ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
материал по теме

Брачева Марина Павловна

 

      В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине. Рост количества школьных музеев выявил отсутствие программ по подготовке юных музееведов. Эта программа создана, чтобы заполнить существующий пробел.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_muzeeved.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:                                                                      Согласовано:                                       Рассмотрено:

председатель экспертного совета                                    директор ЦТР и ГО «Радуга»                на методическом совете

по организации                                                                 _________________________                 заместитель директора

исследовательской и                                                        Рудакова О.Н.                                           по НМР ЦТР и ГО «Радуга»                                        

инновационной                                                                «___»________2012 г.                              Селезнёв Е.С.

деятельности при управлении                                                                                                           «____»_________2012г.

образования администрации

___________________________

«___»________2012 г.

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Управления образования администрации Тайшетского района

Муниципальное бюджетное образовательного учреждения дополнительного  

образования детей Центр творческого развития и гуманитарного  образования «Радуга»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«Юный музеевед»

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

                                                                               Возраст обучающихся -10-15лет

                                                                                       Срок  реализации  программы—2года

                                                                       Количество обучающихся -

                                                                          в группе- от 6 ДО 10 человек

                                                                         Количество часов: 216 часов

                                                                  Составитель программы:

                                               Брачева М.П.,

   педагог дополнительного образования

                                                                               МБОУ  ДОД  ЦТР и ГО «Радуга»

                                               г. Тайшет-2012 года

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Академик Д.С. Лихачев

       …а, главное - музей будет действовать душеобразовательно…

                                                                                         И.Ф.Федоров

  1. Пояснительная записка

     Образовательная программа  «Юный музеевед» составлена на основании  президентской «Программы патриотического воспитания граждан РФ на 2006 - 2010 гг.», утвержденной Постановлением правительства РФ от 16.02.2001 г.;  Письма Министерства образования РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003г.

     Программа имеет туристско-краеведческую направленность и предназначена для получения школьникам дополнительного образования в области краеведения и музееведения.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Есть удачная английская пословица: “Права она или не права, но это моя страна!” Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

           В наших школах до последнего времени “проходили” лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали “знания вообще”, никак не  связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. Хотя о любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать.

      В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обладает большим потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.

Рост количества школьных музеев выявил отсутствие программ по подготовке юных музееведов. Эта программа создана, чтобы заполнить существующий пробел. 

Новизна и отличительные особенности данной программы от подобных предметных программ

         В основу данной программы положен анализ  типовой программы  «Активисты школьного музея» (сборник программ «Туризм и краеведение» изд. “Просвещение” 1982г., в которой существует ряд недостатков:  

  1. отсутствие диагностического блока;
  2. устарело содержание в некоторых разделов программы;

В программу  внесены  следующие изменения:

  1. Из программы удалены темы  «История музейного дела в СССР» и

 «Основы теории и организации музейного дела в СССР»,

  1. Внесены новые темы разделов:
  1. Исследовательская деятельность;
  2. Профессиональное мастерство экскурсовода;

3.  Введена собственная система контроля;

4.  Прописаны  условия для реализации программы;

     Данная программа рассчитана на 2 года обучения, на определенный возраст и круг интересов детей, ориентирована на системный подход. Основывается  на тщательном отборе этнографических материалов, учитывает особенности развития края, передает информацию, добытую самими обучающими на основе документальных свидетельств, поисковой и научно-исследовательской работы. Существенным дополнением к курсу являются материалы следующих источников: «Мировая художественная культура»,  «Отечественная история»,  а также посещение музеев г. Бирюсинска, г.Тайшета, школьных музеев. Поэтому представленная программа является адаптационной.

       Новизна программы заключается в том, что она разработана для детей, которые сами заинтересованы в изучении краеведения и музееведения. Содержание программы носит краткий, сжатый характер и нацелено на первоначальное знакомство и овладением музейно-краеведческой работой.

Прогнозируемые результаты обучения

     В процессе освоения программного материала  у учащихся формируется навык работы в школьном музее, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков в области краеведения. В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности. В ходе экскурсионной работы дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного отношения друг к другу. В течение первого года обучения будущие экскурсоводы не только изучат литературу, но и получат навык работы с документами, освоят  азы музейного дела, смогут готовить и проводить экскурсии как в школьном музее, так и по местным достопримечательностям. Со второго года обучения воспитанники работают с краеведческой картотекой, готовят тематические мероприятия в музее, в школе участвуют в городских мероприятиях. В течение двух лет обучения экскурсоводы и активисты музея подробно изучат историю родного края, музейное дело, ведут поисковую, исследовательскую, экскурсионно-лекторскую, агитационную экспозиционную работу в школьном музее.

 В 1 год обучения, обучающие должны знать:

-основы музейного дело;

-принципы анкетирования посетителей;

-основы экскурсионной деятельности;

-структуру публичной речи;

-методы и приёмы собирательной работы;

-типы и виды экскурсий;

В 1год обучения, обучающиеся должны уметь:

-намечать план поисковой работы;

-классифицировать музейные предметы (экспонаты);

-оформлять небольшие тематические экспозиции;

-проводить экскурсии для учащихся 1-4 классов, или для одноклассников;

-участвовать в школьных краеведческих мероприятиях;

Во  2 год обучения, обучающие должны знать:

- типы и профили музеев;

-особенности организации и работы школьного музея;

-учетно-хранительную работу;

Во  2 год обучения, обучающие должны уметь:

-работать с документами инвентарной книгой, шифровкой, описанием предметов;

-распространять викторины, проводить конкурсы среди начальных классов;

-составлять тематико-экспозиционный план;

-работать с фондами и документами  музея;

-готовить и проводить экскурсии;

-вести поисковую и исследовательскую работу;

При реализации программы используются такие методы обучения, воспитания как:

- словесный

- наглядный

- практический

- метод стимулирования

- написание докладов, рефератов и другие.

         

Основой обучения являются педагогические принципы

-развитие индивидуальности воспитанников

-развитие творческой атмосферы в коллективе

-развитие памяти, внимание

Цель программы:  развитие интеллектуально-творческих способностей через овладение основами краеведения и музейного дела;

Задачи программы:

- познакомить с основами музееведения;

- закрепить знания в процессе практической деятельности;

- развить аналитические навыки;

- развить коммуникативные навыки;

- создать условия для формирования внутренней потребности личности в непрерывном познании родного края;

- способствовать воспитанию патриотизма и чувства гражданской активности;

- готовить к жизненному самоопределению.

