Выступление на педагогическом совете на тему: "Поиск путей оптимизации образовательной среды школы в целях обеспечения доступности качественного образования"
статья на тему

Ткаченко Надежда Евгеньевна

В данном материале был проведен поиск оптимальных путей повышения качества образования.Для этого были выделены уровни активности детей, что способствовало отысканию направлений работы с детьми, учитывая их индивидуальные особенности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любимовская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Поиск путей оптимизации образовательной среды

школы в целях обеспечения доступности

 качественного образования»

                                                                                 Подготовила:

                                                                                 учитель иностранного

                                                                                 языка                                                                                    

                                                                                Ткаченко Н.Е.

 2016

        В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, которая ориентирована на вхождение в мировое образовательное пространство, на социальный запрос, который сформировался в нашем обществе за период реформ.

        Основная проблема, которая стоит перед современным обществом – как найти подход к каждому ребенку с целью обеспечения доступности качественного образования.

        Качество школьного образования  это такая совокупность его свойств, которая позволяет решать задачи по подготовке разносторонне развитой личности гражданина, способной ориентироваться в ценностях мировой и отечественной культуры, осуществлять выбор профессии, адаптироваться в новых социально-экономических условиях, осуществлять непрерывное самообразование, личностное самосовершенствование.

        Для выполнения требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на современном этапе, необходимо проводить поиск оптимальных путей образовательной среды школы. При этом под значением оптимальный понимается наилучший для имеющихся сегодня условий путь для достижения реальных возможностей учеников и учителя в данный момент.

        Для обеспечения качественного обучения необходим решительный поворот от массового обучения и воспитания к усилению индивидуального подхода, развитию творческих способностей, опора на активные методы обучения, на формирование личности.

        Содержание обучения усваивается детьми по-разному: один не может продемонстрировать усвоенных раннее знаний; другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, демонстрирует феноменальные способности; а третий демонстрирует определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет учиться». В процессе обучения необходимо учитывать, что все его ученики индивидуальны, и не все способны полностью усваивать необходимый учебный материал. Задача учителя – правильно организовать учебный процесс, чтобы дать им возможность научиться за счет специально предусмотренных приемов учебной деятельности, наметив при этом пути формирования учебных навыков учащихся. Необходимо, прежде всего, знать психолого-педагогические особенности учеников, чтобы выбрать основные направления работы с ними. Проблема у некоторых учителей состоит в том, что они не могут найти те условия, которые следует создать, чтобы учебная работа и учение протекали естественно и с необходимостью создавали такие условия и, как результат, такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться. Обучение является результатом, методом учителя.

        Выделяют несколько уровней активности ребенка, особенности которых учителю необходимо учитывать при работе:

  1. нулевой уровень активности;
  2. относительно активный уровень;
  3. исполнительно-активный уровень;
  4. высокий творческий уровень.

При нулевом уровне активности ученики пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя. Они не имеют заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение;

        В данном случае педагогу необходимо:

  • Не предлагать ученикам заданий, которые требуют быстрого перехода внимания с одного вида деятельности на другой;
  • Проводить минутки психологической разгрузки;
  • Создавать особую эмоциональную атмосферу урока.

При относительно активном уровне ученики проявляют заинтересованность только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приемами преподавания; охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учению.

При таком уровне активности учителю следует:

  •  «Держать» их внимание вопросами, которые учащиеся задают сами в конце урока по теме;
  • Эмоционально поддерживать таких учеников;
  • Создать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на весь урок.

При исполнительно-активном уровне ученики систематически выполняют домашнее задание, с желанием включаются в учебную деятельность; предлагают оригинальные пути решения; работают преимущественно самостоятельно. Такие ученики начинают скучать, если материал прост, задания не дифференцированы, если учитель занят со слабыми учащимися. В таком случае они постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения.

При работе с учениками с исполнительно-активным уровнем учитель должен:

  • Побуждать их к самостоятельности в учении;
  • Стимулировать их  проблемными, частично поисковыми и эвристическими ситуациями;
  • Создавать ролевые ситуаций (роль эксперта наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.).

При высоком творческом уровне ученики любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; стремятся к самовыражению через различные виды творчества.

При работе с такими учениками педагогу необходимо:

  • Использовать специальные приемы, стимулирующие творческую деятельность;
  • Создавать условия для самореализации личности; возможности выразить свое особое отношение к миру.

        В своей работе учитель должен иметь позицию, что  ребенок в школе – не просто ученик, он – личность, где образовательная среда призвана способствовать тому, чтобы ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности, общения и самосознания с учетом своих психофизиологических особенностей и учебных возможностей. Для этого приоритетным в деятельности современных школ должен стать ресурсный подход.

        Ресурсный подход ориентирует на то, что в школе должен присутствовать ребенок с его возможностями и желаниями, потребностями и мотивами, радостями и тревогами, удачами и неудачами. Таким образом, данный подход позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей. То есть требуется дифференциация обучения  создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы путем их организации в однородные (гомогенные) группы.

