Дополнительная общеразвивающая программа «Экологическое краеведение»
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Программа «Экологическое краеведение»

направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_kruzhka.docx34.74 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеразвивающая 

программа «Экологическое краеведение»

Срок реализации: 2 года

Вид программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 12-15 лет

Байтимирова Г.З., педагог дополнительного образования

Программа эколого - краеведческого кружка

«Экологическое краеведение»

Автор: Байтимирова Гульшат Закировна

учитель химии, биологии

Пояснительная записка

Работа в кружке призвана ориентировать учащихся на осознание непрерывной связи Родины и края в экологическом плане.

Эколого-краеведческая работа активизирует мыслительные процессы учащихся, помогает выработке умений общаться, самостоятельно приобретать, практически применять научные знания, способствует овладению навыками исследовательской работы.

Экскурсии и походы позволяют глубже понять и увидеть красоту природы района и области, оценить экологическое состояние природных объектов.

Направленность дополнительной образовательной программы

Программа «Экологическое краеведение»

направлена на пропаганду и развитие природоохранной деятельности. Природоохранная направленность программы способствует формированию осознанного отношения к природе родного края, а также формированию исследовательских навыков.

Актуальность

Актуальность программы «Экологическое краеведение» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе, необходимостью знать и изучать родные места, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.

Целями данной программы являются:

• Реализация естественных потребностей детей в деятельности, познании, общении, формирование экологического сознания подрастающего поколения, обеспечивающего выбор целесообразного поведения в природе, эмоционально-положительного отношения к природе, вещам и материалам природного происхождения, а также к профессии, связанной с экологией.

• Познание мира через ценности своей «малой родины».

Задачи программы
Образовательные:

Обучить

-экологической терминологии;

-умению пользоваться терминами для составления характеристики представителей флоры и фауны;

-распознаванию основных видов растений и животных Переволоцкого района на экскурсиях, по коллекционным и гербарным образцам;

-использованию методов исследования природы;

-правилам поведения в природе;

-умениям работать с литературой;

-трудовым умениям в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

Воспитательные:

Воспитывать

-интерес к предмету экология;

-гуманное отношение к природе;

-желание заниматься наукой;

-эстетическое отношение к миру, чувство любви к природе родного края;

- понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой, стремление к гармонизации отношений личности с социоприродным окружением;

-эстетические чувства (умение видеть красоту природы, восхищаться ею, желание сохранить ее);

- ответственность за состояние окружающей среды, формирование умения правильно оценивать свои действия в быту и на производстве с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

Развивающие:

Развивать

-познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение);

-мыслительные операции (сравнение, сопоставление, классификация, обобщение).

Исследовательские:

-работать с литературой;

-составлять конспект;

-ставить простейшие экологические эксперименты;

-проводить микроисследования растений и животных.

Формы и режим проведения занятий

Основные формы и методы работы с детьми по программе подчиняются следующим методическим подходам: теоретическому и практическому. Теоретический подход обеспечивается такими формами и методами обучения, как рассказ, дискуссия, экологическая беседа, игра, доклады, семинары, обобщающие занятия (в форме различных викторин и конкурсов), занятия-путешествия.

Исследование природы родного края подразумевает работу с литературными источниками, в музее, архиве с целью накопления материала.

Использование на занятиях практических работ, экологических игр и видеофильмов по экологии, краеведению.

Также проведение экскурсий на реку Гусиха и Б.Уран с целью изучения природных объектов, исследования и мониторинга воды, почвы, растительности.

Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является то, что программа «Экологическое краеведение» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков воспитанников на основе краеведения, формирование элементарных профессиональных умений и навыков.

Данная программа интегрирует дисциплины: экологию растений, экологию животных, геоэкологию, краеведение и географию Оренбуржья.

Отличительным признаком программы является также и нетрадиционность

проведения занятии и массовых мероприятии: семинары, игры, путешествия, экологические сказки, конференции. Из практических методов - лабораторные (практические) работы, мониторинговые занятия, самостоятельные исследовательские работы, написание творческих проектов и их защита.

