ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
статья по краеведению по теме

Торков Сергей Евгеньевич

 

Краеведение представляет собой уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуру. Кроме того, краеведение в школе является единственным источником знаний о своём родном крае. Благодаря этой науки учащиеся узнают особенности природы, историю освоения и заселения родных мест, экономический уклад, культурную жизнь и особенности быта своего края. Именно краеведение дает школьнику возможность сравнить историю становления его края с историей становления страны, в которой он проживает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektirovanie_ekologicheskogo_kraevedeniya.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Торков С.Е.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Краеведение представляет собой уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуру. Кроме того, краеведение в школе является единственным источником знаний о своём родном крае. Благодаря этой науки учащиеся узнают особенности природы, историю освоения и заселения родных мест, экономический уклад, культурную жизнь и особенности быта своего края. Именно краеведение дает школьнику возможность сравнить историю становления его края с историей становления страны, в которой он проживает.

Цель краеведческого образования в средней школе: Формирование мировоззрения учащихся, относительно истории, природы и культурного быта  малой  Родины.

Преподавание краеведения в курсе основной школы направлено на достижение следующих задач:

Школьное краеведение позволяет выстроить педагогический процесс на основе наглядности, восприятие объекта  изучения. У учащегося формируются конкретные представления относительно тех или иных объектов окружающей действительности. Кроме того учащийся может доказать или опровергнуть ряд суждений, которые высказаны им самим или его одноклассниками, тем самым осуществляя элементы исследовательской деятельности.

Краеведение позволяет сформировать комплексные знания об особенностях природы родного края, о населении и его хозяйственной деятельностью; на конкретных примерах раскрыть значение природных условий для трудовой деятельности населения, познакомить с разными видами труда человека в Ивановской области, сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей, об отрицательном и положительном влиянии хозяйственной деятельности человека на природу.

Краеведение позволяет активизировать деятельность учащихся, удовлетворяя их потребности в познании окружающего мира.

Благодаря краеведению у учащихся формируется комплекс умений и навыков, которые позволяют им применять на практике полученные знания и использовать их в дальнейшей деятельности.

Познание природы, истории и культуры своего края укрепляет любовь к малой Родине, способствует воспитанию чувства патриотизма.

Краеведение способствует воспитать убеждение в необходимости бережного отношения к природе; воспитание личностного отношения к конкретным фактам нерационального использования природных богатств, воспитывать чувство патриотизма, эстетического восприятия природы и бережного отношение к ней, развить умения и навыки, способствующие самостоятельно в дальнейшем совершать поиск информации и рационально выбирать приемы и методы работы с выбранными источниками информации.

Преподавание краеведения в школе, позволят образовательному учреждению проводить исследования, например по инвентаризации видов биотопов. Кроме того краеведение способствует повышению квалификации и самих педагогов. На основе исследований и иного краеведческого материала, учителя имеют возможность участвовать в научно-практических конференциях, публиковать свои труды.  

Экологическое краеведение знакомит учащихся с экологической ситуацией своего края, проблемами, которые встречаются на территории области. Курс также призван привить культуру экологического поведения. Мы рекомендуем изучать экологическое краеведение в 6 классе. За счет регионального компонента БУПа на изучение курса выделяется 1 час в неделю.  

Предлагаема система курса краеведения

Пропедевтический раздел курса краеведения, рекомендуется изучать в начальной школе (1-4 класс), за счет классных часов, уроков истории, окружающего мира, ОБЖ, музыки, ИЗО или регионального компонента БУПа. 

Как таковой курс краеведения в начальной школе не преподается, однако в некоторых школах преподают курс Экологии (данный предмет включен в региональный компонент базисного учебного плана для начальной школы). Однако большинство учителей, формируют необходимый комплекс знаний, умений и навыков в курсе  окружающего мира, природоведения, истории, ИЗО и музыки.

Перечень знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать в начальной школе: У учащихся должно сформироваться стойкое представление о природе как системе, ее взаимосвязи с человеком. Знание способов и методов наблюдения за состояние живой и неживой природы и трудом людей: умение определять температуру воздуха, отмечать облачность, наличие ветра и т.д. Умение вести дневник наблюдения. Знание основных видов растений и животных своей местности. Знание культурных растений, выращиваемых в своей местности. Знание основных исторических вех развития государства. Знание фольклора.  

