"Ботаника на подоконнике". Программа дополнительного образования.
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Мухина Елена Викторовна

Программа дополнительного образования по биологии для расширения и углубления знаний по ботанике. Сопровождает учебный материал, базируется на коллекции комнатных растений кабинета биологии. Подразумевает выполнение проектов, овладение практическими навыками содержания комнатных растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ДО.158.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1987

109469, Москва, ул. Белореченская, д.36, корп.1.                                                                               тел. 347-45-54

      «СОГЛАСОВАНО»                               «УТВЕРЖДЕНО»                       «УТВЕРЖДАЮ»

         Методист НМЦ                                  на заседании ШМО,                      Директор школы

          _____________                                      руководитель                                ____________

         Мещерякова Л.В.                          _________ Андрущенко В.М.              Пузанова Н.Д.

       «  » сентября 2009г.                               « 1 » сентября 2009г.             « 1» сентября 2009г.

БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ

«БИОМ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«БОТАНИКА НА ПОДОКОННИКЕ»

Календарно-тематическое планирование на 2009-2010 уч.г.

Составитель – учитель биологии

Мухина Е.В.

 

Контингент обучающихся – 6-9 классы.

Продолжительность курса – 1 год.

Периодичность занятий -  2 часа в неделю.

Итого – 76 часов, из них:

- лабораторных работ – 2;

- практических работ – 15;

- экскурсий – 3.

2009г.

Паспорт программы.

  1. Название – «Ботаника на подоконнике».
  2. Автор – Мухина Е.В., учитель биологии.
  3. Направление образовательной деятельности – естественнонаучное.
  4. Тип программы – дополнительное образование детей.
  5. Прохождение экспертизы – программа утверждена на заседании МО учителей естественно-математического цикла 4 сентября 2007г.
  6. Срок реализации – 1 год.
  7. Количество часов в неделю – 2, в год – 76.
  8. Характеристика группы – разновозрастная, учащиеся 6-9 классов.
  9. Материально-техническое оснащение:
  • Мини-библиотека (учебная, научная и справочная литература).
  • Коллекция комнатных растений – около 70 видов.
  • Лабораторное оборудование.
  • Таблицы, географические карты.
  • Инвентарь для комнатных растений, почвы и удобрения.
  • Цифровая фотокамера.
  • Компьютерная техника.
  1. Пересечение с образовательным стандартом – 25%.

Пояснительная записка.

         Программа «Ботаника на подоконнике»  - это курс обобщения, закрепления и расширения знаний обучающихся о растениях, составленный, исходя из интересов детей, возможностей школы и базы кабинета биологии. Комнатные растения – благодатный материал для организации учебных занятий в творческой разновозрастной группе. Коллекция растений постоянно пополняется новыми видами и содержит представителей разных экологических групп: гидатофиты (в аквариуме), гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений. Комнатное цветоводство здесь не рассматривается как кружок, носящий только прикладной характер. Программа имеет научную основу, поэтому данный курс актуален как для любителей комнатных растений, так и для детей, интересующихся ботаникой или сдающих экзамен по биологии.

Большое внимание уделено в программе формированию практических навыков ухода за растениями, сделан определённый акцент на географическое происхождение объектов изучения.

Большое значение для формирования у юных исследователей научного мировоззрения имеют занятия по систематике. Изготавливая этикетки, учащиеся получают понятие о латинском языке, закрепляют знания по классификации растений, учатся определять растения.

Важную роль играют лабораторные работы по анатомии и морфологии растений. Учащиеся совершенствуют навыки выполнения учебного рисунка, что является важным качеством юного исследователя природы.

Программа разработана с учётом сезонной периодичности у комнатных растений, что обеспечивает выполнение практических работ в течение всего учебного года.

Экскурсии – это форма обобщения и закрепления полученных знаний, поэтому они планируются в конце года, в весенний период. Важно, что обучающиеся здесь выступают не только как экскурсанты, но и экскурсоводы, знакомя младших школьников с растениями кабинета биологии и демонстрируя свои знания.

Цели и задачи программы:

  1. Создание условий для формирования у обучающихся научного представления о многообразии живых организмов на примере комнатных растений.
  2. Ознакомление учащихся с биологическими особенностями комнатных растений.
  3. Формирование у обучающихся исследовательских навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие  умения:

  • Содержать комнатные растения и обеспечивать им правильный уход.
  • Вести наблюдения и ставить простые опыты с растениями, формулировать результаты.
  • Выполнять учебный рисунок.
  • Определять комнатные растения, используя справочную литературу.
  • Знать систематику комнатных растений.

