программа дополнительного образования "Прикладная ботаника" на 2 года
методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Тюрина Ольга Владимировна

Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования  в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники.  Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же  возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу  планету, и  в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде.  Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования  в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники.  Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же  возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу  планету, и  в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде.  Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.

        Настоящая дополнительная образовательная программа отличается ее практичностью, приложением знаний получаемых на теоретических занятиях в практике – осуществление проекта: «Осязаемая гармония».

        Данная программа рассчитана на детей 11 – 17 лет – учащихся 6 – 11 классов и ее продолжительность составляет 2 года (2016-2017, 2017- 2018 учебные года ).

        Занятия для усиления  разностороннего развития учащихся по данной программе проводятся в зависимости от цели в самой разнообразной форме: лекции, семинары, конференции, диспуты, конкурсы, практические занятия на опытных участках и с использованием ИКТ, экскурсии, полевые работы.    

В результате выполнения данной программы учащиеся должны расширить и углубить познание мира растений, их особенности развития и жизнедеятельности, сосуществования в экосистемах как естественных ,так и созданных человеком, а так же у них будут сформированы стереотипы поведения в окружающей среде, навыки  и умения выполнения различным агрономических приемов. Измерителем степени достижения ожидаемых результатов будет служить выполнение проекта: «Осязаемая гармония».

          По итогу данной образовательной программы будет проведена защита проекта: «Осязаемая гармония», где учащиеся представят свои работы (оформление опытных участков – клумб на территории школьного двора), защитят свои субпроекты, а так же пройдет конкурс – выставка на лучший  дизайнерско – ландшафтный проект.



Предварительный просмотр:

Содержание

дополнительной образовательной программы «Прикладная ботаника»

  1. Знакомство с многообразием растений
  • Растения – кто они.
  • Многообразие жизненных форм
  • Многообразие отделов.
  • Многолетние, двулетние, однолетние.
  • Места обитания растений.
  1. Виды использования растений человеком.
  • Роль растений в природе: продуценты, фотосинтез, почвообразование.
  • Роль растений в жизни человека: пища, сырье для промышленности, лекарства, эстетическое значение.
  • Многообразие растительного мира.

3.  Первичная оценка опытных участков

3.1 Практическая работа по изучению формы, размера и расположения опытных участков.

  • Измерение участка.
  • Определение его расположения относительно сторон света.
  • Черновой эскиз.
  • Взятие проб почвы.

3.2 Камеральная работа по начертанию планов участков и составлению их краткой характеристики.

  • Масштабированный план участка.
  • Краткая характеристика участка.
  1. Подготовка семенного материала

Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

5. Многолетние, двулетние, однолетние декоративные растения

  • Многолетние декоративные растения
  • Двулетние декоративные растения
  • Однолетние декоративные растения

6.  Разнообразие жизненных форм декоративных растений

  • Травы, лианы
  • Кустарнички
  • Кустарники
  • Деревья.
  1. Почвенно – климатические характеристики и требования к ним различных групп растений
  • Виды почв
  • Влагообеспечение
  • Тепловой режим
  1. Агротехника возделывания многолетних травянистых декоративных культур

8.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие многолетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

8.2 Практическая часть

Осмотр и профилактика заболеваний корнеклубней георгинов и луковиц гладиолусов в хранилище.

  1. Агротехника возделывания двулетних травянистых декоративных  культур

9.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие двулетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

9.2 Практическая работа

  • Посев семян люпина в емкости
  • Закладка емкостей с посевами на стратификацию
  1. Агротехника возделывания однолетних декоративных культур

10.1 Теоретическая часть

  • Разнообразие однолетних травянистых декоративных культур
  • Особенности развития
  • Особенности агротехники

      10.2 Практическая часть

Составление клумбы непрерывного цветения из однолетников однолетников

  • Монохромные
  • Каскадные
  • Вертикалбюные
  • почвопокровные

11. Комнатное цветоводство

11.1 Теоретическое занятие

  • Красивоцветущие комнатные растения
  • Декоративнолистные комнатные растения
  • Жители разных зон в одной квартире

11.2 Практическое занятие

  • Составление календаря работ по уходу за комнатным растением (на выбор)
  • Изготовление комнатной теплички

11.3 Теоретическое занятие

Семинар «Мои любимые цветы»

11.4Практическое занятие

  • Генеративное размножение комнатных растений (колеус, герань, бальзамин)
  • Вегетативное размножение комнатных растений  (колеус, герань, бальзамин)

12 Агротехника декоративных кустарников и деревьев.

