Главные вкладки

    Информационная карта инновационного педагогического опыта "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку"
    методическая разработка по английскому языку на тему

    Воеводина Лесанна Владимировна

    Информационная карта представляет краткое описание инновационного опыта применения технологии образовательного путешествия на занятиях английского языка в учреждении дополнительного образования в рамках реализации дополнительной общеобразовательной программы "Путешествие с английским".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inform.karta_voevodina_lv.docx32.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    1.Тема инновационного педагогического опыта

    Тема: "Технология образовательного путешествия как средство создания практикоориентированной образовательной среды в обучении английскому языку» (в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие с английским»)

    2. Источник изменений

          Современное общество требует от образования формирования у учащихся готовности работать с различными источниками информации, умения решать комплексные проблемы, заниматься самообразованием в разных культурных средах, устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними ресурсами. Но в практике преподавания иностранного языка педагог постоянно сталкивается с трудностями и противоречиями, так как в наше время молодое поколение пресыщено изобилием информации и их нелегко бывает заинтересовать учебой.

    Также мониторинговые исследования показывают, что у  учащихся недостаточно сформирована такая ключевая компетенция, как коммуникативная, поэтому педагогу необходимо искать новые подходы в преподавании своего предмета, новые способы мотивации учащихся, в том числе и через вовлечение детей в активную практическую деятельность.

    1. Изучив технологию образовательного путешествия, мы пришли к выводу, что детям будет интересно изучать английский язык в такой форме. Использование педагогами в профессиональной деятельности технологии образовательного путешествия создает условия для развития у учащихся нового актуального качества – образовательной мобильности.

    3. Идея изменений

              В настоящее время технология образовательного путешествия является предметом профессионального интереса педагогического сообщества, поскольку соответствует принципам системно-деятельностного подхода, актуальна в рамках реализации задач открытого образования. В логике данной технологии строятся все учебные занятия по дополнительной программе «Путешествие с английским», которая реализуется в МОУ ДО «Центр детского творчества» для учащихся среднего школьного возраста (11-14 лет).

    Поскольку каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом, то главной идеей изменений следует считать такую организацию образовательной деятельности, когда важным становится создание практикоориентированной обучающей среды с изменением функций педагога (он становится консультантом, тьютором) и возрастанием самостоятельной деятельности учащихся. Ребенок вовлекается в ситуацию поиска через «погружение в путешествие», когда ему предоставляется возможность выбора собственного маршрута познания при изучении определенной темы. Технология позволяет учащимся не только получать языковые знания культурологического характера и расширять свой кругозор. "Путешествуя", учащиеся создают свой собственный альбом путешественника, в котором собирают рисунки, фотографии, видеоматериалы и рассказывают о местах, где побывали, которые собираются посетить, о своих впечатлениях от поездок, о национальной кухне, национальных видах спорта и т.д. Альбом пополняется идеями и рисунками по изучаемым темам программы в течение всего периода обучения.

    Такая практическая деятельность позволяет заинтересовать детей новой познавательной информацией, новыми формами работы на учебных занятиях, повышать мотивацию к изучению английского языка, способствует формированию коммуникативной культуры.

    Практикоориентированная деятельность, в которую вовлекается ребенок, позволяет ему не только усваивать новые знания и способы деятельности, но и «присваивать их», то есть образовательные события не только проживаются и переживаются, но и соотносятся с имеющимся личностным опытом и, как результат, принимаются в систему собственных ценностей.

    Концепция изменений

    Концепция технологии образовательного путешествия основывается на ценностях открытого образования: образовательной мобильности, культурной грамотности, индивидуальной истории, является ответом на вызовы нашего времени. Путешествие несет за собой серьезные личностные преобразования: человек, отправляющийся в путь, расширяет границы известного, формирует свое отношение к окружающему через активное проживание и переживание увиденного и услышанного в путешествии. Целью путешествия является самопознание и самосовершенствование. Таким образом, становясь участниками путешествий, учащиеся получают опыт ценностных переживаний, приобретенные знания "присваиваются " ребенком и позволяют ему стать успешным в будущем.

