Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности "Ботаника и зоология"
рабочая программа по биологии

Данная программа  реализуется в рамках проекта "Новые места дополнительного образования", в рамках которого в школу предоставлено оборудование  (микроскопы, микропрепараты, муляжи,коллекции и др.). Программа рассчитана на 4 года для учащихся 11 - 15 лет. В рамках программы запланировано много практических и лабораторных работ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_botanika_i_zoologiya.docx275.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»

г. Николаевска Волгоградской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ «СШ №1» г. Николаевска

Карпенко О.Ю.__________

«___» 2023г.

Раздел 1 "Комплекс основных характеристик образования".  Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Ботаника и зоология» - естественнонаучная, поскольку программа ориентирована на изучение строения, классификации и физиологии растений и животных, а также на развитие навыков проведения исследовательских работ, выявляющих факторы, которые влияют на жизнь растений.

Актуальность программы: Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время к числу наиболее значимых экологических проблем относится уменьшение биоразнообразия на планете, возникновение парникового эффекта и др. Данная программа поможет учащимся понять, какую роль играют растения в поддержании экологического баланса  в природе, в функционировании экосистем, какие факторы могут повлиять на жизнь растений и как это может отразиться на других живых организмах.

Так же в настоящее время навыки исследовательской работы у учащихся находятся на низком уровне, так как на изучение биологии в 5-7 классах отводится всего 1 час в неделю. Данная программа способствует формированию данных навыков.

      Кроме этого программа обеспечивает необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся, так как предполагает выполнение исследовательских и практических работ, затрагивает тему профессий, связанных с биологией.

         Педагогическая целесообразность программы 

педагогическая целесообразность применяемых методик заключается в том, что знакомясь с жизнью растений и живтных, дети не только приобретают необходимые знания и  умения, но и проявляют исследовательские навыки, развивают практические навыки определения растений и живтных, постановки опытов, умения выдвигать гипотезы и определять причинно-следственные связи, применять на себя роль эколога, агронома, ландшафтного дизайнера, зоолога.

           Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих программ в увеличении числа практических работ по сравнению с теоретическими занятиями. В ходе реализации программы запланировано проведение и оформление проектных и исследовательских работ, участие с данными работами в различных конкурсах.

Также результатом освоения программы будут не только приобретенные знания и жизни растений и живтных, навыки выполнения, практических, проектных, исследовательских, творческих работ, но и изменение мировоззрения учащихся, понимание ими роли растений и животных в природе, умение прогнозировать изменения в экосистемах при изменении условий жизни растений и животных.      

Уровень программы, объём и сроки реализации. Базовый уровень программы. Срок реализации программы: 4 года. Объём программы: 140  часов.

 Форма обучения: очная.

 Режим занятий. Программа реализуется с сентября по май. Занятия проводятся по 1  часу (40 мин) один раз в неделю.

Особенности организации образовательного процесса. Состав группы постоянный. Занятия проводятся групповые. Группы учащихся примерно одного возраста: 1 год обучения – 11-12 лет, 2 год обучения – 12-13 лет, 3 год обучения 13-14 лет, 4 год обучения -14-15 лет. Наполняемость группы: 15-25 учащихся. Виды занятий по программе: лекции, семинары, практические занятия, экскурсии, выполнение проектных и исследовательских работ и их защита.

Цель программы:

Расширение знаний учащихся о растительном и животном мире, полученных при изучении школьного курса биологии; создание условий для формирования у учащихся опыта практической и исследовательской деятельности по изучению жизни растений и живоных.

Задачи программы:

-обучающие:

1. становление системы специальных знаний в области зоологии и ботаники;

 2. обучение методам биологических исследований;

3. обучение методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации, методологии и структурирования исследовательской деятельности;

- развивающие:

1. Развитие общих естественнонаучных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания междисциплинарных связей науки и гуманитарного знания;

 2. Формирование и расширение общего культурного и естественнонаучного кругозора обучающихся

3. Профессиональная ориентация обучающихся, ознакомление их с различными специальностями, с профессиями, так или иначе связанными с животными и растениями.

 4. Развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств обучающихся;

 5. Развитие познавательного интереса, любознательности, стремления к опытнической деятельности, желания самостоятельно найти ответ, совершенствование интеллекта обучающихся;

6. Формирование межпредметных связей путем реализации практикоориентированных задач;

7. Развитие умений ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать.

- воспитательные:

1. формирование целостной личности, развивающейся в идеалах гармонии природы и цивилизации;

2. социализация личности;

3. воспитание у обучающихся нормы поведения;

4. создание условий для воспитания личности обладающей способностью и склонностью к творческой деятельности, способной к самоопределению, самовоспитанию, самосовершенствованию умение работать в группе для нахождения общего согласованного решения.

Ожидаемые результаты изучения программы

Предметные:

- приобретение  знаний об основных систематических группах растений, видовом составе растений школьного двора и окрестностей,

- развитие навыков определения растений,

- развитие умений прослеживать взаимосвязь между строением растения и процессами жизнедеятельности;

-  умения объяснять, как условия окружающей среды влияют на жизнедеятельность и строение растений;

- основы современной систематики и положения организмов в системе фауны;

 - особенности строения организмов представителей конкретных классов животных;

 - причины и характер поведенческого аспекта жизни животных;

- особенности протекания эволюции в живой среде;

- биологические понятия, свойственные специфике дисциплины;

 - методику зоологических исследований.

- развитие навыков постановки эксперимента..

Личностные: 

-  бережное отношение к растениям и животным, любовь к природе;

- формирование аккуратности, внимания, наблюдательности, ответственности;

- повысится мотивация и интерес к изучению биологии;

- будет сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и педагогом в процессе образовательной и практической деятельности.

Метапредметные:

У учащихся будут развиты:

- умение самостоятельно определять цели работы (практической, проектной, исследовательской), самостоятельно планировать пути  достижения целей,   осуществлять контроль своей деятельности;

- основы самоконтроля, самооценки;  

- умения устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, делать выводы;

-  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность;

- умение   работать индивидуально и в группе;

- умение публично защищать свою работу или мнение.

1 год обучения

Модуль «Строение растений»

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1. Введение. Клетка – структурная единица живого.

5

2,5

2.5

1.1.

Введение. Техника безопасности и правила работы в лаборатории

1

0,5

0,5

Устный опрос

1.2

Клетка – структурная единица живого.