Средства и формы, которые позволяют сформировать выше перечисленный комплекс знаний и умений учитель начальной школы определяет самостоятельно исходя из особенностей программ основных предметов.  

Введение в краеведение, рекомендуется изучать в 5 классе, один час в неделю за счет регионального компонента БУПа. В данный раздел включены топонимическое, туристическое, музейное, религиозное, этнологическое краеведение, учащиеся знакомятся с памятниками истории и культуры области, особо охраняемыми территориями области. Сегодня в большинстве школ в пятом классе преподают курс «Экологического краеведения», что на наш взгляд не правильно, т.к. необходимые знания, умения и навыки на которые базируется «Экологическое краеведение» формируется только в 6 классе в курсе экологии. На изучение курса выделяется 34 часа.

В процессе обучения происходит:

Формирование и развитие умения наблюдать, анализировать информацию, обобщать, умение давать характеристику объекту из окружающего мира, умение рассуждать, поддерживать диалог; Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и в обществе; Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств.

Экологическое краеведение, изучаться должно в шестом классе, из расчет а один час в неделю за счет регионального компонента БУПа.

Литературно-культурологическое краеведение, рекомендуем изучать в шестом классе, благодаря курсу у учащихся формируется необходимый комплекс знаний, умений, которые призваны воспитать чувство патриотизма и эстетическое восприятия окружающего мира, воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. На изучение литературно-культурологического краеведения отводится 34 часа.

Биологическое краеведение, необходимо изучать в 7 классе, из расчета один час в неделю, за счет регионального компонента БУПа. Благодаря этому курсу учащиеся осваивают знания о методах познания живой природы; о жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, происходящих на территории ивановской области. Учащиеся проводя наблюдения за биологическими объектами, могут осуществлять биологические эксперименты. Биологическое краеведение призвано способствовать воспитанию позитивного ценностного отношения к живой природе. В результате изучения курса ученик должен знать представителей растений, грибов и животных Ивановской области. Уметь отличать ядовитые и съедобные грибы, распространенные на территории области. Уметь определять основные и виды растений, животных и грибов своей местности. Уметь наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе. Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Географическое краеведение, рекомендуется изучать в восьмом и девятом классах, из расчета один час в неделю,  за счет регионального или школьного компонента БУПа. Двухгодичное изучение курса географического краеведения связано с особенностями программы по географии в данных классах. В восьмом классе ребята изучают физическую географию России и одновременно знакомятся с физической географией своей местности, тем самым проверяя гипотезы, сопоставляя факты природы России с природными условиями свой местности. В девятом классе изучая социально-экономическую географию России, учащиеся знакомятся с социально-экономической географией своего края.

В процессе обучения географическому краеведению происходит: освоение знаний об основных географических закономерностях развития Ивановской области, размещения и взаимосвязи природы области, населения и хозяйства своей местности. Учащиеся овладевают умениями ориентироваться на местности; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов происходящих в области; происходит развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений, решения задач, самостоятельного приобретения новых знаний. Изучая социально-экономическую географию Ивановской области учащиеся должны знать специфику географического положения и административное устройство области; особенности населения, основных отраслей хозяйства; природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в области; меры по сохранению природы.

Учащиеся должны уметь приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к природным условиям проживания в городе и сельской местности, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, отраслей хозяйства, внутриобластных и внешних экономических связей Ивановской области с другими субъектами РФ и странами мира. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для: учитывать фенологические изменения в природе своей местности; проводить наблюдения за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценивать их последствия; наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; различать комфортные и дискомфортные значения параметров природных компонентов своей местности – температуры, влажности, давления, преобладающих направлений и силы ветра.

В процессе обучение происходит воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране. Таким образом, на изучение географического краеведения отводится 68 часов (34 часа в восьмом классе и 34 часа в девятом классе).

Историческое краеведение, следует изучать в девятом классе, один час в неделю, за счет региональный компонент БУПа или школьный компонент БУПа. Изучение данного курса направлено на воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям малой Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Учащиеся должны знать о важнейших событиях, процессах истории Родного Края в их взаимосвязи и хронологической последовательности истории страны. При изучении курса происходит формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями области. Курс позволяет учащимся применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. Обучение историческому краеведению рекомендуется проводить с использованием учебного пособия К.Е. Балдина. В.Г. Барвенко, Г.В. Иванова «Ивановский край в истории Отечества».

