Педагогический совет "Комфортная образовательная среда как фактор обеспечения реализации образовательных стандартов"
методическая разработка

Тюрина Ольга Владимировна

материал содержит разработку педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedogogicheskiy_sovet_komfortnaya_obrazovatelnaya_sreda.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет.

Тема. Комфортная образовательная среда как условие реализации образовательных стандартов

Вопросы:

1. Понятие комфортная образовательная среда

2. Здравствуй, племя молодое, незнакомое. (Особенности современного школьника)

3. Педагогические технологии  как фактор формирования  комфортной образовательной среды

4. Психологический комфорт учителя

1. Понятие  - комфортная образовательная среда

Образовательная среда – это совокупность разнообразных (духовных и материальных) средств, способствующих развитию индивидуальности  обучающихся, в процессе решения образовательных задач. 

Как яркий представитель педологического подхода к детскому развитию Л.С.Выготский указывал на важнейшую роль окружающей социальной среды и её влияния на обучение и развитие школьника: «…социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком, или источником социального развития ребёнка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм» (Л.С.Выготский, 1984, с.265).

   — часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элеметнов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов.    

Образовательная среда современных образовательных систем складывается во взаимодействии новыхобразовательных комплексов - систем, инновационных и традиционных моделей, сложных систем стандартовобразования, сложного интегрирующего содержание учебных программ и планов, высокотехнологичныхобразовательных средств и образовательного материала, и главное, нового качества взаимоотношений, диалогического общения между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами.

Что же такое комфорт?

Комфорт- (от англ. comfort)«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

Комфортная внутришкольная среда – внутреннее пространство школы, система ее условий, позволяющих сохранить психофизическое здоровье учащихся, способствующих их оптимальной включенности в образовательную деятельность, успешной самореализации. Комфорт позволяет максимально сохранить здоровье ребенка, способствует адекватному поведению и успешной деятельности. Поддерживает положительный эмоциональный фон, формирует устойчивое переживание удовольствия от пребывания в школе. Структурными составляющими общего комфорта в школе являются:

физический;

интеллектуальный;

психологический (социально-коммуникативный).

Физический комфорт школьника характеризуется соответствием между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды. Прежде всего, это потребности в особом тепловом и световом режиме, «микроклиматические» особенности помещений - влажность, вентилируемость и т.п. Особенности нашего социума для некоторой категории школьников определяют потребности в пище, в воде, как важном факторе физического комфорта. К этой категории относится и режим работы школы: продолжительность учебных занятий, длительность перемен, «физкультурные минутки», оптимальность составления расписания уроков и т. д. Это все условия, на которых основывается жизнедеятельность человека и которые необходимо учитывать при организации благоприятной внутришкольной среды.

Интеллектуальный комфорт говорит об удовлетворенности человека процессами своей мыслительной деятельности и ее результатами. в учебном процессе - это удовлетворениепотребности в получении информации. На уроках интеллектуальный комфорт достигается сменой видов деятельности, индивидуальной поддержкой отдельных ребят. Поддержка интереса к учебному предмету, является исключительно важным видом развития мотивации, необходимого для интеллектуального развития личности. Ситуация интеллектуального успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком – либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, спорте, художественном творчестве.) Это способствует формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки школьника.

Источником социально-коммуникативного комфорта выступают в первую очередь организационно- коммуникативные условия внутришкольной среды, т.е. организация межличностных взаимодействий субъектов образовательного процесса. (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – родитель. учитель – родитель, учитель – учитель и т.д.) Взаимодействие всех участников образовательного процесса внутри школы порождает особую среду. Уклад школьной жизни, традиции при котором взаимодействие построено на основе достижения доверия, понимания, комфортного состояния и детей и взрослых.

Ребенок становится счастливым, когда ощущает к себе искреннюю любовь, которая снижает тревожность и дает ребенку ощущение безопасности. При этом, отношения учителя и учеников характеризуются такими качествами как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.

В целом состояние комфорта несет с собой чувство удовлетворения собственной деятельностью, положительные мотивы к ее продолжению, что в свою очередь, ведет к индивидуальному развитию личности каждого ученика.

