Медицинские советы


Предварительный просмотр:

Чтобы зубки блестели

«Чтобы себя защитить, надо себя изучить». Я думаю, что нет необходимости акцентировать внимание маленького ребенка на устройстве всех его внутренних органов, но знать основные правила гигиены и здорового питания ему нужно. Поэтому я подготовила серию занятий по нескольким разделам: уходу за зубами, правильному питанию, необходимости беречь свой организм.

Занятия по этим разделам проходят через все возрастные группы с естественным усложнением в каждой группе. Одновременно ведется систематическая практическая работа, опирающаяся на то, что дети узнали на занятиях, или закрепляющая новые знания.

Например, в младшей группе мы начинаем учить детей полоскать рот после еды, объясняя в игровой форме, для чего это нужно и как это делать правильно. Одновременно работаем с родителями. Консультации, анкеты напоминают им о том, что детей нужно систематически (самое главное в этом — система) учить ухаживать за полостью рта.

Вместе с детьми мы придумали и нарисовали на отдельных карточках символы, обозначающие различные действия: как мы моем руки, набираем на щетку пасту, полощем рот и т.д. Важно было подобрать символы, понятные всем детям.

На занятии дети объединили карточки в схему, отображающую последовательность процесса чистки зубов. Затем мы перенесли эту схему на плакат (потому что прибежал злой и противный
Кариес и все карточки нам перепутал). То есть дети самостоятельно восстановили весь процесс, зарисовали его и одновременно запомнили.

Схему отправили по почте Карлсону, который нас очень благодарил, переспрашивал, правильно ли он понял отдельные элементы схемы. Потом он предложил показать ее родителям. Схему вывесили в раздевалке, где дети каждый вечер экзаменовали мам и пап. А родителям было предложено перерисовать схему и вывесить ее дома. Многие по просьбе детей так и сделали.

Таким образом, к весне весь процесс чистки зубов малыши знали, что называется, «на зубок».

В средней группе работа продолжалась. Теперь, используя схему, дети учили кукол ухаживать за зубами.

Золотые правила питания


  1. Чаще есть твердые сырые овощи и фрукты.
  2. Не просовывать ложку, вилку глубоко в рот, а снимать пищу губами, чтобы не поцарапать зубы.
  3. Жевать и правой, и левой стороной зубов.
  4. Не увлекаться шипучими напитками — лучше пить соки.
  5. Глотать пищу, только хорошенько ее разжевав.
  6. После еды, особенно после сладостей, обязательно полоскать рот.

Что делать,

Чтобы зубки блестели !!!

  1. Чаще есть твердые сырые овощи и фрукты.
  2. Не просовывать ложку, вилку глубоко в рот, а снимать пищу губами, чтобы не поцарапать зубы.
  3. Жевать и правой, и левой стороной зубов.
  4. Не увлекаться шипучими напитками — лучше пить соки.
  5. Глотать пищу, только хорошенько ее разжевав.

После еды, особенно после сладостей, обязательно полоскать рот.



Предварительный просмотр:

Овен (21 марта – 21 апреля)

Маленький Овен нуждается в полноценном ночном сне. Чтобы он почувствовал себя по- настоящему отдохнувшим, ему нужно спать намного больше, чем его сверстникам. Объясняется это очень просто – Овны очень активны, тратят много энергии и потому нуждаются в её восполнении. Если малыш жалуется на головную боль, значит, его нервная система перегружена. Болеет бурно, с высокой температурой, но быстро выздоравливает. Главное – удержать его в постели. Занятия спортом дадут выход энергии Овна, но избегайте видов спорта, занятия которыми чреваты травмой головы.

Телец (22 апреля – 21 мая)

Слабые места Тельца – горло и уши. С раннего детства берегите его от отита и ангин и приучайте дышать носом. Аппетит Тельца часто зависит от того, насколько красиво накрыт стол. В спорте выбирайте менее резкие и силовые виды спорта (гимнастика, плавание).

Близнецы (22 мая – 21 июня)

Он не может без прогулок на свежем воздухе, ему необходимы спокойный сон и занятия спортом. Очень полезна для Близнецов дыхательная гимнастика: бронхит – бич этого знака. Он рано начинает ходить. Приучите малыша падать «по правилам», свернувшись, не выбрасывая вперёд руки, чтобы избежать переломов (это можно сделать, предложив малышу какую-нибудь игру, в которой встречаются элементы «правильного падения»).

