Здоровьесберегающие технологии. Варианты физминуток.
материал по теме

Чернова Елена Викторовна

Здесь собраны различные варианты физминуток: дыхательных, зрительных, массажных для пальцев...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии.

Варианты физминуток.

1 неделя.

Дыхательная гимнастика.

Памятка по проведению дыхательной гимнастики 
1. Дыхательная гимнастика проводится в хорошо проветриваемом помещении. 
2. Не рекомендуется проводить дыхательную гимнастику на сытый желудок. 
3. Не выполнять дыхательную гимнастику, если ребёнок в плохом настроении или болен. 
4. Сначала учим детей общим дыхательным упражнениям: 
- учим дышать при закрытом рте: тренируем носовой выдох. 
- затем тренируем ротовой выдох, закрывая при этом ноздри. 
5. Учим задерживать дыхание на 1-2 секунды. 
6. На следующем этапе учим направленной воздушной струе (помним, что воздух должен проходить по середине языка, щёки при этом не надуваются). 
7. При выполнении дыхательных упражнений не следует переутомлять ребёнка ( длительность выполнения упражнений не больше 5 минут), следите за тем, чтобы ребёнок не напрягал плечи, шею. 
8. Ребёнок должен быть в свободной одежде, не стесняющей движения. 
9. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт, музыку. 
10. Дозируйте количество и темп проведения упражнений. 
11. Дыхательная гимнастика проводится с детьми в игровой 
форме.

Помните:

Дыхательную гимнастику не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, травмы позвоночника, при кровотечениях, при высоком артериальном и внутричерепном давлении, пороках сердца и при некоторых других заболеваниях.

  1. Представьте, что у вашего питомца день рождения: ему один год. Вы устроили ему день рождения.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

  1. Вашему питомцу 3 года.  Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу на праздничном торте
  2. Представьте, что день рождения у вас.  На торте много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
  3. Вам подарили цветок в горшке, его надо побрызгать водой. ( В один приём, три, пять).

Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на листья растения.

  1. Представьте, что вы пришли в сад цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом, и выдох ртом (2-3 раза).
  2. Вам очень захотелось спеть : «до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до» и обратно «до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до». Сначала брать каждую ноту выше, а потом наоборот - ниже.

2 неделя

ФИЗМИНУТКИ С ЦЕЛЬЮ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ЗРЕНИЯ

1

  1. Сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 с, а затем открыть глаза на
    3-5 с. Повторить 6-8 раз.
    Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаза и улучшению кровообращения в них.
  2. Сидя. Смотреть прямо перед собой 2-3 с, держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 с, опустить руку. Повторить 10-12 раз.
    Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии
  3.   3.  Сидя. Быстро моргать в течение 1 мин с перерывами. Упражнение способствует улучшению кровообращения.
  4. Сидя. Вытянуть вперед руку, смотреть на кончик пальца, расположенный на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнет двоиться.
    Повторить 6-8 раз.
    Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
  5. На счет 1-4 закрывать глаза, на счет 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (4-5 раз).

3 неделя

Упражнение на развитие межполушарных связей

  1. Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга: ладонь сжата в кулак, ладонь ребром, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет действия вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти 8-10 раз. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребёнку произносить команды вслух или про себя.
  2. Игра «Карлики –великаны».
  3. Артикуляционная гимнастика:

Язык вправо, поднять правую руку.
Язык вправо, поднять левую руку.
Язык влево, поднять левую руку.

 4 неделя

Развиваем мелкую моторику

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в "замок", локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

5 неделя

Дыхательная гимнастика Стрельниковой (упражнения)

1. «Ладошки». И.П. встаньте прямо, согните руки в локтях и «покажите ладони зрителю». Делайте шумные, короткие вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки. 

Помните! Вдох носом – активный, выдох через рот - абсолютно пассивный, неслышный.

Упражнение «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

2. «Погончики» . И.П. встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу, на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз к полу. Затем кисти рук возвращаются в и.п. Выше пояса кисти не поднимать.

Упражнение «Погончики» можно делать стоя, сидя и лежа.

3. «Насос» («Накачивание шины"). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль туловища. Сделайте легкий поклон (руками тянуться к полу, но не касаться его) и одновременно - шумный и короткий вдох носом (во второй половине поклона). Вдох должен кончиться вместе с поклоном. Слегка приподняться, но не выпрямляться, и снова поклон и короткий, шумный вдох "с пола". Поклоны делаются ритмично и легко, низко не кланяйтесь, достаточно поклона в пояс. Спина круглая, а не прямая, голова опущена.

Помните! «Накачивать шину» надо в темпо ритме строевого шага.

