Главные вкладки

    Методическая разработка по биологии (6, 7, 8, 9 класс) на тему:
    программа дополнительного образования "Прикладная ботаника" на 2 года

    Тюрина Ольга Владимировна

    Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования  в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники.  Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же  возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу  планету, и  в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде.  Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования  в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, расширения и углубления знаний по курсу ботаники.  Новизна настоящей программы состоит в широте ее приложения к практическому использованию знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растений в реальных условиях. Следует подчеркнуть ее особую актуальность, связанную с развитием, на современном этапе существования нашего общества, дизайнерского и ландшафтного декорирования, а так же  возможность использования полученных учащимися знаний в личных подсобных хозяйствах, так как школа находится в сельской местности. Данный курс воспитывает у детей чувство красоты, развивает способность видеть огромное многообразие растительных организмов населяющих нашу  планету, и  в то же время удивительно гармоничное их существование между собой в данной окружающей среде.  Так же вышеназванная образовательная программа способствует развитию у учащихся таких качеств как терпение, самоорганизация, трудолюбие, желание достичь конечного результата, любознательность, наблюдательность.

            Настоящая дополнительная образовательная программа отличается ее практичностью, приложением знаний получаемых на теоретических занятиях в практике – осуществление проекта: «Осязаемая гармония».

            Данная программа рассчитана на детей 11 – 17 лет – учащихся 6 – 11 классов и ее продолжительность составляет 2 года (2016-2017, 2017- 2018 учебные года ).

            Занятия для усиления  разностороннего развития учащихся по данной программе проводятся в зависимости от цели в самой разнообразной форме: лекции, семинары, конференции, диспуты, конкурсы, практические занятия на опытных участках и с использованием ИКТ, экскурсии, полевые работы.    

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны расширить и углубить познание мира растений, их особенности развития и жизнедеятельности, сосуществования в экосистемах как естественных ,так и созданных человеком, а так же у них будут сформированы стереотипы поведения в окружающей среде, навыки  и умения выполнения различным агрономических приемов. Измерителем степени достижения ожидаемых результатов будет служить выполнение проекта: «Осязаемая гармония».

              По итогу данной образовательной программы будет проведена защита проекта: «Осязаемая гармония», где учащиеся представят свои работы (оформление опытных участков – клумб на территории школьного двора), защитят свои субпроекты, а так же пройдет конкурс – выставка на лучший  дизайнерско – ландшафтный проект.



    Предварительный просмотр:

    Содержание

    дополнительной образовательной программы «Прикладная ботаника»

    1. Знакомство с многообразием растений
    • Растения – кто они.
    • Многообразие жизненных форм
    • Многообразие отделов.
    • Многолетние, двулетние, однолетние.
    • Места обитания растений.
    1. Виды использования растений человеком.
    • Роль растений в природе: продуценты, фотосинтез, почвообразование.
    • Роль растений в жизни человека: пища, сырье для промышленности, лекарства, эстетическое значение.
    • Многообразие растительного мира.

    3.  Первичная оценка опытных участков

    3.1 Практическая работа по изучению формы, размера и расположения опытных участков.

    • Измерение участка.
    • Определение его расположения относительно сторон света.
    • Черновой эскиз.
    • Взятие проб почвы.

    3.2 Камеральная работа по начертанию планов участков и составлению их краткой характеристики.

    • Масштабированный план участка.
    • Краткая характеристика участка.
    1. Подготовка семенного материала

    Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

    5. Многолетние, двулетние, однолетние декоративные растения

    • Многолетние декоративные растения
    • Двулетние декоративные растения
    • Однолетние декоративные растения

    6.  Разнообразие жизненных форм декоративных растений

    • Травы, лианы
    • Кустарнички
    • Кустарники
    • Деревья.
    1. Почвенно – климатические характеристики и требования к ним различных групп растений
    • Виды почв
    • Влагообеспечение
    • Тепловой режим
    1. Агротехника возделывания многолетних травянистых декоративных культур

    8.1 Теоретическая часть

    • Разнообразие многолетних травянистых декоративных культур
    • Особенности развития
    • Особенности агротехники

    8.2 Практическая часть

    Осмотр и профилактика заболеваний корнеклубней георгинов и луковиц гладиолусов в хранилище.