Рак (22 июня – 22 июля)

Внимательно следите за питанием младенца. Пищеварительная система – его слабое место, особенно желудок. В первые годы жизни малыша надо кормить только свежеприготовленной пищей, по возможности избегая консервированных продуктов. Не перекармливайте его, не кормите насильно – вы можете основательно и надолго подавить у Рака аппетит, который зависит от настроения, меню лучше составлять родителям – маленький представитель этого знака склонен выбирать то, что ему вредно.

Лев (23 июля – 23 августа)

Ему полезно рано вставать и сразу включаться в дневной ритм. Спартанское воспитание поможет поддерживать хорошую форму маленького Льва. Физически крепкий, он уязвим психологически: неприятности, нервное напряжение, срывы, стресс неблагоприятно влияют на сердечную деятельность. Последите за сердцем вашего ребёнка: сам он склонен к переоценке своих сил и не обратит внимания на лёгкое недомогание.

Дева (24 августа – 23 сентября)

Усидчивой Деве надо давать больше отдыхать, а вечером пораньше укладывать спать, чтобы избежать переутомления. Могут возникнуть проблемы со школьными завтраками – Дева разборчива в еде. Давайте ребёнку в школу ту пищу, которую он любит. Слабое место всех Дев – кишечник, на работу которого влияют стрессы и нервное напряжение. Не показывайте ребёнку, что вы озабочены его здоровьем: он немного мнителен.

Весы (24 сентября – 23 октября)

Обратите внимание на физическое состояние детей этого знака, особенно на укрепление мышц спины и поясницы. Полезно заниматься гимнастикой, танцами. Берегите Весов, особенно девочек, от простуд и переохлаждения тазовой области. Следите за тем, как функционирует мочевыделительная система ребёнка.

Скорпион (24 октября– 22 ноября)

Если Скорпион часто простужается, - это не значит, что его организм ослаблен. Наоборот – ему необходимы физические нагрузки. Отведите его в спортивную секцию, регулярные занятия помогут ему стать более собранным. Как можно раньше займитесь его половым воспитанием. Постарайтесь найти способ удовлетворить интерес малыша к волнующей его тайне.

Стрелец (23 ноября– 21 декабря)

Здоровье Стрельца очень зависит от его душевного состояния. Весёлому ребёнку не страшны простуды и нарушения диеты; у подавленных, вымуштрованных Стрельцов сопротивляемость резко падает. Не отмахивайтесь от жалоб детей на неприятные ощущения под ложечкой и в правом подреберье. Это может быть симптом нарушения в работе печени – чувствительного места Стрельца. Представителям этого знака показан любой вид спорта, так как главное для них – сам дух соревнований.

Козерог (22 декабря– 21 января)

Не тревожьтесь, если он развивается несколько медленно – способности Козерога раскрываются лишь в зрелом возрасте. И как ни трудно заниматься гимнастикой и плаванием, но полезны ему именно эти виды спорта. Делайте вместе с маленьким Козерогом упражнения, увеличивающие гибкость позвоночника и суставов. К воде приучайте с раннего детства и обязательно закаливайте – это поможет избежать ревматизма. Но не переусердствуйте в этом.

Водолей (22 января – 18 февраля)

Для укрепления здоровья вашему ребёнку полезны подвижные игры на свежем воздухе, турпоходы, длительные прогулки, дыхательная гимнастика. Обратите внимание на его зубы и миндалины – эти места у Водолеев подвержены инфекции. И последите за работой печени и жёлчного пузыря.

Рыбы (19 февраля – 21 марта)

У ребёнка этого знака очень уязвима нервная система. Дети – Рыбы не выдерживают груза ответственности – это может привести к психическому срыву. Не давите на него, не нагружайте обязанностями, которые ему не по возрасту. Уделите время закаливанию, берегите его горло. Следите за тем, чтобы ребёнок во время ложился спать и правильно питался – это укрепит его нервную систему.

И ещё одно замечание.

Астрологи говорят, что ребёнок родившийся в последние три дня того или иного знака, заимствует и черты следующего за ним знака зодиака.




Предварительный просмотр:




На выбор продуктов и блюд, их сочетание, частоту приема пищи, безусловно, влияют очень многие факторы: семейные и национальные традиции, аппетит ребенка и его пищевые пристрастия, состояние здоровья и физического развития, и, наконец (а может быть, прежде всего), «престижность» тех или иных продуктов и блюд в микроокружении детей. К сожалению, именно последний фактор может, в конечном счете, определить, что ест школьник, причем этот выбор часто бывает весьма далеким от оптимального. Вот почему так важно формировать у школьников осознанное представление о правильном питании, которое могло бы в определенной мере противодействовать влиянию «группы» и обеспечивать выбор продуктов и блюд, полезных для здоровья.

Рекомендации по составлению индивидуального меню предусматривают максимальное разнообразие рациона.

