Разработки уроков по истории 9 класс

Рындина Ирина Павловна

Раздел содержит разработки уроков по истории для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внешняя политика. Русско-японская война 1904 – 1905 гг.

Цели урока:

  • проанализировать основные направления внешней политики России в начале XX века
  • выяснить причины, характер, основные этапы, итог Русско-японской войны
  • воспитывать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории

Оборудование: Компьютер, документы, тесты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка темы и цели урока. 

В тетрадях записать тему урока.

III. Решение учебных целей урока.

Учитель: Сейчас очень немногое может напомнить о той далекой войне. Несколько строчек из песен о гордом "Варяге", вальс "На сопках Маньчжурии", отдельные эпизоды исторических романов - вот, пожалуй, и все. Между тем русско-японская война 1904-1905 г. серьёзно повлияла на весь дальнейший ход российской истории и надолго определила отношение России со Страной восходящего солнца.

1. План урока

Для этого мы разберем следующие вопросы на уроке.

  1. Внешняя политика России в начале XX века.
  2. Причины и характер Русско - японской войны 1904-1905 гг.
  3. Ход военных действий.
  4. Итоги и последствия Русско - японской войны.
  5. Личности.
  6. Отображение войны в литературе и кинематографе.

2. Работа с эпиграфом

"Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:"
В. Плеве

Знакомство с картой военных действий.

3. Основные направления внешней политики.

Объяснение учителя с опорой на иллюстративный материал

Активность России на Дальнем Востоке:

-1894 г-японско-китайская война, ультиматум России;

-1896 г-русско-китайский оборонительный союз; строительство КВЖД;

-1898 г-аренда у Китая Порта-Артура;

-1900 г-ввод русских войск в Маньчжурию под предлогом охраны КВЖД;

-1902 г-англо-японский союз против России;

-25 января 1904 г -разрыв дипломатических отношений Японии и России;

-ночь, 26 августа 1904 г.- Япония без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре.

4. Причины и характер русско - японской войны 1904-1905 гг.

(документы на столах у каждого)

беседа с уч-ся; работа с документами "Из воспоминаний Б.Л.Романова и Л.И. Деникина" о соотношении сил; анализ документов; выводы; запись причин и характера войны в тетрадь:

Причина русско - японской войны - столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке.

Характер войны - захватнический с обеих сторон.

5. Ход военных действий

Анализ таблицы с опорой на иллюстративный материал (Приложение 1)

Запись в тетрадь хронологической цепочки 

(26.01.1904г.>Варяг>Ляоян>Шахэ>Порт-Артур>Мукден>Цусима>Портсмут(23.08.1905г.)

Объяснение учителя I этапа войны (Приложение 1)

Учитель: 26 января 1904 г. одновременно с нападением на Порт - Артур японцы атаковали находящиеся в корейском порту Чемульпо крейсер "Варяг" и канонерскую лодку "Кореец".

24 февраля 1904 г. в Порт - Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом вице-адмирал С.О. Макаров. Под его руководством Тихоокеанская эскадра перешла к активным действиям, но 31 марта разыгралась трагедия. В ходе, которой адмирал погиб. Эти события привели в шоковое состояние все русское командование. Они имели фатальное последствие для дальнейшего хода войны. Новый командующий эскадрой отказался от активных действий на море. Это сказалось на результатах военных операций на суше.

Анализ эпизода из книги А.Степанова "Порт -Артур" и песня "Варяг"

":Между тем "Варяг медленно опрокидывался на левый бок. Сотни глаз с затаенным дыханием следили за гибелью героического корабля. Русские матросы, эвакуированные на иностранные суда, с тоской и болью в сердце смотрели на родной "Варяг", которым они привыкли гордиться и на котором только что пережили трагические минуты неравного боя, ежесекундно рискуя своей жизнью: Медленно погружавшийся корабль вдруг на мгновение замер и, вздрогнув всем своим огромным телом, быстро пошел под воду. Все матросы сняли фуражки и закрестились. Многие плакали, не стыдясь своих слез:"

Впоследствии о подвиге "Варяга" была написана песня. В честь погибшего боевого корабля один из крейсеров военно-морского флота России обязательно носит гордое имя "Варяг".

Объяснение учителя II этапа войны (Приложение 1)

Оборона Порт - Артура оттягивала значительные силы японцев. 7 месяцев длилась осада, японцы предпринимали многократные штурмы, не прекращали бомбардировок. Но 20 декабря 1904 г. крепость была сдана. По признанию японцев, это стало для них приятным "новогодним сюрпризом".