    1. Агротехника возделывания двулетних травянистых декоративных  культур

    9.1 Теоретическая часть

    • Разнообразие двулетних травянистых декоративных культур
    • Особенности развития
    • Особенности агротехники

    9.2 Практическая работа

    • Посев семян люпина в емкости
    • Закладка емкостей с посевами на стратификацию
    1. Агротехника возделывания однолетних декоративных культур

    10.1 Теоретическая часть

    • Разнообразие однолетних травянистых декоративных культур
    • Особенности развития
    • Особенности агротехники

          10.2 Практическая часть

    Составление клумбы непрерывного цветения из однолетников однолетников

    • Монохромные
    • Каскадные
    • Вертикалбюные
    • почвопокровные

    11. Комнатное цветоводство

    11.1 Теоретическое занятие

    • Красивоцветущие комнатные растения
    • Декоративнолистные комнатные растения
    • Жители разных зон в одной квартире

    11.2 Практическое занятие

    • Составление календаря работ по уходу за комнатным растением (на выбор)
    • Изготовление комнатной теплички

    11.3 Теоретическое занятие

    Семинар «Мои любимые цветы»

    11.4Практическое занятие

    • Генеративное размножение комнатных растений (колеус, герань, бальзамин)
    • Вегетативное размножение комнатных растений  (колеус, герань, бальзамин)

    12 Агротехника декоративных кустарников и деревьев.

    • Кустарники и деревья в ландшафтном дизайне
    • Розы

    13 Способы размножения декоративных растений

    13.1 Теоретическое занятие

    • Черенкование
    • Пасынкование
    • Семенное размножение

    13.2 Теоретическое занятие

    • Посев рассады
    • Уход за рассадой
    • Высадка рассады в грунт

    13.3 практические занятия – 4 часа

    • Черенкование
    • Семенное размножение
    • Посев рассады
    • Уход за рассадой

    14. Планировка насаждений на опытных участках

    14.1 Теоретическое занятие

    • Основные факторы, учитываемые при размещении культур
    • Проектирование участка

    14.2 Практическое занятие

    • Планировка участка с использованием ИКТ
    • Защита плана

    14.3 Практическое занятие

    • Разбивка участка на зоны
    • Разметка высадки различных культур.

    15. Основные весенние агротехнические мероприятия

    • Обработка почвы
    • Профилактические и оздоровительные работы
    • Внесение удобрений
    • Высадка рассады
    • Посев семян в грунт

    2009-2010 учебный год

    1. Анализ итогов работы за год и планирование дальнейшей работы  (теоретическое занятие)

    • Отчет  учащихся о проделанной работе за 2008-209 учебный год
    • Ознакомление учащихся с планом работы на 2009-2010 учебный год

    1. Парад работ (практическое занятие)
    • Смотр опытных участков
    • Защита выполненной работы

    3. Луковичные

    3.1. теоретическая часть

    • Знакомство с особенностями агротехники луковичных (тюльпаны, нарциссы, гиацинты)

    3.2 практическая часть – 1,5 часа

    • Посадка луковичных в грунт

    4. Подготовка семенного материала

    Выполнение практических работ по сбору,  изучению, сортировке и закладке на хранение семенного материала декоративных культур.

    1. Разнообразие дизайнерских решений при проектировании и оформлении клумб. (2 часа)

    5.1 теоретическое занятие

    Зависимость оформления от ландшафтных и почвенно  - климатических условий

    • Альпийские горки, рокарии
    • Английский стиль
    • Итальянское патио
    • Французская помпезность
    • Деревенский дворик
    • Современные направления

    5.2 Теоретическое занятие

    Семинар по типам дизайнерских решений

    6.  Индивидуальное планирование опытных участков

    6.1 Теоретическое занятие

    • Зависимость расположения растений от абиотических факторов
    • Эстетическое оформление
    • Сочетаемость растений
    • Взаимодополнение культур.