В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте 12-14 лет

Содержание и структура программы:

Программа рассчитана на 2 года обучения

Количество часов в неделю - 2 (1 раз в неделю по 2 часа)

Всего- 144 часа.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

- выставки

- конкурсы

- учебно-исследовательские конференции

- экологические слеты

Должны знать:

-основные экологические термины, характеризующие представителей флоры и фауны Оренбургской  области;

-основные виды растений и животных Оренбургской области;

-правила ведения наблюдений, полевых исследований.

Должны уметь:

-выявлять факторы среды, оказывающие действие на растительные организмы;

-доказывать наличие взаимовлияний и взаимосвязи между организмами на примере растения;

-проводить микроисследование по изучению природных и искусственных сообществ растений;

-оценивать влияние природы на человека (его эмоциональное, нравственное состояние и физическое здоровье);

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды «малой родины»;

-характеризовать лесные и водные биоценозы;

-различать охраняемые растения и животные Оренбургской области;

-работать с литературой и интернет - источниками;

-применять имеющиеся знания в практической деятельности по благоустройству и охране природной среды малой родины.

Календарно- тематический план

эколого- краеведческого кружка «Экологическое краеведение»

п/п

Содержание

Количество

часов

Форма

занятий

Первый год занятий

1

Введение. Предмет и задачи программы.

2

Урок

2

История развития краеведческого движения в Переволоцком районе.

(Историко-краеведческий музей).

2

Экскурсия в музей

Методы исследования природы

10

3

Фенологические наблюдения в природе.

2

Урок

4

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень.

2

Практикум

5

Мониторинг, виды мониторинга.

2

Урок

6

Наблюдение за птицами.

2

Практикум

7

Определение запыленности воздуха в помещении.

2

Практикум

Флора Переволоцкого района

14

8 -9

Леса Переволоцкого района.

5

Встреча с представителями Переволоцкого  лесничества

10

Редкие и исчезающие растения

Переволоцкого района.

3

Уроки

Экскурсии

Семинары

Практикумы

11

Лекарственные растения Переволоцкого района.

3

12

Грибы Переволоцкого района.

3

Фауна Переволоцкого района

14

13

Водные биоценозы. Их охрана.

2

14

Птицы Переволоцкого района.

2

15

Млекопитающие, их видовое разнообразие, значение, охрана.

2

16

Земноводные и пресмыкающиеся нашего края.

2

17

Живые барометры. Обобщающее занятие по флоре и фауне).

2

Урок - игра

Почвы Переволоцкого района

4

Уроки

Семинары

18

Почвы Оренбургской области и

Переволоцкого района

2

19

Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве.

2

Ландшафты Переволоцкого района

6

20

Особенности географического положения Переволоцкого района.

2

21

Виды ландшафтов Переволоцкого района.

2

22

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима.

2

Практикум

Изучение культурного наследия Оренбургской области.

4

23-24

Традиции и обычаи народов Оренбургской области.

4

Историко-краеведческий музей –

экскурсия

Юный исследователь природы

20

25-26

Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям.

4

Уроки

Конференции

27

Эксперимент как форма проведения исследовательской работы.

2

29

Строение растительной и животной клетки. Работа с микроскопом.

2

Лабораторная работа

29

Определение качества питьевой воды.

2

Практическая работа

30

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весна.

2

31

Аквариум – микроэкосистема живых организмов.

2

Урок –семинар

32

Конкурс «Природа и фантазия».

2

Практикум

33

Изготовление поделок из бытового мусора.

2

34

Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Лето.

2

Практикум

Второй год занятий

Экологические игры

10

35

«По заповедным тропам России» (игра «Счастливый случай»).

2

Уроки - игры

36

«Поле чудес» на тему «Охрана природы в России».

2

37

Шоу викторина «Земля у нас – одна».

2

38

«Экологический эрудит».

2

39

«Путешествие с культурными растениями».

2

Экология Переволоцкого района

29

40

Предмет, цели и задачи экологии как науки.

2

Уроки

Экскурсии

Практикумы

Семинары

41

Разделы экологии. Основные термины по экологии.

2

42

Среды жизни живых организмов.

2

43

Взаимоотношения живых организмов.