2

1

1

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

1.3

Значение вакуолей. Плазмолиз, деплазмолиз

1

0

1

Оформление практической работы

1.4

Отличия растительной клетки от клеток других царств

1

1

0

Игра

2. Ткани

4

1,5

2,5

2.1.

Понятие ткани. Виды растительных тканей. Образовательная ткань.

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы.

2.2.

Покровные и проводящие ткани

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы.

2.3.

Механические и основные ткани

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы.

2.4.

Эволюция тканей.

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

3. Органы растений

10

2,5

7,5

3.1.

Органы растений

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.2.

Корень

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.3.

Побег

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.4.

Почка

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.5.

Стебель

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.6.

Лист

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.7.

Цветок

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.8.

Семя

1

0

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.9.

Плод

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.10

Растение – единый организм

1

1

0

Игра

4. Жизнедеятельность растений

8

4

4

4.1.

Жизнедеятельность растений. Опорные системы растительного организма.

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.2.

Дыхание растений

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.3.

Питание растений

2

1

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.4.

Выделение у растений

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

4.5.

Размножение растений

2

1

1

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5. Растения и окружающая среда

8

4

4

5.1.

Влияние на растения абиотических факторов среды. Жизненные формы растений

1

0,5

0,5

Оформление наблюдений. Игровые и тестовые задания.

5.2.

Экологические группы растений по отношению к свету

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.3.

Экологические группы растений по отношению к воде

1

0,5

0,5

Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.4.

Экологические группы растений по отношению к составу почв

1

1

0

 Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.5.

Влияние на растения биотических факторов среды.

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

5.6.

Влияние на растения антропогенных факторов среды. Охрана растений

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.7.

Защита проектных работ.

2

0

2

защита проектной и исследовательской работы.

 

Итого часов

35

 

Содержание

1. Введение. Клетка – структурная единица живого. 5 ч

Организовать рабочее место. Рассказать учащимся о целях и задачах работы  объединения. Рассказать о технике безопасности при работе.  Клетка-элементарная структурная единица жизни. Клетка, общая характеристика клетки, ее строение, оболочка, цитоплазма, ядро, эндоплазматическая сеть (ЭПС), рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, клеточный центр, митохондрии. Значение вакуолей. Плазмолиз, деплазмолиз . Отличия растительной клетки от клеток других царств. Многообразие клеток, размеры. Понятие ткани.

Лабораторные и практические работы: «Устройство микроскопа», «Устройство бинокулярной лупы», «Приготовление микропрепарата растительной клетки (лука, элодеи)», «Многообразие клеток». Наблюдение гигантских клеток арбуза, цитрусовых, яблока, томата невооруженным глазом и под бинокулярной лупой. Зарисовка в альбом наблюдаемых объектов.

  Методы контроля знаний и умений. Опрос, решение кроссворда «Клетка», зарисовка схемы строения клетки. Игра «Найди ошибку в схеме строения клетки».

2. Ткани. 4ч

Ткань как совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих сходное строение и выполняющих общую функцию. Растительные ткани. Разнообразие растений — результат длительной эволюции, сопровождающейся переходом к наземным условиям существования. Дифференцировка клеток, формирование тканей. Классификация тканей по основной выполняемой функции.

 Лабораторные и практические работы: «Строение основной ткани листа и стебля», «Строение кожицы листа», «Проводящая ткань».

3. Органы. 10 ч

Орган — обособленная часть организма, имеющая определенную форму, строение. Органы растений. Корень. Классификация корней: по происхождению (главный, придаточные, боковые). Корневые системы: стержневая и мочковатая. Функции корня и его частей .Видоизменения корней. Побег — стебель с расположенными на нем листьями и почками. Почка (зачаточный побег): строение, расположение, классификация. Стебель: строение, рост. Функции стебля. Лист — боковой орган побега. Функции листа. Внешнее строение листа: листовая пластинка, черешок, основание, прилистники. Разнообразие листьев. Листорасположение. Жилкование листа: сетчатое, параллельное, дуговое.  Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.  Цветок. Функции и строение цветка. Ветро и насекомоопыляемые растения. Соцветия: простые и сложные. Плод. Плоды простые и сложные. Семя. Специализированный орган. Строение семян.

 Лабораторные и практические работы: Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов «Строение кожицы лука», «Строение ветки липы», «Строение корневого чехлика», «Завязь и семяпочка», «Пыльник», «Зерновка ржи». Приготовление микропрепарата кожицы и мякоти листа и рассматривание их под микроскопом. Рассматривание среза почки при помощи лупы. Составление формул цветка различных видов растений. Рассматривание при помощи лупы семени фасоли. Определение вида плода. 

 Тема 4. Жизнедеятельность растительного организма. 8 ч

 Опорные системы растений.  Дыхание. Значение дыхания. Роль кислорода в расщеплении органических веществ и освобождении энергии. Растения. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в дыхании растений. Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней, обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Транспорт веществ. Перенос веществ в организме, его значение. Растения. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений. Питание и пищеварение. Питание как процесс получения организмами веществ и энергии.  Растения. Особенности питания растений. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза.  Выделение как процесс выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и избыточных веществ. Значение процесса выделения для обеспечения оптимального состава внутренней среды организма и его нормальной жизнедеятельности. Растения. Выделение у растений. Значение листопада в жизни растений. Сущность и значение обмена веществ и энергии как одного из наиболее существенных свойств живого.  Обмен веществ у растительных организмов.  Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение растений: спорообразование; вегетативное размножение. Половое размножение высших споровых и семенных растений. Размножение покрытосеменных растений. Цветок как орган полового размножения. Опыление, двойное оплодотворение. Образование семян и плодов.

Лабораторные и практические работы  

Постановка опытов: «Значение света для фотосинтеза», «Значение кислорода для дыхание корня и прорастающих семян», «Рассматривание при помощи лупы и цифрового микроскопа корней проросших семян огурцов», «Влияние концентрации соли  в почве на работу корня», «Наблюдение за корневым давлением», «Влияние числа и величины листовых пластинок растения на интенсивность транспирации», «Выявление части стебля, по которой передвигаются вода и минеральные соли», «Наблюдение за устьичными движениями под микроскопом», «Влияние различных условий на прорастание семян», «Черенкование комнатных растений».

