Мои публикации

Тюрина Ольга Владимировна

опубликованные материалы, материалы для семинаров и пр.

https://nsportal.ru//tyurina-o-v

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/...

https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2018/...

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

дополнительной образовательной программы «Прикладная ботаника»

  1. Знакомство с многообразием растений
  • Растения – кто они.
  • Многообразие жизненных форм
  • Многообразие отделов.
  • Многолетние, двулетние, однолетние.
  • Места обитания растений.
  1. Виды использования растений человеком.
  • Роль растений в природе: продуценты, фотосинтез, почвообразование.
  • Роль растений в жизни человека: пища, сырье для промышленности, лекарства, эстетическое значение.
  • Многообразие растительного мира.

3.  Первичная оценка опытных участков

3.1 Практическая работа по изучению формы, размера и расположения опытных участков.

  • Измерение участка.
  • Определение его расположения относительно сторон света.
  • Черновой эскиз.
  • Взятие проб почвы.

3.2 Камеральная работа по начертанию планов участков и составлению их краткой характеристики.

  • Масштабированный план участка.
  • Краткая характеристика участка.
  1. Подготовка семенного материала

Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

5. Многолетние, двулетние, однолетние декоративные растения

  • Многолетние декоративные растения
  • Двулетние декоративные растения
  • Однолетние декоративные растения

6.  Разнообразие жизненных форм декоративных растений

  • Травы, лианы
  • Кустарнички
  • Кустарники
  • Деревья.
  1. Почвенно – климатические характеристики и требования к ним различных групп растений
  • Виды почв
  • Влагообеспечение
  • Тепловой режим
  1. Агротехника возделывания многолетних травянистых декоративных культур

8.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие многолетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

8.2 Практическая часть

Осмотр и профилактика заболеваний корнеклубней георгинов и луковиц гладиолусов в хранилище.

  1. Агротехника возделывания двулетних травянистых декоративных  культур

9.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие двулетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

9.2 Практическая работа

  • Посев семян люпина в емкости
  • Закладка емкостей с посевами на стратификацию
  1. Агротехника возделывания однолетних декоративных культур

10.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие однолетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

      10.2 Практическая часть

Составление клумбы непрерывного цветения из однолетников однолетников

  • Монохромные
  • Каскадные
  • Вертикалбюные
  • почвопокровные

11. Комнатное цветоводство

11.1 Теоретическое занятие

  • Красивоцветущие комнатные растения
  • Декоративнолистные комнатные растения
  • Жители разных зон в одной квартире

11.2 Практическое занятие

  • Составление календаря работ по уходу за комнатным растением (на выбор)
  • Изготовление комнатной теплички

11.3 Теоретическое занятие

Семинар «Мои любимые цветы»

11.4Практическое занятие

  • Генеративное размножение комнатных растений (колеус, герань, бальзамин)
  • Вегетативное размножение комнатных растений  (колеус, герань, бальзамин)

12 Агротехника декоративных кустарников и деревьев.

  • Кустарники и деревья в ландшафтном дизайне
  • Розы

13 Способы размножения декоративных растений

13.1 Теоретическое занятие

  • Черенкование
  • Пасынкование
  • Семенное размножение

13.2 Теоретическое занятие

  • Посев рассады
  • Уход за рассадой
  • Высадка рассады в грунт

13.3 практические занятия – 4 часа

  • Черенкование
  • Семенное размножение
  • Посев рассады
  • Уход за рассадой

14. Планировка насаждений на опытных участках

14.1 Теоретическое занятие

  • Основные факторы, учитываемые при размещении культур
  • Проектирование участка

14.2 Практическое занятие

  • Планировка участка с использованием ИКТ
  • Защита плана

14.3 Практическое занятие

  • Разбивка участка на зоны
  • Разметка высадки различных культур.