Комфорт- (от англ. comfort)«поддержка, укрепление»

Этимологический словарь Н.М.Шанский

Комфорт- это условия жизни, пребывания; обстановка обеспечивающая удобство, спокойствие и уют

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

2. Здравствуй, племя молодое, незнакомое. (Особенности современного школьника)

Хотя участников образовательного процесса много, все же нельзя отрицать, что наиглавнейшим является ученик.  Каждое поколение особенное, как вы охарактеризуете современных детей.

Слово учителям

Важным качеством современных детей стоит назвать более сильное ощущение своего «Я» в мире, которое чаще всего переходит в чувство собственного достоинства и самоуважения. Следствием этого является более свободное и независимое поведение, чем у детей в прошедшие годы. Чрезмерная опека со стороны взрослых оскорбляет их.Возросли амбиции и самооценка современных школьников. При этом они способны понять свои слабости, недостатки, сравнить себя с другими, самих себя в настоящем и прошлом, т.е. способны к самоанализу, рефлексии. «Умение добиваться успеха» – самое ценное качество личности, по мнению и младших, и «средних», и старших школьников, но старшие ценят еще общий оптимизм, умение не вешать голову, не унывать в любых обстоятельствах. Они явно ценят это в других и стремятся воспитать в себе . В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста . При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей: любой текст должен быть насыщен «большим количеством коротких фраз, отражающих эмоциональное состояние человека; текст сильно фрагментирован, разбит на перемежающиеся смысловые блоки небольшого (два-три абзаца) объема; фрагменты текста слабо связаны между собой, образуют своего рода мозаичное изображение с частично утраченными элементами; текст построен по принципу «описание действия» Современным школьникам присущ скептицизм. У них происходит падение доверия к авторитетам (учителя, родителей и т.д.) и традиционным источникам знаний. Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий. В сегодняшнем образовании ученик ориентирован прежде всего на себя. Это проявляется в активном поиске учеником смысла изучения тех или иных знаний, участия в различных формах педагогического взаимодействия, предлагаемых школой. Данная ориентированность сказывается также на отношении учащихся к результатам своей учебной деятельности. При оценке этих результатов мнение учителей и родителей не является однозначно авторитетным.

Конечно это очень многогранная и сложная проблема, но давайте попробуем если не решить ее, то хотя бы рассмотреть возможные варианты ее решения.

Метод шляп

  • В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
  • Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с семью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, фиолетовой, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
  • Первый говорит: «Возьми белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Шестой брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А седьмой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
  • Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
  • Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
  • Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
  • Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
  • Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
  • Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
  • Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.

Представьте, что нам достались эти шляпы, но нам повезло больше и у каждой по шесть чудесных, цветных шляпок.

Итак, белая шляпа.

Белая шляпа

  • Участники в белой шляпе будут искать в обсуждаемой проблеме только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты .

Красная шляпа

  • Участники в красной шляпе будут анализировать проблему с позиции чувств, им нужно рассказать нам, что почувствовали, какие испытали чувства.

Черная шляпа

  • В чёрной шляпе выступающему нужно попытаться предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.

Желтая шляпа

  • Выступающие будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание изучаемой проблемы только с позиции оптимиста.

Зеленая шляпа

  • В зелёной шляпе выступающий попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Синяя шляпа

  • Контроль над процессом мышления, осмысленность и рефлексия. Что реально из предложенного реально, а что вызывает сомнения.

  • Таким образом мы с вами рассмотрели данную проблемы и даже попробовали найти оптимальные пути ее решения, думаю, что каждый из вас что – то почерпнул из этой работы.

3. Педагогические технологии, как фактор формирования  комфортной образовательной среды

Мы прекрасно знаем, что несмотря ни на какие перемены, капитаном корабля под названием урок, остается учитель, а какие же технологии позволяют сформировать более комфортную психологическую среду?

На уроке интеллектуальный комфорт достигается:

- сменой видов деятельности;

- достижением желаемого результата;

- поддержкой со стороны педагога;

- верой в собственные возможности.

Технологии: проблемная, икт,критическое мышление, игровые.

