Главные вкладки

    Статья на тему:
    РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    Тюрина Ольга Владимировна

    РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    Отдел образования  администрации Балтайского муниципального района

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    – средняя общеобразовательная школа с. Балтай

    XI межрегиональной научно-практической конференции

    «Актуальные вопросы естественно - научного образования»

    РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

    Автор: Тюрина Ольга Владимировна,

    учитель биологии высшей категории

    Муниципального бюджетного

    общеобразовательного учреждения -

    средней общеобразовательной школы

    села Балтай Балтайского района

    Саратовской области

    Саратов

    2017

            В основе ФГОС 2014 лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

            Предметные результаты изучения предмета биологии должны отражать: формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;  формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде; формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных; формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды; освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

                    В то же время, помимо уже привычной экзаменационной процедуры ГИА для девятиклассников обязательным для выполнения стал и  индивидуальный итоговый проект, который является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ.

            Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую). Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося, занимающегося по ФГОС второго поколения. Невыполнение выпускником индивидуального итогового проекта равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.

            Каждый ученик девятого класса встает перед выбором: в какой области реализовывать свой проект; в какой форме;  какими методами. Многие желают выполнить свою работу в ествественно – научной сфере, в т.ч. в области биологии. Задача учителя при проведении таких проектов – помочь в организации процесса, направить деятельность ребенка. Одной из наиболее приемлемых форм проекта по биологии является исследовательская работа. Готовиться к ее выполнению, учить ребенка исследованию, следует на всех этапах образования.

    Научно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей.

    Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащегося, а также самой задачей, требующей решения. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности. В их преодолении велика роль научного руководителя. Он помогает выбрать тему исследования и форму самой работы. И здесь необходимо четко представлять возможности школы, чтобы не выйти за разумные пределы

    Конечно, предлагаемая тема не должна быть школьной лабораторной работой или чем-то на нее похожим. Она должна быть актуальна, вызывать у исполнителей интерес, быть им понятна, и, наконец, она не должна вызывать сомнений в возможности ее реализации. Основное требование к исследовательской работе — новизна результата. В тексте работы должен четко просматриваться личный вклад исполнителя. Роль руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися.

    Важным этапом выполнения работы является формулирование цели и задач исследования. Цель и задача — не одно и тоже: цель существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы — подбор литературных источников и их проработка, освоение методики исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи — выполнимыми, их обсуждение проводится обязательно совместно с учащимися-исследователями.

    После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирают объект исследования. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Этические нормы ограничивают применение в качестве экспериментального объекта млекопитающих (объектом наблюдения они, конечно, быть могут). Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем. Сам объект и его содержание должны быть достаточно дешевы.

    Следующий шаг в работе — анализ информационных источников по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Литературно - информационный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени.
    Далее следует  сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат. Это очень важный момент, поскольку сложившиеся у исследователей теоретические представления позволяют отчасти прогнозировать результат, а затем сравнивать теоретические представления с эмпирическими данными.

    Вооруженные знаниями об объекте исследования и о состоянии проблемы в целом, пониманием цели и задач, а также нулевой гипотезой, переходим к выбору методики проведения исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволит получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Надо, чтобы методическое обеспечение работы учитывало все нюансы, способные повлиять на результаты исследования, и по возможности, исключить их. Выбранные методы работы (наблюдения, эксперимент или работа с литературными источниками) должны быть простыми и доступными для школьников.

