Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"
статья по краеведению по теме

Кудрявцева Елена Фёдоровна

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В докладе представлен опыт патриотической и краеведческой работы в  школе, работы волонтерского отряда "Дорогою Добра".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_konferencii_po_kraevedeniyu.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

    Формирование  патриотизма является одной из важнейших задач современного общества.

   Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации, стремится занять достойное место в ряду наиболее развитых государств. Национальная безопасность не может выстраиваться без глубинного проникновения патриотических идей в сознании миллионов россиян. Основные задачи патриотического воспитания молодого поколения в последние годы решались в ходе реализации государственных программ «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2010-2011 годы» и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2012-2015 годы». Настоящие документы предусматривают, что конечным результатом должны стать формирование гражданско-патриотического сознания у молодого поколения  и обеспечение  благоприятных условий для духовного и культурного подъема в обществе в целом [1]. Современные условия делают выполнение данной задачи архисложной.  Ведь в реальной жизни детей часто окружает непривлекательная действительность: СМИ и интернет переполнены сценами насилия, безработица, пьянство, наркомания, подрастающее поколение, никому не нужное в мире денежных отношений. Именно поэтому столь трудно сегодня воспитывать патриота — человека любящего свою страну и способного идти на жертвы ради Родины. Первым шагом к воспитанию такого человека может стать историческое краеведение.  Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край - живая, деятельная частица всей страны. Краеведение, несомненно, рождает чувство патриотизма - глубокой любви к Родине.

       Проведенное анкетирование среди учащихся нашей школы  продемонстрировало позитивное отношение детей к вопросу изучения родного края. Все респонденты проявили неподдельный интерес к знаниям об истории своего региона.

      Как организовать краеведческую работу?

  Само понятие «краеведение» определяет возможные виды деятельности. Большая Советская энциклопедия [4, С.920], Российская педагогическая энциклопедия  [2, С.475], словарь русского языка С. И. Ожегова [3, С.295] определяют, что  это изучение своей «малой» Родины, её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Следовательно, изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, т. к. выбор информации и методов зависит от возрастных и познавательных особенностей учащихся, а цель единая — способствовать духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве. [5, С.40-47].

         Гражданско-патриотическое образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника.     Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе. На этом этапе стержнем  является формирование уважения к закону, ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах. На третьей ступени (старшая школа) определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение строить индивидуальную и коллективную деятельность.

  Правильная организация работы по патриотическому воспитанию учеников на первой ступени основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей. Ребёнок этого возраста отличается большой эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни. Глубокое знакомство детей  с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах. В начальной школе уместно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, что составляют стержень национального характера.  

      На базе нашей школы  в начальном звене   работают кружки « Мой край». В программе «Мой край» детям предоставляется возможность почувствовать целостность картины мира и культуры родного края, осознания разнообразных связей между объектами и явлениями окружающей среды на территории образовательного  учреждения, лесопарках и водоемах в окрестностях города. Кружок «Народные игры».   Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей, в  них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию, кружок «История и культура  моего края». Программа «История и культура моего края» является частью региональной модели непрерывного краеведческого образования, комплексной программы «Люби, изучай и преобразуй свой край».

  Краеведческая  работа ведется и в среднем и в старшем звене. Учащиеся посещают  школьный историко-краеведческий музей, участвуют в исследовательской работе связанной с традициями и обычаями родного края, в краеведческих викторинах, заочных путешествиях. Свою работу ученики демонстрируют в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей города и района; в сборе информации, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, материалы школьного краеведческого музея  и собственных изысканий, краеведческая литература. Изучаемый в школе курс  «История Отечества» так же  содержит большие возможности для  воспитания школьников. В  учебных материалах можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения Отчизне. История страны складывается из истории отдельных регионов, поэтому привлечение краеведческого материала, конечно, оправдано. Учащиеся анализируют документы и материалы краеведческого уголка, проводят социологические исследования методом интервью, анкетирования и о результатах сообщают на уроке. Наибольший интерес вызывает тема «Великая Отечественная война Советского Союза». Ученики делают сообщения о мужественных солдатах – земляках, которые участвовали в войне.  