4. Психологический комфорт учителя

Конечно же, говоря о комфортной  образовательной среде нельзя не затронуть психологический комфорт учителя, который только за один урок решает большое количество конфликтных ситуаций.

Я взяла данные одной из газет, которая недавно провела  исследования среди всех участников образовательного процесса  и вот какой получился  портрет:со стороны самих учителей  ведущими качествами должны быть динамичность,  стрессоустойчивость и предметная грамотность, родители считают, что важнее всего  любовь к работе, авторитетность и открытость,  а дети видят идеального учителя красивым, честным и добрым.
Конечно, каждый профессионал сочетает в себе эти качества, и несомненно они есть и у вас,  и давайте, поподробнее поговорим теперь о нас с вами, какие же мы, а что бы было проще поиграем в ассоциаации.

Упражнение 1 «Ассоциации»

Цель: поиск позитивного смысла в неожиданных вещах.

Ход упражнения.

Учителям предлагается черный не прозрачный пакет с мягкими игрушками. Ведущий по кругу предлагает достать на ощупь любую игрушку и подумать о том, чем эта игрушка похожа на него. Продолжить предложение «Этот предмет похож на меня, потому что…»

Упражнение 2 «Педагогические ситуации»

Профессия учителя самая интересная, потому что у нас не бывает не только двух одинаковых дней, но даже и двух одинаковых педагогических ситуаций. А оттого насколько мы профессионально справимся с ними во многом зависит комфортность образовательной среды. Согласитесь, задачки волки сыты – овцы целы, это наш ежечасный труд.

1.Целый класс солидарно не выполнил домашние задания. Которые вы задаете. Ваши действия?

2.Ученик на уроке в резкой форме выразил недовольство поставленной учителем оценкой. Ваша реакция?

3. Девочка Маша, ученица 7 «В» класса, постоянно отвлекалась на занятиях со своей подругой. Учительница это заметила, и, прервав отвечающего ученика, попросила Машу немедленно продолжить ответ. Девочка совсем не растерялась, очень обстоятельно изложила материал урока, притом, в дополнение, используя в ответе сведения из дополнительной литературы.

Согласитесь, многие знают, как нужно учителям работать, но не многие стремятся стать учителем, потому что это труд, предполагающий постоянную эмоциональную отдачу, причем эмоции должны быть направлены на созидание. В итоге бывает так, что наступает эмоциональное выгорание. Для профилактики я предлагаю Вам попробовать сейчас, и если понравиться взять на заметку -  это релаксационное упражнение на расслабление.

Сядьте поудобнее и для восстановления энергии просто закройте глаза и представить себечто у вас в руках букет красивых цветов, а теперь глубоко вдохните и сделайте медленный выдох, представьте, что  вы чувствуете их запах, , вам спокойно, радостно, комфортно.

Упражнение "Удовольствие" 

А теперь отдохнувшие и посвежевшие, давайте вспомним и перечислим, то что мы делаем каждый день, не только в школе, но и дома. Напишите на листочке семь повседневных дел.
Затем предлагается проранжировать их по степени удовольствия.

Затем объяснить педагогам , что это и есть ресурс, который можно использовать как " скорую помощь" для восстановления сил.


Упражнение «Дружественная ладошка» (музыка)
 Участникам раздаются листки бумаги.
Ведущий: Обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по группе, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание, личностную обращенность, любым образом упоминать сильные стороны конкретного человека. И я с удовольствием присоединюсь к вам.
Выполнение задания участниками.
Ведущий: Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а, может быть, и помогают в какой-то сложный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАСШИРЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Материалы Межрегионального научно-практического семинара «Литература, язык, искусство-основа формирования региональной, национальной и общекультурной идентификации личности учащихся»...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"

Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамк...

Педагогическая практика «Построение образовательной среды ДОО для достижения физических образовательных результатов». Тема: «Индекс здоровья школы».

В современном мире наблюдается резкое снижение физической активности учащихся, и мотивация детей вести активный образ жизни – одна из фундаментальных задач школы. Чтобы дети были активны, активн...

Рябова Ю.В. Правовое обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

В статье указывается на правовое обеспечение дистанционнх образовательных технология при реализации образовательных программ в РФ....