 Форма контроля: Защита результатов опыта. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

                          Тема 5. Растения и окружающая среда

Теория. Влияние на растения абиотических факторов среды. Экологические группы растений по отношению  к свету, количеству воды, виду почвы. Влияние на растения биотических факторов. Виды взаимоотношений растений: конкуренция, симбиоз, паразитизм, аменсализм, комменсализм, выедание. Роль растений в экосистеме. Пастбищные и детритные пищевые цепи. Вредители леса и культурных растений и способы борьбы с ними.

 Практика. Определение по внешнему виду растения, к какой экологической группе оно относится. Прогнозирование изменений в экосистеме при изменении жизнедеятельности  растений или  исчезновении определенных видов растений.

Форма контроля. Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

2 год обучения

Модуль «Многообразие растений»

Учебно-тематический план

№п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Форма аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1. Систематика растений

1

0,5

0,5

1.1.

Систематика растений

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

2. Низшие растения

3

1

2

2.1.

Зеленые водоросли

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

2.2.

Бурые и красные водоросли

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

2.3.

Значение водорослей

1

0

1

Игра

3. Высшие споровые растения

6

2,5

3,5

3.1.

Мхи

2

1

1

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.2.

Папоротники

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.3.

Хвощи

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.4.

Плауны

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

3.5.

Размножение и значение высших споровых растений

1

0

1

Игра

4. Высшие семенные растения

5

3

2

4.1.

Отдел Голосеменные растения

2

1

1

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.2.

Многообразие и значение голосеменных растений

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.3.

Отдел Покрытосеменных растений

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

4.4.

Размножение покрытосеменных

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

5. Классы отдела Покрытосеменные

11

5

6

5.1.

Класс Двудольных растений.

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.2.

Семейство Розоцветных

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.3.

Семейство Бобовых (Мотыльковых),

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.4.

Семейство Капустных (Крестоцветных

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.5.

Семейство Пасленовых

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.6.

Семейство Астровых (Сложноцветных)

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.7.

Класс Однодольных растений.

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.8.

Семейство Лилейных

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.9.

Семейство Луковых,

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.10.

Семейство Злаковых (Мятликовых).

1

0,5

0,5

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

5.11.

Значение Покрытосеменных

1

0

1

Игра

6. Природное сообщество

8

5

3

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

6.1.

Понятие о природном сообществе.

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

6.2.

Характеристика растительных сообществ: пустыня, болото, тундра

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

6.3.

Характеристика растительного сообщества степи и луга

1

0

1

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

6.4.

Характеристика растительного сообщества леса

1

0

1

Оформление практической работы. Игровые и тестовые задания.

6.5.

Охрана и воспроизведение лесов.

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

6.6.

Растения, занесенные в Красную книгу.

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

6.7.

Особо охраняемые природные территории

1

1

0

Игровые и тестовые задания.

6.8

Защита проектных работ

1

0

1

Публичное выступление

 

Итого часов

35

 

Тема 1. Систематика растений (1ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений.

Практика: определение систематического положения растений

Тема 2. Низшие растения (3 ч) .

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Практика: рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов зеленых водорослей, приготовление микропрепаратов водорослей из Волгоградского водохранилища, изучение гербарных образцов водорослей различных отделов.

Тема 3. Высшие споровые растения (6ч)

Высшие споровые растения. Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве. Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Практика: изучение гербарных образцов высших споровых растений, экскурсия в природу с целью наблюдения мхов в природе.

Тема 4. Высшие семенные растения (5 ч)

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека. Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений. Распространение покрытосеменных.

Практика: изучение гербарных образцов высших семенных  растений, экскурсия в природу с целью наблюдения растений в природе.

Тема 5. Классы Покрытосеменных растений

Классификация покрытосеменных. Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных). Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Практика. Изучение растений местной флоры, правила ведения дневника наблюдений, определение растений, изучение гербарных образцов растений разных семейств.

Форма контроля. Игровые задания. Защита мини-проектов. Результаты практической работы. Оформление дневника наблюдений.

Тема 6. Природные сообщества (8 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества. Экологические проблемы, связанные с изменением растительного покрова на планете. Виды и строение лесных биоценозов. Охрана и воспроизведение лесов. Растения, занесенные в Красную книгу. Особо охраняемые природные территории. Экскурсия «Весенние явления в жизни экосистемы (лес, парк, луг)»

Практика. Выполнение исследовательских работ: «Определение видового состава растений соснового леса», «Определения числа ярусов в сосновом лесу», «Определение жизнестойкости хвойных деревьев в сосновом лесу г. Николаевска по выделяемой живице». Выполнение проектов «Растения, занесенные в Красную книгу Волгоградской области», «Особо охраняемые природные территории Волгоградской области и Николаевского района» и выступление с результатами работы перед учащимися школы. Выполнение творческого проекта «Создание лесопарковой зоны для отдыха жителей г. Николаевска».

Форма контроля. Оформление и защита проектной и исследовательской работы. Игровые, творческие и тестовые задания.

3-й год обучения

Модуль «Беспозвоночные животные»

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Одноклеточные животные

5

4

1

1.1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила работы в лаборатории.

1

1

0

1.2.

Классификация животных

1

1

0

1.3.

Строение и жизнедеятельность Простейших

2

1

1

1.4.

Многообразие и значение Простейших

1

1

0

2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные.

10

5

5

2.1.

Тип Кишечнополостные

1

0

1

2.2

Класс Сцифоидные

1

1

0

2.3.

Класс Коралловые полипы

1

1

0

2.4.

Значение Кишечнополостных

1

0

1

2.5.

Тип Плоские черви

1

1

0

2.6.

Тип Круглые черви

1

1

0

2.7.

Тип Кольчатые черви

1

0

1

2.8.

Тип Моллюски. Класс Брюхоногие.

1

0

1

2.9.

Класс Двустворчатые.

1

0

1

2.10.

Класс Головоногие.

1

1

0

3. Многоклеточные животные. Тип Членистоногие.

20

7

13

3.1.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

0

1

3.2.

Класс Паукообразные.

1

1

0

3.3.

Класс Насекомые

1

1

0

3.4.

Отряд Двукрылые

1

0

1

3.5.

Отряд Перепончатокрылые

1

0

1

3.6.

Отряд Чешуекрылые

1

0

1

3.7.

Отряд Жесткокрылые

1

0

1

3.8.

Отряд Клопы, отряд Вши

1

1

0

3.9.

Отряд Прямокрылые

1

0

1

3.10.