Данная система построения курса позволяет вводить учащихся в изучения краеведения постепенно и целенаправленно, кроме того соблюдается преемственность разделов краеведения и проявляется система.

Причем данная система состоит из логически законченных блоков, которые формируют определенный комплекс знаний, умений и навыков, в соответствии с разделами краеведения. Причем комплекс знаний, умений и навыков формируется на уже отработанный комплекс ЗУНов, которые были сформированы на уроках географии, биологии, истории, литературы и т.д.

Таким образом действует принцип накопления знаний и прослеживается связь между краеведением и биологией, географией, историей, культурологией, и иными предметами.

Экологическое краеведение знакомит учащихся с экологическими проблемами Ивановской области, формируя необходимый комплекс знаний, умений и навыков для биологического и географического краеведения. Мы предлагаем следующее тематическое планирование курса из расчета 1 час в неделю (всего 34 часа).

1. Среда обитания и условия существования (Понятии среда обитания. Характеристики среды обитания. Виды сред обитания. условия существования живых организмов. Предельные условия существования жизни. Характеристика территории Ивановской области как среды обитания).

2-3. Природные условия и природные ресурсы Ивановской области, качество природной среды. (Понятие природные условия и природные ресурсы. Классификация природных ресурсов. Природные ресурсы Ивановской области. Обзор экологических проблем).

3. Экологические факторы. (Понятие экологический фактор. Классификация экологических факторов. Влияние факторов на среду обитания и живых организмов. Законы зависимости организмов от факторов среды).

4. Биотические факторы среды. Внутривидовые и межвидовые взаимодействия. (Факторы живой природы. Рассматриваются только две группы факторов, согласно классификации Беклемешева (трофические и фабрические связи). С остальными двумя группами (форические, топические) не позволяют знакомить учащихся их возрастные особенности. Нейтрализм. Конкуренция. Симбиоз. Паразитизм. Хищничество)

5. Абиотические факторы среды. (Абиотические — факторы неживой природы: климатические (температура, влажность, давление воздуха); эдафические (эдафогенные- механический состав почвы, воздухопроницаемость почвы, кислотность почвы, химический состав почвы); орографические (рельеф, высота над уровнем моря, крутизна); химические (газовый состав воздуха, солевой состав воды, концентрация, кислотность); физические (шум, магнитные поля).

6. Антропогенный фактор. (Лабораторная работа «Парниковый эффект». Использование атомной энергии, перемещение в поездах и самолётах, влияние шума и вибрации, использование минеральных удобрений и ядохимикатов, загрязнение оболочек Земли отходами промышленности и транспорта; организмы, для которых человек может быть средой обитания или источником питания).

7. Роль воды, воздуха и почвы в жизни растений. (Значение воды, воздуха, света, почвы в жизни растения.)

8. Роль воды и кислорода в жизни животных. (Значение воды и кислорода в жизни животных. Среда обитания.)

9. Приспособления организмов. Сезонные изменения в живой природе. (Анабиоз. Сопротивление. Избегание. Подчинение. Суточные и годовые ритмы)

10. Фенологические наблюдения и их значение. (Фенология – как наука. Сезонные явления в природе. Сезонные явления в мире растений и животных. Фазы, регистрируемые в фитофенологии: набухание и раскрывание почек, облиствение, цветение (начало и конец), созревание плодов и семян, осеннее расцвечивание листвы, листопад. Фазы регистрируемые в зоофенологии: у млекопитающих – пробуждение от спячки, начало спаривания (гона), появление молоди, сезонные линьки и миграции; у птиц – гнездование, откладка яиц, вылупливание и вылет птенцов, а у перелётных – также весенний и осенний перелёты; у членистоногих – пробуждение зимовавших особей, вылупление личинок, появление взрослых насекомых из куколок, яйцекладки, развитие личинок, куколок, появление новых поколений, диапаузы и т.п.)

11. Биоценоз. (Биоценоз – сложная природная система. Видовая структура биоценоза. Устойчивость биоценоза.)

12-13. Биоценозы Ивановской области (Видовая структура основных биоценозов области.)

14. Ландшафтные памятники природы. (Понятие ландшафта. Живопись. Творчество И. Левитана.)

15. Экологическая этика. (Единый нормативно-ценностный комплекс представления о природных системах и правилах взаимодействия с ними. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (1992). Основные принципы экологического права.)