Знакомство с фрагментом "Энциклопедия для детей" Аванта +,т. 3 о сдаче Порт - Артура

Фрагмент "Энциклопедия для детей АВАНТА+, т.3" -

":Русское общество было потрясено вестью о падении Порт-Артура. Его героическая оборона приковала к себе внимание всего мира . Защитники крепости мужественно отражали все атаки. Только с августа по ноябрь они отбили четыре общих штурма; при этом японцы понесли большие потери.

Душой обороны крепости был талантливый военачальник генерал Роман Кондратенко. Он понимал, что, пока держится Порт-Артур и сохранён флот, Россия может рассчитывать на победу в войне, поэтому делал всё возможное, чтобы отстоять крепость. 2 декабря Кондратенко погиб. Вскоре после этого начальник Квантунского укреплённого района Стессель, невзирая на протесты многих офицеров и недовольство солдат, подписали акт о капитуляции, хотя возможности обороны не были исчерпаны.

157 дней держалась крепость. Она отвлекала огромные силы противника, не давая ему возможности продолжить наступление в Маньчжурии. В боях за Порт-Артур погибли многие представители старинных самурайских принцев. Немалые потери понес при осаде и неприятельский флот. Падение Порт-Артура вызвало взрыв негодования в России, приблизив начало первой русской революции."

Беседа по фрагменту

Знакомство с III этапом войны (Приложение 1)

После сдачи Порт - Артура война уже была проиграна, однако царизм настаивал на продолжении бессмысленного похода 2-ой Тихоокеанской эскадры под командованием Рожественского из Кронштадта во Владивосток.   Последним сражением русско-японской войны стало морское сражение, происшедшее 14-15 мая 1905 г. в Корейском проливе у острова Цусима.

К утру, русская эскадра перестала существовать как боевая единица. Во Владивосток сумели прорваться лишь один крейсер и два эсминца. Никогда еще русский флот не подвергался такому разгрому.

Русская 2-я Тихоокеанская эскадра под командованием З.П. Рождественского

Японский флот под командованием адмирала Того

11 броненосцев

10 крейсеров

9 эсминцев

4 броненосца

48 крейсеров

21 эсминец

42 миноносца

6. Итоги и последствия Русско - японской войны.

Беседа, выводы учащихся;

Запись результатов в тетрадь:

Причины поражения России в русско - японской войне:

-Экономическая и военно-техническая отсталость России.

-Бездарность командования.

-Помощь Японии со стороны Англии и США.

-Нестабильность в стране в связи с революцией.

Последствия поражения России в войне с Японией:

- Общественное недовольство самодержавием, позорно проигравшем войну с Японией;

- Ослабление позиций России на Дальнем Востоке;

-Дестабилизация внутриполитической обстановки в России - рост революционной борьбы.

Сражения

Потери русских

Потери японцев

Оборона Порт-Артура

27000 чел.убитыми и ранеными

90 000 чел.убитыми и ранеными

Сражение под Ляояном

16500чел.

24000чел

Сражение под Мукденом

89000чел

71000 чел

Цусима

5000чел.

_________

Работа с документом "Мирный договор между Россией и Японией" и вопросы к документу

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются: 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и :2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..

СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:

Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."

(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)

Вопросы к документу:

Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

Чего лишилась Россия в результате этой войны?

7. Личности.

Знакомство с участниками войны. (Приложение 1)

СТЕССЕЛЬ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1848-1915) - Российский военачальник, генерал-лейтенант (1901.В русско-японскую войну начальник Квантунского укрепленного района, проявил бездарность и трусость, сдал Порт-Артур противнику, хотя возможности обороны исчерпаны не были. Приговорен военным судом к смертной казни, но помилован царем.

КОНДРАТЕНКО РОМАН ИСИДОРОВИЧ(1857-1904) - Генерал-майор, военный инженер. С начала войны назначен командующим сухопутной обороной крепости Порт-Артура, организатор и герой её защиты. Погиб в декабре 1905 г, защищая крепость.

МАКАРОВ СТЕПАН ОСИПОВИЧ(1848/49-1904) - Российский флотоводец, океанограф, вице-адмирал (1896). Руководитель двух кругосветных плаваний (в 1886-89 на "Витязе" и 1894-96). В начале русско-японской войны командовал Тихоокеанской эскадрой в Порт-Артуре. Погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на мине 31 марта 1904 г.

АЛЕКСЕЕВ ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1843-1918), российский военный и государственный деятель, адмирал (1903). С 1899 главный начальник и командующий войсками Квантунской области и морскими силами Тихого океана. В русско-японскую войну главнокомандующий сухопутными и морскими силами (по октябрь 1904). С 1905 член Государственного совета.

ВЕРЕЩАГИН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЕВИЧ(1842-1904), русский живописец. Был близок к передвижникам. Погиб при взрыве броненосца "Петропавловск" в Порт-Артуре.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ЗИНОВИЙ ПЕТРОВИЧ (1848-1909), российский вице-адмирал (1904). В русско-японскую войну командовал 2-й Тихоокеанской эскадрой, совершившей переход из Балтийского моря на Дальний Восток и разгромленной в Цусимском сражении (1905).