      Формы и режим занятий 

   Деятельность экскурсоводов основывается на научной и архивной стороне изучения, и включает основы теории и организации музейного дела. Изучение программы в течение всех лет ведется крупными блоками разной тематики, но они тесно связаны между собой. После окончания курса воспитанники по желанию  переходят в творческую группу и ведут плановую работу в школьном музее. При музее организуется актив, его членами ведутся протоколы заседаний, документация музея, осуществляется подготовка и самостоятельное проведение мероприятий и праздников, ведется работа с начинающими юными краеведами. Кроме регулярных занятий, согласно утвержденному  расписанию, программой предусматривается самостоятельная форма работы, теоретические консультации в удобное для учащихся время. Обучение происходит в форме теоретических,  практических и диагностических занятий. Теоретические занятия включают в себя лекционный материал, преподносимый педагогом, а также сообщения по отдельным вопросам изучаемой темы. Практические занятия включают в себя экскурсии в музеи, встречи с ветеранами войны и труда, посещение выставок, участие в мероприятиях школьного музея, проведение экскурсий сбор краеведческого материала из экспедиций. Необходимое количество часов для изучения и освоения содержания программы; количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам, в соответствии с СанПиНами.

  Обычно расчет часов производится, исходя из 36 учебных недель в год, со следующей нагрузкой:

1.  Для 1 года обучения- 4 академических часа в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями по 10 минут. Итого 144 часа

2.  Для года обучения 6 академических часов в неделю (2 раза в неделю) с перерывом между занятиями 10 минут. Итого 216 часов

     Программа может быть использована в двух вариантах в зависимости от кадрового и материально-технического обеспечения: при реализации программы на базе учреждения дополнительного образования детей и руководстве школьного музея  учебный план рассчитан с увеличением количества часов по годам обучения. При этом, соответственно возрастной категории обучающихся,  усиливается как теоретическая, так практическая составляющая программного   материала.

      При реализации программы в условиях общеобразовательной школы возможно использование программы с учебным планом на 108 часов по каждому году обучения  с акцентом на практическую  часть: организация деятельности школьного музея.

      В любом варианте реализации программы по составу группы могут быть как постоянными, так и переменными, в зависимости от целевого назначения разделов программы (мероприятий или других объективных причин). Количество детей в группах не должно превышать 8-10 человек.  

Предполагается работа со смешанным возрастным составом для массовых краеведческих мероприятий, проведения экскурсий. На эту работу необходимо дополнительно отводить от  36 до 72 часов в год согласно учебному плану учреждения.

      Для обучения принимаются все желающие без предварительного отбора.

   

   

Реализация программы

     Базой для реализации дополнительной образовательной программы «Юный музеевед» являются:

- школьные музеи общеобразовательных учреждений Тайшетского района;

-  краеведческие музеи г. Тайшета, Бирюсинска;

-  материальная  база МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

  Срок реализации программы 2 академических года.

Условия реализации программы

    Реализация программы возможна, прежде всего, при наличии единообразного подхода к проблеме воспитания детей  историко-краеведческами средствами. Залогом успешного воспитания детей  является так же создание условий для самостоятельной деятельности и развития представлений о многообразии окружающего мира, а именно:

- материально-техническое оснащение в школьном музее;

- создание портфолио экскурсовода, в который входят  разработанные экскурсии;

-участие воспитанников в массовых краеведческих мероприятиях;

-повышение образовательного уровня педагога и родителей;

(самообразование, обмен опытом работы, беседы, советы и т.д.)

Методическое обеспечение программы

    Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения и общения со школьниками является первым и непременным условием развития творческих способностей детей.

Для того, чтобы обеспечить этот процесс необходимо иметь:

-наличие школьного музея;

- громкоговоритель, магнитофон, мультимедиа;

- 4 флажка (для пеших экскурсий);

- дидактический материал: карточки с индивидуальными заданиями, реклама, портфолио с проведёнными экскурсиями;

Психологическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса.

 В процессе обучения, развития и воспитания педагог совместно с психологической службой проводит исследования школьников по методикам:

-изучение эмоционального состояния  школьников;

-изучение личности в коллективе;

-изучение уровня тревожности;

Работа с родителями.

- индивидуальная работа с родителями: беседы, творческое сотрудничество для подготовки экскурсий;

  1. Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УДОД)

наименование раздела

всего часов

теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3

                                      II.

Музееведение.

15

6

9

               III.

Исследовательская деятельность музея.

15

6

9

IV.

Основы экскурсоведения.

48

20

28

V.

Экскурсионная методика

48

18

30

VI.

Профессиональное мастерство экскурсовода.

15

6

9

Итого:

144

59

85

  1. Учебно-тематическое планирование на 1 год обучения (для УО)

наименование раздела

всего часов

теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3

                                      II.

Музееведение.

12

3

9

               III.

Исследовательская деятельность музея.

9

3

6

IV.

Основы экскурсоведения.

9

3

6

V.

Экскурсионная методика

66

18

48

VI.

Профессиональное мастерство экскурсовода.

9

3

6

итого

108

33

75

4.Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения ( для УДОД):

наименование раздела

всего часов

теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3

                                      II.

Научная и архивная основа изучения

15

6

9

               III.

Сущность и специфические особенности школьного музея.

21

9

12

IV.

Научная организация фондовой работы в музее.

33

15

18

V.

 Экспозиционная работа.

48

20

28

VI.

Тематическая музейная экскурсия.

54  

20

34

VII.

 Культурно-массовая и поисковая работа.

42

10

32

итого

216

83

133

Учебно-тематическое планирование на 2 год обучения (для ОУ)

наименование раздела

всего часов

теоретические

практические

I.

Введение в предмет. Инструктаж.

3

3

                                      II.

Научная и архивная основа изучения

6

3

3

               III.

Сущность и специфические особенности школьного музея.

9

3

6

IV.

Научная организация фондовой работы в музее.

9

3

6

V.

 Экспозиционная работа.

15

6

9

VI.

Тематическая музейная экскурсия.

45

18

27

VII.

 Культурно-массовая и поисковая работа.

21

21

Итого:

108

36

72

  1. Содержание разделов

1 год обучения:

Введение

Цели, задачи, основное содержание курса «Юный музеевед».

Раздел 1:     Музееведение

История школы, музея. Тематическая структура экспозиции музея. История школы в экспозиции музея. Военная история в экспозиции музея. Вопросы краеведения в экспозиции музея. Школьные музеи города Тайшета.

 Практическая часть: экскурсия по школьному музею, подготовка докладов воспитанниками.

Раздел 2:   Исследовательская деятельность музеев

  Музей как исследовательский центр. Понятие исследование. Место музея в ряду научно-исследовательских учреждений. Направление научно-исследовательской деятельности.

Практическая часть: эвристическая беседа, знакомство с исследовательской деятельностью школьного музея.

Раздел: 3. Основы экскурсоведения

 Сущность экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания. Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии. Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга. Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки экскурсии.

     Классификация экскурсий. Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация: по содержанию (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие (экологические)), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные, экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников; по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.

                                                         Практическое занятие №1

Классификация экскурсий

Посещение обзорной экскурсии по г. Тайшету. Кратко законспектировать сценарий обзорной экскурсии. Ответить на следующие вопросы: на каких объектах построена обзорная экскурсия по г. Тайшету и Тайшетскому району? Какие  подтемы были раскрыты в рамках экскурсии, в чем особенность обзорной экскурсии по г. Тайшету?