2

44

Естественные и искусственные экосистемы. Биоценоз. Цепи питания.

2

45

Экологические проблемы Переволоцкого района.

2

46

Изучение экологической обстановки с. Степановка.

2

47

Экология и здоровье человека.

2

48

Экология реки Гусиха.

2

49-50

Экологическая тропа.

4

Практикум

Экскурсия

51-53

Изучение родников в окрестностях села Степановка

6

Экскурсии

20

54-55

На предприятие ЖКХ  с. Степановка

4

Экскурсии

56-57

На реку Гусиха.

4

58-59

На реку Большой Уран.

4

60-63

Подготовка к участию в районном экологическом слёте.

8

Практикум

64-68

Экскурсия к памятникам природы Переволоцкого района

20

Содержание программы

Тема.  Введение. Предмет и задачи программы.(2часа)

Тема.  История развития краеведческого движения в Переволоцком районе.(2часа)

(Историко-краеведческий музей). Экскурсия в школьный музей. (Практическая работа №1)

Творческие работы.1.Репортаж о родном крае (по материалам СМИ) .

2.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.

3. Вклад оренбургских купцов в освоении новых земель.

Методы исследования природы        10 часов

Тема.  Фенологические наблюдения в природе. (2часа) Знакомство с наукой фенология и методами наблюдения.

Тема.  Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. (2 часа)

Творческие работы.1.Астрономический год. 2.Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

Тема.  Мониторинг, виды мониторинга.(2 часа) знакомство с видами мониторинга за объектами живой природы

Тема.  Наблюдение за птицами. (2 часа) Знакомство с разнообразием птиц Переволоцкого района и нашей местности. Сезонные миграции птиц.

Тема.  Определение запыленности воздуха в помещении. (2 часа) теоретическая часть (1 час) и практическая часть (1 час)

Флора Переволоцкого района (14 часов)

Тема.  Леса Переволоцкого района.(5 часа) Изучение разнообразия древесных растений Переволоцкого района. Нанесение на карту байрачных и пойменных лесов. Экскурсия в урочище «Дубовый куст».

Тема.  Редкие и исчезающие растения Переволоцкого района.  (3 часа) Теоретическая часть. Изучение флоры

Переволоцкого района. Практическая часть. Экскурсия и сбор гербария и работа с картой Переволоцкого района.

Тема.  Лекарственные растения Переволоцкого района. (3 часа) знакомство с лекарственными растениями Переволоцкого района. Творческая работа. Доклад о назначении и использовании лекарственных растений.

Тема.  Грибы Переволоцкого района. (3 часа) Знакомство с разнообразием грибов Родного края

Фауна Переволоцкого района (14 часов)

Тема.  Водные биоценозы. Их охрана.(2 часа) Изучение биоценозов нашей местности. Экскурсия на пруд близ с. Степановка

Тема.  Птицы Переволоцкого района. (3 часа) Изучение разнообразия птиц района и сезонные миграции в жизни птиц.

Тема.  Млекопитающие, их видовое разнообразие, значение, охрана. (3 часа) Изучение разнообразия млекопитающих Переволоцкого района

Тема.  Земноводные и пресмыкающиеся нашего края. (3 часа) Изучение разнообразия пресмыкающиеся Переволоцкого района

Тема.  Живые барометры. Обобщающее занятие по флоре и фауне).(3 часа) Творческое задание «живые барометры. Растения», «Живые барометры. Животные»

Почвы Переволоцкого района (4 часа)

Тема.  Почвы Оренбургской области и Переволоцкого района (2 часа) Теретическая работа. Изучение видов почв в том числе и Оренбургской области и Переволоцкого района, а также почвы близ с. Степановка.

Тема.  Почвенные обитатели, их приспособленность к условиям жизни в почве. (2 часа). Практическая часть. Экскурсия.

Ландшафты Переволоцкого района 6 часов

Тема.  Особенности географического положения Переволоцкого района. (2 часа) Работа с различными видами карт.

Тема.  Виды ландшафтов Переволоцкого района. (2 часа) Практическая часть. Экскурсия

Тема.  Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Зима. (2 часа) Наблюдение за природой. Составление календаря наблюдений.

