Формирование нравственности современного школьника на основе учения Макаренко А.С.
статья на тему

Петрова Лидия Александровна

Педагогический коллектив любой школы,  работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая теоретический материал советского педагога и писателя А.С.Макаренко я обратила внимание на то, что этико-педагогические взгляды А.С. Макаренко - одна из интересных страниц нашей духовной истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskiy_vseobuch.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Наши дети - это наша старость.
Правильное воспитание -
это наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше будущее горе,
это наши слёзы, наша вина перед  другими».
                                               А.С.Макаренко

Формирование нравственности современного школьника

на основе учения Макаренко А.С.

        Педагогический коллектив любой школы,  работающей в режиме создания и развития гуманистических воспитательных систем рано или поздно задумывается над проблемой нравственного воспитания. Осваивая теоретический материал советского педагога и писателя А.С.Макаренко мы обратила внимание на то, что этико-педагогические взгляды

А.С. Макаренко - одна из интересных страниц нашей духовной истории. Этим проблемам и посвящены «Книга для родителей», «Методика организации воспитательного процесса», «Цель воспитания, «Воля, мужество, целеустремленность и другие его труды. Многое и в настоящее время сохраняет теоретическую и жизненную актуальность. Прежде всего - это его мысли о том, что специфика морали заключается в отношении к перспективе, а подлинный этический реализм - в ориентации на высшие ценности

Проблема человека, его духовно- нравственного мира — одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями нашей школы. Школа - главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Её задача — вместе с родителями воспитать человека как «индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую своё личное «Я». Помочь формирующейся личности усвоить многовековой опыт человеческого, духовно- нравственного общения между людьми. Самое главное — научить человека делать добро и уметь его принимать, уметь понимать другого человека и уметь бескорыстно прийти ему на помощь, над, чем постоянно работаю не только как заместитель директора школы по воспитательной работе, учитель, но и как классный руководитель. И в этом во многом помогает опора на педагогическое учение А.С. Макаренко.

С точки зрения Макаренко А.С., целями общечеловеческого значения являются коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность, работоспособность, искренность, прямота, уважение к другому человеку, его переживаниям и интересам, любовь к Родине.

Макаренко А.С. сумел показать, что специфика педагогической морали заключена в отношении к перспективе, в напряжённости между сущим и должным. Мораль же вообще, по его мнению, представляет собой отражение напряжённости между желаемым, идеальным и реальным, далеко не совершенным поведением, т.е. отражение этой действительной, можно сказать, социологической напряжённости. Такое желаемое далеко от действительности, но в то же время стремится приблизиться к нему.

Рассмотрим в этом ключе проблему коллективизма. Многие считают А.С. Макаренко апостолом коллективности, который якобы отдавал предпочтение коллективу в ущерб личности. Однако такое толкование неверно. Педагог проводил чёткое различие между коллективистской ценностью индивида в плане содержательного развёртывания заложенных в нём потенций и коллективом как средством его воспитания. Целью у него выступает личность, причём личность счастливая, не одинокое общественное существо, а общественный человек, могущий развернуть свои способности, человек, которому принадлежность к обществу придаёт уверенность, сулит радость. От этого содержания цели А.С.Макаренко отделял коллективное воспитание. Коллектив у него служит средством, но средством, действующим в интересах личности. Коллективизм, таким образом, предстает содержательной ценностью педагогической этики, а коллективное воздействие - педагогическим методом.

Итак, главная цель воспитания по Макаренко - образованный и культурный человек с «человеческим лицом», т.е. с набором общечеловеческих качеств личности. Чтобы выработать такое лицо у детей, дважды в год, осенью и весной, как классный руководитель, провожу часы общения "Расскажи мне обо мне". Иначе говоря, эта форма создания общественного мнения детского коллектива о своих одноклассниках, являющаяся реальным фактором воспитания. Это форма является не просто декларирующим мероприятием, здесь первичный коллектив выступает «инструментом» воспитания.

Чтобы создать сильный, влиятельный ученический коллектив, по определению Макаренко А.С., необходимо иметь Конституцию детского учреждения - это ряд «твёрдо установленных положений», которые обязательны для всех воспитанников и воспитателей, т.е. правила, нормы, определяющие весь распорядок жизни коллектива.

Участие  в работе органов самоуправления – это способ научить детей жить в социальном пространстве прав и обязанностей. Иными словами смысл ученического самоуправления с одной стороны состоит в том, чтобы дети включились в существующие пирамиды отношений, с другой, чтобы они приобрели личный опыт демократических взаимоотношений и форм его осознания. Поэтому в нашей школе самоуправление не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности.

