Главные вкладки

    ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
    рабочая программа по теме

    В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим занятий,  прогнозируемые результаты и способы их проверки, а также учебно-тематический план , содержание программы, методическое обеспечение, условия реализации и используемая литература. 1 год обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kviling_plan_2009.doc223 КБ

    Предварительный просмотр:

    Зеленоградское окружное управление образования

    Департамента образования города Москвы

    Государственное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 854

    Согласовано:                                                            Утверждена решением педагогического

    Зам. начальника ЗелОУО                                                (методического) совета школы

    «_____»____________________2009 г.                     Протокол №_______от_________ 2009г.

    ___________________Петраков А.Г..                       Директор школы______Курсаков А.В.

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

    «Искусство квилинга»

    (создания композиций из бумажных лент)

    Педагог дополнительного образования – Плотникова С.Н.

    СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:   1 год

    ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ:  10-13 лет

    Согласовано по содержанию. Методист ОМЦ по ИЗО:_____Белорукова О.Н.

    Программа соответствует требованиям письма Министерства образования Российской Федерации от 18 июня 2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»

    Специалист по воспитательной работе ЗелОУО: ______ Бизякин С.Л.

    Зеленоград, 2009г.

    СОДЕРЖАНИЕ:

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА......................................................................3

    П.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН..............................................................7

    III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЙ............................................... 8

    IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ......................................................... ...11

    V. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………… 12

    I. Пояснительная записка

    1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс:

    Данная образовательная программа «Искусство квилинга» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога. Квилинг – это бумагокручение, из тонких полосок бумаги скручивают роллы, из которых создают элементы различной формы, которые объединяют в красивые композиции. Этот вид искусства возник в Европе в 14-15 в.в. , был распространен в Китае и Корее. Сейчас это модно направление в работе с бумагой, позволяющее создавать маленькие шедевры.

    Программа создана на основе наблюдений за работой детей, которых, без сомнения, можно назвать талантливыми. Мотивация творческих действий таких детей, их стремления и чувства служат материалом для создания системы задач и заданий, помогающих каждому ребенку развить в себе талант композиции, красивого сочетания цвета в работе, а также развивать моторику. За основу взятакнига А. Зайцевой «Искусство квилинга: магия бумажных лент».

    Программа «Искусство квилинга» рассчитана на обучение в течение одного года, но может быть продолжена во взаимосвязи с темами: «Оригами», «Бумажная пластика».

            В структурную основу программы положены основные (базовые) элементы квилинга. Основное направление программы – научить учащихся наблюдать окружающий мир и отражать красоту природы в своих композициях, замечать то, на что обычно мы не обращаем внимания.

    Дети такие разные, у каждого из них свои привязанности и предпочтения, свой неповторимый стиль и почерк, но всех их объединяет очень важное качество: язык искусства, техника исполнения, ремесло осваиваются и используются ими, чтобы выразить то, что чувствует их живая душа. Творчество для них это отражение душевной работы; чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Темы и задания, прежде всего обращены к познанию мира природы, к душе ребенка, его нравственному чувству. Возможно параллельное изучение легенд о цветах в разных художественных культурах. Это будет способствовать обогащению их внутреннего мира, привитию любви к природе, пониманию ее неотделимой взаимосвязи с человеком.

    Занятия по данной программе способствуют развитию не только чувства композиции и цветовых сочетаний, но и  умений по работе с бумагой, творческого мышления.

    Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Одной из главных целей преподавания становится задача развития у ребенка интереса к творчеству, способности самореализации. С целью освоения опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

    Содержание задач и заданий программы «Искусство квилинга» направлено на сохранение в процессе обучения самого дорогого достояния человека - его самобытности через возможность свободного выбора цели, пути и способа решения поставленной перед ним проблемы.

    Значительная часть заданий программы «Искусство квилинга» напрямую обращена к формированию творческого начала. Чувство соразмерности, ритма, образное мышление, воображение, интуиция, нравственное чувство - одинаково необходимые инструменты для выражения чувств и мыслей во всех видах творчества, в том числе и в  этом виде искусства. Вывод совпадает с концепцией универсального механизма таланта В Клименко и И. Акимова: через работу таланта идет совершенствование души человека.

    Программа имеет практическую значимость, т.к. дети имеют возможность изображать красоту окружающего мира и видеть практический результат своей работы.

    2.  Цель и задачи программы.   

    Целью данной программы является создание условий для творческого  развития личности учащихся через создание красивых композиций, его нравственно-этического самосовершенствования и формирования культуры мышления, развития художественного вкуса и трудовых навыков.

    Основные задачи программы: 

    1.  Формировать культуру взаимодействия ребенка с миром природы, отражения ее в своих работах.

    2.  Вызвать интерес к искусству квилинга.