16. Характер воздействия человеку на природу в Ивановской области (исторический обзор). (Человек - часть природы. Понятие окружающей среды. Природообразующая деятельность человека. Развивающееся промышленное производство и его влияние на изменение природных экологических систем. Ноосфера.)

17. Современное воздействие человека на природу Ивановской области. (Особенности современного воздействия человека на природу. Экологическая катастрофа.)

18. Экологическая ситуация в Ивановской области. (Таксономия опасностей. Опасности по происхождению: природные, техногенные, экологические, смешанные; Опасности по локализации: литосферные (землетрясение, извержение вулканов); гидросферные; атмосферные (озоновые дыры); космические (солнечные циклы). Отходы как главная опасность. Твердые отходы (Металлы: черные; цветные; драгоценные; редкие. Неметаллы: шлаг; бумага; резина; древесина; пластмассы; керамика; шлам; стекло; ткань). Жидкие отходы (осадки сточных вод; отработанные смазочно-охладительные жидкости; химические осадки).

19. Источники экологической опасности. Экологические проблемы региона. (Вещества загрязнители. Основные экологические проблемы области и пути возникновения экологических проблем.)

20-22. Загрязнение атмосферы. (Основные источники загрязнений атмосферы в Ивановской области. Проблемы охраны атмосферы. Источники загрязнения атмосферы. Естественные источники (космическая пыль, пепел при извержении вулканов). Антропогенные источники (производственная деятельность человека, металлургия, нефтяная и химическая промышленность).

23-24. Загрязнение гидросферы. (Основные источники загрязнений гидросферы на территории Ивановской области. Проблемы охраны гидросферы. Источники загрязнения гидросферы: поверхностные; бытовые; производственные.)

25. Загрязнение литосферы и почв. (Основные источники загрязнения педосферы. Проблемы охраны и рекультивации земель. Источники загрязнения литосферы: добыча полезных ископаемых; захоронение отходов пр-ва и бытовых отходов; военные объекты).

26-27. Экологические зоны Ивановской области и их особенности. (Воздействие человека на природу региона. Районирование территории области. Экологические зоны региона: центральная зона, западная, юго-восточная, северо-восточная.)

28. Экологическая ситуация и здоровый образ жизни в Ивановской области.

29. Здоровый образ жизни. (Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья).

30. Вредные привычки и пагубные пристрастия человека. (Понятие бытовая наркомания. Куре́ние. Алкоголизм. Наркомания. Игровые зависимости. Лудомания. Переедание. Булимия. Анорексия. Ониомания (шопоголизм). Интернет-сёрфинг (зависимость от интернета и компьютера).

31. Слагаемые здоровья. (Определение здоровья (согласно ВОЗ). Параметры определяющие здоровье. Факторы здоровья. Условия и образ жизни, питание — 50 %. Генетика и наследственность — 20 %. Внешняя среда, природные условия — 20 %. Здравоохранение — 10 %. Факторы отрицательно влияющие на здоровье: стресс, болезни, загрязнение окружающей среды, курение, алкоголь, наркотики, старение. Рекреация.)

32. Рациональное питание. (Рациональное питание – залог здоровья. Основы и правила  рационально питания. Разработка меню рационального питания.)

33. Итоговый урок (игра)

34. Резерв.

При преподавании экологического краеведения, следует помнить, что это молодой и динамично развивающийся курс, который актуален для каждого субъекта Российской Федерации.

Экологическая обстановка в населенном пункте, это дело не только ученых, но и дело каждого человека. Основная задача, которая стоит перед педагогами заключается в  привитии экологической культуры каждому учащемуся. Но не стоит забывать о том, что краеведение это уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуры. Более того,  краеведение в школе является единственным источником знаний о своём родном крае.  В процессе изучения этой науки учащиеся узнают особенности природы, историю освоения и заселения родных мест, экономический уклад, культурную жизнь и особенности быта своего края. Краеведение дает школьнику возможность сравнить историю становления его края с историей становления страны, в которой он проживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Итоговая работа по экологическому краеведению

Итоговая работа по экологическому краеведению...

Экологическое краеведение ( 6 класс).

Программа регионального курса «Экокраеведение» составлена на основе  Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базов...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

Рабочая программа по экологическому краеведению Воронежской области

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по экологическому краеведению Воронежской области. 7 класс...

Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение»

Программа «Экологическое краеведение»направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природ...