Отряд Стрекозы

1

0

1

3.11.

Насекомые вредители

1

1

0

3.12.

Способы борьбы с насекомыми-вредителями

1

1

0

3.13.

Домашние насекомые

1

1

0

3.14.

Правила сбора насекомых

2

1

1

3.15

Многообразие насекомых степной зоны

1

0

1

3.16.

Обработка собранного материала, оформление коллекций

2

0

2

3.17

Защита проектных работ

2

0

2

Итого

35

Содержание

Тема 1. Одноклеточные животные (5ч)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.  Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.  Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.  Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы  региона. Значение простейших в природе и жизни человека.

Практика: Изучение строения инфузории-туфельки, амебы, эвглены зеленой по готовым микропрепаратам, выращивание инфузории туфельки.

Тема 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные (10ч).

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе. Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей. Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах. Значение червей и их место в истории развития животного мира. Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Практика: изучение гидры на готовом микропрепарате, наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение. Изучение внешнего строения дождевого червя, изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков, просмотры фильмов о морских кишечнополостных, паразитических червях, кольчатых червях, моллюсках.

Тема 3. Многоклеточные животные. Тип Членистоногие (20 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых ХМАО.

Практика: изучение членистоногих по коллекциям, влажным микропрепаратам, экскурсия в природу с целью сбора насекомых, определение насекомых.

4-й год обучения

Модуль «Позвоночные животные»

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

I. Птицы

10

5

5

1.1

 Инструктаж по ТБ. Строение организма птиц

2

1

1

1.2.

Изучение многообразие и структуры перьев под микроскопом

1

0

1

1.3.

Предки птиц

1

1

0

1.4.

Голоса и повадки птиц

2

1

1

1.5.

Птицы Волгоградской области

2

1

1

1.6.

Размножение и развитие птиц

2

1

1

2. Класс Млекопитающие

13

7

6

2.1.

Строение млекопитающих.

2

1

1

2.2

Изучение волосяного покрова млекопитающих под микроскопом

1

0

1

2.3.

Размножение и развитие млекопитающих.

2

1

1

2.4.

Отряды Хищные, Рукокрылые

1

1

0

2.5.

Отряд Парнокопытные, Отряд Непарнокопытные

2

1

1

2.6.

Рога. Значение, свойства, строение

1

1

0

2.7.

Отряд Грызуны

1

0,5

0,5

2.8.

Отряд Зайцеобразные

1

0,5

0,5

2.9.

Отряды Китообразные, Ластоногие, Приматы

1

1

0

2.10.

Значение Млекопитающих

1

0

1

3. Рыбы. Амфибии. Рептилии.

12

3.1.

Костные рыбы

2

1

1

3.2.

Хрящевые рыбы

1

1

0

3.3.

Экологические группы рыб

1

0

1

3.4.

Амфибии. Строение и многообразие.

2

1

1

3.5.

Размножение и развитие амфибий.

1

0

1

3.6.

Рептилии. Анатомия и физиология пресмыкающихся.

2

1

1

3.7.

Особенности строения змей в связи с образом жизни

1

0

1

3.8.

Тайны крокодилов

1

0

1

3.9.

Эволюция пресмыкающихся

1

0

1

Итого

35

Содержание

Тема1. Птицы (10 ч)

Общая характеристика. Образ жизни. Экология, многообразие и происхождение птиц. Места обитания современных птиц. Внешнее строение сизого голубя. Покровы. Полет. Значение оперения в терморегуляции. Строение пера, копчиковая железа, глаза, клюв, ноги, клоака. Внутреннее строение голубя. Приспособления к полету: сердце, кости, мышцы, органы дыхания, органы пищеварения, головной мозг. Размножение. Строение яйца. Систематический обзор класса птиц. Значение птиц в природе и в жизни человека. Птицы как биологическое средство защиты растений. Птицы, требующие особой охраны. Охотничье-промысловыептицы, рыбоядные, насекомоядные, хищные, певчие. Миграция птиц. Сезонные изменения фауны птиц. Жизнь птиц зимой, весной, осенью, летом. Чем объясняются сезонные миграции птиц. Чем определяются направления сезонных перелетов. Механизм навигации. Экология птиц.

Практика:  «Строение пера», «Строение яйца», «Скелет птиц», «Многообразие гнездовий». Игра «Определи отряд», «Узнай птицу», «Какое это перо и его функция» (контурные перья, пуховые, пух, маховые перья), «Птица и ее силуэт». Творческое задание «Словесное описание птицы», «Определи местообитания птицы», «Чьи это следы?» Творческое задание «Моя любимая птица» (рисунок). Составление пищевых цепей, просмотр диафильма и видеофильмов. Зимняя подкормка птиц. Решение кроссвордов, работа с дидактическим материалом.

Формы и методы обучения

Беседа, рассказ, творческие задания, игра, экскурсия, наблюдение.

Методы контроля знаний и умений

Самостоятельная работа с карточками, решение кроссвордов, игровое тестирование (рассказ с "ошибками")

Тема 2. Класс Млекопитающие  (10ч)

Общая характеристика: температура тела, нервная система, размножение, покровы (кожа, волосы (шерсть), когти (ногти), копыта, рога, скелет. Пищеварительная система, органы дыхания, органы выделения. Значение в природе и для человека. Происхождение и эволюция млекопитающих. Отряды Млекопитающих: Хищные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Грызуны, Зайцеобразные, Китообразные, Приматы.

Практика

 Демонстрация фильмов «Грызуны», «Приматы», «Отряд ластоногие и китообразные», «Насекомоядные и рукокрылые», «Сумчатые и яйцекладущие», «Отряд Хищные», «Отряд Рукокрылые»,  «Восстановление численности животных», «Белый Клык». Игра «Что, где, когда?», «Узнай меня», «Чей это след?» Составление кроссвордов. Решение кроссвордов.

Формы и методы обучения: беседа, презентация -рассказ, игра, экскурсия, наблюдение, опыт. Методы контроля знаний и умений : опрос, самостоятельная работа с дидактическим материалом, решение и  составление кроссвордов, игровое тестирование, мини –конференция, проект «Зачем млекопитающим хвост?», самостоятельная работа.

Тема 3. Рыбы. Амфибии. Рептилии.