    3. Способствовать становлению творческой личности, дать фундамент единых представлений, лежащих в основе человеческой
    деятельности  и в искусстве.

    4. Побудить детей участвовать в коллективной, творческой работе.

    Обучающие задачи:

    •  Познакомить учащихся с новым видом искусства - квилингом;

    •  Научить учащихся основным приемам и базовым элементам квилинга

    Развивающие задачи:

    •   Развивать творческие способности;

    •   Развивать художественный вкус, внимание, память, образное мышление;

    •   Развивать мелкую моторику пальцев рук;

    •   Развивать конструктивные навыки и умения;

    •  Развивать способность к самостоятельной работе и анализу проделанной работы.

    Воспитательные задачи:

    •   Воспитывать у детей бережное отношение к природе, своему и чужому труду;

    •   Воспитывать трудолюбие и усидчивость;

    •   Побуждать детей участвовать в коллективной работе;

    • Предоставить детям возможность самим создавать композиции, новые творческие работы;

    3. Отличительные особенности программы:

    Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Базируется на идеях педагогики сотрудничества, личностно-ориентированного обучения и проектной деятельности.

    Во введении дети знакомятся с содержанием программы, инструментами и материалами, базовыми элементами.

    Программа обучения включает тематически блоки:

     «Изучаем базовые элементы»

    «Украшаем наш дом»

    «Создаем творческие композиции»

    Темы блока «Изучаем базовые элементы» дают представление о том,  что побуждает человека к творчеству. Истоки творчества находятся там, где возникает эмоциональный отклик, порождающий чувство, которое побуждает к творческому процессу. Откликаясь на явления природы, жизни, человек пользуется языком и инструментами того вида искусства, которым владеет. Творчество способствует осознанию себя носителем сил добра и созидания, активным инструментом гармонии. Эти темы способствуют изучению базовых элементов. Работа в основном  носит несложный  характер или требует коллективного творчества.

     Тематический блок «Украшаем наш дом» способствует осознанию удивительной красоты растительного мира нашей страны, мира насекомых, пониманию того, что очень многое в природе мы просто не замечаем, но рядом с нами существует удивительный мир, который можно увидеть и изобразить с помощью бумажных лент.  Важно осознание учащимся своих потенциальных возможностей, подведение  его к пониманию того, что природа и человек используют единые принципы, методы и универсальные законы творчества; в человеке есть все, чтобы свободно творить и понимать искусство и природу. Работы носят более сложный и индивидуальный характер, способствуют закреплению интереса к данному виду искусства..

    Темы третьего блока «Создаем творческие композиции» дают представления об удивительном мире вокруг нас и возможности отразить его с помощью искусства бумагокручения в творческий композициях.Этот раздел подразумевает создание выставочных работ, развитие чувства композиции, цвета.

    Структура занятий: введение, раскрывающее в общем виде через рассказ и показ содержание темы; упражнения и творческая работа, чтобы учашийся ощущал себя не пассивным слушателем, а активным творцом, пробующим свои силы в искусстве квилинга; индивидуальный подход поможет каждому выбрать особый
    вариант задания, доступный его уровню и возрасту;

    Программа рассчитана на период обучения - 1 год, но

    при необходимости и при желании детей период может быть продлен.

    4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:

    Программа  рассчитана  на  детей   10-13  лет.   При   некоторой   корректировке   методик  и содержания деятельности данная программа может использоваться для детей   более младшего или старшего возраста.  

    Группа формируется  без  предварительного  отбора.  

    Занятия групповые:

    Группа - 15 чел.

    5.  Режим занятий:

    • общее количество часов в год – 36 ч.;

    • количество часов и занятий в неделю - 1 раз в неделю по 1 ч.;

    6.Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

    Результатом обучения по данной программе является: прирост знаний учащихся об основных элементах квилинга, а также о природе, растительном и животном мире.

    По окончании первого года обучения учащийся должен знать:

    - основные инструменты и материалы для квилинга;

    -базовые элементы

    должен уметь:

    -  передавать в композициях красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью бумагокручения, создания гармоничных композиций,  подбирать их размер, цвет, фактуру основы;

    В течение учебного года учащиеся будут принимать участие в общешкольных и городских выставках изобразительного искусства.

    В конце учебного года ими выполняется выставочная работа, по качеству исполнения которой определяется успешность учащегося, уровень приобретенных им умений и навыков.

    II. Учебно-тематический план

    занятий в кружке «Искусство квилинга»

    Тема года: «Знакомство с искусством квилинга»

    темы

    уро-

    ков

    Наименование разделов и тем

    Общее

    кол-во

    часов

    В том числе:

    Теор.

    Практ.

    Введение.                                                                                                         1 ч.                                                              

    1.1.

    1

    Введение. Инструменты и материалы. Красота квилинга

    1

    1

    Раздел 1.   Изучаем базовые элементы.                                                      11  ч.

