Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный журналист"
рабочая программа по теме

Рабочая программа по организации кружка "Юный журналист". Данный материал поможет заинтересовать профессией журналист, организовать школьную газету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon selyuta_programma_yun_zhur.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ ГАТЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

 Принята на педагогическом совете                  Утверждаю:

 Протокол № _________                             Директор МОУ ДОД «РЦДТ»

 от «       » ____________ 2011 г.                Приказ № ____ от «    » __________ 2011

                                                                  _________________  Михайлова  Е.Н.

                                                                «___»____________________  2011  г.

   

 

Образовательная программа дополнительного образования детей  

«Юный журналист»

                                   

                                 

                                 Срок реализации: 1 год

                                                    Возраст обучающихся:  14-16 лет

                                                    Автор - Селюта Ирина Леонидовна

                                                    педагог дополнительного

                                                    образования                                

п. Тайцы.

2011 год


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ:

1.Направленность  -   социально-педагогическая

2.Объединение -  «Юный журналист»

3.Ф.И.О. педагога- Селюта Ирина Леонидовна

4.Вид программы- Модифицированная

5.Тип программы –профессионально-ориентированная

6.Целевая установка - профессионально-прикладная

7.Уровень освоения  - общекультурный

8.Образовательная область – литературная

9.Возрастной диапазон - 12-17 лет

10.Формы организации образовательного процесса - групповая

11. Срок реализации - один год

12.По характеру – интегрированная

 

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящая программа имеет социально-педагогическую  направленность и рассчитана на 1 год обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, формирование  интереса к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Предлагаемый курс обучения основам журналистики адресован учащимся в возрасте 12-17 лет. Количество учащихся в учебной группе  15 человек

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

          Новизна данной программы состоит в том, дети интересуются журналистикой, планируют свою дальнейшую взрослую деятельность в данной области  а  в населенных пунктах Большеколпанской волости, Гатчинского района отсутствуют какие-либо средства массовой информации

           

 Актуальность программы. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Юный журналист».  Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку. Актуальность данной программы, в связи с изложенным, очевидна. Программа сможет привлечь внимание обучаемых к различным социальным проблемам, поможет различным органам власти наладить связь с населением посредством юных журналистов , тем самым  будут решаться такие важные государственные заказы в сфере образования, как патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание детей.

Педагогическая целесообразность.  Дети получают знания основ журналистики и издательской деятельности газет и журналов. Углубленно изучают литературоведение. Программа кружка даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включает детей в систему средств массовой коммуникации общества. Благодаря занятиям в объединении «Юный журналист» учащиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу. Учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры учащихся;  учащиеся объединения  ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

 

Цель программы:

   Обучить учащихся основам профессии журналиста, привить навыки  работы с  социальной газетой, развить интерес к литературному  творчеству.  

  

Задачи программы:

Обучающие:

- формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;

- овладение основными навыками журналистского мастерства.

Развивающие:

-  развитие литературных способностей подростков;

-  развитие умения устного выступления;

- развитие умения  письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей ;

Воспитывающие:

- Воспитание нравственных, морально-психологических и коммуникативных качеств.

         

 Отличительная особенность программы  заключается в обучении детей основам работы журналиста, верстки газеты и журнала в совокупности с практическими мероприятиями по созданию газеты.   В программе предусмотрена разновидность «групповой технологии», в частности «Технология работы с разновозрастной группой».

Возраст детей. Программа обучения в детском объединении «Юный журналист» рассчитана на детей 12-16 лет (5-9 классы)

Срок реализации программы.1 учебный год.

        

Формы и режим занятий:

Формы проведения занятий: беседа, игра,  чтение и обсуждение статей из газет; экскурсии, обсуждение материалов экскурсий, написание отзывов и статей,  выпуск стенных школьных газет,  подготовка статей для публикации в  газетах.

Формы организации учебной работы:  коллективная, групповая,

Режим  занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Всего 144 часа

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Результат: Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, будет приобретать  навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля. Таким образом обучаемый овладеет основами работы корреспондента, научится создавать фоторепортаж, провести интервью, составить очерк, написать статью.