 Общая характеристика рыб. Рыба как обитатель водной среды. Строение тела рыбы в связи со средой обитания. Органы движения, скелет, зубы, покровы, органы чувств. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб: прозрачность воды и проникновение света, химический состав и газовый обмен (содержание кислорода). Температура воды фактор, определяющий географическое размещение видов рыб. Влияние температуры воды на жизнедеятельность рыб: питание ,размножение, развитие икры, молоди и их выживаемость. Класс хрящевых рыб. История происхождения хрящевых рыб. Характерные черты. Размножение. Гиганты и карлики. Почему хрящевые рыбы остаются многочисленными в современную эпоху. Класс костных рыб. Общая характеристика. Систематика. Плодовитость. От чего она зависит? Чем питаются рыбы?

Общая характеристика класса Земноводные. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.  Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных. Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.  Наземно-воздушная среда обитания. Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие. Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.  Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека. Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. Эволюция позвоночных животных.

Практика:

 Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение окуня», «Скелет окуня», «Внешнее строение камбалы»,  «Виды чешуи», «Определение возраста рыб по годичным кольцам на чешуе». Игра «Запомни рыбу», «Калейдоскоп» (Назвать рыбу и рассказать о ее образе жизни). Работа с иллюстрациями: Определи отряд, разложи карточки с рыбами по отрядам. Игра «Найди ошибку». Работа с дидактическим материалом. Наблюдение за аквариумными рыбками (движение плавников, хищник или нет, половой диморфизм, работа жаберного аппарата). Изучение скелета лягушки. Изучение их внешнего строения ящерицы. Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки. Составление пищевых цепочек. Экскурсия на водоем и составление списка позвоночных и беспозвоночных.

Методы и формы обучения Рассказ-лекция, беседа, презентация, практическая работа.

Раздел № 2 "Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации"

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение:

Наименование

Кол-во

Лабораторный стол

1

Ноутбук

1

Многофункциональное устройство

1

Звуковые колонки

1

Фотоаппарат зеркальный + объектив

1

Набор химических реактивов и красителей

2

Предметные стекла

15

Покровные стекла

15

Пипетки

15

Пинцет анатомический

15

Препаровальная игла

15

Пробирки пластиковые

15

Спиртовка лабораторная

1

Чашка Петри

5

 Весы аналитические электронные

1

Микроскоп световой

1

Цифровой USB-микроскоп

1

 Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)

2

Лупа лабораторная

5

Справочные биологические коллекции

1) Коллекция "Насекомые вредители".
2) Коллекция "Голосеменные растения". 2) Коллекция "Древесные породы".
3) Коллекция "Плоды сельскохозяйственных растений".
4) Коллекция "Семена и плоды с раздаточным материалом".
   1) типы плодов (сухие и сочные плоды);     2) приспособленность к распространению плодов и семян.
5) Коллекция "Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников".

Муляжи живых организмов

Модель "Клетка растения", «Клетка животного»,  Кузнечик, внутреннее строение дождевого червя, строение растительной и животной клетки, ланцетник, строение яйца птицы.

Набор микроскопических препаратов

 Кожица лука (не менее 15 шт.), Корневой чехлик (не менее 15 шт.), Завязь и
семяпочка (не менее 5 шт.), Пыльник (не менее 5 шт.), Ветка липы (не менее 15 шт.), Зерновка ржи (не менее 5 шт.), Лист камели (не менее 15 шт.), Эпидермис листа (не менее 15 шт.)., набор микропрепаратов «Гистология».

Набор микроскопических препаратов

В состав набора входят 10 комплектов по 18 микропрепаратов: Кожица лука, Зерновка ржи, Корневой чехлик, Ветка липы, Пыльник, Завязь, Камелия, Эпидермис листа герани, Конечность пчелы, Крыло пчелы, Циклоп, Вольвокс, Эвглена, Инфузория-туфелька, Дождевой червь (поперечный срез), Ротовой аппарат комара, Аскарида, Дафния.

Дополнительно к каждому комплекту микроперпаратов: предметные (24 шт.) и покровные стекла (40 шт.).

Лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию

Лабораторный комплекс содержит: столешницу, установленную на две боковые опоры, напольную тумбу с ящиками для оборудования, установленную на столешнице настольную тумбу с выдвижным ящиком, с выдвижной полкой, выполненной с возможностью размещения и фиксации емкостей для реактивов, и с лотком для проведения экспериментов, опору с поворотным кронштейном для установки ноутбука.

Габаритные размеры лабораторного комплекса: ширина и глубина определяются габаритными размерами столешницы, высота 760 мм. Столешница шириной 1500 мм, глубиной.  Габаритные размеры напольной тумбы, мм: ширина - 400, глубина - 640, высота - 740.

Габаритные размеры дополнительного выдвижного ящика, мм: ширина – 510, глубина – 610, высота – 120.

Габаритные размеры полки, мм: ширина - 480, глубина - 330, высота - 400.  Габаритные размеры настольной тумбы, мм: ширина - 660, глубина - 290, высота - 340.

На полках и в ящиках специального лабораторного стола размещены: Ящик №1 тумбы. Лабораторная посуда. Колба мерная 100 мл 1 шт.

Колба Энглера 125 мл 1 шт. Колба круглодонная 50 мл 1 шт. Колба плоскодонная 50 мл 1 шт. Колба коническая 50 мл 1 шт. Набор пипеток (10 мл, 5 мл, 2 мл) 1 шт.

Наполнитель пипеток на 10 мл 1 шт.

Трубка капиллярная 1 шт. Стакан полипропиленовый объемом 100 мл 3 шт. Стакан полипропиленовый объемом 50 мл 2 шт. Стакан стеклянный объемом 50 мл

1 шт. Воронка лабораторная В-56 1 шт. Набор фарфора (выпарительная пластина, выпарительная чаша №1, ступка№1 пест№1) 1 шт. Набор стаканчиков для взвешивания диаметром20 и высотой 35 мм (5 шт.) 1 шт. Чаша кристаллизационная 100 мл 1 шт. Цилиндр мерный объемом 100 мл на пластиковой подставке 1 шт. Чашка Петри диаметром 90 мм 1 шт. Штатив для 10 пробирок 1 шт. Пробирки Флоринского 10 шт.

Штатив для 4 пробирок 1 шт. Пробирка ПБ-14 2 шт. Пробирка с аморфным веществом 1шт. Пробирка с кристаллическим веществом 1 шт.