    1..1

    Скручиваем роллы.

    Форма «Капля», «Завиток»

    1

    1

    Панно «Розовый клевер» или «Подсолнухи»

    1

    1

    1.2.

    Форма «Глаз».

    Форма «Квадрат»

    1

    1

    Панно «Сказочный домик»

    1

    1

    1.3.

    Форма «Ромб»

    Форма «Треугольник»

    1

    1

    Панно «Веселые лягушки»

    1

    1

    1.4.

    Форма «Стрела».

    Форма «Полумесяц».

    1

    1

    Панно «Изящные снежинки»

    1

    1

    1.5.

    Изучаем открытые формы: «Сердечко»,  «Рожки»,

    «Веточка», «Завиток».

    1

    1

    Ажурный крестик

    2

    2

    Раздел 2. «Украшаем наш дом»                                                                 12 ч.

    2.1.

    Поздравительная открытка. «С днем рождения

    2

    1

    1

    2.2.

    Панно «Бабочка».

    2

    2

    2.3.

    Панно «Птички».

    2

    2

    2.4.

    Рамочка для фотографий. Фантазия.

    2

    2

    2.5.

    Панно для кухни «Петушок».

    2

    2

    2.6.

    Панно для кухни «Букет».

    2

    2

    Раздел 3.    Создаем творческие композиции                                          12 ч.                                    

    3.1.

    Композиция «Цветы» (эскиз).

    1

    1

    Композиция «Цветы»

    3

    3

    3.2.

    Композиция «Тарелка» (эскиз).

    1

    1

    Композиция «Тарелка»

    3

    3

    3.3.

    Композиция «Храм» (эскиз).

    1

    1

    Композиция «Храм»

    3

    3

    Итого:

    36

    4

    32

    III. Содержание дополнительной программы  занятий в кружке

    «Искусство квилинга»

    Тема года: «Знакомство с искусством квилинга».

    Принцип обучения: от простого к сложному.

    Введение. Инструменты и материалы. Красота квилинга.

    Беседа об искусстве квилинга (часто «квиллинга»), основных инструментах и материалах, его базовых элементах. Искусство бумагокручения на английском языке называется quilling — от слова quil (птичье перо). Возникло оно в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры

    Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

    В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

    В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

    В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей.

    Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

    Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3—7 мм.

    Презентация по материалам Интернет: http://stranamasterov.ru/gallery, http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22

    Раздел 1. Изучаем базовые элементы

    1.1.        Скручиваем роллы. Форма «Капля», «Завиток»

    Возьми полоску. Ногтем слегка оттяни и закругли её конец. Положи на него шпажку. Накручивай полосу, стараясь делать первые витки поплотнее. Когда бумага «схватится» с палочкой, можно будет вращать только палочку до самого конца полосы. Скрути ровную шайбочку. Чтобы снять её, слегка повращай палочку. Теперь распусти заготовку , чтобы получилось кольцо с закрученной спиралью. Диаметр должен быть 12—14 мм. Иногда для этого достаточно просто отпустить заготовку. Если же она была скручена очень плотно, то надо легко посжимать её пальцами, чтобы раскрылась. Кончик подклей маленькой каплей клея ПВА.
    Чтобы получить форму «Капля», оттяни серединку спирали в одну сторону, с другой стороны сожми несколько слоёв, чтобы получился острый конец.
            Панно «Розовый клевер» или «Подсолнухи»

    1. Форма «Глаз».Форма «Квадрат».

            Снежинки квиллинг

             Форма «Глаз». Сожми круглую заготовку с двух сторон одновременно. Форма «Квадрат». Выполни форму «Глаз», поверни вертикально и сожми по бокам ещё раз.

            Панно «Сказочный домик»

    1. Форма «Ромб». Форма «Треугольник»

            Форма «Ромб». Сделай из «Квадрата». Форма «Треугольник». Сделай «Каплю», возьмись за уголок и расплющи основание треугольника.

            Панно «Веселые лягушки».

    1. Форма «Стрела». Форма «Полумесяц».

            Форма «Стрела». Сделай «Треугольник» и концом указательного пальца вдави внутрь середину короткой стороны. Форма «Полумесяц». Выполняется почти, как «Глаз», но изогнутой формы. И уголки защипываются не друг напротив друга, а со сдвигом.

            Панно «Изящные снежинки».

    1.5.        Изучаем открытые формы: «Сердечко»,  «Рожки»,«Веточка», «Завиток».

    Снежинки квиллинг

    Открытые формы:  «Сердечко». Согни полоску в середине. Закрути обе половинки внутрь. «Рожки». Согни полоску в середине. Закрути обе половинки наружу. «Завиток». Слегка наметь середину полоски, не делая складку. Закрути концы к середине, но в разные стороны. «Веточка». Согни полоску в соотношении 1 : 2. Закрути концы в одну сторону.                Творческая работа «Ажурный крестик».