Практическое занятие №2

 Классификация экскурсий

Посещение тематической экскурсии в музеях в г.Тайшете и Бирюсинске. Кратко законспектировать сценарий экскурсии. Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия. Ответить на следующие вопросы: на примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия? Через какие подтемы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы позволили экскурсоводу переходить от одной подтемы к другой?  Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание показа и рассказа в экскурсии.

 Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа.

Основные требования к рассказу. Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода.

Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа и рассказа.

Практическое занятие № 3

 Сочетание показа и рассказа в экскурсии

На основе впечатлений от посещения экскурсии в краеведческий музей г.Бирюсинска, ответить на следующие вопросы: почему показ называют основным элементом экскурсии? В чем сущность показа? Какова  роль последовательности в показе объектов? Почему экскурсовода называют руководителем показа? Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два важнейший элемента экскурсии. Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и экскурсантов зависит активность показа и рассказа.

Раздел 4. Экскурсионная работа

Классификация методических приемов экскурсионной работы. Основные приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски.  Основные приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции.

Практическое занятие № 1

 Классификация методических приемов

Задание. Подобрать примеры на следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски на материале Тайшета. Оформить выполненное задание в виде мультимедийной презентации.

Собрать коллекцию фотографий зданий, на которых находятся мемориальные доски. Выписать текст, представленный на мемориальных досках.

Подобрать примеры на следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции.

Технология подготовки новой экскурсии. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап. Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение.

Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.

Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.

Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.

Практическое занятие №2

Технология подготовки новой экскурсии. Выбрать 1-2 из предложенных тем, написать реферат и на основе реферата разработать экскурсию.

Темы

1. Улица  Октябрьская, №7 (Волостной переулок, дом № 7) Первый Волостной     исполнительный комитет;

2.  Дом № 44 по улице Матросова;

3. Улица Кирова, 126-а, «Егорушкин тополь»;

4. Площадь «Юбилейная», Боевой танк Т-34;

5.  Привокзальная площадь,  стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;

6.  Памятник–паровоз серии Л №3449;

7. Улица Транспортная, Водонапорная башня;

Раздел 5. Экскурсионная методика.

 Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая). Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода в автобусе. Соблюдение времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы школьников. Паузы в экскурсии. Техника использования «портфеля экскурсовода».

Практическое занятие № 3

Техника ведения экскурсии.

Проведение учебных экскурсий по выбранной теме.

Анализ работы школьников-экскурсоводов.

Раздел 6. Профессиональное мастерство экскурсовода.

 Личность экскурсовода

Активная жизненная позиция. Конструктивные, организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода. Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.

Практическое занятие № 4

Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода. Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии. Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода. Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.

                                                          Содержание дисциплины

2 год обучения:

Раздел 1: Введение

Цели, задачи, основное содержание предмета «Музееведения» второго года обучения.

Раздел 2: Научная и архивная основа изучения.

Термин «музей». Основные социальные функции музеев: научно-документационная, охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная. Нормативно-правовые основы деятельности музея. Федеральный закон «О музейном фонде РФ и музеях РФ». Положение о музее образовательного учреждения. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ». Положение о Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Отечество».

Раздел 3: Сущность и специфические особенности школьного музея.

     Школьный музей как центр краеведческой работы в школе. Краеведческий принцип деятельности. Особенности в использовании музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Организация, тематика.

Раздел 4: Научная организация фондовой работы музея.

     Музейный предмет как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно-вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном музее.

Раздел 5: Экспозиционная работа.

      Тематико-экспозиционный план музея. Тематико-хронологический метод – основной метод построения экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции. Изучение и отбор материалов, составление плана, оформление, написание текстов экскурсии, монтаж. Анализ содержания, приёмов построения и оформление экскурсии школьного музея.

 

Раздел 6: Тематическая музейная экскурсия. 

      Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительской работы. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность, научность, логичность, хронологическая последовательность, доступность, наглядность, конкретность. Разработка тематики экскурсии, её изучение. Основные принципы подготовки и проведения тематической экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Отработка и сдача экскурсии. Проведение экскурсий и дальнейшее совершенствование мастерства экскурсоводов.

 

Раздел 7: Культурно-массовая и поисковая работа. 

      Требования: высокий уровень, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников мероприятий, опора на экспозицию, материалы и архив музея.

       Формы работы: экскурсии, лекции, беседы, встречи, конференции, викторины, конкурсы. Подготовка и проведение массовых мероприятий. Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы. Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Подготовка доклада и выступление с ним на научно-практической краеведческой конференции. Экскурсионно-лекторская работа. Работа с архивными материалами. «Памятные места города Тайшета, Тайшетского района» научно-исследовательская работа экскурсоводов. В ходе учебного процесса каждый экскурсовод знакомится со всеми темами, разработанных экскурсий, но глубоко познаёт одну тему, с которой выступает на мероприятиях и по этой теме проводит экскурсии для учащихся.

 

Способы проверки результатов

Для выяснения меры удовлетворенности обучающихся образовательным процессом и его результатами, и выявления влияния всего
процесса образования на развитие обучающихся следует использовать промежуточный и итоговый   контроли.

Пример оценивания полученных знаний, сформированных умений и практических навыков  обучающихся

фамилия, имя обучающегося

параметры диагностики

высокий уровень оценки

средний уровень оценки

низкий уровень       | оценки

Критерии оценки по параметрам диагностики:

1. работа с фондами и документацией школьного музея:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с фондами и документацией школьного музея;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с фондами и документацией школьного музея;

Низкий уровень оценки - обучающийся допускает ошибки в работе с фондами и документацией школьного музея;

2. работа с краеведческой литературой, картотекой:

Высокий уровень оценки - обучающийся правильно умеет работать с краеведческой литературой, картотекой;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в работе с краеведческой литературой, картотекой;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности с краеведческой литературой, картотекой;

 3. подготовка тематических экскурсий:

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой подготовки тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в подготовке тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в подготовке тематической экскурсии;

4. проведение тематической экскурсий:

Высокий уровень оценки – обучающийся хорошо владеет методикой проведения тематической экскурсии;

Средний уровень оценки – обучающийся допускает неточности в проведении тематической экскурсии;

Низкий уровень оценки - обучающийся испытывает трудности в проведении  тематической экскурсии;

     4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

I. Написать реферат

Ориентировочный список тем:

1. улица Октябрьская№7 (Волостной переулок дом № 7) Первый Волостной     исполнительный комитет;

2.  дом № 44 по улице А. Матросова;

3. улица Кирова 126-а «Егорушкин тополь»;

4. площадь «Юбилейная» Боевой танк Т-34;

5.  на привокзальной площади стела воинам –тайшетцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны;

6.  памятник–паровоз серии Л № 3449;

7. улица Транспортная Водонапорная башня;

8.Тайшет спортивный;

9. Скверы г.Тайшета;

II. Разработать и провести тематическую экскурсию для школьников старших классов, опираясь на материал реферата.

III. Подготовить и представить мультимедийный проект виртуальной экскурсии на основе разработанной экскурсии.

   Для контрольно-оценочной деятельности общеобразовательные учреждения Тайшетского района может взять исторические и архитектурные памятники местного значения.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

6.1. Рекомендуемая литература

Основная

  1. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. - М., 1985.
  2. Долженко Г.П. Экскурсионное дело. - М., Ростов н/Д., 2005.
  3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М., 2000.
  4. Караневский П.И. Экскурсионная и выставочная работа. - М., 2001.
  5. Савина Н.В., Горбылева З.М. Экскурсоведение. - Минск, 2004.
  6. Седова Н.А. Культурно-просветительский туризм. - М., 2003.