    Трудно представить себе общество, в котором люди не готовы, хотя бы изредка, делать добрые дела – помогать другим, в том числе чужим, незнакомым людям. Конечно, в разные времена и в разных странах понятие "доброе дело" наполнялось разным содержанием. Но одно, пожалуй, всегда остается неизменным: "доброе дело" – это дело, которое никто делать не обязан, но которое, согласно общественной морали, делать должно, правильно.

   В школе в 2009-2010 учебном году создан волонтёрский отряд «Дорогой Добра»,  лекторская группа отряда  пропагандирует материалы, связанные с военной тематикой. Уроки мужества, лектории, устные журналы, экскурсии —  формы их работы. Живой интерес у учащихся вызывают сообщения, подготовленные на основе рассказов  старшего поколения с подборкой фотографий из семейного архива. Волонтёры нашего отряда активно участвуют в коллективных творческих делах,  трудовых десантах, районных акциях:  «Ветеран живёт рядом», «Посади елочку» и т.п.  Волонтерская работа помимо социального эффекта дает ребятам навыки организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении.  Назрела потребность в воспитании у детей доброты, милосердия, сострадания, способности придти на помощь другому человеку.  Всему этому может научить волонтерское движение. Его приверженцы не преследуют собственных корыстных целей, занимаются благотворительной деятельностью, имеющей общественно-полезный характер.

    Что можно спланировать на будущее в работе по данному направлению? Я считаю, что хорошо было бы создать единую  базу данных по истории района. В силу плодотворной работы всех школ района  она  бы  регулярно обновлялась новыми материалами. Это создало бы большие возможности  в организации проектной деятельности учеников, и заинтересовало бы всех, кому не безразлична история нашего края.

   Подводя итог, следует отметить, что сущность патриотического воспитания – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником ее являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, работа с историческими источниками. Практика показывает, что только целенаправленная работа помогает воспитывать чувства патриотизма, показывая ученикам любовь к Родине и убеждённость, мужество и самопожертвование предков, раскрывая их моральные, духовные и человеческие качества. Конкретное осмысление роли и места родного края в жизни общества и судьбе Отечества проявляется у каждого из нас в личном заинтересованном, неравнодушном отношении к ней. Возможно, что благодаря мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшие взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все, лично от них зависящее, для сохранения  ресурсов России.  Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно  быть внимательнее к людям, живущим вокруг тебя, перелистать страницы старых газет, совершить небольшую экскурсию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, и фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за её историю и культуру. И станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые источники, справочная литература

1. Закон РФ  «Об образовании», Федеральная программа развития образования, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., www.ed.gov.ru; госпрограммы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 -2005 гг.»  и «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» www.llr.ru

Справочная литература

2.   П. В. Иванов, И. С. Матрусов, А. Е. Сейненский; под общ. ред. В. В. Давыдова.//      Большая Российская энциклопедия. —  М., 1993. —  Т.1.- С. 475—476.

3.   С. И. Ожегов; под общей ред. проф. Л. И.    Скворцова // Словарь русского    языка. — 24-е изд., испр. —  М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. —  С.295.

4. К. Ф. Строев, Ю. К. Ефремов; под ред. А. М. Прохорова //Большая Советская Энциклопедия. — 3-е изд. —  М., 1973. —  Т. 13. — С. 920.

Учебники, монографии, брошюры

5. Ермолаева Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению / Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе.-2002.-№  3.- С.40-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.

Педагогический коллектив любой школы,  работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая ...

Краеведение – способ формирования патриотизма у школьников.

Материал касается темы формирвания патриотизма на уроках исторического краеведения....

Доклад "Традиционные семейные ценности - неизменная основа формирования культуры современного общества и личности"

Данный доклад представлен мною в рамках Городских Макариевских чтений педагогов образовательных учреждений. Призовое место....

Организация проектно-исследовательской деятельности по краеведению с целью формирования патриотизма у школьников

В данной статье я делюсь опытом проектно-исследовательской работы по краеведению....

Проблемы формирования патриотизма у школьников в условиях современного мира

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, которые требуют обсуждения. Однако,  по-моему мнению, одна из самых актуальных проблем – это проблема формирования патриотизма.Па...