Если же говорить более конкретно, то рацион школьников должен ежедневно включать такие продукты, как мясо {говядина, курица, индейка, иногда - нежирная баранина и свинина, субпродукты - печень, язык) или рыба (треска, хек, судак и др.). Мясо и рыба могут использоваться в виде самых разнообразных блюд - котлет, тефтелей, гуляша, антрекотов, отварной рыбы и др. Общее количество мяса и рыбы (в расчете на вес брутто) в среднем должно составлять 200—300 г в день. Частично эти количества могут обеспечиваться за счет колбас, сосисок и сарделек.

В меню детей должны ежедневно присутствовать молоко, кефир, йогурт и другие кисломолочные продукты. Их количество должно составлять не менее 300 мл в день, причем молоко может быть заменено кефиром, кефир - йогуртом и т.д. Что касается творога и сыра, то они могут включаться в рацион не каждый день, но так чтобы за неделю ребенок получил 50—100 г сыра и 200—300 г творога. Творог можно давать как в натуральном виде или в виде творожных сырков, так и в составе самых различных блюд (ватрушек, запеканок, вареников и др.). Каждый день дети должны получать как животные жиры, среди которых основное место занимает сливочное масло (30—50 г), так и растительные масла, (15-20 г). Первое из них - в виде бутербродов или добавок к кашам, картофельному пюре и т.д., а растительные масла - как компонент салатов, винегретов и других блюд.

К числу обязательных составляющих рациона относятся овощи и фрукты, общее количество которых, с позиций здорового питания, должно быть весьма значительным - 400—500 г овощей, без учета картофеля, и 150—200 г фруктов. Здесь возможны самые разные варианты, в зависимости от индивидуальных склонностей ребенка и времени года. И овощи, и фрукты лучше использовать, конечно, в свежем виде, но вполне возможно и приготовление из них различных вкусных и полезных блюд: овощных рагу, запеканок, овощных и фруктовых супов, компотов, киселей и др.

И, наконец, продукты, о которых мы уже много говорили, - хлеб, крупы и макаронные изделия. Эти продукты характеризуются достаточно высокой пищевой ценностью и вносят вклад в обеспечение человека энергией, углеводами, белками и растительными волокнами и витаминами В,, В2, PP. Поэтому их также следует ежедневно включать в рацион, можно разнообразить сорта хлеба, круп, макаронных изделий.



Предварительный просмотр:

Витамины вокруг нас

Слово витамины означает « дающие жизнь». И вдруг таблетки. «Это же химия!» - думают некоторые родители. Они забывают: все, что мы едим, - химия. Органическая. А витамины – полезная и порой необходимая добавка. Нужно только знать, что, когда и в каком количестве принимать.

Что такое витамины?

Это органические пищевые вещества, которые требуются для нормальной жизнедеятельности человека или животного. Они практически не вырабатываются организмом: мы получаем витамины извне, и их всегда не хватает. Фармацевт, синтезируя  вещества в лаборатории, лишь воспроизводит те же самые процессы, которые происходят вокруг нас в живой природе. Искусственно созданные витамины по структуре ничем не отличаются от тех, что содержатся в листьях салата, плодах черники или других ягодах. Отличие только в дозе. В качественных детских витаминных препаратах для каждого витамина (А, С, D, Е и др.) она рассчитана так, чтобы полностью удовлетворить нужды растущего организма. Это и есть та самая «суточная потребность», часто упоминаемая в медицинской литературе.

Сложность заключается в том, что потребность эта меняется в зависимости от возраста ребенка, его образа жизни, места проживания. Например, витамин D жителям Крайнего Севера и юга России нужен в разных дозах. Эта потребность меняется даже в зависимости от времени года. Именно поэтому перед тем, как давать малышу витамины, лучше посоветоваться с врачом – диетологом, который учтет ваш образ жизни, предрасположенность ребенка к заболеваниям, особенности климата в месте вашего проживания.

Что такое гиповитаминоз?

Ну откуда взяться в нашей относительно благополучной жизни недостатку в витаминах? Вот герои Джека Лондона действительно болели цингой, испытывая страшные страдания, но причем тут современные дети? Зачем им принимать витамины в таблетках, если на столе круглый год свежие фрукты и овощи?

Дело в том, что подавляющее большинство родителей путают две вещи: авитаминоз (критическое снижение витаминов в организме) и гиповитаминоз (их недостаточность). Авитаминоз проявляется остро и страшно, он может привести к смерти, а гиповитаминоз является постоянным спутником городской жизни, снижая ее качество и лишая ярких красок.