Пакет с натриевой солью массой 5 г

1 шт. Универсальная индикаторная бумага (набор) 1 шт. Фильтры обеззоленные диаметром 90 мм (упаковка 100 шт.) 1 шт. Трубка-резервуар длиной 2 м с воздушными кранами на концах 1 шт. Трубка манометрическая 1 шт.

Жгут резиновый с петлями на концах.

Имеет сечение круглой формы диаметром 3,4 мм и общую длину 30 см.1 шт.

Ящик №2 тумбы. Штативы. Наборы по механике. Стержень штатива из нержавеющей стали диаметром 8 и длиной 545 мм с резьбой М6 длиной 10 мм 1 шт.

Стержень штатива из нержавеющей стали д диаметром 8 и длиной 380 мм с резьбой М6 длиной 10 мм с гайкой 1 шт. Стержень штатива из нержавеющей стали д диаметром 8 и длиной 250 мм с резьбой М6 длиной 10 мм 1 шт. Втулка-удлинитель для стержней штатива с внутренним диаметром 8 мм 1 шт. Основание 95х140 мм из нержавеющей стали для штатива 1 шт. Разрезное кольцо из нержавеющей стали 1 шт. Соединительная муфта из нержавеющей стали с взаимно перпендикулярными отверстиями диаметрами 6 и 8 мм 5 шт. Лапка штатива из нержавеющей стали

3 шт. Груз металлический массой 100 г с двумя крючками 4 шт. Сосуд отливной 1 шт. Брусок с крючком, выполненный из дерева твердых пород, массой 100±10 г, габаритами 120х45х30 мм, имеющий на 2-х смежных гранях по 3 отверстия, обеспечивающих надежную установку и фиксацию грузов 100 г на поверхности бруска 1 шт. Желоб прямой из нержавеющей стали, длиной 550 мм 1 шт. Желоб криволинейный из нержавеющей стали, длиной 270 мм 1 шт. Блок подвижный из нержавеющей стали 2 шт. Набор из 3 пружин различной жесткости 1 шт. Набор цилиндрических тел равного объема из алюминия, стали, бронзы (латуни) (V=20см3) 1 шт. Набор шаров диаметром 24 мм (металлический и пластмассовый) 1 шт. Рычаг из нержавеющей стали с балансиром

1 шт. Нить суровая длиной 1 м на мотовильце 1 шт.

Ящик № 3 тумбы. Средства измерения. Амперметр лабораторный «Учебный». Обеспечивает измерение тока в цепях постоянного тока в диапазоне 0-2 А, с ценой деления 0,05 А 1 шт. Вольтметр лабораторный «Учебный». Обеспечивает измерение напряжения в цепях постоянного тока в диапазоне 0-6 В с ценой деления 0,2 В 1 шт.

Миллиамперметр «Учебный». Предназначен для измерения постоянного тока 1 шт. Мультиметр цифровой 1 шт. Электронный термометр 1 шт. Электронные весы 1 шт. Электронный секундомер 1 шт.

Электронный индикатор радиоактивности 1 шт. Учебный пружинный динамометр с ценой деления шкалы 0,1 Н и диапазоном измерения: 0 - 5 Н 1 шт. Термометр стеклянный с пределами измерения температуры в диапазоне 0 - +100ºС и ценой деления шкалы 1ºС 1 шт. Линейка с диапазоном измерения 0 - 300 мм с ценой деления шкалы 1 мм 1 шт.

Штангенциркуль 150 мм с ценой деления нониуса 0,1 мм 1 шт.

 Рулетка измерительная с пределом измерения 200 см с ценой деления 1 мм 1 шт. Транспортир 180° с ценой деления 1° 1 шт. Набор угольников: 45х90х45 град (длина катета 12 см) и 30х90х60 град (длина большего катета 17 см) 1 шт. Компас, диаметром 4 см 1 шт. Лупа ручная из оптического стекла 1 шт.

Ящик №4 тумбы. Наборы по электродинамике, оптике и квантовым явлениям. Оптическая скамья из нержавеющей стали длиной 400 мм, с градуированной линейкой с ценой деления 1 мм и оцифровкой каждого 10 деления 1 шт. Набор из 3 стеклянных линз в пластиковой оправе 1 шт. Источник света полупроводниковый (напряжение питания в диапазоне 3,5 - 5 В 1 шт.

Набор из 3 слайд-рамок (1 слайд-рамка с дифракционными решетками - двумерная число 100/600 штрихов на 1 мм)  и 2 слайд-рамки с диафрагмами в виде отверстий круглого и прямоугольного сечений разного размера и буквы) 1 шт. Рейтер из нержавеющей стали для слайд-рамок 1 шт. Стеклянная пластина с двумя параллельными и двумя скошенными под углом 45 и 60 градусов гранями, размером 10х25х70 мм 1 шт. Зеркало из полированной нержавеющей стали 1 шт. Блок - лампа накаливания (напряжение питания в диапазоне 3,5 - 5 В)1 шт. Блок - лампа неоновая (напряжение питания в диапазоне 3,5 - 5 В)1 шт.

Блок - светодиод (напряжение питания в диапазоне 3,5 - 5 В)1 шт.

Блок - полупроводниковый элемент (полупроводниковый фотоэлектрический генератор)1 шт. Опора 1 шт. Экран в форме уголка со шкалой 1 шт. Фотографии треков заряженных частиц 3 шт. Планшет с электрическими элементами: проволочный резистор на керамическом корпусе сопротивлением 12 Ом и мощностью 8 Вт, проволочный резистор на керамическом корпусе сопротивлением 6 Ом и мощностью 8 Вт, переменный проволочный резистор на керамическом корпусе сопротивлением 10 Ом и мощностью 10 Вт, лампа накаливания, ключ и гнезда для подключения соединительных проводов диаметром 4 мм, установленные возле каждого элемента 1 шт. Электродвигатель постоянного тока на скобе 1 шт.

Клемма зажимная типа «Крокодил» с возможностью подключения проводов диаметром 4 мм 4 шт. Набор из 2 магнитов (маркированный и немаркированный) размером 10х10х50 мм 1 шт. Набор из 2 катушек с проводом, намотанном на жестком и легком теплостойком пластиковом цилиндрическом каркасе 1 шт. Металлический цилиндрический сердечник 1 шт.

Пластиковый цилиндрический сердечник диаметром 39 и высотой 30 мм 1 шт. Комплект из 12 соединительных проводов оконцованных штекерами 1 шт.

