Разработки уроков по истории 10 класс

Рындина Ирина Павловна

Раздел содержит разработки уроков по истории  для 10 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № 1

Тема урокаВведение в курс изучения истории.

Предмет изучения истории

Цели урока:

на основе актуализации знаний курса всемирной истории и курса отечественной истории подвести учащихся к пониманию значимости и важности изучения истории; актуализировать знания учащихся по видам исторических источников и периодизации истории;

продолжить развитие умений анализировать информацию, делать выводы и обобщения, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах;

создать условия для развития интереса школьников к исторической науке, создать предпосылки для дальнейшего самообразования

Форма урока – эвристическая беседа.

Оборудование – на доске высказывания известных людей о значимости истории; меловые схемы «периодизация истории» и «виды исторических источников». Как вариант электронная презентация по теме урока

Ход урока:

1.  Оргмомент

2.  Беседа по актуализации знаний учащихся о предмете изучения и значимости истории;

3.  Беседа по актуализации знаний учащихся о видах исторических источников и периодизации в исторической науке;

4.  Знакомство с требованиями к изучению истории, ведению тетрадей и характеристика учебника истории;

5.  Подведение итогов. Рефлексия

План:

1.  Понятие «история» и вспомогательные исторические дисциплины

2.  Виды исторических источников

3.  Необходимость изучения истории

4.  Периодизация истории

5.  Предмет изучения истории в 10 классе и краткая характеристика учебника

6.  Требования к изучению истории и ведению тетрадей.

7.  Домашнее задание

История – это учительница жизни.

Потому что не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда

остаться ребенком. Цицерон.

Учитель говорит о том, что в этом году школьникам предстоит изучать всю историю с древнейших времен до XIX века на более высоком уровне обобщения. В общих чертах учащиеся уже имеют представление о том, что изучает история, какие исторические источники существуют, на какие периоды она делится и для чего ее необходимо изучать.

Давайте сегодня об этом и поговорим. Сколько толкований понятия «история» вы знаете? (Заслушиваются версии учащихся). Понятие «история» имеет несколько толкований – происшествие; рассказ о происшедшем (повествование); наука. Итак, сформулируйте, пожалуйста, определение истории как науки. (Заслушиваются версии учащихся).

Вот как определяет историю энциклопедический словарь - ИСТОРИЯ (от греч. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследуются факты, события и процессы на базе исторических источников, которыми занимаются источниковедение и ряд вспомогательных исторических дисциплин.

Вспомогательные исторические дисциплины (специальные исторические дисциплины), изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников.

А теперь проверим вашу эрудицию. (Учитель последовательно задает вопросы по каждой дисциплине и при необходимости дает свои пояснения). Кто знает, что изучает

генеалогия (родословную),

этнография (описание народов),

геральдика (гербы),

историческая метрология(старинные меры веса, длины и т. п.), 

нумизматика (старинные монеты), 

бонистика (бумажные деньги),

палеография (старинные надписи),

сфрагистика (старинные печати), 

археология(вещественные источники),

топонимика (названия),

 историческая география (пространственную локализацию исторического процесса),

хронология (системы летосчисления и календари) и др.?

В тетрадь записывается определение: история – это комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

Учитель предлагает вспомнить – откуда ученые узнают о прошлой жизни человечества?

(Выслушиваются версии учащихся).

Все вместе это называется ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ – (это все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.). Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Как вы думаете, каких источников сохранилось больше?

Кто нам напомнит, какие виды исторических источников существуют? Заслушивается ответ учащихся. На доске чертится схема или слайд презентации:

https://pandia.ru/text/80/097/images/image001_114.gif ВИДЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПИСЬМЕННЫЕ

УСТНЫЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ

Назовите перечень исторических источников по видам. Учащиеся, как правило, без труда отвечают на этот вопрос. Вы замечательно работаете! Идем дальше!

А теперь еще один интересный и важный вопрос – для чего вам необходимо изучать историю? (Выслушиваются версии учащихся). Для чего нужно больше знать об истории человечества? Подумайте, какое значение имеет история для всего человечества и для вас лично? В результате беседы учитель подводит школьников к следующим мыслям, которые затем фиксируются в тетрадях: Историю необходимо изучать для того, чтобы

1)  Учитывая накопленный человечеством опыт, не повторять его ошибок, учиться на ошибках других и своих стран, народа, лидеров и т. п.;

2)  Чтобы использовать в своей деятельности уже имеющиеся у человечества знания и опыт в различных областях деятельности, чтобы «не изобретать велосипед»:

3)  История учит осмысливать и анализировать события прошлого, помогает лучше понять и объяснить многие современные проблемы.