Дополнительная

  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. - М., 1969.
  2. Бакушинский А.В. исследования и статьи. - М., 1981.
  3. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
  4. Головин Б.И. Основы культуры речи. - М., 1988.
  5. Гуляев в.Г. Организация туристической деятельности. - М., 1996.
  6. Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс. - М., 1983.
  7. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М., 1976.
  8. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. - М, 1989.
  9. Крутецкий В.А. Психология. - М., 1980.
  10. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. - М, 1964.
  11. Омельченко Б.Ф. Дифференцированный подход к обслуживанию
    различных групп туристов и экскурсантов. - М.,1987.
  12. Петрова А.Н. Сценическая речь. - М.,1981.
  13. Требование к методической разработке экскурсии. - М.,1979

Приложение № 1

ВОПРОСЫ

ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

по дисциплине краеведение

  1. Перечислите основные признаки экскурсии.
  2. Назовите и охарактеризуйте основные функции экскурсии.
  3. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Перечислите отличительные особенности обзорной и тематической экскурсий.
  4. Приведите примеры тематической экскурсии на основе личного опыта.
  5. Перечислите классификации экскурсий?
  6. Что такое композиция экскурсии?
  7. Разведите понятия тема и подтемы экскурсии. Приведите примеры из собственного опыта.
  8. Объясните понятия показ и осмотр. Почему между ними нельзя поставить знак равенства?
  9. Показ как важнейший элемент экскурсии имеет свои характерные
    особенности: активность показа, логическая последовательность показа,
    главенствующее значение показа, определяющая роль показа, сюжетность показа, парадоксальность показа. Раскройте каждую из особенностей опираясь на личный опыт.
  10. Какие требования предъявляют к рассказу на экскурсии.
  11. К особенностям рассказа на экскурсии можно отнести: адресность рассказа, конкретность экскурсионного рассказа, утверждающий характер рассказа. Раскройте эти особенности на примерах из личного опыта.
  12. Показ и рассказ - два важнейших элемента экскурсии. В чем
    проявляется их сочетание?
  13. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: составление маршрута экскурсии; объезд или обход маршрута; подготовка
    контрольного текста экскурсии; комплектование «портфеля экскурсовода»; определение методических приемов проведения экскурсии.
  14. Проанализируйте следующие этапы подготовки экскурсии: определение техники ведения экскурсии; составление методической разработки; составление индивидуальных текстов; прием (сдача) экскурсии; утверждение экскурсии.
  15. Охарактеризуйте следующие приемы показа: прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции (воссоздания), прием зрительного монтажа, прием локализации
    событий, прием абстрагирования; прием зрительного сравнения, прием
    интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски.
  16. Охарактеризуйте следующие приемы рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием комментирования, прием репортажа, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием соучастия, прием дискуссионной ситуации, прием сталкивания
    противоречивых версий; прием персонификации; прием проблемной
    ситуации; прием отступления; прием индукции; климактерический прием; антиклимактерический прием.
  17. В чем заключается речевой этикет экскурсовода?
  18. Какие требования предъявляются к речи экскурсовода на экскурсии?
  19. Перечислите и охарактеризуйте совокупность внеречевых средств общения на экскурсии.
  20. Охарактеризуйте жесты и мимику экскурсовода в рамках экскурсии?
  21. Как манера поведения экскурсовода влияет на качество проведения экскурсии?
  22. Существует мнение, что внешний облик экскурсовода влияет на качество восприятия экскурсионного материала? Согласны ли вы с этим утверждением или нет? Обоснуйте свое мнение, опираясь на личный опыт.

Приложение № 2.

Тестовые материалы для итогового контроля обучающихся

Вариант 1

1. Экскурсионная теория - это:

А) Совокупность понятий; функции экскурсоведения; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод: классификация экскурсий, дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики, основы профессионального мастерства экскурсовода.

Б) Выводы экскурсанта.

В) Событие или несколько событий, связанных друг с другом.

2. Материал экскурсии, профессиональное мастерство, ведущего экскурсию в его изложении дает возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает:

А) Педагог.

Б) Экскурсовод.

В) Сопровождающий группу человек.

3. Действия в процесс экскурсии подразделяются:

А) На деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.

Б) На деятельность экскурсовода.

В) На деятельность экскурсантов.

4. Функция расширения культурно-технического кругозора способствует:

А) Информированию экскурсантов по конкретному разделу знаний.

Б) Распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий.

В) Конкретизации знаний экскурсантов, помогает им увидеть то, что они знали по письменным источникам, из школьных программ, лекций, телепередач.

5. Функция формирования интересов человека:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг.

В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

6. Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Наличие экскурсовода, проводящего экскурсию.

Б) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.

В) Демонстрация действующих объектов.

7. Экскурсионный метод - это:

А) Мимическая и пантомимическая выразительность, точные жесты, выразительные взгляды, улыбка.

Б) Умение отобрать и правильно оформить экскурсионный материал, перестроить план проведения экскурсии, схему использования методического приема, содержание своей информации.

В) Один из видов активно-двигательного усвоения знаний.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Формируют любовь и уважение к труду.

Б) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

В) Воспитывают бережное отношение к природе.

9. Для экскурсовода, как и педагога, характерны следующие компоненты деятельности:

А) Коммуникативный.

Б) Конструктивный.

В) Организаторский, познавательный, коммуникативный, конструктивный.

10. Распределение внимания - это:

А) способность переносить внимание с одного объекта на другой.

Б) Способность переносить внимание с показа на рассказ.

В) Способность при одновременном наблюдении нескольких объектов дозировать внимание между ними.

11. Какой вид воображение позволяет экскурсоводу создавать новые зрительные образы, творчески домысливать определенные части объекта. Зрительно восполнять недостающие детали:

А) Творческое.

Б) Произвольное.

В) Пассивное.

12. При создании экскурсии необходимо учитывать следующие логические законы:

А) Противоречия и достаточного основания.

Б) Тождества и исключения третьего.

В) Тождества, противоречия, исключения третьего, достаточного основания.