Исследования врачей показывают, что недостаток витаминов у детей не носит социального характера. Дети из обеспеченных семей страдают им в той же мере, что и их неблагополучные сверстники. Ломота в суставах у совсем еще маленького ребенка, пониженное внимание, бледность щечек, плохое настроение – симптомы недостатка витаминов. Но это еще не болезнь, и витамины – не лекарства. Они неотъемлемые компоненты здорового образа жизни, такие же, как прогулки на свежем воздухе и занятия спортом.

Немного истории

Существует специальная наука – витаминология. Возникла она не сразу и поначалу совсем не имела отношения к детям.  Проблемой витаминов первыми заинтересовались врачи, лечившие моряков в дальних плаваниях и … заключенных в тюрьмах. Именно  гиповитаминоз становился причиной различных заболеваний, возникающих у запертых в тесных камерах, редко бывающих на солнце, однообразно питающихся узников. Парадоксально, но заботливые матери, стремясь оградить своих детей от заразы, часто создавали им дома почти тюремные условия, а потом удивлялись: откуда у малышей рахит? Так были открыты два самых важных витамина: D и С– рыбий жир и аскорбинка, которые были известны еще нашим бабушкам. Это «витамины первого поколения:одна таблетка – один витамин.

Несколько позже появился препарат АВС – на рекламах он изображался в виде пузатого румяного крепыша. В одной таблетке были объединены три  жизненно важных витамина.  Со временем выпуск поливитаминов расширился, к ним стали добавлять различные поливитамины. И тут начались проблемы: оказалось, что подобные ассорти не так просто усваиваются. Их составные части конфликтуют между собой, один витамин нейтрализует другой. Э ту проблему пытались решить по-разному, иногда просто разделяя комплекс на две таблетки: утро-вечер. Потом ученые создали третье поколение витаминов с экстрактами лекарственных растений и питательными компонентами, облегчающими усвоение. Постепенно родились сложные по структуре витаминные комплексы, включающие аминокислоты, нуклеиновые кислоты, метаболиты и ферменты. Их иногда называют витаминами четвертого поколения. Этими вопросами занимается Институт питания РАМН.

Теория и практика

На дворе осень, время ОРВМ и ОРЗ. Вы наверняка уже запаслись всевозможными жаропонижающими и антивирусными средствами  - на случай, если ребенок заболеет. А существует ли способ оградить малыша от инфекции? По мнению специалистов, в качестве профилактики нужно регулярно принимать витамины – ведь они напрямую связаны с иммунной системой организма. Например, ежедневный прием обычной аскорбинки хоть и не снижает вероятность заразиться ОРВИ, но существенно облегчает течение болезни. А вот прием витамина Е защищает от инфекции на 30%.

Прежде чем покупать витамины, необходимо определить, с какой целью вы предлагать их малышу. И непременно проконсультируйтесь с лечащим врачом – только он может дать конкретные рекомендации по выбору витаминов для ребенка трех-десяти лет. В качестве профилактики гиповитаминоза вам скорее всего выпишут комплексный препарат, содержащий необходимые витамины и микроэлементы в суточной потребности. В случае проявления у малыша астении доктор может посоветовать повышенную дозировку витаминов, а при проблемах с кожей – комплекс, содержащий витамины группы В и А. Вооружившись рекомендацией врача, отправляйтесь за витаминами в аптеку. Ни в коем случае нельзя доверять сетевому маркетингу или покупать витамины «в ларечке»- рискуете отдать свои кровные за подделку. Помните, что витамины обязательно должны быть зарегистрированы как лекарственное средство или биологически активная добавка к пище. Э то единственная гарантия того, что они прошли определенный контроль качества.

Иногда на витамины возникает аллергия. К счастью, обычно это быстро диагностируется педиатром. Однако намного чаще аллергию вызывают не сами витамины, а вкусовые и ароматические добавки, содержащиеся в витаминных комплексах.

Чем больше – тем лучше?

Не стоит принимать одновременно два и больше витаминных комплексов. В каждом из них уже учтена суточная потребность организма. Впрочем, гипервитаминоз, которым часто пугают молодых мам, встречается исключительно редко, так как витамины не способны накапливаться в организме. Единственные витамины, превышение которых может повредить здоровью,- это А и D, поэтому их доза строго регламентируется производителями.

Критерии выбора комплекса витаминов с минимальным риском развития нежелательных реакций:

  1. Отсутствие ароматизаторов;
  2. Использование натуральных красителей;
  3. Дозы витаминов, соответствующие суточной потребности ребенка данного возраста;
  4. Пониженное содержание витаминов, вызывающих  аллергическую реакцию
  5. (если выявлена). 

 

Журнал «Расти, первоклашка» ноябрь 2008