Ожидаемые результаты обучения:

  • Повышение познавательного уровня по предмету.
  • Наличие навыков работы со справочной литературой.
  • Оформление проектных работ.
  • Проведение экскурсии «Путешествие с комнатными растениями» для младших школьников.

Возможные темы творческих (проектных) работ обучающихся:

  1. Жизненные формы комнатных растений.
  2. Экологические группы комнатных растений.
  3. Анатомическое строение листовых пластинок комнатных растений разных экологических групп.
  4. Создание композиции «Пустынный ландшафт».
  5. Создание комнатного садика в ёмкости.
  6. Составление каталога комнатных растений кабинета биологии.

Примечание: В программе предусмотрено только выполнение практических и лабораторных работ, а оформление проектов осуществляется во время индивидуальных занятий и консультаций, которые проводятся в рамках занятий научного общества.

 

Формы контроля достижения результатов:

  • Анкетирование, выявление заинтересованности предметом (ботаникой).
  • Оценка качества выполнения творческих и проектных работ.
  • Мониторинг качества обучения по биологии в 6 классе.
  • Итоговая аттестация по биологии в 9 и 11 классах.

 

 

Содержание программы.

        Введение (1ч).

        Ботаника – наука о растениях. История изучения растений. Знакомство с коллекцией комнатных растений. Задачи курса. Оформление дневников наблюдений и рабочих тетрадей.

        1.Растение – целостный организм (7ч.).

        Растение – биосистема. Обобщение знаний об открытых системах. Морфология и анатомия  корневой системы, стебля, листа, цветка (соцветия), плода, семени. Совершенствование техники выполнения учебного рисунка.

Жизненные формы растений на примере комнатных: древесные, кустарники, травы; суккуленты, луковичные, лианы, ампельные и эпифитные растения.

Лабораторная работа №1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы чешуи лука или кожицы (мякоти) листа.

Лабораторная работа №2. Изучение строения цветков и соцветий.

Практическая работа № 1. Определение жизненных форм комнатных растений.

        2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18 ч.).

Уход за растениями: каждодневный, еженедельный и сезонный. Календарь ухода за комнатными растениями. Инвентарь.

Размножение – важное свойство живого организма. Размножение растений: семенами, спорами, вегетативно и живорождением. Способы вегетативного размножения: черенками (стеблевыми и листовыми), отпрысками, дочерними растениями,  делением куста, отводками, луковицами, прививкой.

         Вода, её значение для физиологии растений. Полив (обильный, умеренный, редкий). Влажность воздуха. Температурный и световой режим.  

Пересадка и перевалка растений. Обрезка и прищипка растений.

Почвы и почвенные смеси.  Питание растений (воздушное и почвенное). Важные элементы минерального питания, удобрения.  

 Вредители   комнатных растений (тля, трипс, белокрылка, паутинный клещ, щитовка, нематода и др.) и их биологические особенности. Меры борьбы с вредителями. Болезни комнатных растений: физиологические и инфекционные. Возбудители инфекционных заболеваний – грибы и бактерии. Профилактика болезней растений.

Практическая работа №2. Уход за комнатными растениями осенью.

Практическая работа №3. Черенкование комнатных растений.

Практическая работа №4. Размножение растений отпрысками, детками и отводками.

Практическая работа №5. Размножение кактусов прививкой.

Практическая работа №6. Профилактический осмотр растений.

3.Систематика растений (11 ч.).

Систематика - распределение растений по группам. Карл Линней как основоположник систематики. Бинарная номенклатура и латинские названия видов.

 Систематика комнатных растений. Папоротники, голосеменные и покрытосеменные комнатные растения.

Однодольные покрытосеменные, семейства: Амариллисовые, Бромелиевые, Пальмовые, Лилейные, Ароидные, Агавовые, Коммелиновые.

Двудольные покрытосеменные, семейства: Бегониевые, Геснериевые, Кактусовые, Молочайные, Толстянковые.

Практическая работа № 7. Систематизация растений кабинета биологии.

Практическая работа № 8. Уход за комнатными растениями зимой.

Практическая работа № 9. Посев семян (финика, авокадо и др.).

 

4.Экология комнатных растений (14 ч.).

Экология – наука о взаимосвязях организмов друг с другом и со средой обитания. Экологические группы растений по отношению к воде: гидатофиты, гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты (суккуленты и склерофиты).

Экологические группы растений по отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые.

Экологические группы растений по отношению к температуре: теплолюбивые и холодостойкие.

Сообщества растений. Понятие о географической родине комнатных растений. Экологические группы комнатных растений.

Экосистема. Экосистемы, элементами которых являются комнатные растения.

