Главные вкладки

    Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
    статья на тему

    Назарова Людмила Степановна

    Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется: новыми образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни.

    Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;  интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

    Важнейшим условием и одновременно средством формирования современной системы образования является информационно образовательная среда (ИОС). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_2014_sovrennaya_ios_v_usl_fgos_nazarova_ls.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Л.С. Назарова

    Россия, г. Челябинск

    Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

    Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

    Основная цель современного образования состоит в формировании новой образовательной системы, призванной стать основным инструментом социокультурной модернизации российского общества. Цель образования формируется: новыми образовательными запросами общества, семьи и государства, широким внедрением информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни.

    Новые технологии обучения обеспечивают современному образованию: стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ;  интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений.

    Важнейшим условием и одновременно средством формирования современной системы образования является информационно образовательная среда (ИОС).

    Информационная образовательная среда школы в контексте ФГОС ООО включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной ИОС.

    С точки зрения образовательного процесса современная ИОС – это открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности.

    На сегодняшний день в нашем лицее выстроена структура пространства, которая дает ощутимые результаты. В процессе создания и использования открытой информационно-образовательной среды происходят изменения, из которых хотелось бы отметить следующие: изменяется функционал и роль руководителя; изменяется организационная структура управления и появляется определенная регламентация деятельности; изменяются способы управления лицеем, выраженные в делегировании полномочий и уровня ответственности за различные участки работы; изменяется организационная культура; возникают новые формы взаимодействия, неформальная организация работы.

    Получены качественные результаты: повышение уровня учебной мотивации, качества образования, так как каждый ребенок знает, что его успехи или неуспехи на уроках будут известны родителям практически в режиме реального времени; ведение учебного процесса с использованием курсов с ИКТ-поддержкой, размещенных в обновленной информационной среде лицея; обеспечение наглядного, прозрачного образовательного процесса, доступного всем его участникам; повышение информационной культуры, профессионального мастерства учителя; повышение ИКТ - компетентности учащихся; повышение мотивации учащихся в освоении учебных предметов; оперативность принятия управленческих решений, внедрение практики вебинаров; широкое использование дистанционных форм проведения обучающих семинаров для детей, родителей, педагогов.

    С приходом в школу ИКТ образовательная среда лицея меняется. В настоящее время наш лицей обеспечен и техникой, и возможностями коммуникаций, и электронными образовательными ресурсами. Целью создания современной образовательной информационной среды лицея является содействие возникновению и развитию процессов образовательного сетевого взаимодействия между объектами и субъектами среды, а также формированию активности субъектов, побуждению образовательных и социальных инициатив для развития компетентности как общественно и личностно значимой ценности. Создание и развитие такой информационной среды, является основной целью государственной политики в области информатизации образования на ближайшие годы.

    Современная информационно-коммуникационная предметная среда включает: совокупность программно-аппаратных средств и систем, компьютерных информационных (локальных, глобальной) сетей и каналов связи, организационно-методических элементов системы образования и прикладной информации об определенной предметной области.

    Функционирование информационно-коммуникационной предметной среды определяется следующими факторами: осуществлением информационного взаимодействия пользователей как между собой, так и с экранными представлениями изучаемых объектов, влиянием на рассматриваемые процессы или явления, учебные сюжеты, протекающие и развивающиеся на базе использования распределенного информационного образовательного ресурса данной конкретной предметной области; возможностью работать в условиях реализации встроенных технологий обучения, ориентированных на обучение закономерностям данной конкретной предметной области.

    Результатом работы по созданию ИОС лицея является электронно-образовательный продукт:

    - Электронные учебники, энциклопедии, тренажеры.

    - Авторские разработки рабочих программ и уроков.

    - Новые шаблоны тестов.

    - Бинарные уроки.

    - Сайт лицея – победитель городского конкурса сайтов образовательных учреждений г. Челябинска в номинации «Самый инновационный сайт лицея, гимназии, созданный на других платформах», I место в городском конкурсе «Лучшие интернет-представительства образовательных учреждений г. Челябинска», в номинации «Лучший сайт образовательного учреждения г. Челябинска», в общероссийском конкурсе «Лучший школьный сайт» заняли 14 место по России и 2 рейтинг по г.Челябинску.

    -Блоги учащихся и учителей. Блог кафедры новых информационных технологий победитель конкурса «Лучшие интернет-представительства специалистов ОУ г.Челябинска - 2012».

    - Проекты Интел (2 проекта, 1  Диплом победителя I регионального конкурса «История успеха»).

    -Победители областного конкурса педагогических работников образовательных учреждений, разработавших научно-методические материалы по образовательной робототехнике и современному цифровому оборудованию в 2013 году.

    -Электронное Портфолио учащихся и педагогов, методическая копилка (Федеральный уровень).

    -Сетевые проекты.

    -Структурированные каталоги ЦОР и ЭОР и др.

    Для организации единой информационно-образовательной среды лицея: установлен сервер, 20 бухт витой пары. Наличие 7 управляемых коммутаторов, приобретенных в 2013 году,  позволяют модернизировать локальную сеть, как в основной, так и  сделать монтаж проводной локальной сети  во всех корпусах начальной школы, с целью увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности сети  лицея.

    В 2015 году в лицее будут обновлены ноутбуки в предметных лабораториях, закуплены электронные учебники и методические пособия по всем предметам с целью повышения интереса учащихся к процессу обучения и для дальнейшего использования электронных учебников учащимся.

    Начата работа по обновлению локальной сети  в лицее  с целью повышения уровня защиты ИОС лицея и качества обслуживания(QoS). Ведутся работы по созданию распределенной сетевой инфраструктуры на базе серверной и выделенных коммутационных узлов, расположенных на каждом из этажей лицея, как в основном здании, так и в начальной школе.  Вертикальная инфраструктура (канал связи серверная - коммутационный узел) выполнена на базе оптоволоконных проводов. Горизонтальная инфраструктура коммутационный узел - конечный пользователь исполненного на базе медного кабеля «витая пара».

    Все эти факты говорят об устойчивости инновационной деятельности.

            Эффективность реализации современной электронной образовательной среды проявляется в повышении качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ, обеспечении доступа учителей и учащихся к информационным ресурсам, наличие информационной культуры педагогов и учащихся, повышение их уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки в области современных информационных технологий, осознание педагогами своей новой роли в современной школе, постоянное повышение уровня компетентности в овладении и использовании новых технологий.

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование универсальных учебных действий обучающихся в условиях информационно-образовательной среды школы

    ИОС   Компоненты на бумажных носителях   Компоненты на CD/DWDносителях   Интернет среда ИОС   Индивидуализация учебного процесса   Организация коллективной дея...

    Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО

    Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...

    Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"

    В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитыв...

    Статья ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    В данной статье рассматривается  каким образом происходит процесс  поликультурного образования по средствам английского языка...

    Методическая разработка «Исследовательская и проектная деятельность при обучении физике как эффективный инструмент реализации ФГОС в условиях цифровой образовательной среды»

    Проектная деятельность формирует способность учащихся планировать собственную работу, а учебные исследования наполняют процесс обучения личностным смыслом. Поэтому, для эффективного освоения норм иссл...

    Тематическая статья на тему "Развитие образовательной среды школы и повышения мотивации к обучению учащихся в условиях реализации ФГОС"

    В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знан...