Ожидаемые результаты:  

 Обучаемый получит

1.  Развитие образного и логического мышления;

2.  Развитие литературных способностей ;

3.  Навыки умения устного и письменного выступления;

4. Развитие умения  письменного изложения своих мыслей в форме написания очерков, статей, эссе репортажей ;

Конечные результаты:

Обучаемый в кружке сможет :

1.       Построить устное и письменное сообщение;

2.       Работать в различных жанрах публицистического стиля;

3.       Уметь общаться с отдельным человеком и аудиторией;

4.   Самостоятельно подготовить публикацию материалов в газете.

Способы определения результативности:

  1. Устный опрос
  2. Наблюдение
  3. Решение тестовых заданий
  4. Анализ работ
  5. Контроль (входной, текущий, итоговый)
  6. тренировочные упражнения
  7.  ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики
  8.  ролевые игры.

Формы подведения итогов по разделам:

- участие в конкурсах различных уровней по направлению деятельности кружка;

- анкетирование на тему «Мои творческие успехи»;

- участие в презентации «Портфель творческих успехов».

        - беседа, контрольное задание, зачетное упражнение конкурс, наблюдение, презентация.

Форма подведения итогов реализации программы

Конкурс журналистских работ


Диагностическая таблица определения уровня образованности 

Год

Параметры (Задачи)   Что отслеживаем ?

Критерий оценки

По чему судим ?

Показатели

(Результат)

Оценка уровня образованности

1.

Обучающие

-Умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

-Владение основными навыками журналистского мастерства.

Правильность написания различных статей, очерков, эссе, исследований.

 

1. Знает основы работы журналиста

2. Углубленное знание литературоведения.

3. Умеет изготовить верстку газеты и журнала

4. Владеет информационно-коммуникативными технологиями.

5 балов -учебный материал усвоен на 85-90 %.Приобретены практические навыки по профилю занятий.

4 балла -обучаемый хорошо знает учебный материал. Несколько путается в практических действиях. Недостаточно внимателен в работе с версткой газеты.

3 балла- обучаемый знает правила, но не всегда их выполняет.  

2.

Развивающие

- Литературные способности;

- Умение устного выступления;

- Умения  письменного изложения своих мыслей.

- Качества формирующие  навыки изготовления газет и журналов  .

- Качества формирующие психологию общения, культуры речи, ораторские способности.  

Интерес .Умение пользоваться навыками журналиста. Умение владеть информационными технологиями . Смелость, решительность, умение принять правильное решение.

1. Использование полученных знаний в практических целях.

2. Использование полученных знаний по литературоведению  в практических целях.

5 балов - обучаемый в различных ситуациях принимает правильное решение ,в спорных ситуациях находит логически правильное решение используя навыки полученные в кружке.  Умело информационными технологиями.

4 балла -обучаемый хорошо демонстрирует  знания  учебного материала Несколько путается в практических действиях. Недостаточно внимателен в верстке газеты.

3 балла- обучаемый плохо владеет знаниями , и не важно владеет навыками верстки газеты.  

3.

Воспитательный

Нравственные, морально-психологические и коммуникативные качества.

Культура речи. Ораторские навыки.  Чувство уважения  к русскому языку. Чувство любви к Родине.  .

Коммуникабельность. Трудолюбие.

Стремление к познанию. Ответственное отношение к выбору профессии журналиста.

Взаимовыручка.

5 баллов -  все задания  по журналистике  выполняются самостоятельно, стремятся помочь товарищам, овладел знаниями по литературоведению.

4 балла - стремиться  выполнить все задания по журналистике, но не достаточно самостоятелен в выполнении практических работ.  

3 балла-  умеет работать только в группе . Пассивен на занятиях.


                         2.   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ темы

Разделы

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в программу.

2

2

3

-

2.

История российской журналистики.

2

2

5

-

3.

Журналистика как профессия.

10

8

2

4.

Функции журналистики.

10

10

-

5.

Требования к журналисту.

6

6

6.

Формирование жанров журналистики.

24

12

12

7.

Знакомство с оформительским делом.

50

10

40

8.

СМИ – воспитатель гражданственности

4

1

3

9.

Анализ материалов периодической печати . Выпуск газет. Написание статей.

34

-

34

10.

Подведение итогов работы объединения

2

1

1

Всего

144

52

 92

3.   СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

1. Введение в программу.  2 часа .

Теория. Ознакомление с планом работы объединения «Юный журналист»,  цель и задачи. Правила работы и поведения. Правила по технике безопасности. Решение организационных вопросов. Цели и задачи портфолио,  структура портфолио обучающегося.

2. История российской журналистики. 2 часа .