Упражнение «Насос» можно делать стоя и сидя.

Ограничения: при травмах головы и позвоночника; при многолетних радикулитах и остеохондрозах; при повышенном артериальном, внутричерепном и внутриглазном давлении; при камнях в печени, почках и мочевом пузыре - низко не кланяйтесь. Поклон делается едва заметно, но обязательно с шумным и коротким вдохом через нос. Выдох делается после каждого вдоха (пассивно) через рот, но не открывайте его широко.

Упражнение «Насос» очень результативное, часто останавливает приступы бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

4. «Кошка» . И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч (ступни ног не должны отрываться от пола). Сделайте танцевальное приседание и одновременно поворот туловища вправо - резкий, короткий вдох. Затем такое же приседание с поворотом влево и тоже короткий, шумный вдох. Выдохи происходят между вдохами сами, непроизвольно. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Спина абсолютно прямая, поворот - только в талии.

Упражнение «Кошка» можно делать сидя и лежа (в тяжелом состоянии).

5. «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки). И.П. встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».

Упражнение «Обними плечи» можно делать стоя, сидя и лежа.

Ограничения: сердечникам с ишемической болезнью сердца (ИБС), врожденными пороками, перенесенным инфарктом - в первую неделю тренировок не делать упражнение "Обними плечи". Начинать его нужно со второй недели вместе с другими упражнениями гимнастики Стрельниковой. В тяжелом состоянии надо делать не по 8 вдохов-движений, а по 4 или даже по 2, затем отдых 3-5 секунд и снова 2 или 4 вдоха-движения.

Женщинам, начиная с шестого месяца беременности в упражнении «Обними плечи» голову назад не откидывать, выполнять упражнение только руками, стоя ровно и смотря прямо перед собой.

6. «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И.П. встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Наклон вперед, руки тянутся к полу - вдох. И сразу без остановки, слегка прогнувшись в пояснице наклон назад - руки обнимают плечи - и тоже вдох. Кланяйтесь вперед - откидывайтесь назад, вдох "с пола" - вдох "с потолка". Выдох происходит в промежутке между вдохами сам, не задерживайте и не выталкивайте выдох.

Упражнение «Большой маятник» можно делать также сидя.

Ограничения: при остеохондрозе, травмах позвоночника и смещениях межпозвонковых дисков, упражнение «Большой маятник» делайте, ограничивая движения: слегка кланяясь вперед и почти не прогибаясь при наклоне назад.

6 неделя

Упражнения, способствующие снятию моторной напряженности мышц рук и развивающие гибкость и подвижность пальцев.

1.

ruki-4

2.
ruki-2

3.
ruki-3

4.
ruki-5

5.

ruki-1

Варианты:

  1. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки и наоборот.
  2. Прокатывание карандаша между ладонями. А затем между ладонями и пальцами обеих рук.
  3.  Кистями рук поочередно или вместе делаются взмахи, соответствующие жесту прощания.
  4.  Пальцами рук делаются жесты, соответствующие приглашению приблизиться.
  5. Локти лежат на столе, в упоре. Делаются движения прямыми пальцами левой, правой, а затем обеих рук. Пальцы слегка отрываются от поверхности стола и быстро опускаются.
  6. Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображаются движения, имитирующие стряхивания с рук воды.
  7.  Подушечки пальцев или ноготки ударяют о стол, изображая стук дождя по крыше.
  8.  Кисти рук легко касаются края стола, пальцы производят движения, имитирующие удары по клавишам пианино.
  9. Руки подняты вверх, пальцы расслаблены. Производятся легкие повороты кистей рук и одновременное покачивание ими то влево, то вправо.
  10. «Вывернуть лампочку». Имитация соответствующего действия.
  11. «Закрутить кран с водой». Имитация соответствующего действия.

7 неделя

Комплекс дыхательной гимнастики

Внимание! Предложенные комплексы с задержками дыхания выполняются только здоровыми школьниками, имеющими хорошую подготовленность. Школьники, не имеющие достаточной подготовки, делают упражнения без задержки дыхания

  1. Стать прямо, держа руки по сторонам тела.

Сделать полный глубокий вдох через нос.

 Медленно поднимать руки, держа их напряженными до тех пор, пока кисти рук не будут над головой.

 Задержать дыхание на 2-3 секунды, держа руки над головой.

Медленно опустить руки к сторонам тела, так же медленно выдыхая воздух через рот.

  1.   Стать прямо, держа руки прямо перед собой.

 Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

 Быстро отвести руки как можно дальше назад, держа кулаки на уровне плеч, затем привести их опять в прежнее положение и повторить это движение еще раз, все время удерживая дыхание.