    Актуальность

    В современном обществе активно развиваются международные связи, люди стали много путешествовать. Но отсутствие навыков иноязычной речи не только создает языковой барьер во время путешествий, но и затрудняет межличностное и межкультурное общение с носителями изучаемого языка в различных жизненных ситуациях.

    Изучение английского языка по программе «Путешествие с английским» с использованием технологии образовательного путешествия способствует подготовке учащихся к активному сознательному владению иностранным языком в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении и письме, что позволит снять языковые барьеры во время общения с зарубежными сверстниками, в путешествиях в англоязычные страны, в участии в совместных международных проектах. Перед учащимися, владеющими английским языком на базовом уровне, открывается больше возможностей: они способны помочь родителям лучше ориентироваться и чувствовать себя более уверенными в незнакомой стране, самостоятельно могут использовать английский язык как универсальное средство общения, в том числе и со сверстниками. Актуально, что на протяжении всего освоения программы учащиеся знакомятся с социально - культурной жизнью людей англоязычных стран, творчеством английских и американских писателей, поэтов, общественных деятелей, что позволяет им стать успешными в реалиях постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

    Новизна

    В содержании программы включено значительное количество познавательного материала страноведческого и культуроведческого характера, практически на всех учебных занятиях используются видеоматериалы о достопримечательностях, правителях, традициях и истории англоязычных стран, которые и позволяют создать на занятии ситуацию «погружения в путешествие». Ребенку создаются условия для непосредственного взаимодействия с окружающими объектами, которые становятся основным средством получения информации о мире и человеке, о странах изучаемого языка.

    На протяжении всего процесса обучения дети совершают образовательное путешествие – этому способствует включение в учебное занятие материалов рабочей тетради "Love English" (авторская учебно-методическая разработка педагога), которая подразумевает различные игровые задания, направленные на изучение и закрепление лексики по различным учебным ситуациям. Пособие разработано в формате сказочного сюжета: систематическое успешное выполнение заданий позволит героям сказки попасть в страну изучаемого языка.

    В процессе освоения программы в течение учебного года учащиеся создают собственный проект - творческий альбом, в котором учащиеся собирают картинки, фотографии, видеоматериалы по теме "Мои путевые заметки" и рассказывают о местах, где побывали, которые собираются посетить, о своих впечатлениях от поездок. Создание такого альбома происходит на протяжении всего учебного года. В конце года проводится конкурс-презентация созданных продуктов.

    В обучении широко применяются игровые приёмы и наглядность, используется дидактический материал, электронные образовательные ресурсы (обучающие видеоматериалы, видео-тесты), детская художественная литература, обширный информационный материал.

    Ожидания

    1. Технология образовательного путешествия, на основе которой построена концепция образовательной программы, предполагает создание такого практикоориентированного образовательного пространства, которое способствует максимальному развитию личности ребенка, «давая простор для проявления индивидуальных интересов, вкусов, наклонностей, возможностей для творческого подхода», позволяя тем самым увидеть движение и личностный рост. В рамках реализации программы создаются благоприятные условия для становления личности, ее самоопределения в культурном пространстве.
    2. Ожидается повышение уровня сформированности ключевых компетенций учащихся (в том числе коммуникативных), что будет способствовать повышению качества знаний, формированию умений, наработке определенных навыков, и в целом, формированию успешного жизненного опыта.

    Затруднения в реализации

           При реализации программы возможны следующие затруднения:

    • увеличение временного ресурса для подготовки к учебным занятиям (подбор видео и иных материалов, текстов и т.д.);
    • изменение процедур взаимодействия педагога и учащегося требуют организации специальной деятельности, в процессе которой на основании личных ощущений и наблюдений у детей будет происходить формирование новых представлений.

    Риски

    В условиях открытого образования существует серьезная опасность, связанная с тем, что взрослые могут стать диктаторами по отношению к детям при выборе образовательных услуг (взрослым всегда кажется, что они знают точно, что нужно детям). В связи с этим педагогам и родителям важно уметь принимать точку зрения детей как заказчиков образовательных услуг, которые понимают, зачем они получают образование: «non scholae, sed vitae discimus» (не для школы, а для жизни мы учимся), дети сами должны осознавать необходимость обучения иностранному языку.