Набор для изучения зависимости сопротивления металлов от температуры. Содержит катушку с медным изолированным проводом, намотанном на пластиковом каркасе, закрепленную на полом стержне внутри прозрачного защитного кожуха 1 шт. Набор для изучения зависимости сопротивления полупроводников от температуры. Прибор состоит из терморезистора, закрепленного на полом стержне внутри прозрачного защитного кожуха 1 шт. Подставка 1 шт. Коврик 1 шт. Булавка 4 шт. Струбцина для крепления скобы электродвигателя к столешнице стола 1 шт.

Ящик №5 тумбы. Источники питания. Электрооборудование.

Калориметр с крышкой и мешалкой 1 шт. Источник электрического тока. Комплект поставки: - аккумуляторный источник питания – 1 шт. - адаптер (зарядное устройство) – 1 шт.

Переходник предназначен для передачи электрического питания от аккумулятора лабораторному оборудованию 1 шт.

Электронагреватель пробирок 1 шт. Баня лабораторная для ученического эксперимента 1 шт.

Стакан с пробкой для бани лабораторной объемом 30 мл 1 шт.

Набор по электролизу. Содержит плоскую кювету цилиндрической формы, в центре которой закреплен медный цилиндрический электрод, съемные электроды (2медных и 1 цинковый), полосовой постоянный магнит 1 шт. Мешалка магнитная 1 шт. Рейка трибометра из дерева твердых пород с 2 фрикционными поверхностями 1 шт. Набор по электрохимии. Устройство содержит корпус, планшетку с отбортовками-опорами и ячейками, две из которых соединены каналами, удерживающий блок и электроды.

В набор входят: Электрод графитовый: 4 шт. Электрод медный: 2 шт.

Ящик №6. Микропрепараты. Цифровая лаборатория. Набор готовых микропрепаратов.

Состав набора: - по ботанике - 11 шт. различных микропрепаратов; - по зоологии - 8 шт. различных микропрепаратов; - по анатомии и физиологии - 8 шт. различных микропрепаратов; - по общей биологии - 10 шт. различных микропрепаратов.

Цифровая лаборатория применяется при постановке экспериментов и исследовательских работ учащихся, по физике, химии, биологии и естествознанию. Лаборатория представляет собой набор, состоящий из:

- 2 устройств измерения и обработки данных - мультидатчиков по физике и химии; - 6 шт. внешних первичных преобразователей (датчиков) и 3 шт. встроенных датчиков; - кабеля USB - miniUSB (удлинителя) длиной 50 см - 2 шт.; - USB Flash накопителя.

Мультидатчик - многоканальный измеритель для непосредственной автоматической цифровой обработки сигналов одновременно от всех подключенных к нему датчиков и передачи информации на компьютер в режиме реального времени.

Датчик температуры. Датчик напряжения. Датчик тока. Датчик высокой температуры. Датчик рН Датчик электропроводимости. Датчик освещенности.  Датчик относительной влажности. Датчик температуры окружающей среды.

Настольная тумба. Реактивы. Принадлежности. Средства измерения из стекла. Бюретка объемом 10 мл с краном 1 шт. Колба мерная с одной отметкой номинальным объемом 10 мл

1 шт. Колба мерная с одной отметкой номинальным объемом 25 мл 1 шт. Колба мерная с одной отметкой номинальным объемом 50 мл 1 шт. Прибор для получения газов лабораторный 1 шт. Воронка делительная объемом 50 мл 1 шт. Трубка стеклянная диаметром 5 мм с носиком с пробкой 16 мм. Длина трубки 120 мм. 1 шт. Холодильник прямой. Состоит из стеклянной трубки с носиком диаметром 5 мм с пробкой 16 мм. Длина трубки 200 мм. 1 шт. Трубка стеклянная Г-образная диаметром 5 мм с пробкой 16 мм. Длина плеча трубки с носиком 120 мм. Длина плеча трубки с пробкой 60 мм. 1 шт. Трубка соединительная с пробкой. Состоит из стеклянной трубки с носиком диаметром 5 мм длиной 65 мм, соединенной прозрачной дренажной трубкой со стеклянной трубкой диаметром 5 мм и длиной 65 мм с пробкой 16 мм. Общая длина приспособления 300 мм 1 шт.

Инструменты и принадлежности. Пинцет из нержавеющей стали 1 шт. Ложка-шпатель из нержавеющей стали 1 шт. Ложка для сжигания веществ из нержавеющей стали 1 шт. Зажим пробирочный из нержавеющей стали 1 шт. Ножницы из нержавеющей стали 1 шт. Игла препаровальная из нержавеющей стали 2 шт. Скальпель из нержавеющей стали 1 шт. Спиртовка объемом 30 мл с притертой крышкой

1 шт. Ерш пробирочный 1 шт. Держатель пробки 1 шт. Спички (коробка) 1 шт. Предметное стекло

10 шт. Покровные стекла 100 шт. Флакон дозатор 1 шт. Флакон с крышкой капельницей 1 шт. Пробка резиновая 12,5 мм 1 шт. Палочка стеклянная 1 шт. Трубка газоотводная стеклянная с пробкой 1 шт. Трубка газоотводная полимерная с пробкой

1 шт. Спираль медная – петля нихромовая 1 шт. Стеклянный наконечник 1 шт. Планшетка для капельных реакций – 12 ячеек

1 шт. Фоновый экран «белый/черный»

1 шт. Трафарет для оформления результатов эксперимента 1 шт. Карточка двухсторонняя размером 150х200 мм «Периодическая система/Таблица растворимости» 1 шт. Карандаш 1 шт.

Набор флаконов для хранения реактивов в виде жидкостей, порошков и гранул. Флакон объемом 10 мл с крышкой-капельницей 42 шт.

Флакон объемом 10 мл с крышкой со шпателем 8 шт. Флакон объемом 10 мл с глухой крышкой 4 шт. Набор самоклеящихся этикеток 1 шт. Бутыль Вульфа, емкость 1 л. 1 шт. Лоток для проведения экспериментов размером 40х18х1 см. 1 шт.

Полка в левой части стола под столешницей крупногабаритное лабораторное оборудование. Микроскоп с цифровой цветной камерой (видеоокуляром). Укомплектован револьверным барабаном с 3 объективами кратностью увеличения х4, х10 и х40 и съемным окуляром с кратностью увеличения х20. Цифровая цветная камера (видеоокуляр) обеспечивает  разрешение 800х600 пикселов в режиме фото и 640х480 пикселов в режиме видео, и подключается к компьютеру по интерфейсу USB 1шт.