13. По содержанию экскурсии подразделяют на:

А) Тематические.

Б) Обзорные и тематические.

В) Обзорные.

14. Композицией экскурсии называют:

А) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и заключительной части экскурсии.

Б) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

В) Языковое выражение в прямой и косвенной речи.

15. Каждая тема представляет собой:

А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

Б) Совокупность целого ряда подтем.

В) Наиболее полное удовлетворение спроса потребителей на экскурсионные услуги.

16. Ступени показа:

А) 1.Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом. 4. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 5. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 6. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.

Б) 1. Самостоятельное наблюдение объекта экскурсантами. Запоминаются обстановка и место действия. 2. Обобщение увиденного и услышанного от экскурсовода. 3. Заключительный взгляд экскурсантов на объект.

В) 1. Общий взгляд экскурсантов на объект после слов экскурсовода. 2. Более детальный осмотр экскурсионистами памятника. 3. Повторный осмотр объекта при его анализе экскурсоводом.

17. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что

А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.

Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.

В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

18. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Активную жизненную позицию экскурсовода.

Б) Усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами как наук, как психология, логика, педагогика.

В) Совершенствование коммуникативных качеств экскурсовода.

19. Подчиненность рассказа показу проявляется в:

А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.

В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.

20. Познавательная ценность объекта - это:

А) Когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Б) Необычность, экзотичность объекта.

В) Связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

21. Методическая разработка экскурсии состоит из:

А) Вступления и основной части.

Б) Основной части.

В) Вступления, основной части, заключения.

22. Прием предварительного осмотра:

А) Первая ступень наблюдения объекта.

Б) Дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности с высокой точки.

В) Означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.

23. Прием комментирования:

А) Применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, выводам..

Б) Дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова (прямая речь).

В) Используется экскурсоводом при изложении материала. Разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

24. При движении автобуса экскурсовод должен:

А) Вести экскурсию обязательно с микрофоном.

Б) Молчать.

В) Может вести экскурсию без микрофона.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные.

Б) Организаторские и коммуникативные.

В) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Умения.

Б) Знания и умения.

В) Знания.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать как:

А) Информатор.

Б) Комментатор.

В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.

29. Манеры экскурсовода:

А) Оказывают на экскурсантов большое воздействие.

Б) Не оказывают на экскурсантов воздействия.

В) Могут оказывать, а могут не оказывать воздействие на экскурсантов.

30. Мимика экскурсовода - это:

А) Движение тела.

Б) Движение мышц лица, выражающее душевное состояние, переживанием человеком чувства, его настроения.

В) Жестикуляция.

Тестовые материалы для самоаттестации школьников

Вариант 2

1. С наибольшей полнотой экскурсионная теория отражена в такой учебной дисциплине, как:

А) Педагогика.

Б) Экскурсоведения.

В) История экскурсоведения.

2. Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста:

А) Экскурсовода.

Б) Психолога.

В) Педагога.

3. Общение людей на экскурсии следует отнести:

А) К духовно-информационному типу общения, сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами, а также отношений личностных и групповых.

Б) Сочетанию двух форм отношений между субъектами и объектами.

В) Отношений личностных и групповых.

4. Функция формирования интересов человека:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг.

В) Вызывает интерес у людей к конкретной отрасли знаний.

5. Функция организации культурного досуга:

А) Расширяет культурно-технический кругозор.

Б) Формирует интересы человека.

В) Удовлетворяет и формирует духовные потребности человека.

6. Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения.

Б) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.

В) Обязательный выход из автобуса для осмотра памятников.

7. Экскурсионный метод - это:

А) Организация свободного времени людей.

Б) Основа экскурсионного процесса, совокупность способов и приемов сообщения знаний.

В) Формирование политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Воспитывают бережное отношение к природе.

Б) Формируют любовь и уважение к труду.

В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

9. Экскурсовод осуществляет следующие педагогические задачи:

А) Вооружает экскурсантов знаниями.

Б) Вооружает экскурсантов знаниями и формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.

В) Формирует мировоззрение, нормы поведения, речевой этике.

10. В экскурсиях сочетаются следующие виды психических процессов:

А) Ощущение, представление, мышление, воображение, переживания.

Б) Переживания, усилия для сохранения внимания, работы памяти.

В) Ощущение, представление, мышление, воображение, усилия для сохранения внимания, работы памяти.

11. Наиболее низкий уровень внимания наблюдается в возрасте:

А) От 18 лет до 21 года.

Б) От 22 лет до 25 лет.

В) От 26 лет и выше.

12. Любое умозаключение состоит из трех ступеней: посылок, вывода и заключения, где вывод - это:

А) Исходное суждение, из которого выводится новое суждение.

Б) Логический переход от посылок к заключению.

В) Новое суждение, получаемое из посылок.

13. Обзорная экскурсия строится на показе:

А) Самых различных объектов.

Б) Архитектурных объектов.

В) Военно-исторических.

14. Идея экскурсии это:

А) Предмет показа и рассказа.

Б) Ее главная мысль, замысел экскурсии.

В) Предмет показа и рассказа.

15. Ведущей подтемой называют:

А) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме выражающее содержание.

Б) Расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, вступления и

заключительной части экскурсии.

В) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

16. Последовательность действий экскурсовода при показе объекта:

А) Определение; характеристика; цель создания, экскурсионный анализ (сравнение), справка, оценка исторического события.

Б) Цель создания, оценка исторического события, определение, экскурсионный анализ (сравнение), справка, характеристика.

В) Оценка исторического события; справка, экскурсионный анализ (сравнение), цель создания, характеристика, определение.

17. Подчиненность рассказа показу проявляется в:

А) Выражении мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

Б) Убедительном рассказе о событиях, будто-то оно происходило именно в этом месте, и его участниками были, называемые им лица, а не кто-нибудь другой.

В) Невозможности абстрагирования рассказа от объектов показа, которые расположены на маршруте.

18. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы в том, что

А) В рассказе отсутствуют устные доказательства.

Б) Рассказ привязан к наблюдаемым экскурсантами объектам.

В) Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.

Б) Использование в рассказе зрительных доказательств.

В) Восстановление перед мысленным взором экскурсанта того или иного объекта.

20. В простейшем виде схема всех экскурсий, независимо от темы, вида и формы проведения включает:

А) Вступление и основную часть.

Б) Основную часть.

В) Вступление, основную часть и заключение.

21. При составлении маршрута:

А) Не нужно продумывать несколько вариантов движения групп.

Б) Можно продумывать, а можно не продумывать варианты движения группы.

В) Необходимо продумывать несколько вариантов движения группы.

22. Прием зрительного монтажа:

А) Представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения.

Б) Является одним из вариантом прием реконструкции.

В) Построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.

23. Прием экскурсионной справки:

А) Используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.

Б) Ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов.

В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность причины, его вызвавшие.