15. Основные весенние агротехнические мероприятия

  • Обработка почвы
  • Профилактические и оздоровительные работы
  • Внесение удобрений
  • Высадка рассады
  • Посев семян в грунт

2009-2010 учебный год

1. Анализ итогов работы за год и планирование дальнейшей работы  (теоретическое занятие)

  • Отчет  учащихся о проделанной работе за 2008-209 учебный год
  • Ознакомление учащихся с планом работы на 2009-2010 учебный год

  1. Парад работ (практическое занятие)
  • Смотр опытных участков
  • Защита выполненной работы

3. Луковичные

3.1. теоретическая часть

  • Знакомство с особенностями агротехники луковичных (тюльпаны, нарциссы, гиацинты)

3.2 практическая часть – 1,5 часа

  • Посадка луковичных в грунт

4. Подготовка семенного материала

Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

  1. Разнообразие дизайнерских решений при проектировании и оформлении клумб. (2 часа)

5.1 теоретическое занятие

Зависимость оформления от ландшафтных и почвенно  - климатических условий

  • Альпийские горки, рокарии
  • Английский стиль
  • Итальянское патио
  • Французская помпезность
  • Деревенский дворик
  • Современные направления

5.2 Теоретическое занятие

Семинар по типам дизайнерских решений

6.  Индивидуальное планирование опытных участков

6.1 Теоретическое занятие

  • Зависимость расположения растений от абиотических факторов
  • Эстетическое оформление
  • Сочетаемость растений
  • Взаимодополнение культур.

6.2 практическое занятие

  • Проектирование ландшафта опытных участков
  • Составление пояснительных записок

6.3 практическое занятие

Защита проектов по оформлению опытных участков

7. Составление перечня растений и списка работ необходимых для осуществления проекта.

8. Особенности развития и размножения растений размножающихся корневищами.

8.1. Теоретическая  работа

  • Ирисы
  • Пионы
  • Хризантемы, многолетние астры, астильбы, хосты.

8.2.практическая работа

Деление корневища хризантемы

9. Особенности развития и размножения растений, размножающихся семенами

9.1 Теоретическая часть

  • Глубина заделки семян
  • Сроки посева
  • Температурно – световой режим, стратификация

9.2 Практическая часть

Посев семян петунии

10. Вертикальное озеленение

  • Особенности применения вертикального озеленения
  • Многолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении
  • Однолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении

11. Газоны

  • Виды газонов
  • Подготовка почвы и посев
  • уход

12. Хвойные в саду и на клумбе

  • Многообразие видов и сортов
  • Специфика выращивания

13. Комнатное цветоводство

13.1 Теоретическая часть

  • Растения семейства геснереевые
  • Разновидности алое
  • Пальмы
  • Суккуленты
  • Растения, имеющие период покоя
  • Ампельные растения

13.2 практическая часть

  • Наблюдение за развитием гиппеаструма выходящего из стадии покоя
  • Черенкование фиалок листом
  • Проведение осмотра растений на предмет болезней и вредителей

14. Посев декоративных однолетников на рассаду

14.1 теоретическая часть

Особенности посева растений семейства сложноцветные

14.2 практическая часть

Посев в рассадные ящики растений семейства сложноцветные

15. Планировка и перепланировка насаждений на опытных участках

15.1 Теоретическая часть

  • Особенности развития некоторых декоративных культур
  • Устранение недостатков планировки

15.2 практическая часть

  • Устранение недостатков планировки
  • Разметка посадки культур

16 Пикировка  однолетников

Пикировка однолетних культур

17. Черенкование маточников

  • Черенкование маточников петунии
  • Черенкование маточников герани
  • Черенкование маточников
  • Бальзамина и колеуса

18. Основные весенние агротехнические мероприятия

  • Обработка почвы
  • Профилактические и оздоровительные работы
  • Внесение удобрений
  • Высадка рассады
  • Посев семян в грунт

19. Семинар по вопросам ландшафтного дизайна «Осязаемая гармония»

Выступления учащихся

 



Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Отдел образования  администрации Балтайского муниципального района

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

– средняя общеобразовательная школа с. Балтай

XI межрегиональной научно-практической конференции

«Актуальные вопросы естественно - научного образования»