4)  Расширить свой кругозор, развить свои способности, быть эрудированным человеком. (Это важно при изучении любого школьного предмета);

Придумайте образные выражения о значимости истории и запишите их в тетрадь. Учитель просит нескольких учеников зачитать свои записи. А теперь посмотрите, что говорили известные люди о важности истории для каждого человека. (Открывается доска с цитатами, или слайд презентации, ребята предлагается переписать в свои тетради понравившиеся цитаты). Возможно обсуждение, предложенных цитат. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

История включает в себя великое множество различных фактов, и чтобы легче было ориентироваться в них, необходима определенная система. Историки поделили всю историю на определенные периоды.

А что такое периодизация? Что вам известно о периодизации истории? (Выслушиваются версии учащихся). Периодизация, деление процессов развития общества или природы на отличающиеся друг от друга периоды на основе определенных признаков или принципов.

На какие два курса делится вся история, изучаемая в школе? Обычно ребята без труда вспоминают, что история подразделяется на Всеобщую (всемирную) и отечественную историю. Кроме этого, история имеет свои периоды развития – это история первобытного общества, древнюю историю, средневековую историю, новую историю, новейшую историю.

Ученики чертят линию времени и отмечают все основные периоды истории и их хронологические границы. (ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.) Учитель отмечает, что не только вся история делится на периоды, но и исторические события тоже имеют свою периодизацию и просит ребят привести примеры. (Например, Вторая мировая война, Гражданская война и т. п.). Отмечается также, что существуют различные точки зрения на периодизацию истории и отдельных исторических событий.

Затем учитель кратко, опираясь на схему, рассказывает о темах, которые будут изучены в этом учебном году и отмечает на схеме хронологические рамки курса истории в 10 классе.

Вам предстоит работать в этом году по интегрированному курсу истории. Что это значит? Мы будем изучать параллельно историю России и всеобщую историю с древнейших времен и до XIX века.. Исторические события излагаются более обобщенно, и акцент делается на анализе исторических ситуаций и причинно-следственных связей. Раньше вы в каждом классе изучали отдельный период истории, а в предстоящем учебном году мы попробуем взглянуть на историю как бы с высоты птичьего полета, чтобы увидеть всю картину целиком во всех взаимосвязях. В 10 классе мы овладеем основами научного подхода к истории, что даст ориентиры для понимания истоков проблем и противоречий современного российского общества и мирового развития, а также перспектив их решения. Предполагается ознакомление с различными взглядами ученых на события прошлого.

Далее учитель знакомить десятиклассников со своими требованиями к изучаемому предмету, рассказывает о формах работы (лекции, семинары, практикумы и др.) и контроля знаний в течение года (тесты, зачеты, контрольные срезы, терминологические и исторические диктанты и т. п.). Так же оговариваются общие требования к ведению тетрадей по истории. Затем дается краткая характеристика учебника, по которому учащиеся будут изучать историю в текущем году.

Домашнее задание: Написать эссе на тему любой цитаты об истории.

Что нового для себя вы поняли на уроке сегодня? Рефлексия.

Учитель комментирует выставляемые оценки и благодарит за работу на уроке.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Цитаты о значимости истории

Главный урок истории заключен в том, что человечество необучаемо.

У. Черчилль

Не любить историю может только человек совершенно неразвитый умственно.

История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого.

Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости.

История человечества – это непрерывное стремление от темноты к ясности.

Ф. Нансен

Вся история есть не что иное, как образование человека человеческим трудом.

К. Маркс

История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.

Цицерон

Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю.

Ф. Абрамов

Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории

Надо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.

История — это исключительно процесс очеловечивания человечества.
Л. Фейербах

История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики.

И. Ганди

История — то происходящее, которое, пересекая время, уничтожая его,

соприкасается с вечным.

К. Ясперс

Чтобы писать историю достойным образом, надо забыть о своей вере, своем

отечестве, своей партии.

П. Буаст

История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы.
Г. Гегель

Многие скверные ученики стали знаменитыми историческими личностями. Как видно, историю легче делать, чем учить ее.

Л. Фелеки

Все действительно всемирно-исторические события происходят дважды: первый раз в виде великой трагедии, во второй - в виде жалкого фарса. 