Растения в жилище человека, подбор и размещение. Создание композиций из комнатных растений. Комнатный садик, элементы и приёмы оформления.

Практическая работа № 10. Оформление этикеток для комнатных растений.

Практическая работа № 11. Оформление композиции «Пустынный ландшафт».

Практическая работа № 12. Оформление композиции «Уголок тропического леса».

Практическая работа № 13. Создание комнатного садика в ёмкости.

Практическая работа № 14. Уход за комнатными растениями весной, наблюдения за прорастающими проростками.

5.Обобщение и закрепление (20 ч.).

Место растений в системе органического мира. Многообразие растительного мира. Значение растений в природе и жизни человека. Значение для человека знаний о растениях.  

Проведение экскурсий по кабинету для учащихся 4-х классов.

Подведение итогов.  Летние задания.

Практическая работа № 15. Составление каталога растений кабинета биологии.

Экскурсия № 1. Посещение Главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

Экскурсия № 2. Знакомство с аптекарским огородом и экологической тропой музея-заповедника «Горки».

Экскурсия №3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ.

Литература:

 

  1. Воронин Н.С. Руководство к лабораторным занятиям по анатомии и морфологии растений. – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
  2. Евдокимова Р.Н. Внеклассная работа по биологии. – Саратов:Лицей,2005. – 288с.
  3. Тейлор Б. Воздух. Вода. Погода. Климат. Серия «Взгляд на мир». М.: «КУбК», 1995 - с. 50.
  4. Пономарёва И.Н. и др. Биология: Растения. Бактерии, Грибы. Лишайники:

      6 кл. – М.:Вентана-Граф, 2004. – 240 с.

  1. Сергиенко Ю.В. Полная энциклопедия комнатных растений. – М.:АСТ,2006. – 319 с.
  2. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. М.: «Кладезь-Букс», 2005. – 255с.

Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Раздел, тема занятия.

Оборудование  

Дата /кол-во часов

1.

Введение (1ч).

Ботаника – наука о растениях. Задачи программы.

Рабочие тетради, дневники наблюдений.

1

С е н т я б р ь

2.

1.Растение – целостный организм (7ч).

Растение – биосистема.

Комнатные растения.

1

3.

Морфология и анатомия корневой системы и стебля. Учебный рисунок.

Растения, готовые микропрепараты, черенки с корнями, микроскопы.

1

4.

Лаб.раб.№1. Приготовление и рассматривание микропрепаратов кожицы и мякоти листа.

Листья, микроскопы, лаб. оборудование.

1

5.

Лаб.раб.№2. Изучение строения цветков и соцветий.

Цветки, лупы, пинцеты, микроскопы

1

6.

Плоды и семена, их строение и значение для растения.

Коллекция плодов и семян.

1

7.

Жизненные формы растений.

Иллюстрации., растений разных форм

1

8.

Практич.раб.№1. Определение жизненных форм комнатных растений.

Комнатные растения.

1

9.

2.Общие вопросы агротехники комнатных растений (18ч).

Уход за комнатными растениями. Календарь ухода.

Календарь цветовода.

1

О к т я б р ь

10.

Инвентарь для комнатных растений.

Инвентарь.

1

11.

Практ.раб.№2. Уход за комнатными растениями осенью.

 Комнатные растения. Инвентарь.

1

12.

 Способы размножения комнатных растений.

Иллюстрации, таблицы.

1

13.

Практ.раб.№3. Черенкование комнатных растений.

Растения, ёмкости для черенков.

1

14.

Практ.раб.№4.Размножение отпрысками, детками, отводкой.

Растения, ёмкости.

1

15.

Практ.раб.№5. Размножение кактусов прививкой.

Кактусы.

1

16.

Значение воды для физиологии растений.

Таблица.

1

17.

Полив растений. Влажность воздуха.

Растения тропического леса.

1

Н о я б р ь

18.

Температурный и световой режим.

Светолюбивые и теневыносл. растения

1

19.

Пересадка и перевалка растений.

Растения и инвентарь

1

20.

Обрезка и прищипка растений.

Растения и инвентарь.

1

21.

Почвы и почвенные смеси.

Виды почвенных смесей, типы  почв.

1

22.

Питание растений. Фотосинтез.

Таблица.

1

23.

Минеральное питание. Удобрения.

Коллекция удобрений.

1

24.

Вредители комнатных растений, их биологические особенности. Меры борьбы.

Иллюстрации.

1

25.

Болезни комнатных растений, возбудители, профилактика.

Иллюстрации.

1

26.

Практ.раб.№6. Профилактический осмотр растений.

Растения.

1

27.

3.Систематика растений (11ч).