    5. Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)

    • высокий уровень профессионализма педагога, знание технологий открытого образования, в том числе владение технологией педагогического консультирования;
    • достаточное программно-методическое, дидактическое обеспечение, позволяющее создавать ситуацию "погружения в путешествие";
    • наличие материальной базы (современное мультимедийное оборудование, доступ в Интернет).

    6. Результат изменений

    1. "Образовательное путешествие" ориентировано на развитие личности ребенка, на его умение выстраивать диалог с окружающим миром.
    2. Расширяя свое образовательное пространство, увеличивая число контактов во внешней среде, распределяя свое время и свои возможности, а также используя свои способности для самообразования, ребенок будет не только успешно формироваться как личность, но и в дальнейшем активно интегрироваться в социум.
    3. Важным результатом следует считать возможность продолжения обучения иностранному языку на продвинутом уровне, продолжение обучения по индивидуальным образовательным маршрутам в рамках программы "Совершенный английский" (программа ориентирована на детей старшего школьного возраста).

    7. Описание инновационного опыта

          Каждое учебное занятие в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Путешествие с английским» строится на основе технологии образовательного путешествия. Для создания практикоориентированной образовательной среды на основе технологии образовательного путешествия на учебных занятиях используется практика совмещения двух основных средств: использование учебно-методического пособия "Love English" и создание учащимися творческого альбома "Мои путевые заметки".

    В творческом альбоме учащиеся собирают рисунки, фотографии, видеоматериалы и рассказывают о местах, где побывали, которые собираются посетить, о своих впечатлениях от поездок, о национальной кухне, национальных видах спорта и т.д.  Альбом пополняется идеями и рисунками по изучаемым темам программы в течение всего периода обучения.

    Рабочая тетрадь "Love English" включает различные игровые задания, направленные на изучение и закрепление лексики по различным учебным ситуациям. Пособие представлено в формате сказочного сюжета: выполнение дифференцированных заданий (составление пазлов, поиск слов, разгадывание кроссвордов, игровые задания) позволит героям сказки попасть в страну изучаемого языка.

    Каждое занятие дети совершают небольшое путешествие в страну изучаемого языка.

    Примерные элементы занятий: чтобы отправиться в путешествие, учащимся необходима подходящая одежда, для этого нужно выучить английские слова и выражения по темам "Одежда" и "Погода", выполнить задания в рабочей тетради "Лав Инглиш"; а затем в альбоме "Мои путевые заметки" создать страничку с описанием "Какую одежду я возьму в поездку в страну...". Другой пример: для поездки в определённую страну необходимо узнать о национальной кухне. Итак, при изучении темы "Еда" учащиеся просматривают видео, изучают лексику, выполняют тесты, выполняют задание в рабочей тетради "Лав Инглиш". После этого в своём альбоме создают страничку о традиционной кухне выбранной страны.

    Так же в альбом могут включаться открытки или короткие письма личного содержания: прочитав пример письма в учебнике, учащимся предлагается написать ответное сообщение другу о том месте, где они проводят (сейчас, проводят обычно, провели) каникулы. В подобных заданиях выполняется несколько задач: развитие навыков письма, закрепление грамматического материала (времена глагола), расширение словарного запаса, расширение кругозора.

    Чтение вслух текстов страноведческого содержания проводится в форме литературной гостиной с целью отработки навыка чтения, транскрипционных и интонационных особенностей языка. Так же, с целью знакомства с зарубежной литературой, английскими и американскими писателями в рамках образовательной программы систематически организуются посещения детской библиотеки. Совместные занятия проводятся в формах: ролевая игра, игра-путешествие, пиратская вечеринка («Остров сокровищ»), литературная гостиная, час размышлений, и т.д. С целью проверки усвоения страноведческого материала проводятся занятия в форме виртуальных путешествий по странам, викторины, игровые занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....

    Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

    Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    Представление собственного инновационного педагогического опыт...

    Информационная карта инновационного педагогического опыта

    Педагогическая идея:Школа  несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

    Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России. Социальная направленность способствует развитию гражданской позиции обучающихся, п...

    Инновационный педагогический опыт «Метод проектов как способ реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку»

    Цель: внедрить метод проектов для реализации личностно-деятельностного подхода в обучение английскому языку....