Главные вкладки

    Статья по краеведению на тему:
    Экологическое краеведение в школе

    Тюрина Ольга Владимировна

    Экологическое краеведение в школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kraevedenie_tyurina_o.v.docx20.15 КБ

    Предварительный просмотр:

    На межправительственной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году были поставлены задачи среди которых важнейшими являются :
    - принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
    - воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся ситуации.
    Эти задачи нашли отражение и в Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.

    Одним из способов экологического воспитания является естественнонаучное краеведение (географическое, экологическое, биологическое, геологическое и др.)
    Краеведческие исследования по охвату территории могут быть:

    - субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района)
    - региональные (краеведческие исследования на территории региона)
    - межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).

    Таким образом, поставленные задачи и многообразие направлений деятельности нацеливают педагогов на организацию системной разноплановой деятельности учащихся, формирующей у них отношение к своей малой родине, опирающееся на систему разнообразных краеведческих знаний; организацию разнообразной развивающей коллективной и индивидуальной творческой деятельности, как в урочное, так и во внеурочное время.

    Краеведческая деятельность учащихся представляет собой сложную систему, состоящую из интегрированных краеведческих курсов, внеурочной работы по предмету, туристскокраеведческих и экспедиционных объединений, факультативов, кружков, музеев.

    Реализация задач, решаемых средствами краеведения, возможна при использовании образовательных ресурсов краеведения реализуемых в системе разнообразных форм краеведческой деятельности, в каждом элементе которой может принять деятельностное участие каждый ребенок.

    Организационные формы краеведческой деятельности:

    - краеведческие объединения, клубы, кружки, работающие на базе образовательных учреждений;
    - экскурсионные объединения;
    - музейные коллективы, работающие на базе музеев образовательных учреждений округа;
    - научные ученические общества;
    - территориальные объединения;
    - общественные объединения;
    - семейные формы.

    Так же эффективными формами работы являются:

    ученические краеведческие конференции

    Главной целью проведения конференции является расширение краеведческого кругозора учащихся, формирование навыков исследовательской работы. Тематика конференций определяется проблемами региона и субрегиона, или направлениями исследовательской деятельности учащихся.

    краеведческие олимпиады

    Проводятся ежегодно во всех параллелях. Цели краеведческой олимпиады – выявить одаренных учеников для организации их последующего развития, способствовать развитию интереса к предмету. В олимпиаде должны принять участие все желающие школьники.

    краеведческие вечера

    Цель краеведческих вечеров (утренников) – развитие интереса к предмету, своему краю. Содержание "Краеведческих вечеров" может быть самым разным:

    - встречи с интересными людьми (ветеранами войны и производства, долгожителями региона, выпускниками школы, работниками музеев, корреспондентами СМИ, сотрудниками органов власти и правопорядка и др.)
    - рассказ о работе школьного краеведческого объединения учащихся, музея образовательного учреждения
    - тематические беседы

    - проблемные вечера (обсуждение конкретных проблем региона)
    - семейные вечера (встреча с семьями старожилов региона)
    - музыкальные вечера и др.

    выставки

    Цель проведения выставок – развитие интереса учащихся к родному краю, развитие творческих способностей учащихся. Экспонатами выставки могут быть рисунки, фотографии, макеты, поделки, компьютерные произведения, учебные пособия и другие изделия, созданные участниками.

    На подготовительном этапе учителю необходимо определить: цель, тематику, вид (виды) экспонатов, время и место проведения выставки; критерии оценки работ (если выставка конкурсная); состав участников. Положение о выставке должно быть доведено до всех учеников школы. Тематика выставки может охватывать любые стороны жизни региона. Темами выставки могут быть:

    - Мой любимый уголок края
    - Моя малая родина – …
    - Контрасты нашего края
    - Скульптурные (архитектурные, природные и др.) памятники нашего края
    - Люди нашего края
    - Наш край в будущем и др.

    Внеклассная  работа  

    Выпуск газет, проектные работы.

    экскурсии

    Экскурсии являются самой популярной формой внеклассной краеведческой работы. Экскурсии могут быть плановые (проводимые экскурсионными организациями) и самодеятельными (подготовленные и проводимые школьниками). Недостаток плановых экскурсий – дети являются пассивными приемниками информации, степень усвоения которой во многом зависит от квалификации экскурсовода. Самодеятельные экскурсии позволяют включить в процесс подготовки и проведения экскурсии каждого ученика, что обеспечивает комплексное решение задач курса.

    театрализованные представления

    Данная форма внеклассной работы имеет цель развития личностных качеств учащихся, интереса к предмету. Наиболее популярной формой театрализации являются коллективные творческие дела, проводимые по методике И.П. Иванова. Суть её сводится к следующему: группам учащихся предлагается за достаточно короткое время (5 - 15 минут) подготовить театрализованный сюжет по заданной теме. За это время учащиеся должны выбрать существенные особенности сюжета, распределить роли, наметить сценарий. После этого, каждая группа показывает (3 -4 минуты) свой сюжет. Учитель может распределить темы таким образом, чтобы каждый сюжет был продолжением следующего. После показа всех сюжетов проводится коллективное обсуждение рефлексия. (Такая форма работы может использоваться и на отдельных уроках).

    общественнополезная деятельность

    Общественнополезная деятельность (ОПД) является ведущим психологическим видом деятельности подростков. ОПД характеризуется безвозмездным трудом, направленным на посторонних людей, быстрым и видимым результатом, имеющим общественное признание, приносящим пользу.

    Формами ОПД могут быть: работа по благоустройству территорий района, зеленных массивов, организация экологических троп и десантов, участие в реставрационных работах, проведение краеведческих лекций и экскурсий и др.

    системные формы и методы работы

    Факультативные занятия, краеведческие объединения учащихся, музейные краеведческие объединения

    Таким образом, краеведческая деятельность, реализуемая во всех формах учебновоспитательного процесса.

    В объединении дополнительного образования «Прикладная ботаника» краеведение проводится в направлении изучения, как отдельных фитоценозов, так и биогеоценозов в целом, живого прошлого нашего края.  По данному направлению результативными были работы принявшие участие в 2011-2012 учебном году в областном конкурсе «Моя малая родина» (1 масто), «Юннат 2011» (призер),  областном молодежном форуме «ТЭМП» (2 место).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

                 В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

    Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

    Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

    задачи курса "преподавание краеведения в школе"

    Необходимо объяснить детям, почему они должны быть патриотами своей Родины? Это очень сложно сегодня, в современных экономических и политических условиях практически невозможно. Ведь в реальной жизни ...

    Экологический проект "Экологические праздники в школе"

    •Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...

    ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

            Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

    Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

    Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

    Краеведение в школе

    В этом материале можно ознакомиться с примерной программой по краеведению 8 класс предмет "Технология""...