Г. Гегель

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ

1 вариант

https://pandia.ru/text/80/097/images/image002_88.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image003_65.gifПервобытность Древний мир Средневековье Новое время Новейшее время

https://pandia.ru/text/80/097/images/image004_43.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image005_45.gif2 млнhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image006_38.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image007_34.gif 3 тыс. . V XV XX

https://pandia.ru/text/80/097/images/image008_26.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image009_25.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image009_25.gif 1 1 1 1

н. эhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image010_22.gifhttps://pandia.ru/text/80/097/images/image009_25.gif 2012 г.



Предварительный просмотр:

История России, 10 класс.

Тема урока: «Древнерусское государство при Владимире. Принятие христианства».

Цели и задачи урока:

- определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси.

- в ходе работы на созданием образа князя Владимира сформировать у учащихся целостное представление о периоде становления российского государства;

- показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

- способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснить смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

Историческая проблема:

Неоднозначна личность князя Владимира. Он запятнал себя убийством Рогволода и его сыновей, которые никогда не были его врагами. Он изнасиловал дочь Рогнеду и заставил её быть его женой. Он вероломно уничтожил собственного брата. Он предал своих боевых товарищей – варягов, оказавших ему помощь в захвате власти. Он отличался многожёнством: летопись говорит о пяти, так сказать, законных и невероятном количестве наложниц князя. Его грехи можно ещё долго было бы перечислять.

Но вот, что любопытно: в памяти народной он остался князем Владимиром Красное Солнышко. Почему?

ХОД УРОКА.

1.Вступительное слово учителя.

Владимир Красное Солнышко…. Славный воитель, защитник Русской земли, могущественный князь, которому служат доблестные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович…. К основу этого былинного образа легла народная память о Владимире, сыне князя Святослава. Путь его к великокняжескому престолу был нелёгок, третий сын Святослава, он по своему положению в княжеской семье не был равноправен с братьями, ибо матерью его была рабыня Малуша.

2.Работа в группах.

Класс делится на три группы, каждая группа получает рабочий лист с заданиями.

Работа с информацией, представленной в учебнике и энциклопедиях.

ГРУППА 1. Правление Владимира можно разделить на два этапа – языческий, до принятия христианства и христианский, после принятия христианства. В «языческий период» летописи пишут о Владимире как о человеке жестоком и безнравственном. Почему?

Подтвердите это историческими фактами. Проанализируйте следующие события:

- проанализируйте биографические данные князя Владимира.

- захват Владимиром Киевского престола.

- внутренняя политика князя Владимира.

ГРУППА 2.Владимир был великим полководцем, но он не был завоевателем. Почему?

- определите направления военных походов князя Владимира.

- какова цель этих походов.

- результаты и итоги внешней политики Владимира

ГРУППА 3 .Принятие Владимиром христианства.

В чём значение принятия христианства для Руси?

После крещения Владимира русские летописи почти ничего не сообщают о нём, хотя он ещё правил добрую четверть век. Отчего такая немилость?

 15 июля 1015 г. Владимир скончался. «Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нему. И положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем.» - гласит русская летопись.

Назовите позитивные стороны деятельности князя Владимира.

Итоги урока.

Значение принятия христианства.

Принятие христианства способствовало:

- укреплению государственной власти;

- распространению христианской морали ( «не убий», «возлюби ближнего, как самого себя») и христианских норм поведения - равенства всех перед богом, помощи бедным др.;

- приобщению к византийской (греческой) культуре;

- появлению на Руси славянской письменности;

- укреплению международных связей Руси.

Почему князь Владимир воспет в народных былинах?

Крупнейший русский историк С. М. Соловьёв дал следующую оценку его ратным трудам: «деятельность Владимира, как она высказывается в преданиях, отличается от деятельности его предшественников. Он часто ведёт войну, но он ведёт её для того, чтобы подчинить Руси снова те племена, которые воспользовались удалением отца его, усобицами братьев и перестали платить дань: так воюет он с радимичами, вятичами, хорватами. Он пользуется опытом отцовским, советам старика дяди и отказывается от завоевания народов, далёких, сильных своей гражданственностью.. Главная черта деятельности Владимира состоит в защите Русской земли, в постоянной борьбе со степными варварами. Святослав заслужил упрёк, что для чужой земли покинул свою, которую едва было не овладели варвары; Владимир, наоборот, стоял всегда сам настороже против этих варваров и устроил сторожевую линию из ряда городков или укреплений по близким к степи рекам. Понятно, какое впечатление на народ должна была произвести такая разница между отцом и сыном».