Систематика – распределение растений по группам. Бинарная номенклатура.

Определители растений.

1

Д е к а б р ь

28.

Систематика комнатных растений. Мхи, папоротники и голосеменные растения.

Комнатные папоротники, мох из аквариума.

1

29.

Покрытосеменные комнатные растения.

Покрытосеменные растения.

1

30.

Семейства класса Однодольные.

Справочники, определители, растения.

1

31.

Семейства класса Двудольные.

Определители, растения.

1

32-35.

Практ.раб.№7. Систематизация растений кабинета биологии.

Справочники, определители, карточки.

4

36.

Практ.раб.№8. Уход за комнатными растениями зимой.

Растения, инвентарь.

1

37.

Практ.раб.№9. Посев семян (финика, авокадо).

Семена финика, авокадо и др.

1

38.

4.Экология комнатных растений (14ч).

Экология как наука. Экологические группы растений.

 Иллюстрации.

1

Я н в а р ь

39.

Экологические группы растений по отношению к воде.

Аквариум,  комнатные растения.

1

40.

Экологические группы растений по отношению к свету.

Растения.

1

41.

Экологические группы растений по отношению к температуре.

Растения.

1

42.

Сообщества растений. Понятие о географической родине растений.

Физическая карта мира, карта природных зон.

1

43

Экосистема тропического леса.

Иллюстрации.

1

44.

Экосистемы пустыни и степи.

Иллюстрации, суккуленты.

1

Ф е в р а л ь

45.

Экологические группы комнатных растений.

Растения.

1

46-47.

Практ.раб.№10. Изготовление этикеток для комнатных растений.

Бумага, фломастеры, карандаши.

2

48.

Растения в жилище человека. Понятие об интерьере.

Иллюстрации.

1

49-50.

Практ.раб.№11. Оформление композиции «Пустынный ландшафт».

Растения-ксерофиты.

2

51-52.

Практ.раб.№12. Оформление композиции «Уголок тропического леса».

Растения тропиков.

2

53-54.

Практ.раб.№13. Создание комнатного садика в ёмкости.

Растения и стеклян-ные ёмкости.

2

55.

Практ.раб.№14. Уход за комнатными растениями весной».

Инвентарь для пере-садки и перевалки.

1

56.

5.Обобщение и закрепление (20ч).

Место растений в системе органического мира.

Таблицы.

1

М а р т

57.

Многообразие растительного мира. Значение растений.

Таблицы, плоды и семена.

1

58-59.

Значение для человека знаний о растениях.

Игра «Ботаническое поле».

Сценарий конкурса, поле для игры (Байбородова, стр.154).

2

60.

Подготовка экскурсии для учащихся 4-х классов.

Выбор растений для демонстрации.

1

61.

Проведение экскурсии по кабинету для 4-х классов.

Растения, план экскурсии.

1

62-63.

Практ.раб.№15. Составление каталога растений кабинета биологии.

Справочники, фото, альбом.

2

64-67.

Экскурсия№1. Посещение главного ботанического сада имени Н.В.Цицина РАН.

Фотокамера, тетради.

3

Апрель Апрель

68-71.

Экскурсия№2. Знакомство с Аптекарским огородом и экологической тропой музея-заповедника «Горки».

Фотокамера, тетради.

4

72-75.

Экскурсия№3. Посещение выставки цветочного оформления и ландшафтного дизайна на ВВЦ.

Фотокамера, тетради.

4

Май

76.

Подведение итогов.

Подарки и грамоты.

1

Приложение №1.

Методика выполнения учебного рисунка

(по Воронину Н.С.).

  • Рисуют только то, что видят на препарате.
  • Во время рисования осмысливают содержание препарата.
  • Перед началом рисования продумывают расположение рисунков на листе бумаги.
  • Величина рисунков должна соответствовать величине тех деталей, которые надо изобразить: на слишком мелком рисунке их невозможно показать в правильном масштабе, а слишком крупный рисунок некрасив и неэкономичен.
  • Нельзя нарушать пропорций между размерами органа, тканей и клеток.
  • Рисуют только то, что необходимо для понимания препарата. Изображают главное, типичное. Опускают все несущественное и случайное.
  • Рисунки должны быть отчетливыми, опрятными и по возможности художественными.
  • Рисунок должен «говорить», т.е. иметь пояснительные надписи. Чем лучше препарат изучен и осмыслен теоретически, тем содержательнее надписи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»

Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса  «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

программа дополнительного образования "Прикладная ботаника" на 2 года

Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у учащихся чувства гармоничного существования  в окружающей среде, умений и навыков использования агрономических приемов, ра...