24. К выходу экскурсантов:

А) Не нужно готовить.

Б) Нужно готовить.

В) На усмотрение экскурсовода.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные, организаторские, аналитические.

Б) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

В) Организаторские и коммуникативные.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Знания и умения.

Б) Умения.

В) Знания.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:

А) Эмоциональный лидер.

Б) Советчик.

В) Эмоциональный лидер, советчик, собеседник, комментатор, информатор.

29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:

А) Не важно как говорит, важно, что говорит.

Б) Не является признаком профессионализма.

В) Важное место.

30. Эмоциональные жесты:

А) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

Б) Не связаны с показом и носят организационный характер.

В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.

Вариант 3.

1. Развитие экскурсионной теории было начато:

А) В XVII в.

Б) В XIX в.

В) В 20-е годы ХХ в. и продолжается и в настоящее время.

2. Экскурсия - это:

А) сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Б) Точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.

В) Цепь событий, о которых повествует произведение.

3. Наиболее значимым компонентом профессионального мастерства экскурсовода является

А) Конструктивный.

Б) Коммуникативный.

В) Организаторский.

4. Функция научной пропаганды:

А) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

Б) Организует досуг

В) Способствует распространению политических, философских, научных, художественных взглядов, идей и теорий.

5. Функция информации:

А) Расширяет кульутрно-технический кругозор.

Б) Формирует интересы человека.

В) Информирует по конкретному разделу знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; изобретениях, достижениях в хозяйственном и культурном строительстве.

6.Общим признаком для всех экскурсий является:

А) Демонстрация действующих объектов.

Б) Передвижение участников по заранее составленному маршруту.

В) Знакомство с материалами, расположенными на стендах.

7.Цель экскурсионного метода:

А) Обучение.

Б) Воспитание.

В) Обучение и воспитание.

8. Природоведческие экскурсии:

А) Формируют любовь и уважение к труду.

Б) Воспитывают бережное отношение к природе.

В) Направлены на эстетическое воспитание экскурсантов.

9. В педагогической деятельности экскурсовода различают этапы:

А) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии.

Б) Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

В) Подготовку экскурсовода и группы к экскурсии. Проведение самой экскурсии. Послеэкскурсионную работу, закрепляющую экскурсионный материал.

10. Большое значение для процесса понимания и усвоения экскурсионного материала имеет уподобление эмоционального состояния субъекта состоянию другой личности:

А) Сопереживание.

Б) Память.

В) Внимание.

11. В экскурсионной практике процесс создания представлений и мысленных ситуаций рассматривается как:

А) Память.

Б) Эмоции.

В) Воображение.

12. Любое умозаключение состоит из следующих ступеней:

А) Посылок и вывода.

Б) Вывода и заключения.

В) Посылок, вывода и заключения.

13. По месту проведения экскурсии бывают:

А) Экскурсия-прогулка.

Б) Экскурсия массовка.

В) Городские, загородные, производственные, музейные, комплексные.

14. Тема в экскурсии - это:

А) Предмет показа и рассказа.

Б) Предмет показа.

В) Рассказа.

15. Название экскурсии - это:

А) Композиционный центр экскурсии, вокруг которого строиться весь рассказ экскурсии.

Б) Языковое выражение, в прямой и косвенной форме обозначающее содержание.

В) Постоянная разработка новых тем, совершенствование действующей тематики.

16. Показ в экскурсии представляет собой:

А) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов.

Б) Активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

В) Активные действия экскурсовода, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов и активную деятельность экскурсантов (наблюдение, изучение, исследование объектов).

17.Адресность рассказа:

А) Привязка повествования к наблюдаемым экскурсантами объектам.

Б) Требует, чтобы материал, раскрывал конкретную тему.

В) Использование в рассказе зрительных доказательств.

18. На третьем уровне становления экскурсии:

А) Показ практически отсутствует.

Б) Рассказ равен показу.

В) Оптимальное сочетание рассказа и показа.

19. К одному из путей совершенствования экскурсии относят:

А) Разработку методической документации (контрольного текста, методической разработки, «портфеля экскурсовода», которая явится основой для высокого качества ведения экскурсии.

Б) Совершенствование культуры речи экскурсовода.

В) Работа экскурсовода над внеречевыми средствами общения.

20. Подготовка повой экскурсии проходит следующие ступени:

А) Предварительная работа.

Б) Предварительная работа и непосредственная разработка самой экскурсии.

В) Предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии и прием экскурсии.

21. В практике экскурсионных учреждений существуют следующие варианта построения маршрутов:

А) Хронологический.

Б) Хронологический, тематический, тематико-хронологический.

В) Хронологический.

22.Прием зрительной аналогии:

А) Построен на сравнении данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта или наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Б) Представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью наилучшего наблюдения.

В) Сопоставление различных предметов или частей одного объекта с другими, находящимися перед глазами экскурсантов.

23. Прием характеристики - это:

А) Краткое сообщение о событии, явлении, попавшем в поле зрения экскурсовода.

Б) Определение оптимальных свойств и особенностей объекта.

В) Форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие.

24. Портфель экскурсовода включает:

А) Индивидуальный текст.

Б) Комплект наглядных пособий.

В) Литературные произведения.

25. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь:

А) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему.

Б) Составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода».

В) Подобрать необходимый фактический материал, изучить его; подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы «портфеля экскурсовода», прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь в пропаганде экскурсионных возможностей края.

26. Для экскурсовода необходимы следующие способности:

А) Конструктивные, коммуникативные, организаторские, аналитические.

Б) Организаторские и коммуникативные.

В) Конструктивные, организаторские, аналитические.

27. Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода можно разделить на:

А) Знания.

Б) Умения.

В) Знания и умения.

28. По отношению к экскурсантам экскурсовод может выступать:

А) Информатор, комментатор, эмоциональный лидер, советчик, собеседник.

Б) Эмоциональный лидер.

В) Собеседник.

29. Внешняя речь в профессии экскурсовода имеет:

А) Важное место.

Б) Не важно как говорит, важно, что говорит.

В) Не является признаком профессионализма.

30. Побудительные жесты:

А) Не связаны с показом и носят организационный характер.

Б) Выражают чувства экскурсовода, его психологическое состояние в данный момент.

В) Помогают экскурсантам мысленно представить внешний вид утраченного здания.