ВИТТЕ СЕРГЕЙ ЮЛЬЕВИЧ (1849-1915), граф (1905), российский государственный деятель, почетный член Петербургской АН (1893). Министр путей сообщений в 1892, финансов с 1892, председатель Кабинета министров с 1903, Совета Министров в 1905-06. Инициатор введения винной монополии (1894), проведения денежной реформы (1897), строительства Сибирской железной дороги. Подписал Портсмутский мир (1905).

РУДНЕВ ВСЕВОЛОД ФЕДОРОВИЧ - (1855-1913), российский контр-адмирал (1905). В русско-японскую войну 1904-05 командир крейсера "Варяг", героически сражавшегося с превосходящими морскими силами противника.

КУРОПАТКИН АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ(1848-1925) - российский генерал от инфантерии (1901). В 1898-1904 военный министр. В русско-японскую войну командовал войсками в Маньчжурии. Куропаткин - один из виновников неподготовленности России к войне с Японией. Во время русско-японской войны после отставки Алексеева стал командующим всеми вооруженными силами на Дальнем Востоке. Показал себя безвольным и бездарным военачальником, смещен с поста в марте 1905 года после поражения русской армии под Мукденом.

8. Отображение войны в литературе и кинематографе

Объяснение материала (Приложение1)

Многие писатели-современники откликнулись на русско-японскую войну. Свое "простое слово" сказал В.Гаршин, который сам был на войне. В Англии была опубликована антивоенная статья

Л.Толстого "Одумайтесь!". Своей бессмысленной жестокостью поразила русско-японская война

Леонида Андреева, своё негодование он выразил в рассказе "Красный смех" (первоначально "Война").

На тему русско-японской войны в советское время были созданы следующие произведения: "Цусима" Новиков-Прибой, "Путь к Цусиме" Худяков П.К., "Расплата" Семёнов В., "Порт-Артур" Степанов А., "Доблесть русского флота" Озерецкая Е. и многие другие.

Просмотр киноотрывка, 1904 г. о Русско - японской войне

IV. Закрепление

Устный опрос учащихся:

  1. Нужна ли эта война была России, несмотря на то, что войну начала Япония? Какие цели преследовало царское правительство в этой войне? При ответе используйте эпиграф. ("Чтобы удержать революцию, нам нужна маленькая победоносная война:").
  2. Каковы последствия Русско-японской войны?
  3. После серии крупных военных поражений в 1904 г. российское общество не могло не задаться вопросом: как могло случиться, что маленькая Япония взяла верх над могучей Россией? Как бы вы ответили на этой вопрос?

Индивидуальный тест:

Тест: Внешняя политика России в начале XX века.

1. Укажите даты русско-японской войны:

1)1903-1905гг;

2) 1904-1905 гг;

3) 1905-1906 гг;

4) 1906-1907 гг.

2. Укажите, какое событие выпадает из общего логического ряда:

1) гибель крейсера "Варяг";

2) оборона Порт-Артура;

3) Цусимская битва;

4) Брусиловский прорыв;

5) Портсмутский мир.

3. Во время русско-японской войны погиб выдающийся русский художник:

1) В.В.Верещагин;

2) И.К.Айвазовский;

3) А.И.Куинджи.

4. Расставьте следующие события в хронологической последовательности:

1) сражение под Ляояном;

2) падение Порт- Артура;

3) сражение у реки Шахэ;

4) Цусимская битва;

5) сражение под Мукденом.

5. Портсмутский мирный договор предусматривал:

1) возмещение Россией материальных потерь Японии;

2) оккупацию японскими войсками острова Сахалин;

3) Передачу Японии Южного Сахалина.

Мирный договор между Россией и Японией

Портсмут, 23 августа 1905 г.

":Статья III. Россия и Япония взаимно обязуются:

 1)эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2)возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Манчьчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории..

СтатьяV. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие её часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда:

Статья VI. Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чун(Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все её разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в её пользу:

Статья IX. Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории..."

(Кирьянов И.К. Россия. 1900-1917. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. Пермь, ПГУ, 1993. С.143-145.)

Вопросы к документу:

Где и когда произошло подписание мирного договора между Россией и Японией?

Чего лишилась Россия в результате этой войны?



Предварительный просмотр:

Урок по теме "Экономические реформы П.А. Столыпина". 9-й класс

«Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не  в состоянии был ничего делать».

П.А. Столыпин

Цели:

  • Обеспечить усвоение учащимися целей, содержания и значения реформ П.А. Столыпина.
  • Подвести учащихся к пониманию причин, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.
  • Продолжить формирование умений участвовать в обсуждении, аргументировано высказывать свое мнение, работать с историческими документами, картой, самостоятельно делать выводы.