Теория. Выпуск первой газеты в России «Ведомости» при Петре I в XVIII в. Влияние газеты на общественную мысль в России.

3. Журналистика как профессия. 10 часов .

Теория. Формирование представлений о профессии журналиста. Журналистика как профессия.. Беседа об особенностях и трудностях труда журналиста. Нравственные позиции журналиста. Соблюдение этики поведения. Журналистика как профессия.

Практика. Знакомство с этапами выпуска газеты (Экскурсия в редакцию газеты «Гатчинская правда».  Встреча с журналистом.)

4. Функции журналистики: 10  часов .

Теория.  - информационная;

  1. коммуникативная;
  2. выражение мнений определенных групп;
  3. формирование общественного мнения.

Факт как объект интереса журналиста и основной материал в его работе.

5.  Требования к журналисту: 6  часов .

Теория.  -  компетентность, объективность;

  1. соблюдение профессиональных этических норм;
  2. глубокое знание в области литературы, философии. Владение литературным языком.

6. Формирование жанров журналистики:  24  часа .

 Заметка

Теория  – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.      Отличие заметки от корреспонденции. 

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.       Теория -2,Практика-2

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения. Теория -2,Практика-2

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь. Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный. Теория -2,Практика-2

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые. Теория -2, Практика-2

Фельетон – острая, злободневная критика, особые приемы изложения. Распознание в газетах и журналах примеры публикаций разных жанров, выявление признаков принадлежности к данному жанру. Написание публикаций выбранного жанра. Теория -2, Практика-2

7. Знакомство с оформительским делом.   50 часов .

  Шрифт  (4 часа )

Теория -2

 Знакомство с видами шрифта по различным изданиям периодической печати. Изучение шрифта.

Практика-2  Упражнения в написании современным шрифтом. Выбор шрифта для определенного по содержанию текста и оформления плакатов.

Оформление газеты   (6 часов)

Теория-1    Иллюстрированное оформление газеты.

Практика-5  Просмотр газет. Анализ подобранных иллюстраций.

Показ, как с помощью иллюстраций «оживает» газета. Рассмотр и обсуждение на примере различных периодических изданий как оформляется газета. Самостоятельный подбор иллюстраций на выбранную тему для оформления газеты.

Роль фотографии в газете.  (6 часов)

Теория-3 часа . Что такое «композиция», «портрет», «пейзаж». Дизайн газеты. Классический дизайн газеты.  

Практика- 3 часа. Фотографирование объектов,  просмотр работ, их обсуждение, выбор наилучших. Просмотр газет с классическим дизайном, выявление особенностей черт. Оформление эскиза газеты с использованием классического дизайна.

Работа на ПК. Особенности компьютерной программы  MS WORD. Обучение работы на ПК . (34 часа)

Практика -34 часа

-    Печатание материала, подбор шрифта, оформление заголовков, выведение материалов на принтер. -4 часа

-      Работа на ПК. Особенности компьютерной программы MS POWER POINT- 6 часов.

-  Работа на ПК. Подготовка презентации. Работа творческими группами . Выбор темы. Подбор иллюстраций. Печатание текста. Выбор дизайна заголовков. Цветовое оформление проекта. Динамическое оформление проектов. Просмотр проектов, их обсуждение - 6 часов.

-   Работа на ПК. Печатание, обработка фотографий, рисование, выведение материала на принтер- 6 часов.

-     Особенности компьютерной программы  MS PUBLISHER. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.RAMBLER.RU). Просмотр материалов. Работа на ПК. Работа в интернете (WWW.YANDEX.RU). Просмотр материалов- 6 часов.

-   Формирование сайта газеты. Эстетика и дизайн. Оформление пробного сайта- 6 часов.

8. СМИ – воспитатель гражданственности. (4 часа)

Теория -  1 час 

Дискуссия на тему «Как газета воспитывает чувство патриотизма».

Практика – 3 часа  

Подбор различных статей по теме, их обсуждение.   Написание статьи на тему «Я люблю тебя Родина».  

9. Анализ материалов периодической печати.  Выпуск газет. Написание статей. -  34 часа .