    И вот наступил момент, когда учащиеся приступают к собственно исследовательской работе. Нельзя согласиться с мнением, что исследовательская работа должна быть исключительно экспериментальной. Подобное утверждение неверно. Это могут быть и работы, посвященные исследованию природных биоценозов. Они не включают в себя эксперимент, но грамотно организованные и правильно проведенные наблюдения в природных условиях позволяют получить интересные и практически важные данные. Следовательно, во-первых, исследовательской работой следует считать грамотно организованные и проведенные наблюдения природных объектов или явлений. Во-вторых, к исследовательским работам, несомненно, относится эксперимент. Экспериментальные исследования всегда интересны, хотя на этом пути встречаются многочисленные затруднения. Экспериментальная работа требует скрупулезного выполнения методики, поскольку любое, подчас даже самое незначительное отклонение в условиях проведения опыта может привести либо к искажению результатов исследования, либо к получению заведомо ложных данных. Эксперимент, как и любое другое научное наблюдение, должен планироваться таким образом, чтобы на каждую градацию изучаемого фактора (варианта) приходилось несколько повторностей (как уже говорилось, наблюдение не должно быть единичным). Все варианты эксперимента обязательно должны находиться в одинаковых условиях (температура, освещенность, насыщение среды обитания кислородом и т.п.), изменяется только изучаемый фактор. Если эксперимент многофакторный (исследуются одновременно несколько факторов), опыт строится так, чтобы можно было выявить как влияние каждого фактора в отдельности, так и их совместного действия. В число экспериментальных групп обязательно включаются контрольные варианты, на которые действие изучаемых факторов не распространяется. Иногда результаты эксперимента противоречат ожиданиям исследователей. Следует помнить, что отрицательный результат — результат.

    Достоверность полученных результатов и сделанных выводов проверяется с помощью методов математической статистики.

    Результаты исследования нужно представлять строго и наглядно. Данные сводятся в таблицы, которые необходимо прокомментировать и проиллюстрировать понятными графиками и рисунками. Варианты опыта или наблюдения, достоверно отличающиеся друг от друга, должны быть помечены с указанием уровня значимости различия.

    Полученные данные необходимо обсудить, сравнив результаты исследования со сведениями из литературных источников. Для этого часть литературных данных не включают в литературный обзор, а используют при обсуждении результатов исследования.

    Не надо делать много выводов. Но они должны быть четкими и понятными, вытекать из результатов исследования и соответствовать целям и задачам исследования.

    Отчет содержит список использованных литературных источников с указанием авторов, названия цитированной работы, издательства и места издания, необходимо указать год издания, для монографий — количество страниц в книге. Порядковые номера должны соответствовать ссылкам в тексте литературного обзора и обсуждения результатов исследования.

    Таким образом, исследовательская работа в полной мере позволяет продемонстрировать учащемуся полученные компетенции, используя предметную область биологии для представления метапредметных навыков.

    Список литературы

    1. Егоров Л.В. Основы организации научно-исследовательской работы // Биология в школе. 2004. №6.
    2. Кулев А.В. Научный доклад как итог исследовательской работы школьника // Биология в школе. 2003. №1.
    3. Методики исследовательской деятельности учащихся в области естественных наук //Ред.-сост. А.С. Обухов. – М.: МИОО, 2006.
    4. Прокофьев Ю.В., Прокофьева Л.В. Научно-исследовательская работа «Прикладная экология: из опыта работы» // Биология в школе. 2009. №9.
    5. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. 2007. №1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

    В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

    Дистанционные образовательные технологии – один из способов реализации системно-деятельностного подхода при обучении физики.

    Методическая статья, в которой представлен опыт по внедрению дистаннционных образовательных технологий (ДОТ).Приведено обоснование такого выбора, достаточно подробно описываются основные этапы по внед...

    Тезисы « УМК под редакцией Е.А. Быстровой как средство реализации системно-деятельностного подхода при обучении русскому языку »

    Материал предназначен для коллег ( учителей русского языка), которые предполагают работу по учебникам, соответствующим новому ФГОСу....

    Приказ МАОУ "СОШ №8" г. Когалыма об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"

    Приказ МАОУ "СОШ №8" г. Когалыма об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...

    Cnfnmz "К вопросу о реализации системно - деятельностного подхода при обучении математике в условиях ФГОС"

    Статья для учителей математики. В статье обсуждаются возможности использования системно-деятельностного подхода в обучении математики в рамках реализации ФГОС нового поколения. Приводятся примеры испо...

    Приказ МАОУ «Средняя школа №8» об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"

    МАОУ «Средняя школа №8»  Приказ об итогах семинара - практикума " Реализация системно - деятельностного подхода при обучении математике"...