 С силой выдохнуть воздух через рот.

  1.   Стать прямо, руки вытянуть перед собой.

 Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание на 2-3 секунды.

  Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем сделать такое же движение руками в обратную сторону, все время удерживая дыхание.

С силой выдохнуть воздух через рот.

  1.   Выполнить упор лежа на гимнастической скамейке, держа руки по сторонам тела с обращенными к скамейке ладонями.

  Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

  Продолжая задерживать дыхание, напрячь все тело и подняться на руках так, чтобы тело держалось на ладонях и кончиках пальцев ног.

 Медленно опуститься в прежнее положение. Повторить это движение 2-3 раза.

 С силой выдохнуть воздух через рот.

5. Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони.

 Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание.

 Продолжая задерживать дыхание, приблизить грудь к стене, держа весь свой вес на руках.

  Медленно отодвинуться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа все тело напряженным.

 С силой выдохнуть воздух через рот.

8 неделя

 Гимнастика для глаз

Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшение кровообращения (и.п. – сидя).

1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (пять – шесть раз).

2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (три – четыре раза).

3. Вращать глазами по кругу по 2 – 3 сек. (три – четыре раза).

4. Быстро моргать (1 мин.).

5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3  мин.).

9 неделя

Дыхательная гимнастика.

Упражнение 1. «Зажми нос»

И.п.- сидя на стуле. Большим пальцем правой руки зажмите правую ноздрю. Второй и третий палецы правой руки расположены на середине расстояние между внутренними концами бровей. Медленный вдох через левую ноздрю, после чего зажми ее четвертым и пятым пальцами правой руки. Задержи дыхание на 5-8 секунд. Медленно выдохни через правую ноздрю. Повторить упражнение, вдыхая через левую ноздрю, а выдыхая через правую.

Упражнение 2. «Мороз»

И.п.-стоя, ноги на ширине плеч, руки в стороны на уровне плеч. Руки скрестить перед грудью и обхватить ими грудную клетку-сильный выдох. Медленно вернуться в и.п.-вдох. Повторить 3-5 раз.

Упражнение 3. «Ха»

И.п.-о.с. Вдох поднять согнутую в колене правую ногу. Хлопок под ней в ладоши с произнесением звука «Ха» на выдохе. Небольшая пауза. Повторить упражнение другой ногой. По 3 раза каждой ногой.

10 неделя

Гимнастика для глаз

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

11 неделя

Примеры дыхательных упражнений для детей школьного возраста с нарушениями речи.

  1. «Косари»: делается вдох и «отведение косы» в сторону, затем  выдох и «взмах косой».

Косарь.(2 вариант)

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе

  1. Вырастим большими.

На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

  1. Дровосек. Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.
  2. Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

  1. Пилим дрова.  Упражнение выполняется парами.

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитировать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

  1. Паровоз. Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.
  2. Надуй шар. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.
  3. Спускай воздух. Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.
  4. Минуты тишины. Дети по своей природе эмоциональны, подвижны, непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои желания и порывы. Для читающих детей взрослый выставляет карточку со словом «тишина» и ожидает выполнения написанного призыва. Тихим голосом, доходящим до шепота, взрослый обращает внимание детей на правильную позу, на дыхание с закрытым ртом, на положение рук, ног. Дети тихо сидят одну минуту. Можно предложить им в это время прислушаться к звукам, доносящимся с улицы. Дети обычно бывают удивлены тому обилию звуков, которые они слышат во время «минуты тишины» и на которые они не обращали внимания в обстановке городского шума. «Минуты тишины» являются не только физическим отдыхом для нервной системы, но и хорошей гимнастикой волевых центров.



Предварительный просмотр:

                                                               Директору МБОУ Нагибинской  СОШ

                                                               Черновой  И.М.

                                                                родителя ________________________

                                         заявление.        

Прошу  обеспечить  моего  ребёнка  ______________________________, учащегося(йся)________класса

занятостью в  кружках   внеурочной  деятельности :

«В мире математики», «История Донского края», «ОДНКНР», «Инфознайка», «БЖД младших школьников».

01.09 2017 г                           Подпись:____________________________

                                                               Директору МБОУ Нагибинской  СОШ

                                                               Черновой  И.М.

                                                                родителя ________________________

                                         заявление.        

Прошу  обеспечить  моего  ребёнка  ______________________________, учащегося(йся)________класса

занятостью в  кружках   внеурочной  деятельности :

«В мире математики», «История Донского края», «ОДНКНР», «Инфознайка», «БЖД младших школьников».

01.09 2017 г                           Подпись:____________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...