Практика – 34 часа  

-  Самостоятельная подготовка к обсуждению материалов, отражающих проблемы молодёжи и детей . Практика-4

-    Написание статьи освещающей успехи  учеников школы на районных и областных конкурсах.  Практика-10

-       Определение рубрик. Подбор материала. Подбор фотографий, иллюстративного материала. Оформление рубрик, выбор цветового решения газеты.   Практика-10

-           Вёрстка газеты.  Практика-10

10. Подведение итогов работы объединения.  2  часа

 Теория - Подведение итогов занятия за год. Просмотр лучших работ.

Практика -  Анкетирование «Мои успехи в журналистике».

                   - Конкурс журналистских работ


4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.  

 

№ темы

Разделы

Форма занятия

Приемы и методы проведения занятия

Дидактический материал

и  ТСО

Форма подведения итогов

1.

Введение  в программу.

Теоретическое

Объяснительно-иллюстрированные (демонстрация, показ, рассказ.

Видеоматериалы , схемы, литература.

Беседа.

.

2

 «История Российской журналистики.»

Теоретические

Объяснительно-иллюстрированные.

(демонстрация, пока, рассказ.

Видеоматериалы , схемы, литература.

Беседа.

Контрольное задание.

3

Журналистика как профессия.

Теоретические Практические

Объяснительно-иллюстрированные.

(демонстрация, пока, информация.

Практическая – экскурсия, встреча

Видеоматериалы, схемы, литература.

Беседа.

Контрольное задание.

4

Функции журналистики.

Теоретическое

Словесные

Наглядные

Видеоматериалы, схемы, литература.

Беседа.

Наблюдение.

5

Требования к журналисту.

Теоретические

Объяснительно-иллюстрированные.

Демонстрация,показ,рассказ.

Видеоматериалы, схемы, литература.

Наблюдение.

Контрольные задания.

 Конкурсы.

6

Формирование жанров журналистики.

Теоретические Практические

Словесные

Наглядные

Практические (самостоятельная работа, упражнение, тренировка)

Видеоматериалы, схемы, литература.

Наблюдение.

Контрольные задания.

Конкурс.

7

Знакомство с оформительским делом.

Теоретические Практические

Комбинированные

Словесные

Наглядные

Практические (самостоятельная работа, упражнение, тренировка)

Видеоматериалы, схемы, литература.

ПК

Фотоаппарат

Наблюдение.

Контрольные задания.

Зачетное упражнение.

8

 

 «СМИ – воспитатель гражданственности»

 Комбинированное

Практические

Наглядные

(демонстрация,

показ)

Словесные

Практическая работа (подбор материала, написание статей)

Видеоматериалы, схемы, литература.

Персональный компьютер

 Наблюдение.

9

«Анализ материалов периодической печати и верстка газеты»

Практические

Стимулирования и мотивации.

Методы контроля и самоконтроля. Методы организации деятельности

Видеоматериалы, схемы, литература.

Наблюдение.

Контрольные задания.

Зачетное упражнение.

10

Подведение итогов работы объединения

Комбинированное

Наглядные.

Словесные.

Практическая работа

Иллюстрации.

Анкекы

Мультимедийная установка

ПК

Анкетирование

Конкурс

 


5.   СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога

 

  1. Джон Кин. « Работа современного репортера»  МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
  2. Засурский Я.Н « Система средств массовой информации России»  МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики .
  3. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.
  4. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
  5. Маленкова Л.И.  Человековедение. М., 1993.
  6. Николюкин А.Н.  Литературная энциклопедия терминов и понятий. 2001
  7. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

        

Для обучаемых

  1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. -М., 1974.
  2. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
  3. Розенталь Д.Э.  Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М.,1988
  4. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
  5. Шкопоров Н.Б. « Как психологически правильно брать интервью М.,1990

 

 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа кружка "Юный журналист" включает в себя пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование на 2 года (в год - 68 часов)...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Программа для кружка по журналистике, возраст - 13 лет, 1 час в неделю....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Дополнительная общеобразовательная программа разработана для учащихся (12-13 лет, средние – 13-14, старшие – 15-16 лет).Срок реализации Программы – 3 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист" на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года.

Программа дополнительного образования "Юный журналист"  на 2018-2019 учебный год.Срок реализации: 2 года....

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Газета - это история мира за сутки.Это история мира, в котором мы живем и события,которые интересуют нас больше, чем относящиесяк прошлому, существующему лишь в памяти.А. Шопенгауэр...

Программа дополнительного образования "Юный журналист"

Данная программа рассчитана на один год обучения. Составлена в соответствии с требованиями ФГОС...