        При дифференцированном обучении необходимо соблюдать следующие принципы:

  • принцип свободы выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  • принцип деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности; ученик должен уметь использовать свои знания);
  • принцип идеальности (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  • принцип обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Учителю следует учитывать и настроение учеников, и степень их заинтересованности, и уровень понимания. Кроме того, важно учитывать национальные особенности учащихся, формировать гуманистическое отношение между детьми, недопущение национальной розни, использование имеющихся у детей знаний по этнокультурной специфике своей национальности в учебном процессе.

С целью повышения качества обучения учащихся необходимо использование различного рода педагогических технологий, в основе которых лежит организация взаимодействия учителя и ученика.

        Некоторые учителя применяют традиционные методы обучения, которые имеют низкую педагогическую эффективность. В классе в силу индивидуальных различий по каждому предмету стихийно складывается структура сильных, средних и слабых учащихся, управлять которой преподаватель не может по сути своей технологии. Чаще всего учитель ориентируется на работу с одной или двумя категориями учащихся. В результате страдают либо дети, проявляющие повышенные способности к предмету, либо отстающие, либо и те и другие. Жертвой этой технологии является не только ребенок, но и применяющий ее учитель. На сегодняшний день наиболее эффективны ряд технологий:

  • Объяснительно-иллюстративные технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии;
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технология модульного обучения;
  • Технология дифференцированного обучения и воспитания;
  • Развивающие технологии;
  • Акмеологические технологии;
  • Технология обучения и воспитания без насилия;
  • Технология проблемного обучения и воспитания;
  • Технология полного усвоения знаний;
  • Технология сотрудничества;
  • Технология коллективного взаимодействия.

        С целью повышения качества обучения необходимо также изменение ментальности педагогов. Каждый учитель в работе с любыми детьми обязан найти эффективные технологии, оптимальные пути повышения качества образования именно на его уроке. Конечно, не всякий учащийся способен достичь творческого уровня овладения знаниями. Однако, чем выше эффективность применяемой педагогической технологии, квалификация и компетентность учителя, тем большее количество учащихся достигнет успехов в обучении.

Немаловажную роль в мотивации к учению является эстетический критерий. Он имеет сильное влияние на отношение школьников к учению, школе. Дети чутко реагируют на неряшливость в одежде учителя, косноязычие, неумение правильно интонировать речь, на неуклюжесть педагога, его неадекватные жесты и мимику. Педагог-мастер во все времена был выразительным педагогом. Эффективная педагогическая психология не может не быть красивой; она наполнена чувством меры; гармонии цели, содержания и формы.

        Кроме того, педагогу необходимо:

  • Развивать у школьников положительную мотивацию к обучению;
  • Осуществлять взаимосвязь обучения учащихся с их воспитанием и развитием;
  • Применять личностно-ориентированные педагогические технологии, предусматривающие субъект-субъектный, деятельностный, индивидуальный, дифференцированный подходы, способствующие повышению качества обучения;
  • Создавать психологическую атмосферу, благоприятную для обучения всех категорий учащихся, которая способна обеспечить доступность качественного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Воспитание личности- важнейшее условие оптимизации образовательного процесса"

Процесс воспитания перетерпел различные изменения. Поворот личности к школе заставляет нас искать различные подходы. В данной разработке кратко раскрываются понятия "Личность", "Содержание воспит...

Дистанционное обучение школьников как средство обеспечения доступного качественного образования

Выступление на районном семинаре директоров школ (презентация к выступлению http://nsportal.ru/node/786022 )...

ПРОГРАММА обеспечения доступности качественного образования обучающимся с разными потребностями и возможностями

Программа повышения качества образования состоит из 2 блоков.1 блок. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей остаётся одной из приоритетных задач современного образования в Росси...

Выступление на педагогическом совете по теме "Стратегия и тактика гимназии в условиях реализации и внедрения ФГОС общего образования"

Современная школа призвана обеспечить развитие у своих выпускников деятельностных способностей, которые позволяют им полноценно войти в следующий период своей жизни и быть ее субъектами. Чтобы найти с...

Выступление на педагогическом совете №6 от 22.05.2017 «Наша новая школа»

Реализация планов долгосрочного развития экономики и соци­альной сферы Российской Федерации, обеспечивающих рост бла­госостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал. Успешность ...

Выступление на педагогическом совете по теме: "Организация /использование цифровой образовательной среды как средства воспитания современных школьников"

Наступило новое время – время информационных технологий и высоких достижений, когда массово внедряются цифровые технологии во все жизненные сферы человечества, в том числе и все сферы образовани...

Проект «Обеспечение доступности качественного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» - модель внедрения ФГОС ОВЗ (представление опыта работы МАОУ СОШ № 146)

Материал содержит текст выступления на августовском совещании педагогических работников Кировского района г.Екатеринбурга...