Русь при Владимире.

Важнейшей политической задачей Владимира было укрепление единства Русской земли. Владимир покончил со всеми местными княжениями и поставил там наместникаками своих сыновей, которые проводили политику отца, следили за сбором дани для княжеской казны, обеспечивали порядок и покой русских людей, защищали родную землю от врагов Где какому сыну княжить, сколько дани взимать с той или иной земли – всё это определял князь киевский, князь всея Руси.

Внешняя политика Руси при князе Владимире.

1.Поход против Дунайской Болгарии. Заключение мира.

2.Западное направление:

-борьба с Польшей, завоевание Червена и Перемышля

г.-походы против вятичей.

983г.- Владимир покорил литовское племя ятвягов

984г.- поход на радимичей

985г. – обложил данью Хазарию.

988г.- покорил земли Таманского государства.

Вывод: При князе Владимире сложилось Древнерусское государство с единой территорией, системой власти, единой верой и православной культурой.



Предварительный просмотр:

Урок по теме: «Россия после Смуты. Правление первых Романовых"

Цель урока: охарактеризовать внутреннюю политику первых Романовых; рассказать о реформах государственного управления, о преобразованиях сельского хозяйства и промышленности

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные понятия: самодержавие, воеводское правление, Земской собор, мануфактура.

Оборудование: учебник А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов «История России XVII-XIXвека. 10 класс 1 часть», раздаточный материал в виде карточек с вопросами.

Важнейшие даты: 1613-1645 гг. - правление Михаила Романова; 1632-1634 гг. - Смоленская война; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича; 1649 г. - принятие «Соборного уложения".

Ход урока

I.  Организационный момент

II. Проверка домашнего задания:

  1. Контрольный лист Россия в 17 веке "Смутное время"
  2. Выводы

Периоды Смуты:

  1. период. Боярский период - время правления Годунова с 1598 по 1605 гг. Основным инструментом политики являются слухи и доносы. Борьба за веру.
  2. период. 1606-1610 гг. - обострение социальной борьбы. Дворяне и казаки, черносотенные и посадские крестьяне - все втянулись в смуту.
  3. период. 1610-1613 гг. - время польско-шведской интервенции. Главная проблема - защита суверенитета России, основные движущие силы: черносошные и посадские крестьяне.

III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Вопросы учащимся.

-Назовите последствия Смутного времени ?

  • Разрушение производительных сил (восстановились лишь через 50 лет);
  • Потеря территорий (побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
  • Ослабление всех государственных структур;
  • Изменена природа царской власти (царя выбрали);
  • Повысился статус церкви.

IV. Мы вспомнили последствия смутного времени, что же нужно было сделать в дальнейшем?

 Сообщение темы и целей урока.

V. Изучение новой темы.

Возрождение самодержавия.

Восстановление хозяйства.

Укрепление военной мощи государства.

Непростые задачи пришлось решать Михаилу Романову.

Посмотрим, каких успехов добился Михаил Фёдорович во время своего правления.

Самостоятельная групповая работа.

I группа.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Какое это имело значение для развития России?

Используйте учебник § 28 с. 268-269 п.1 и п.2

Проверка самостоятельной работы.

Восстановление и укрепление самодержавной власти.

Упорядочение системы управления- введение воеводского правления на местах.

Вывод. В этот период была достигнута политическая стабильность в обществе.

II группа.

Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны? Используйте учебник § 28 стр. 269-270.

Проверка самостоятельной работы.

1. Восстановление срока сыска беглых крестьян в 5 лет и запрет их перехода от одного владельца к другому.

2. Введение нового налогообложения.

3. Возвращение в государственное тягло всех горожан.

4. Назначение казакам земельных окладов или денежного жалованья.

5. Решительная борьба с пьянством.

Вывод. Созданы условия для возвращения к мирной созидательной жизни. В условиях возрождения страны власть опиралась на феодальное сословие.

I группа.

Как личностные качества Михаила Федоровича повлияли на дальнейшее обустройство государства?

(§28 с.275)

II группа

Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?( § 28 п. 6. стр.271-273)

Проверка самостоятельной работы.

1 декабря 1618г. – Деулинское перемирие между Россией и Польшей на 14,5 лет;

Польский король не отказывался от претензий на русский престол.

27 февраля 1917 г – Столбовский мирный договор между Россией и Швецией

За Швецией оставалось побережье Балтийского моря с городами Ям, Копорье, Орешек и Ивангород;

России возвращен Новгород с округой.