    6.2 практическое занятие

    • Проектирование ландшафта опытных участков
    • Составление пояснительных записок

    6.3 практическое занятие

    Защита проектов по оформлению опытных участков

    7. Составление перечня растений и списка работ необходимых для осуществления проекта.

    8. Особенности развития и размножения растений размножающихся корневищами.

    8.1. Теоретическая  работа

    • Ирисы
    • Пионы
    • Хризантемы, многолетние астры, астильбы, хосты.

    8.2.практическая работа

    Деление корневища хризантемы

    9. Особенности развития и размножения растений, размножающихся семенами

    9.1 Теоретическая часть

    • Глубина заделки семян
    • Сроки посева
    • Температурно – световой режим, стратификация

    9.2 Практическая часть

    Посев семян петунии

    10. Вертикальное озеленение

    • Особенности применения вертикального озеленения
    • Многолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении
    • Однолетние растения, применяемые в вертикальном озеленении

    11. Газоны

    • Виды газонов
    • Подготовка почвы и посев
    • уход

    12. Хвойные в саду и на клумбе

    • Многообразие видов и сортов
    • Специфика выращивания

    13. Комнатное цветоводство

    13.1 Теоретическая часть

    • Растения семейства геснереевые
    • Разновидности алое
    • Пальмы
    • Суккуленты
    • Растения, имеющие период покоя
    • Ампельные растения

    13.2 практическая часть

    • Наблюдение за развитием гиппеаструма выходящего из стадии покоя
    • Черенкование фиалок листом
    • Проведение осмотра растений на предмет болезней и вредителей

    14. Посев декоративных однолетников на рассаду

    14.1 теоретическая часть

    Особенности посева растений семейства сложноцветные

    14.2 практическая часть

    Посев в рассадные ящики растений семейства сложноцветные

    15. Планировка и перепланировка насаждений на опытных участках

    15.1 Теоретическая часть

    • Особенности развития некоторых декоративных культур
    • Устранение недостатков планировки

    15.2 практическая часть

    • Устранение недостатков планировки
    • Разметка посадки культур

    16 Пикировка  однолетников

    Пикировка однолетних культур

    17. Черенкование маточников

    • Черенкование маточников петунии
    • Черенкование маточников герани
    • Черенкование маточников
    • Бальзамина и колеуса

    18. Основные весенние агротехнические мероприятия

    • Обработка почвы
    • Профилактические и оздоровительные работы
    • Внесение удобрений
    • Высадка рассады
    • Посев семян в грунт

    19. Семинар по вопросам ландшафтного дизайна «Осязаемая гармония»

    Выступления учащихся

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа логопедических занятий.ОНР. 2 год обучения

    Нарушения чтения и письма, об. общим недоразвитием речи (ОНР, НОНР, ЛГНР)Класс  2-ой год обученияУчитель Галляметдинова  Эльмира ШамильевнаОбщее количество часов на предмет по учебному плану...

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Вокал». (1 год).

    Тип программы: образовательная программа дополнительного образования.    Направление: художественно – эстетическое     Срок реализации: 1год    Возрас...

    Модифицированная программа дополнительного образования детей 2-3 класса «Внеклассное чтение»

    Настоящая программа создана на основе образовательной программы дополнительного образования для детей И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко «Внеклассное чтение 2-3» и предназначена для использования в раб...

    Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" (2 год обучения) 2014-2015г.

    Рабочая программа кружка "Веселая кисточка" составлена на основе программы Т.А. Копцевой "Художественный шрифт". Цель программы- развитие интереса и уважения к образцам высокого мастерства, погружение...

    Дополнительная общеразвивающая программа "Юные туристы-экологи" (2 года обучения)

    Адаптированная программа дополнительного образования детей в туристско-краеведческой направленности, рассчитанная на 2 года обучения: 1 год - 216 часов, 2 год - 324 часа. Программа была разработана дл...

    Рабочая программа дополнительное образование 3-4 года

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Речецветик»Социально-педагогическая направленность  Вводный  уровень программы3-4 года...