Критерий оценки (по количеству правильных ответов)

25-30 - отлично

20-24 - хорошо

15-19 - удовлетворительно

0-14 - неудовлетворительно

№ п/п

I Вариант

II Вариант

III Вариант

1

А

Б

В

2

Б

А

А

3

А

А

Б

4

В

В

В

5

В

В

В

6

А

А

Б

7

В

Б

В

8

В

А

Б

9

В

Б

В

10

В

В

А

11

А

А

В

12

В

Б

В

13

Б

А

В

14

А

Б

А

15

Б

Б

Б

16

А

А

В

17

В

В

А

18

Б

В

Б

19

В

А

А

20

В

В

В

21

В

В

Б

22

А

Б

А

23

В

А

Б

24

А

Б

Б

25

В

В

В

26

В

Б

А

27

Б

А

В

28

В

В

А

29

А

В

А

30

Б

А

А

Методическое сопровождение

Приложение № 3

Материал

к экскурсионному объекту по адресу улица Кирова (Трактовая) 126-а «Егорушкин тополь»

к V разделу «Экскурсионная работа»

Есть улицы центральные

Широкие и славные,

С витринами зеркальными,

С гирляндами огней

А мне милей не шумные,

Милей одноэтажные...- поётся в песне. И города есть крупные, с

огромными комбинатами, с многотысячным населением. Их много .И

есть такие, как наш Тайшет, скромный, маленький сибирский

городок, дорогой нам уже тем, что это наша родина.

Мой город пока ещё в пути... И у него все песни впереди. А та дорога, что прошли иль проложили, И по земле и в звёздном серебре, О станется пусть в памяти людской. Мы молоды, нас манит неизвестность, Какой грядущий день нас не влечёт- Опорой нам плечо отцов и дедов-Истории надёжное плечо.

Наш город славен и своим прошлым. Наш рассказ сегодня пойдёт лишь о немногих эпизодах 1919года. Советская власть в г. Тайшете начала свою деятельность с национализации лесозавода, установления контроля над почтой и телеграфом, потребительской кооперацией и создания милиции.

Были и противники советской власти, которые готовились к её свержению. Решающую роль в этом сыграл мятеж белочешского корпуса в мае 1918 года. Вскоре советская власть пала в Красноярске и Иркутске, после чего в ноябре, когда к власти пришел Колчак, началась Гражданская война.

Именно в районе села Шиткино, в 50 верстах от Тайшета, 2 марта 1919 года произошло первое выступление против белого режима, охватившее полностью 13 волостей двух смежных уездов -

Нижнеудинского и Канско-Енисейского. Для борьбы с партизанами командованием Белой армии был создан штаб, в распоряжении которого были части тайшетского и нижнеудинского гарнизонов, отдельный отряд егерской бригады и чешские легионеры с пулеметами и орудиями.

Напоминанием о трагедии Гражданской войны на территории района остаются обелиски и мемориальные доски, установленные в память погибших партизан Шиткинского фронта.  

Сегодня мы Вам расскажем об одной из Тайшетских достопримечательностей того времени. Светят и нам те звёзды, что сияли на небосклоне в тот далёкий год нашей истории. Стоят ещё те деревья на улице Кирова, что распускались в ту весну и облетели ту осень, а земля вокруг та же - земля наших предков, совершивших величайшую в истории человечества революцию.

Поднималась страна из разрухи,

И, как воздух, нужны были ей

И сердца, и горячие руки

Самых верных девчат и парней...

    Вспомним добрым словом юных бойцов Октября, участников

Гражданской войны, для которых она была как начальной школой,

так и школой мужества. Люсик Лисинова - первый организатор Союза молодёжи в

Замоскворецком районе Москвы.

Женя Манзапов - бурятский Гаврош, которому в те годы было

всего 16 лет. Иркутские соцмоловцы Зина и Саша Бланковы были расстреляны

белогвардейцами у Байкала. Егор Балакшин - партизанский связной, замученный колчаковцами, о котором вновь зашумит по весне его Егорушкин тополь на

тайшетской улице имени Кирова. Егор мог бы стать комсомольцем

в 20-ом... но не успел.

Так, целью нашей экскурсии - исторический объект «Егорушкин тополь», тополь у дома 126  по улице Кирова.

Этот могучий тополь широко раскинул свои ветвистые плечи, высоко в небо взметнул изумрудно-зелёную шапку, крепко вцепился узловатыми корнями в сибирскую землю. Даже под ураганным ветром не склоняется тополь. Бывает, его ветви обламываются, падают, глухо ударяясь о землю. Ломаются, но не гнутся. И, может быть, эту несгибаемую стойкость перенял тополь от того, кто дал ему жизнь? А дал её паренёк - тот самый Егорушка Балакшин, о котором мы рассказали ранее.

Егор приехал в Тайшет из Алзамая, поселился в квартире Шелеховых на бывшей улице Трактовой. Тогда в этом доме жили первые комсомольцы села Тайшет - Мария и Пётр Шелеховы. Устроился он в волостное правление письмоводителем. Мужики уважали его за приветливость и трудолюбие. Даже сам волостной писарь Кузьма Москвитин ничего не мог сказать плохого о парне, правда его удивляло то, что уж очень много книжек читает письмоводитель, мудро про себя рассудил: «И какие только грехи за людьми не водятся!»

Когда инженер со станции Тайшет Адольф Фёдорович Гешель в 1911 году привёз откуда-то саженцы и разбил парк на пустыре неподалёку от вокзала, тайшетцы над ним посмеивались:

-Чудит немец, в лесу лес разводит!

Да вскоре сами загорелись новизной. И зашагал тополь по селу. Егор одним из первых пришел к инженеру за саженцами. Он выбрал самое большое дерево и не пожалел об этом. В тополиной цепочке, что протянулась вдоль улицы Трактовой, его саженец заметно выделялся. Каждый день, возвращаясь с работы, Егор подходил к своему любимцу, ласково хлопал по крепкому стволу, и тополь отвечал ему радостным шелестом листвы. И, как бы в ответ на заботу, на ласку, бойко росло деревце, и не страшны ему были ни осенняя непогода, ни зимняя стужа.

И вы уже знаете, что в это время у нас в Сибири шла Гражданская война. Егор Балакшин, сын политического ссыльного, не только сочувствовал партизанам, но и помогал всем, чем мог. Егор был связным, тайно перебрасывал в партизанские отряды

продовольствие и боеприпасы. Однажды тёмной зимней ночью 1919 года он вёз обоз с продовольствием к партизанам Баерского фронта. Около Алзамая его настиг карательный отряд. Казачий офицер, размахивая нагайкой, с волчьей яростью набросился на парня:

- Кому везёшь хлеб? Говори, щенок!

Егор молчал. Несмотря на истязания и пытки, он не склонил голову перед врагом. Хлеб вывалили на дорогу, а истерзанного, изуродованного Егора погнали в Тайшет и затем расстреляли.

      Гордо стоит на улице Кирова могучий тополь. Весной, когда дружными залпами лопаются почки и тянутся к солнцу липкие бледно-зелёные лепестки, летом, когда изумрудным пламенем плещет крона, осенью, когда листья осыпаются багряным дождём и звенят под ногами людей снарядными осколками - всегда он шепчет тайшетцам: «Люди, берегите Егорушкин тополь, живой памятник смелому пареньку». В праздничном гаме, В сумятице быта Прошлое нами не позабыто.