  • Кустарники и деревья в ландшафтном дизайне
  • Розы

13 Способы размножения декоративных растений

13.1 Теоретическое занятие

  • Черенкование
  • Пасынкование
  • Семенное размножение

13.2 Теоретическое занятие

  • Посев рассады
  • Уход за рассадой
  • Высадка рассады в грунт

13.3 практические занятия – 4 часа

  • Черенкование
  • Семенное размножение
  • Посев рассады
  • Уход за рассадой

14. Планировка насаждений на опытных участках

14.1 Теоретическое занятие

  • Основные факторы, учитываемые при размещении культур
  • Проектирование участка

14.2 Практическое занятие

  • Планировка участка с использованием ИКТ
  • Защита плана

14.3 Практическое занятие

  • Разбивка участка на зоны
  • Разметка высадки различных культур.

15. Основные весенние агротехнические мероприятия

  • Обработка почвы
  • Профилактические и оздоровительные работы
  • Внесение удобрений
  • Высадка рассады
  • Посев семян в грунт

2009-2010 учебный год

1. Анализ итогов работы за год и планирование дальнейшей работы  (теоретическое занятие)

  • Отчет  учащихся о проделанной работе за 2008-209 учебный год
  • Ознакомление учащихся с планом работы на 2009-2010 учебный год

  1. Парад работ (практическое занятие)
  • Смотр опытных участков
  • Защита выполненной работы

3. Луковичные

3.1. теоретическая часть

  • Знакомство с особенностями агротехники луковичных (тюльпаны, нарциссы, гиацинты)

3.2 практическая часть – 1,5 часа

  • Посадка луковичных в грунт

4. Подготовка семенного материала

Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

  1. Разнообразие дизайнерских решений при проектировании и оформлении клумб. (2 часа)

5.1 теоретическое занятие

Зависимость оформления от ландшафтных и почвенно  - климатических условий

  • Альпийские горки, рокарии
  • Английский стиль
  • Итальянское патио
  • Французская помпезность
  • Деревенский дворик
  • Современные направления

5.2 Теоретическое занятие

Семинар по типам дизайнерских решений

6.  Индивидуальное планирование опытных участков

6.1 Теоретическое занятие

  • Зависимость расположения растений от абиотических факторов
  • Эстетическое оформление
  • Сочетаемость растений
  • Взаимодополнение культур.

6.2 практическое занятие

  • Проектирование ландшафта опытных участков
  • Составление пояснительных записок

6.3 практическое занятие

Защита проектов по оформлению опытных участков

7. Составление перечня растений и списка работ необходимых для осуществления проекта.

8. Особенности развития и размножения растений размножающихся корневищами.

8.1. Теоретическая  работа

  • Ирисы
  • Пионы
  • Хризантемы, многолетние астры, астильбы, хосты.

8.2.практическая работа

Деление корневища хризантемы

9. Особенности развития и размножения растений, размножающихся семенами

9.1 Теоретическая часть

  • Глубина заделки семян
  • Сроки посева
  • Температурно – световой режим, стратификация

9.2 Практическая часть

Посев семян петунии

10. Вертикальное озеленение

  • Особенности применения вертикального озеленения
  • Многолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении
  • Однолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении

11. Газоны

  • Виды газонов
  • Подготовка почвы и посев
  • уход

12. Хвойные в саду и на клумбе

  • Многообразие видов и сортов
  • Специфика выращивания

13. Комнатное цветоводство

13.1 Теоретическая часть

  • Растения семейства геснереевые
  • Разновидности алое
  • Пальмы
  • Суккуленты
  • Растения, имеющие период покоя
  • Ампельные растения

13.2 практическая часть

  • Наблюдение за развитием гиппеаструма выходящего из стадии покоя
  • Черенкование фиалок листом
  • Проведение осмотра растений на предмет болезней и вредителей

14. Посев декоративных однолетников на рассаду

14.1 теоретическая часть

Особенности посева растений семейства сложноцветные

14.2 практическая часть

Посев в рассадные ящики растений семейства сложноцветные

15. Планировка и перепланировка насаждений на опытных участках

15.1 Теоретическая часть

  • Особенности развития некоторых декоративных культур
  • Устранение недостатков планировки

15.2 практическая часть

  • Устранение недостатков планировки
  • Разметка посадки культур

16 Пикировка  однолетников

Пикировка однолетних культур

17. Черенкование маточников

  • Черенкование маточников петунии
  • Черенкование маточников герани
  • Черенкование маточников
  • Бальзамина и колеуса

18. Основные весенние агротехнические мероприятия

  • Обработка почвы
  • Профилактические и оздоровительные работы
  • Внесение удобрений
  • Высадка рассады
  • Посев семян в грунт

19. Семинар по вопросам ландшафтного дизайна «Осязаемая гармония»

Выступления учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразуме...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»

Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса  «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...