой, то виновата в этом не плохая учительница, а он сам, более того, он в состоянии преодолеть эти проблемы или принять их. Если же нарушается преемственность Реальных школьных достижений (например, в начальной школе он мог быть хорошим учеником, а в средней успехи заметно упали, но уровень притязаний остался прежним), то задача педагога и психолога состоит в том, чтобы помочь ребенку сохранить самоуважение. Иначе вся система «я» у ребенка встает на его защиту, и он может выбрать путь лжи, мошенничества и уклонения от решения своих проблем.

Заметим, что еще одной задачей педагогов и психолога на данном этапе социализации ребенка будет обучение его способности размышлять о себе, осознавать свои мотивы и побуждения, уметь формулировать оценочные суждения о себе.

При определении школьной стратегии организации адаптационного периода педагогический коллектив должен обратить внимание на следующее:

Урок остается основной, но не единственной формой организации учебного процесса учащихся в 5 классе. На уроке ученику предоставляется право работать в собственном темпе и получать задания в соответствии с уровнем обученности.

Важно использовать другие формы организации обучения: 

• экскурсии, цель которых — расширение чувственного опыта детей, формирование умений наблюдать, на основе наблюдений самостоятельно делать выводы;

• игру (дидактическую и ролевую), необходимую для развития умения действовать в соответствии с правилами, сотрудничать, предвидеть последствия своих действий и др.;

• диспуты (дискуссии) с целью развития умений дискутировать, отстаивать свое мнение, приводить аргументы;

• практические работы как необходимое условие развития умений планировать свою деятельность, ставить цели и реализовывать их, использовать полученные теоретические сведения в практической деятельности;

• мини-лекции с целью формирования умений концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно длинный текст, следить за логикой и последовательностью изложения материала и др.

Успешность адаптации школьника к обучению в 5 классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего младшего школьника к новым условиям обучения, необходимо:

• учитывать психологические особенности 10—11 -летних детей, вступающих в подростковый период развития; уровень познавательной деятельности, с которым ребенок перешел в 5 класс;

• анализировать причины неуспешного адаптационного периода и пути коррекции трудностей адаптации школьника.

За 1 полугодие учащиеся 5а класса приняли участие и стали призерами и победителями в следующих конкурсах и олимпиадах:

1. Школьный этап ВОШ

2. Дистанционная олимпиада по биологии

3. Муниципальный конкурс чтецов «Литературная беседка»

4. Конкурс сочинений «Память сильнее времени»

5. Творческие конкурсы поделок, открыток, рисунков ко Дню пожилого человека, Дню матери, Новому году, 80-летию снятию Блокады

Участвовали в различных акциях, посещали музеи, предприятия, кинотеатр, дискотеку, проводили чаепитие с играми и конурсами.

      А насколько социализированы, т. е. адаптированы, активны, автономны и нравственно воспитаны учащиеся 5А, можно увидеть, посмотрев небольшой видеофрагмент.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  • Работа по социальной адаптации и социализации  школьников предстоит немалая, и мы, осуществляя постоянное воспитывающее воздействие на наших подопечных, должны не просто соблюдать принцип «Не навреди!», но и ставить перед собой вопрос «Какой продукт я получу в результате?»

Древнегреческая  мудрость гласит: «Учитель не для школы, а для жизни».        

   Что означает «учить для жизни»? Думается, что это учить получать наслаждение, духовное удовлетворение от того, что узнал и хочешь знать. Это чувство глубокого духовного удовлетворения от занятия любым трудом, наукой, чтением. Если мы научим детей понимать это, то они почувствуют гордость за себя, за свою культуру, за свой народ, будет социально значимыми для своего общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся сельской школы во внеурочной деятельности

На современном этапе воспитательная система образовательного учреждения сталкивается с большими проблемами.Перед педагогом сегодня стоит задача воспитать в обучающихся уважение к историческому прошлом...

рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида

В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями  здоровья....

Социализация учащихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка

Главной задачей обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), находящихся в школе-интернате, является развитие их потенциальных познавательных возможност...

Статья "Социализация обучающихся – роль школы на каждом этапе жизни ребенка".

Сегодня для эффективной социализации крайне недостаточно какой-либо суммы знаний, и личностные качества, важные на предыдущем этапе истории нашего общества, не только не обеспечат возможности молодому...

Доклад "Социализация обучающихся-роль школы на каждом этапе жизни ребенка

      Дети - особый народ. Они живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла. ...