Приложение № 4

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

экскурсии к памятнику:

«Тайшетцам – железнодорожникам участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 года от благодарных потомков»

(памятник «Паровоз», расположенный на привокзальной площади  

г. Тайшета).

к V разделу «Экскурсионная работа"

        Мы должны спешить. Мы должны подробно запомнить и записать историю Великой Отечественной. Это - наш долг перед теми, кто отдал жизнь за нас.

       

Вступление.

Здравствуйте. Меня зовут ___________________________________________(Экскурсовод представляется, называет тему и продолжительность экскурсии)

Я  проведу вам экскурсию по памятным местам  моей малой Родины. Тема экскурсии  -  «Легенды войны» и посвящена она 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. О войне мы, нынешнее поколение, знаем по рассказам очевидцев. Но их, живых свидетелей, становится все меньше. Война, затаившаяся в их ранах, продолжает преждевременно уносить их жизни.

Главный объект моей  экскурсии  - это памятник, который находится

               

 Ребята, мы находимся у паровоза серии Л-3449, установленном в 1995году к пятидесятилетию великой победы, на пристанционной площади Тайшета. К тендеру прикреплена мемориальная доска с надписью «Тайшетцам -железнодорожникам участникам великой отечественной войны 1941 по 1945 года от благодарных потомках!» В народе паровоз назвали «Лебедянка» так как он был построен на
Лебедянском заводе.        Этот памятник символизирует мужество и героизм города Тайшета, ушедших на фронт и оставшихся в тылу, сделавших все для победы над фашисткой Германией, Эти трудные годы калёной отметиной остались в памяти людей. Они с честью выдержали трудные испытания, проявили мужество и героизм, сознание высокого патриотического долга перед Родиной

  Для того, чтобы железнодорожный транспорт справлялся с возросшими задачами, введён график военного времени, переход на который осуществляли на Восточно - Сибирской железной дороге в рекордно короткие сроки. Трудовые коллективы предприятий железной дороги стали ___работать под лозунгом «Всё для фронта! »   О славных делах Восточно - Сибирских железнодорожниках свидетельствуют следующие данные. Многие коллективы паровозных и вагонных депо и          железнодорожных мастерских перешли на выпуск военной продукции: гранат, снарядов  ящиков для них, лыж.... Наряду с перевозками важных грузов железнодорожники в начальный период войны выполнила огромный объём работы по эвакуации в тыл  предприятий, оборудования, материалы из  прифронтовых районах. На ВСЖД за период с сентября 1941г. по март  942г. было выгружено 4.766 вагонов.  3. В сентябре 1941 г,, с запада начали прибывать военно - санитарные поезда. Толка за 5 месяцев 1941 г. на Восточно-Сибирскую дорогу поступило 52военно - санитарных поезда. Под госпитали были заняты здания железнодорожных школ, клубов, жилые дома.  4. Передовые машинисты дороги стали отмечать скоростные тяжеловесные рейсы красными звёздочками на кабинах, как это делали советские летчики, танкисты, отмечавшие красными звёздочками на башнях танков или на самолётах за каждый сбитый самолёт или уничтоженный танк. Машинисты краснозвёздных локомотивах ВСЖД провели 1475 тяжеловесных составов  и перевезли более 100 тысяч тонн сверхплановых грузов. Об огромной работе, проведенной железнодорожниками, свидетельствуют следующие данные: за период с апрель по сентябрь 1945г. перевезено на восток       1.577.725военнослужащих;   26.137 орудий и минометов; 5.556 танков и самоходных  орудий. Железнодорожники собирали из личных сбережений на приобретение танковой колонны «Иркутский железнодорожник» - свыше 100 миллионов рублей. Работники депо станции Тайшет в 1942г. на сооружение танковой колонны перечислили 45 тысяч рублей наличными, более 18 тысяч рублей заработанных на воскресниках. Коллектив вагоноремонтного депо перечислил 38.500 рублей.  коллектив станции Тайшет 32 тысячи.

         Танки «Иркутский железнодорожник» участвовали в зимних боях 1945г.

   на Висло-Одерском направлении и принимали участие в битве за Берлин.

     По фронтовому трудились тайшетцы в военные годы; В предновогоднем  соревновании на рубежах 1942-1943гг.в Тайшетской дистанции пути победителем вышел первый околоток. Во втором полугодии 1943 г. коллектив станции Тайшет за хорошую подготовку стрелочного хозяйства к зиме, успехи в работе присуждено переходящие красное знамя управления дороги.  Коллектив вагоноремонтного депо за 6 месяцев от внедрения рацпредложений получил 4тысячи рублей экономии и ещё 6 тысяч рублей

сэкономил на топливе. Силами бригад локомотивного депо в свободное от поездок время был построен цех для производства карбида и кальция, в котором стали работать женщины под руководством Анны Кузнецовой. -   Строгалыцик - фрезеровщик локомотивного депо Николай Евдокимов работал на 4 станках, выполнял нормы выработки на 400-500 % . Кузнец Герасимов, работая на двух горнах,  давал по 3,5 нормы.   Много шло на  фронт индивидуальных и коллективных продовольственных и вещевых посылок. К 25-й  годовщине Красной Армии Тайшетская районная комиссия трудящихся отправляла на транзитном поезд, следовавшим на фронт,630кг. мяса, полцентнера сливочного масла, 25кг. белых сухарей и кроме этого, 270 посылок с вещами.В войне довелось участвовать не только умудренным опытом жизни и

работы железнодорожникам, но и их сыновьям и дочерям, вчерашним школьникам. Подвиги сибиряков железнодорожников никогда не будут забыты.

   Уйдёт война, оставит списки

   Погибших в памятном бою.

  Застыли кровью обелиски

  В бессмертном каменном строю.

 «Пал смертью храбрых»- отвечаем

   И вновь живём грядущим днём.

  Минутой скорбного молчания

  Давайте, павших помянем.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"

Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный ботаник»

Предлагаемая программа эколого-биологической направленности предназначена для преподавания курса  «Юный ботаник», рассчитанного на обучающихся 5-8 классов, интересующихся жизнью растений и...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные инспектора дорожного движения» - «Дети – дорога – жизнь»

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправдан...

Рабочая образовательная программа Дополнительного образования детей Творческого объединения художественно - эстетической направленности «Дизайн и мода»

Рабочая образовательная программаДополнительного образования детейТворческого объединения художественно - эстетической направленности«Дизайн и мода»...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный пешеход»

Актуальность и практическая значимость обучения, воспитания законопослушных участников дорожного движения и в целом профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена сложившей...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Юный Валдаец» гражданско - патриотической направленности

Образовательная программа «Юный  Валдаец» является авторской программой дополнительного образования детей. Настоящая редакция программы одобрена на педагогическом совете МАОУ &l...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный химик"

Пропедевтический курс предназначен для подготовки учащихся к изучению основного курса. Его появление отчасти вызвано тем, что согласно ФГОС, ученики начинают изучать проектные технологии уже в 5...