Создавая свою структуру самоуправления, мы использовали практические наработки и рекомендации Н.П. Капустина, представленные в книге «Адаптивные технологии воспитания», опыт гимназии № 1504 г.Москвы, а также материалы игры «Демократическая республика», разработанные ассоциацией «Новая цивилизация». Четвертый год органы ученического самоуправления формируются по итогам игры, где избирается  президент, формируются ветви власти. Каждый орган выполняет свои функции исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе: 

В своей работе с классными коллективами использую следующие законы коллектива, которые принимаются на общем собрании класса и записываются в дневник каждого ученика.

Законы коллектива:

• Законы Правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

• Закон Добра: Будь добр к ближнему и добро вернётся к тебе.

• Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, - уважай человеческое достоинство других.

• Закон Старости: Помни, старость уважается у всех народов. Будь цивилизован.

• Закон Чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

При этом сама стараюсь придерживаться следующих правил работы с классом, автором которых является Дайнис Озолине.

Чуткие заповеди воспитания:

• Возлюби ребёнка, воспитывай сердцем;

• Принимай ребёнка, каков он есть, и помогай ему.

Все эти правила защищают личность, её достоинство и определяют жизнь коллектива. Они помогают избежать хаоса и безответственности (иначе образовательный процесс стал бы невозможным).

Макаренко А.С. писал: «Невозможно правильное воспитание без могучего, уважающего своё достоинство коллектива». Такой коллектив создаю в разновозрастных творческих коллективных делах, когда учащиеся выступают моими партнёрами и помощниками.

Традиционной стала конференция «Милосердие – это милость сердца». Ребята являются активными участниками акций милосердия, которые проводятся в нашей школе. Так, уже на протяжении нескольких лет мы выезжаем в военный госпиталь г.Тула с концертом и подарками для военнослужащих, в основном такие поездки проводим в преддверии празднования дня Защитника Отечества.

Взгляды Макаренко А.С. - этика педагогики будущего, ибо нормы «нового человечества», о котором он мечтал, спрессовавшие в себе надёжные, общепризнанные гуманистические ценности, находятся ещё в стадии формирования. Ныне мы нередко являемся свидетелями утраты моральной выдержки, ослабления моральных устоев, проявлений своеобразного морального разложения. Чтобы преодолеть их, обрести веру в смысл человеческой жизни, необходимо мобилизовать всю творческую энергию и силу воли личности. Человек, как и предлагал А.С.Макаренко, должен принимать участие в развитии цивилизации на всех её главнейших уровнях (личная жизнь - экономика - общественная жизнь - культура), должен ощущать себя лично ответственным за всё, что ему дорого, что для него важно. Человек будущего - это человек высокой общественной ответственности, всесторонне развитый, свободный, в арсенал ценностей которого войдёт и этика великого педагога.

        Понять и освоить педагогику А.С.Макаренко – это значит постигнуть смысл воспитания в коллективе и через коллектив, в труде и через соединение обучения с производственным трудом, в атмосфере разнообразной деятельности и через выдвижение перед каждым воспитанником, перспектив построения его будущей трудовой жизни. Пробудить в себе способность блестящими идеями предшественников, ставить перед собой дерзкие задачи, уметь, по крайней мере, качественно повторить опыт работы с детьми советского педагога и писателя А.С.Макаренко, вновь пережить радость от рождения средств воздействия – без этого не может быть педагогического искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

             В статье представлен опыт работы по теме патриотического воспитания школьников на уроках и во внеурочное время. Определяющий предмет  - "Кр...

Доклад на конференции по краеведению по теме "Преподавание краеведения в школе как основа формирования патриотизма современного школьника"

Доклад  подготовлен для участия в районной краеведческой конференции "Краеведение как часть социально-культурной политики Красногвардейского района" которая состоялась в г. Бирюч 22 мая. В доклад...

ПРЕПОДАВАНИЕ КРАЕВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА

        Актуальность   преподавания краеведения в школе ,на мой взгляд, заключается в том, что в настоящее время Россия, включившись в мировой процесс глобализации...

Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку (презентация)

Формирование языковой культуры школьников на основе современных технологий обучения русскому языку...

Микрокурс "Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса "На пути к нравственности""

Микрокурс «Формирование нравственной культуры школьников посредством микрокурса «На пути к нравственности. Четвертая ступень» направлен на гуманизацию гуманизация учебно-воспитательного процесса....

Доклад на тему: "Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников

Доклад на тему: Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников"...

Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»

Программа "Духовно-нравственное воспитание школьников на основе культурных традиций своего народа (адыгэ хабзэ) «Нравственные уроки»...