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

Автор: Тюрина Ольга Владимировна,

учитель биологии высшей категории

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения -

средней общеобразовательной школы

села Балтай Балтайского района

Саратовской области

Саратов

2017

        В основе ФГОС 2014 лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

        Предметные результаты изучения предмета биологии должны отражать: формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;  формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

                В то же время, помимо уже привычной экзаменационной процедуры ГИА для девятиклассников обязательным для выполнения стал и  индивидуальный итоговый проект, который является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

        Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

        Каждый ученик девятого класса встает перед выбором: в какой области реализовывать свой проект; в какой форме;  какими методами. Многие желают выполнить свою работу в ествественно – научной сфере, в т.ч. в области биологии. Задача учителя при проведении таких проектов – помочь в организации процесса, направить деятельность ребенка. Одной из наиболее приемлемых форм проекта по биологии является исследовательская работа. Готовиться к ее выполнению, учить ребенка исследованию, следует на всех этапах образования.

Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащегося, а также самой задачей, требующей решения. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности. В их преодолении велика роль научного руководителя. Он помогает выбрать тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо четко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы

Конечно, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Она должна быть актуальна, вызывать у исполнителей интерес, быть им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Основное требование к исследовательской работе — новизна результата. В тексте работы должен четко просматриваться личный вклад исполнителя. Роль руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.

Важным этапом выполнения работы является формулирование цели и задач исследования. Цель и задача — не одно и тоже: цель существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы — подбор литературных источников и их проработка, освоение методики исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми, их обсуждение проводится обязательно совместно с учащимися-исследователями.

После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирают объект исследования. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этические нормы ограничивают применение в качестве экспериментального объекта млекопитающих (объектом наблюдения они, конечно, быть могут). Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дешевы.

Следующий шаг в работе — анализ информационных источников по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Литературно - информационный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени.
Далее следует  сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат. Это очень важный момент, поскольку сложившиеся у исследователей теоретические представления позволяют отчасти прогнозировать результат, а затем сравнивать теоретические представления с эмпирическими данными.

Вооруженные знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а также нулевой гипотезой, переходим к выбору методики проведения исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволит получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Надо, чтобы методическое обеспечение работы учитывало все нюансы, способные повлиять на результаты исследования, и по возможности, исключить их. Выбранные методы работы (наблюдения, эксперимент или работа с литературными источниками) должны быть простыми и доступными для школьников.

И вот наступил момент, когда учащиеся приступают к собственно исследовательской работе. Нельзя согласиться с мнением, что исследовательская работа должна быть исключительно экспериментальной. Подобное утверждение неверно. Это могут быть и работы, посвященные исследованию природных биоценозов. Они не включают в себя эксперимент, но грамотно организованные и правильно проведенные наблюдения в природных условиях позволяют получить интересные и практически важные данные. Следовательно, во-первых, исследовательской работой следует считать грамотно организованные и проведенные наблюдения природных объектов или явлений. Во-вторых, к исследовательским работам, несомненно, относится эксперимент. Экспериментальные исследования всегда интересны, хотя на этом пути встречаются многочисленные затруднения. Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, поскольку любое, подчас даже самое незначительное отклонение в условиях проведения опыта может привести либо к искажению результатов исследования, либо к получению заведомо ложных данных. Эксперимент, как и любое другое научное наблюдение, должен планироваться таким образом, чтобы на каждую градацию изучаемого фактора (варианта) приходилось несколько повторностей (как уже говорилось, наблюдение не должно быть единичным). Все варианты эксперимента обязательно должны находиться в одинаковых условиях (температура, освещенность, насыщение среды обитания кислородом и т.п.), изменяется только изучаемый фактор. Если эксперимент многофакторный (исследуются одновременно несколько факторов), опыт строится так, чтобы можно было выявить как влияние каждого фактора в отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных групп обязательно включаются контрольные варианты, на которые действие изучаемых факторов не распространяется. Иногда результаты эксперимента противоречат ожиданиям исследователей. Следует помнить, что отрицательный результат — результат.

Достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов математической статистики.

Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Варианты опыта или наблюдения, достоверно отличающиеся друг от друга, должны быть помечены с указанием уровня значимости различия.

Полученные данные необходимо обсудить, сравнив результаты исследования со сведениями из литературных источников. Для этого часть литературных данных не включают в литературный обзор, а используют при обсуждении результатов исследования.

Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными, вытекать из результатов исследования и соответствовать целям и задачам исследования.

Отчет содержит список использованных литературных источников с указанием авторов, названия цитированной работы, издательства и места издания, необходимо указать год издания, для монографий — количество страниц в книге. Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.

Таким образом, исследовательская работа в полной мере позволяет продемонстрировать учащемуся полученные компетенции, используя предметную область биологии для представления метапредметных навыков.

Список литературы

  1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе. 2004. №6.
  2. Кулев А.В. Научный доклад как итог исследовательской работы школьника // Биология в школе. 2003. №1.
  3. Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук //Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО, 2006.
  4. Прокофьев Ю.В., Прокофьева Л.В. Научно-исследовательская работа «Прикладная экология: из опыта работы» // Биология в школе. 2009. №9.
  5. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. 2007. №1



Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Тема. Комфортная образовательная среда как условие реализации образовательных стандартов

Вопросы:

1. Понятие комфортная образовательная среда

2. Здравствуй, племя молодое, незнакомое. (Особенности современного школьника)

3. Педагогические технологии  как фактор формирования  комфортной образовательной среды

4. Психологический комфорт учителя

1. Понятие  - комфортная образовательная среда

Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности  обучающихся, в процессе решения образовательных задач. 

Как яркий представитель педологического подхода к детскому развитию Л.С.Выготский указывал на важнейшую роль окружающей социальной среды и её влияния на обучение и развитие школьника: «…социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком, или источником социального развития ребёнка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» (Л.С.Выготский, 1984, с.265).

   — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.    

Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новыхобразовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартовобразования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичныхобразовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Что же такое комфорт?

Комфорт- (от англ. comfort)«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности. Поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:

физический;

интеллектуальный;

психологический (социально-коммуникативный).

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего, это потребности в особом тепловом и световом режиме, «микроклиматические» особенности помещений - влажность, вентилируемость и т.п. Особенности нашего социума для некоторой категории школьников определяют потребности в пище, в воде, как важном факторе физического комфорта. К этой категории относится и режим работы школы: продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультурные минутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это все условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. в учебном процессе - это удовлетворениепотребности в получении информации. На уроках интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Поддержка интереса к учебному предмету, является исключительно важным видом развития мотивации, необходимого для интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком – либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве.) Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.

Источником социально-коммуникативного комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель. учитель – родитель, учитель – учитель и т.д.) Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду. Уклад школьной жизни, традиции при котором взаимодействие построено на основе достижения доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых.

Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

Комфорт- (от англ. comfort)«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

2. Здравствуй, племя молодое, незнакомое. (Особенности современного школьника)

Хотя участников образовательного процесса много, все же нельзя отрицать, что наиглавнейшим является ученик.  Каждое поколение особенное, как вы охарактеризуете современных детей.

Слово учителям

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Чрезмерная опека со стороны взрослых оскорбляет их.Возросли амбиции и самооценка современных школьников. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии. «Умение добиваться успеха» – самое ценное качество личности, по мнению и младших, и «средних», и старших школьников, но старшие ценят еще общий оптимизм, умение не вешать голову, не унывать в любых обстоятельствах. Они явно ценят это в других и стремятся воспитать в себе . В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста . При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия» Современным школьникам присущ скептицизм. У них происходит падение доверия к авторитетам (учителя, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний. Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий. В сегодняшнем образовании ученик ориентирован прежде всего на себя. Это проявляется в активном поиске учеником смысла изучения тех или иных знаний, участия в различных формах педагогического взаимодействия, предлагаемых школой. Данная ориентированность сказывается также на отношении учащихся к результатам своей учебной деятельности. При оценке этих результатов мнение учителей и родителей не является однозначно авторитетным.

