Экологическое краеведение в школе
статья по краеведению на тему

Тюрина Ольга Владимировна

Экологическое краеведение в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraevedenie_tyurina_o.v.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются :
- принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
- воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.

Одним из способов экологического воспитания является естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:

- субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района)
- региональные (краеведческие исследования на территории региона)
- межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).

Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

Организационные формы краеведческой деятельности:

- краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
- экскурсионные объединения;
- музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
- научные ученические общества;
- территориальные объединения;
- общественные объединения;
- семейные формы.

Так же эффективными формами работы являются:

ученические краеведческие конференции

Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, или направлениями исследовательской деятельности учащихся.

краеведческие олимпиады

Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.

краеведческие вечера

Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:

- встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
- рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения
- тематические беседы

- проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона)
- семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона)
- музыкальные вечера и др.

выставки

Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни региона. Темами выставки могут быть:

- Мой любимый уголок края
- Моя малая родина – …
- Контрасты нашего края
- Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края
- Люди нашего края
- Наш край в будущем и др.

Внеклассная  работа  

Выпуск газет, проектные работы.

экскурсии

Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Экскурсии могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий – дети являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

театрализованные представления

Данная форма внеклассной работы имеет цель развития личностных качеств учащихся, интереса к предмету. Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие дела, проводимые по методике И.П. Иванова. Суть её сводится к следующему: группам учащихся предлагается за достаточно короткое время (5 - 15 минут) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время учащиеся должны выбрать существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого, каждая группа показывает (3 -4 минуты) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение рефлексия. (Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках).

общественнополезная деятельность

Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу.

Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.

системные формы и методы работы

Факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся, музейные краеведческие объединения

Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса.

В объединении дополнительного образования «Прикладная ботаника» краеведение проводится в направлении изучения, как отдельных фитоценозов, так и биогеоценозов в целом, живого прошлого нашего края.  По данному направлению результативными были работы принявшие участие в 2011-2012 учебном году в областном конкурсе «Моя малая родина» (1 масто), «Юннат 2011» (призер),  областном молодежном форуме «ТЭМП» (2 место).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Итоговая работа по экологическому краеведению

Итоговая работа по экологическому краеведению...

Экологическое краеведение ( 6 класс).

Программа регионального курса «Экокраеведение» составлена на основе  Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базов...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Краеведение представляет собой уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуру. Кроме того, краеведение в школе является единственным источником...