            Раздел 2. «Украшаем наш дом»

    Как любую другую технику, квилинг лучше осваивать с простых изделий.

    2.1.        Поздравительная открытка. «С днем рождения».

            Для выполнения поздравительной открытки нам понадобятся базовые элементы (формы). Создаем различные варианты цветов, создаем композицию. Можно сделать короткую надпись.

    2.2.        Панно «Бабочка».

            Создаем композицию «Бабочка». Учимся создавать наборную композицию из роллов, помещая их в замкнутый контур.

    2.3.        Панно «Птички».

            Создаем композицию веселую и радостную в подарок малышу – это могут быть цыплята или другие птицы.

    2.4.        Рамочка для фотографий «Фантазия».

             Украшаем рамочку для фотографий. Главное – красивое сочетание цвета и легкость в работе, нельзя ее перегружать.

    2.5.        Панно для кухни «Петушок».

            Очень красивая работа. Панно для кухни очень украсит наш дом, создаст радостное настроение близким.

    1. Панно для кухни «Букет».

            Создаем свою композицию из цветов, собираем лгенды о цветах. Подводим первые итоги. Обобщение темы. Выставка работ учащихся.

    Раздел 3.    Создаем творческие композиции 

            В рамках этого раздела учащиеся создают собственные композиции,  включая в них различные элементы. Предварительно делается эскиз  как образ планируемого результата работы.

    3.1.        Композиция «Цветы»

            Работа по созданию собственной растительной композиции из различных базовых элементов (форм).

    3.2.        Композиция «Тарелка»

            Работа по созданию собственной геометрической композиции из различных базовых элементов (форм).

    1. Композиция «Храм»

            Работа по созданию собственной композиции, сочетающей архитектуру и растительные элементы.

            Выставка творческих работ.

    IV. Методическое обеспечение образовательной программы.

    Основой    организации    образовательного    процесса    являются    личностно-ориентированная, проектная и информационно-коммуникационная педагогические технологии. 

    Применение личностно-ориентированной технологии позволяет ставить учащегося перед выбором: материалов, инструментов, вариантов композиции, цветового решения, сложности задания и т.д.

    Обучение - это не только сообщение новой информации, но и обучение умению самостоятельно добывать знания, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности.

    Поисковая деятельность и работа над проектом – от эскиза до готового изделия позволят научить учащихся приемам самостоятельной работы.

    Информационно-коммуникационные технологии будут способствовать увеличению зрительного ряда, сопровождающего знакомство с искусством квилинга, разнообразием творческих работ.

    С целью более широкого ознакомления с базовыми элементами разрабатывается наглядный материал, создаются презентации в программе    POWER POINT, отражающие разнообразие композиций из бумажных лент.

    В процессе занятий, накапливая практический опыт в бумагокручении, учащиеся стараются передавать в своих композициях красоту окружающего мира, выражать свои чувства и эмоции с помощью цвета, характера форм и фактуры.

    На занятиях будут использоваться  дидактические материалы, работы  педагога и детей.

    Занятие содержит организационную, теоретическую и практическую части. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера о красоте и многообразии элементов квилинга, возможностях языка этого вида искусства, после чего учащиеся приступают к практическому выполнению работы.

    В течение всего занятия педагог проводит промежуточный контроль выполняемой практической работы. По окончании занятия педагог подводит итог выполненной работы.

    V. Условия реализации программы:

    Для успешной работы по программе необходимо:

    •     хорошо   освещенный   кабинет,   соответствующий   санитарно-эпидемиологическим   правилам   и нормативам СанПин 2.4.4.1251-03;

    •         оборудование – столы, стулья, шкафы, компьютер;

    •         инструменты: зубочистки или инструменты для квилинга;

    •       материалы (краски, бумага, и т. д.); цветной картон; полоски цветной бумаги, клей

    •         методические и наглядные пособия по квилингу.

    VI. Литература.

    1. Зайцева А.А. «Искусство квилинга: магия бумажных лент», М.: Эксмо, 2009;

    2. http://stranamasterov.ru/gallery,

    3. http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/587?page=22


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа дополнительного образования детей "Искусство рукоделия" 5 класс

         Программа построена таким образом, чтобы у детей сложилось представление о рукоделии, его роли, исторических корнях и происхождении различных видов искусства. Кроме то...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

        В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

    Авторская программа дополнительного образования детей "Искусство вокруг нас"

    Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, ж...

    Программа дополнительного образования детей "Искусство эпистолярия"

    Программа дополнительного образования детей...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

    Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

    Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

    Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ МИРА»

    Данная образовательная программа «Искусство в познании мира» отражает основные задачи по развитию творческих способностей детей и раскрывает методы работы педагога.Программа создана на основе наблюден...