Вывод: На западной границе и в Прибалтике Россию силой вернули к границам конца XVв. Но зато установился мир.

Однако международная ситуация в 30е годы меняется. Весной 1632г умирает польский король Сигизмунд III. В Польше началась борьба за власть. Усилиями русских дипломатов создан русско-шведский союз против Польши.

1632-1634 – Смоленская война

4июня 1634г – Поляновский мирный договор между Россией и Польшей .

Подтверждены границы по Деулинскому перемирию (Смоленск за Польшей)

Польский король Владислав отказался от прав на русский престол.

Вывод. Укреплеплены позиции династии Романовых как в внутри страны, так и на международной арене. Укреплена обороноспособность страны.

V. Подведение итогов урока.

Как вы оцениваете успехи, которые были достигнуты Михаилом Романовым?

Вывод. Успехи, достигнутые в этот период, имели важное значение для дальнейшего развития страны. В стране был установлен мир, порядок, закон, укрепились позиции династии Романовых. Страна поднялась из руин.

VI. Выставление оценок за работу на уроке.

VII. Задание на дом: §28, вопросы и задания. Сообщение о личности Алексея Михайловича.

I группа.

В чем проявилось восстановление и укрепление самодержавия в послесмутное время?

Какое это имело значение для развития России?

Используйте учебник § 28 с. 268-269 п.1 и п.2

II группа.

Какие мероприятия принимаются для восстановления экономики страны?

Используйте учебник § 28 стр. 269-270.

III группа

Какие меры приняты для укрепления военной мощи страны?

Используйте учебник ( § 28 п. 6. стр.273-275)



Предварительный просмотр:

Урок истории России с использованием ИКТ в 10-м классе по теме

"Россия накануне преобразований"

Цели урока:

формирование представлений у учащихся о периоде русской истории конца ХVII века;

развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности. Умения анализировать, обобщать и систематизировать знания по данной теме; способствовать воспитанию волевых качеств, самоорганизации, личностного отношения к истории своей страны, уважительного отношения к наследию прошлого.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.

Основные понятия: местничество, славяно-латинское училище, "стрелецкие деньги, стрелецкий хлеб", Расправная палата, Славяно-греко-латинская академия, Чигиринские походы, Крымские походы (1687, 1689 г.г.), Вечный мир с Польшей.

Оборудование урока:

  1. ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 2).
  2. Учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99.
  3. Исторический документ – фрагменты из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».
  4. Опорные конспекты учащихся (Приложение 1) .

Этапы урока.

I. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.

II. Актуализация ранее изученного материала.

На предыдущих занятиях вы знакомились с событиями ХVII века, который вошел в историю не только как «бунташный век», но и как переходная эпоха от традиционного общества к модернизированному; от Московского царства к Российской империи , создателем которой являлся царь-реформатор – Петр I .

Но фундамент его преобразований был заложен именно в ХVII веке, отцом реформатора – Алексеем Михайловичем , царствование которого было вами рассмотрено на предыдущих уроках.

III. Определение объекта и предмета изучения.

Соблюдая принцип последовательности при изучении истории, сегодня нам необходимо приступить к рассмотрению периода правления Петра I.

- Правильно? (учитель сознательно провоцирует детей на неправильный ответ).

Обратите внимание на даты окончания одного царствования и начала другого.

Между ними наблюдается разрыв длиной в 13 лет, т.е., на ленте времени образовалось своеобразное «белое пятно» .

Имеем ли мы право вычеркнуть эти 13 лет из истории и сразу приступить к изучению эпохи Петра I ? (нет, т.к. будет нарушен принцип последовательности и систематичности изучения).

Таким образом, мы сейчас с вами определили объект нашего изучения или другими словами тему урока: «Россия накануне правления Петра Первого» ).

Запишите тему в своих опорных конспектах.

А что будет являться предметом изучения, т.е. что конкретно мы будем рассматривать на уроке? (знакомиться с правителями того времени, которые и определяли варианты дальнейшего развития страны).

IV. Определение целей урока.

Что нам скажут просто имена правителей – Федор и Софья?

Если говорить о Федоре ,, то наверняка многие удивятся, узнав, что был такой правитель. Но посмотрите, какую противоречивую оценку дают историки этому правителю. Кто прав?

Если говорить о Софье , то о ней мы знаем немного больше, благодаря знаменитому портрету Репина, при взгляде на который ужас охватывает, и роману А.Толстого «Петр I», в котором Софья предстает перед нами такой же, как и в работах историка Платонова «….жестокой коварной интриганкой, рвущейся к власти, цеплявшейся за все старое…».