Изучение культурного наследия Оренбургской области. (4 часа) 

Тема.  Традиции и обычаи народов Оренбургской области. (4 часа) Подготовка к мероприятию. «Традиции Родного края» Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой

Юный исследователь природы (20 часов)

Тема.  Работа с литературой, подготовка рефератов, творческих работ к школьным научно-практическим конференциям. (4 часа)

Тема.  Эксперимент как форма проведения исследовательской работы. (2 часа) Методы изучения природы. Эксперимент.

Тема.  Строение растительной и животной клетки. Работа с микроскопом. ( 2 часа) изучение строения растительной клетки. Творческая работа. «Модель растительной клетки из различных материалов»

Тема.  Определение качества питьевой воды. (2 часа) Практическая работа.

Тема.  Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Весна. (2 часа) Анализ природных явлений. Подготовка сообщений об аномальных явлениях нашей местности за прошлые года по воспоминаниям родителей весной.

Тема.  Аквариум – микроэкосистема живых организмов. (2 часа) Изучение видового разнообразия аквариумных рыб. Практическая часть. Работа с аквариумом.

Тема.  Конкурс «Природа и фантазия». 2 часа

Тема.  Изготовление поделок из бытового мусора. (2 часа)

Тема.  Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Лето. (2 часа) Анализ природных явлений. Подготовка сообщений об аномальных явлениях нашей местности за прошлые года по воспоминаниям родных, весной.

Второй год занятий

Экологические игры 10 часов

«По заповедным тропам России» (игра «Счастливый случай»). (2 часа)

«Поле чудес» на тему «Охрана природы в России». (2 часа)

Шоу викторина «Земля у нас – одна». (2 часа)

«Экологический эрудит». (2 часа)

«Путешествие с культурными растениями». (2 часа)

Экология Переволоцкого района (29 часов)

Тема.  Предмет, цели и задачи экологии как науки. (3 часа)

Тема.  Разделы экологии. Основные термины по экологии. (2 часа)

Тема.  Среды жизни живых организмов. (2 часа)

Тема.  Взаимоотношения живых организмов. (2 часа)

Тема.  Естественные и искусственные экосистемы. Биоценоз. Цепи питания.(2 часа) Изучение различных видов экосистем

Тема.  Экологические проблемы Переволоцкого района. (2 часа) Творческие работы. Экологически опасные места с. Степановка. Выяление не законных свалок мусора.

Тема.  Изучение экологической обстановки с. Степановка. (2 часа)

Тема.  Экология и здоровье человека. (2 часа) Изучение экологической обстановки и заболеваний нашей местности. Сопоставление фактов.

Тема.  Экология реки Гусиха. (2 часа) Экскурсия на реку Гусиха

Тема.  Экологическая тропа.(4 часа) Составление экологической тропы.

Тема.  Изучение родников в окрестностях села Степановка (6 часов) Экскурсии.

Экскурсии 20 часов

На предприятие ЖКХ  с. Степановка (1 час) Экскурсия

На реку Гусиха. (4 часа)

На реку Большой Уран. (4 часа)

Подготовка к участию в районном экологическом слёте.(4 часов)

Экскурсия к памятникам природы Переволоцкого района (8 часов)

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать в пропаганде экологических знанийнаходить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной форме.


Примерная тематика учебных исследований и мини-проектов:

  1. География в моей жизни.
  2. Профессии наших родителей.
  3. Человек интересной судьбы.
  4. План микрорайона школы.
  5. Исследователи космоса - уроженцы Оренбургской области.
  6. История города в судьбе моей семьи.
  7. Истоки моего родства.
  8. Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.
  9. Семейная реликвия.
  10. Игры народов родного края.
  11. Где родился, там и пригодился.
  12. Моя минералогическая коллекция.
  13. Живи, родник.
  14. Редкие природные явления (по материалам наблюдений)
  15. Местные признаки предсказаний погоды.
  16. Матушка природа для лечения народа.
  17. Зелёная аптека на грядке.
  18. Мой любимый уголок природы.
  19. Деревянное зодчество.
  20. Создание туристического маршрута в микрорайоне школы.

Учебно – методическая литература.