Настольный кронштейн с площадкой для компьютера: - крепление к поверхности стола с помощью струбцины; - обеспечивает вращение на 360 градусов; - обеспечивает перемещение по высоте 30 см и вылету 20 см; - размер площадки 33х24 см; - угол наклона площадки 25° к горизонтальной поверхности стола; - максимальная нагрузка на площадку 5кг.

Портативный компьютер (ноутбук):

- диагональ экрана 14 дюймов; - процессор – частота 1,1 ГГц; - оперативная память 2 Гб; - объем накопителя: 128 Гб; - Wi-Fi; USB 2.0 – 2 разъема; - предустановленная операционная система – Windows 10.

Манипулятор «мышь»: тип – оптическая, 2 кнопки + колесо прокрутки, интерфейс подключения - USB, провод длиной 1 м.

Методическое пособие на бумажном носителе в 3-х частях (прилагается к лабораторным комплексам из расчета 1 комплект на всю партию)

Цифровой USB-микроскоп

Предметный столик с препаратодержателями и измерительной шкалой. Материал оптики: оптическое стекло. Подсветка: светодиодная. Визирная сетка. Возможность записи видео.

Программное обеспечение, драйверы: программное обеспечение для захвата и редактирования фото и видео, с функцией измерения объектов.

Системные требования: ОС Windows 7/8/10, Mac 10.12, ЦПУ P4 1,8 ГГц, ОЗУ 512 МБ, видеокарта 64 МБ, разъем USB 2.0, CD-ROM.

Бинокль

5 шт

Информационное обеспечение: видеофайлы, аудиофайлы, презентации, фотографии,  методический материал: разработки конспектов, плакаты, тестовые и игровые задания.

Кадровое обеспечение. Для реализации данной программы нужно иметь педагогическое образование, без предъявления каких-либо требований к стажу работы.

Формы аттестации

 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов. Результаты выполнения тестовых, игровых заданий, практических, проектных и исследовательских работ.

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Проектные работы по охране природы («Растения, занесенные в Красную книгу», «Особо охраняемые природные территории») могут быть представлены учащимся, лучшие экспериментальные и исследовательские работы направляются для участия в конкурсах разного уровня. Победители  конкурсов поощряются грамотами.

Оценочные материалы

Обучение учащихся по программе предусматривает различные виды контроля результатов обучения: текущий, который осуществляется на каждом занятии педагогом, предполагает выполнение тестовых, игровых заданий, контроль за выполнением и оформлением результатов практической работы, устный опрос, выслушивание мнения учащихся.  

 Итоговый контроль проводится в конце учебного года, когда происходит защита исследовательских и проектных работ, а также итоговая игра по всем темам, изучавшимся в течение года.

 Методические материалы. Методологическими ориентирами в построении данной программы стали  деятельностный и системный подходы.

В ходе обучения используются проблемные и проектные технологии.

Используются следующие методы обучения:

- наглядные (демонстрация презентаций с рисунками, фотографиями, схемами), учебных таблиц, муляжей, микроскопических препаратов, гербариев, живых растений;

- словесные (лекция, беседа, защита результатов опыта, проектной и исследовательской работы);

- практические (постановка и проведение различных опытов и экспериментов, выполнение заданий тестового, игрового и творческого характера).

Формы организации деятельности: чаще всего используется групповая, работа в парах, но также может быть использована фронтальная и индивидуальная форма.

 

Список литературы

Для педагога:

1) Берсенева С.А. Лабораторный практикум по ботанике. Часть 1: Анатомия и морфология растений [Электронный ресурс]: / С.А. Берсенева; – ФГБОУ ВПО ПГСХА. – Электрон. текст. дан. - Уссурийск: ПГСХА, 2015. – 242 с.

2)Биологический эксперимент в школе: Кн. для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др.- М.: Просвещение, 1990.-192 с.

3) Кузнецова В.И. Уроки биологии: 6-7 кл.: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Кн. Для учителя .- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1991.- 191 с.

4)Лесоведение: учебник /Б.П.Чураков, Д.Б.Чураков. – Ульяновск: УлГУ, 2018. – 259 с.

5) Юртаева, Н.М. Малый практикум по физиологии растений: учеб. пособие для вузов /Н.М. Юртаева; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 112 с.

Для ученика:

1)Биология. 6 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С./ под ред. Пономаревой И.Н. ВЕНТАНА-ГРАФ

2) Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.  https://oblkompriroda.volgograd.ru/other/protected/

3) Красная книга Волгоградской области. Книга в двух томах. 2-е изд., перераб. и доп. Т. 2. Растения и другие организмы / под ред. д.б.н., проф. О. Г. Барановой, д.б.н., проф. В. А. Сагалаева. Воронеж: ООО «Издат-Принт», 2017. – 268 с.

4) Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. Пособие для учащихся. Сост. Д.И. Трайтак. М., «Просвещение». 1978.- 271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Краткосрочная программа дополнительного образования естественнонаучной направленности для учащихся среднего звена «Экспериментальная биология»

Основная  цель курса   –  формирование мотивации к выбору класса естественно-научного профиля и повышение уровня изучения дисциплины.Задачи:·       Фо...

Использование цифровой лаборатории в программах дополнительного образования естественнонаучного цикла

Выбор данной темы обусловлен важностью изучения в различных темах курса ботаники и экологии в рамках школьной программы и во внеурочной (экспериментальной) деятельности.Так, в курсе ботаники в 6 класс...

Рабочая программа дополнительного образования "Озадаченная химия" для 8 класса на 2023-2024 учебный год. Направленность - естественнонаучная.

Направленность программы дополнительного образования «Озадаченная химия»- естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения химии  на базовом  уровне с использование...

Рабочая программа дополнительного образования "Практическая биология" 5-6 класс на 2023-2024 учебный год. Направление - естественнонаучное

Направленность программы курса внеурочной деятельности «Практическая биология» - естественнонаучная, предназначена для дополнительного изучения биологии на базовом  уровне с использов...

Программа дополнительного образования естественнонаучной направленности "Занимательные физико-химические исследования"

Данная программа рассчитана на 3 года для учащихся 8-11 классов и реализуется на базе центра "Точка роста"...