Но посмотрите на другой портрет Софьи , и на другую оценку. Абсолютно другая женщина и правительница.

  • Кто прав?
  • Где истина?
  • Почему оценки историков столь противоречивы?
  • Кем же на самом деле были эти правители? Какой след они оставили в русской истории? .

Вы можете сейчас дать ответы, на поставленные мной вопросы? Почему? (уровень знаний об этом периоде и о деятельности этих правителях недостаточен).

Как тогда можно определить цель сегодняшнего урока?

Обратитесь к своим опорным конспектам. Из предложенного списка целей урока выберите ту, которая, на ваш взгляд, будет наилучшим образом содействовать раскрытию темы или предложите свою.

Цель (варианты):

  1. выяснить, что собой представлял период правления царя Федора и царевны Софьи;
  2. на основе исследования периода русской истории II пол. ХVIIв. определить роль личности царя Федора и царевны Софьи в русской истории;
  3. рассмотреть период правления царя Федора и царевны Софьи и определить их роль в русской истории.

Следовательно, сегодня на уроке вы будете заниматься исследовательской деятельностью. Какие навыки и умения вы будете использовать при осуществлении исследования?

Умение выделять главное, отделять существенное от второстепенного, находить причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы, конспектировать.

V. Изучение нового материала.

Инструктаж.

Для того, чтобы провести полноценное исследование одного источника информации будет недостаточно, поэтому вы будете работать по двум источникам:

  • традиционный – учебник А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России ХVII – ХIХ века», &9, стр.89- 99;
  • альтернативный - главы из учебника А.П.Богданова «История России до Петровских времен».

Так как у нас два неизвестных правителя, поэтому на уроке будут работать две группы. Одна группа ) будет заниматься исследованием правления царя Федора, другая группа  исследовать правление царицы Софьи.

Работу вы будете осуществлять самостоятельно и индивидуально.

Каждый будет работать с источником по определенному параметру и результаты вносить в свой опорный конспект.

На всю самостоятельную работу вам отводится 15 минут, после чего начнется обсуждение результатов вашей работы.

В конце урока при оценивании вашей деятельности будут учитываться следующие факторы:

  • насколько полно и точно вы проанализировали свой параметр;
  • качество вашего устного ответа;
  • дополнения как устные, так и письменные в опорных конспектах;
  • участие в обсуждении.

Вопросы есть по работе? Приступаем к исследованию.

Самостоятельная работа учащихся – исследование исторической литературы.

VI. Первичное закрепление изученного материала.

Учащиеся озвучивают результаты своего самостоятельного исследования; выбирают мнение историка, который, на их взгляд, точнее и правильнее отразил сущность правления «неизвестных царей» и определил их роль в русской истории; делают самостоятельные выводы, определяя роль правителей Федора и Софьи в русской истории; ответы учащихся сопровождает презентация учителя.

(При необходимости учитель корректирует и дополняет ответы учащихся. Возможны дополнения учащихся из других групп).

VII. Подведение итогов урока.

Возможные выводы учащихся 

на основе проведенного исследования периода русской истории II пол. ХVIIв., нами был ликвидирован пробел в знаниях.

  • мы определили, что в этот период времени был продолжен курс на модернизацию страны, методы осуществления которой можно охарактеризовать как либеральные и ненасильственные;
  • правители, проводившие дальнейшую модернизацию, были очень образованными и просвещенными для того периода времени, самостоятельны в своем правлении, т.е. были фактическими правителями, а не номинальными;
  • к сожалению, можно констатировать тот факт, что большинство россиян имеют искаженное представление об этих исторических личностях.

VIII. Организация домашнего задания. Рефлексия.

Парадоксален тот факт, что таких просвещенных правителей, как Федора и Софью, принято выставлять в истории как ретроградов или вообще не упоминать о них.

Как вы думаете, почему так произошло?

В качестве домашнего задания я предлагаю вам поразмышлять на эту тему и написать эссе: «Причины забвения Федора и Софьи» или «Причины несправедливого отношения к Федору и Софье».

Для полного подведения итогов урока необходимо оценить вашу деятельность.

Еще раз назовите, каким видом деятельности вы занимались на уроке, какие навыки и умения использовали, что у вас вызвало затруднение, а с чем вы справились легко.

В соответствии с представленными критериями  оцените свою работу самостоятельно.