Обязательные:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География». Москва: «Русское слово», 2010 год.
  2. Домогацких Е.М., Домогацких Е.Е. «Рабочая тетрадь по географии». Москва: «Русское слово», 2010 год.
  3. Домогацких Е.М. «Программа по географии для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений». Москва: «Русское слово», 2010 год.
  4. Лазаревич К.С. «Я иду на урок географии. Общая физическая география. В двух частях». Москва, «Первое сентября», 2003 год.
  5. Сиротин В.И. «Сборник заданий и упражнений по географии для 6 – 10 классов». Москва, «Дрофа», 2003 год.
  6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. «Практические работы по географии в 6 – 10 классах». Москва, «Школа-пресс», 2001 год.
  7. Сиротин В.И. «Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2000 год.
  8. «Настольная книга учителя географии. Нормативные документы, методические рекомендации и справочные материалы для организации работы учителя». Москва, «АСТ», 2002 год.
  9. Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И. «Географический словарь». Москва, «Просвещение», 1968 год.
  10. Пятунин В.Б., Симагин Ю.А. «Тестовые задания по географии. 6 – 10 классы». Москва, «Просвещение», 2001 год.
  11. Петрова Н.Н. «География. Тесты. 6 – 10 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
  12. Безруков А.М., Пивоварова Г.П. «Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.

Дополнительные:

  1. 1. Атлас Оренбургской области. /Под ред. А. А. Чибилева. – М.: Просвещение, «ДИ ЭМ БИ», 2003.
  2. Ахметов Р. Ш., Герасименко Т. И. и др. Оренбургская область//Путеводитель бизнесмена. М.: 1993.
  3. Альтов В. Г. Города Оренбургской области. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд.,1974.
  4. География Оренбургской области: Учебник для 8-9 классов общеобразовательной школы. /А. А. Чибилев и др. – М.: МГУ, 2002.
  5. Колодина О. А. География Оренбургской области. Население и хозяйство: Учебное пособие. – Оренбург: изд. ОГПУ, 2002.
  6. Коростин Б. А. Туристские маршруты Оренбуржья. Челябинск, Южно-Уральское кн. изд., 1971.
  7. Красная книга Оренбургской области. Животные и растения. – Оренбург, 1998.
  8. Оренбургская область. Атлас. – ГИК РФ. Омская картографическая фабрика, 2002.
  9. Русскин Г. А., Фокина Л.А., Пидорин А.В. География Оренбургской области/ Учебное пособие для учащихся 7-8 классов. Челябинск, 1982.
  10. Русскин Г. А. География Оренбургской области: Природные условия и природные ресурсы: Учебное пособие. Оренбург, изд. ООИПКРО, 2003.
  11. Чибилев А. А. Зеленая книга степного края. Челябинск, 1987.
  12. Чибилев А. А. Природа Оренбургской области. Ч 1. Физико-географический и историко-географический очерк. Оренбургский филиал РГО. Оренбург. 1995.

Электронные ресурсы:

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии 6, 8 класс. 2005 год.
  2. 3D-атлас Земли Eingana. 2005 год.
  3. Электронный курс 1С «Начальный курс географии. 6 класс». 2004 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности".

Презентация к уроку экологического краеведения " Озеро в опасности"....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Итоговая работа по экологическому краеведению

Итоговая работа по экологическому краеведению...

Экологическое краеведение ( 6 класс).

Программа регионального курса «Экокраеведение» составлена на основе  Федерального базисного учебного плана и федерального компонента государственного стандарта среднего образования на базов...

Экологическое краеведение в условиях сельской малокомплектной школы

Рассматриваются цель и основные задачи экологического краеведения, показывается опыт работы по изучению и охране природы родного края, приводятся данные об изученных популяциях охраняемых растен...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУРСА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ

Краеведение представляет собой уникальный курс, который сочетает в себе знания географии, биологии, экологии, истории и культуру. Кроме того, краеведение в школе является единственным источником...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Экологическое краеведение»

Кружок «Экологическое краеведение» является частью реализации программы  по непрерывному экологическому образованию учащихся. Введение в систему дополнительного образования кружка &la...