Конечно это очень многогранная и сложная проблема, но давайте попробуем если не решить ее, то хотя бы рассмотреть возможные варианты ее решения.

Метод шляп

  • В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
  • Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с семью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, фиолетовой, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
  • Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Шестой брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А седьмой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
  • Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
  • Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
  • Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
  • Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
  • Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
  • Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
  • Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Представьте, что нам достались эти шляпы, но нам повезло больше и у каждой по шесть чудесных, цветных шляпок.

Итак, белая шляпа.

Белая шляпа

  • Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты .

Красная шляпа

  • Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.

Черная шляпа

  • В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Желтая шляпа

  • Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста.

Зеленая шляпа

  • В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Синяя шляпа

  • Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия. Что реально из предложенного реально, а что вызывает сомнения.

  • Таким образом мы с вами рассмотрели данную проблемы и даже попробовали найти оптимальные пути ее решения, думаю, что каждый из вас что – то почерпнул из этой работы.

3. Педагогические технологии, как фактор формирования  комфортной образовательной среды

Мы прекрасно знаем, что несмотря ни на какие перемены, капитаном корабля под названием урок, остается учитель, а какие же технологии позволяют сформировать более комфортную психологическую среду?

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

- сменой видов деятельности;

- достижением желаемого результата;

- поддержкой со стороны педагога;

- верой в собственные возможности.

Технологии: проблемная, икт,критическое мышление, игровые.

4. Психологический комфорт учителя

Конечно же, говоря о комфортной  образовательной среде нельзя не затронуть психологический комфорт учителя, который только за один урок решает большое количество конфликтных ситуаций.

Я взяла данные одной из газет, которая недавно провела  исследования среди всех участников образовательного процесса  и вот какой получился  портрет:со стороны самих учителей  ведущими качествами должны быть динамичность,  стрессоустойчивость и предметная грамотность, родители считают, что важнее всего  любовь к работе, авторитетность и открытость,  а дети видят идеального учителя красивым, честным и добрым.
Конечно, каждый профессионал сочетает в себе эти качества, и несомненно они есть и у вас,  и давайте, поподробнее поговорим теперь о нас с вами, какие же мы, а что бы было проще поиграем в ассоциаации.

Упражнение 1 «Ассоциации»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Продолжить предложение «Этот предмет похож на меня, потому что…»

Упражнение 2 «Педагогические ситуации»

Профессия учителя самая интересная, потому что у нас не бывает не только двух одинаковых дней, но даже и двух одинаковых педагогических ситуаций. А оттого насколько мы профессионально справимся с ними во многом зависит комфортность образовательной среды. Согласитесь, задачки волки сыты – овцы целы, это наш ежечасный труд.

1.Целый класс солидарно не выполнил домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия?

2.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция?

3. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы.

Согласитесь, многие знают, как нужно учителям работать, но не многие стремятся стать учителем, потому что это труд, предполагающий постоянную эмоциональную отдачу, причем эмоции должны быть направлены на созидание. В итоге бывает так, что наступает эмоциональное выгорание. Для профилактики я предлагаю Вам попробовать сейчас, и если понравиться взять на заметку -  это релаксационное упражнение на расслабление.

Сядьте поудобнее и для восстановления энергии просто закройте глаза и представить себечто у вас в руках букет красивых цветов, а теперь глубоко вдохните и сделайте медленный выдох, представьте, что  вы чувствуете их запах, , вам спокойно, радостно, комфортно.

Упражнение "Удовольствие" 

А теперь отдохнувшие и посвежевшие, давайте вспомним и перечислим, то что мы делаем каждый день, не только в школе, но и дома. Напишите на листочке семь повседневных дел.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.


Упражнение «Дружественная ладошка» (музыка)
 Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а, может быть, и помогают в какой-то сложный момент.