Учебное оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, карта «Российская империя в 1907-1914 гг. Аграрная реформа П.А. Столыпина», презентация, раздаточный материал.

Оформление доски: новые слова (отруб, хутор, кооперация, артель), дата начала проведения реформ  П.А. Столыпиным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся 

III. Изучение новой темы.

Тема: Экономические реформы П.А. Столыпина

Постановка цели: 

1. Познакомиться с исторической личностью – Столыпин Петр Аркадьевич 
2.  Усвоить цели, содержание и значение реформ П.А. Столыпина
3. Понимать причины, по которым реформы П.А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране.

План: 

  • Аграрная реформа: ее цели, сущность, направления.
  • Методы проведения реформы и ее итоги.
  • Другие реформы и планы Столыпина.

Биографическая справка.


24 августа 1906 г. была опубликована правительственная программа. Она состояла из 
двух частей: сначала – успокоение, потом – реформа. Успокоение страны проходило при помощи использования чрезвычайных мер и объявления в некоторых районах империи военного положения с введением там военно-полевых судов (ок. 4 тыс. чел. казнены, 26 тыс. – направлены на каторгу). Во второй части программы предлагалось немедленно начать аграрную реформу. (Как вы думаете, почему именно с переустройства жизни деревни решил начать реформы П.А. Столыпин?

 Россия преимущественно аграрная страна, крестьянство  – это самое многочисленное сословие. Потому что после отмены крепостного права в 1861 г. земля находилась в собственности помещиков и монастырей (42%) и в распоряжении общин (58%). У 10,5 млн. крестьянских дворов было земли столько же, сколько у 30 тыс. помещиков, т.е. проблема крестьянского малоземелья не была решена. Рост капиталистических отношений в деревне сдерживался помещичьим землевладением, общинным характером землепользования и относительной бедностью крестьян (прослойка крепких (кулацких) хозяйств малочисленна (10%)). Аграрный вопрос – одна из причин революции 1905-1907 гг. 

Решен ли был аграрный вопрос в ходе Первой российской революции? 

Таким образом, государству предстояло решить эту проблему путем реформирования.) 
Мероприятия, которые планировалось проводить в ходе реформы, были изложены в  указе от 9 ноября 1906 г
. о порядке выхода крестьян из общины. 

Работа учащихся с историческим документом и учебником. Прочитать пункт «Разрушение общины» и ответить на вопросы: 

  • Какое право каждому крестьянину давал этот указ?
  • Почему указ особо оговаривал необходимость свести в один участок все наделы выходивших из общины крестьян? Что такое чересполосица?
  • Какой порядок выхода из общины был предусмотрен указом?
  • Каковы способы выхода из общины?
  • Какова цель проведения правительством аграрной реформы?

Однако крестьяне не спешили выходить из общины. Выходили в основном зажиточные крестьяне и беднота. Как вы думаете почему? (Бедняки выходили из общины, чтобы продать землю и поправить свое материальное положение. А зажиточные крестьяне не нуждались в поддержке общины и могли стать еще богаче, прикупив земли.)

Работа с новыми понятиями – хутор и отруб. Задание для учащихся: откройте раздел «Расширяем словарный запас» в конце параграфа стр. 48, прочтите значения понятий и попробуйте изобразить в виде схемы или рисунка каждое из этих понятий.

Получили ли крестьяне в ходе аграрной реформы помещичью землю?

Помещичье землевладение осталось неприкосновенным. Тогда возможно ли решение проблемы крестьянского малоземелья в центральной России? Отчасти за счет продажи земли беднотой и пополнения ими класса рабочих. А как быть дальше? И вот отдельным направлением аграрной реформы была переселение крестьян из центральных губерний в Сибирь и Степной край. Устанавливались многочисленные льготы для желающих отправиться на новые места. Переселенцы на 5 лет освобождались от налогов, получали в собственность землю (15 га на главу семьи и 45 га на остальных членов семьи), денежную ссуду. Мужчин освобождали от воинской повинности. В первые годы реформ переселение развивалось быстрыми темпами. Затем этот процесс несколько замедлился. В целом число переселенцев составило 3134753 чел. Переселенческая политика имела положительное значение: а) увеличилось население Сибири; б) освоено более 30 млн. десятин пустующей земли; в) становление земельных отношений в переселенческих районах проходило по пути создания крепких единоличных хозяйств. Однако были и те, кто возвратился – 546607 ( 17,4%). Как вы думаете почему? Плохая организация переселения, климатические условия.

Вывод:

Цели реформы:

  • сохранить помещичье землевладение;
  • увеличить слой зажиточного крестьянства за счет самих же крестьян (увеличить опору царизма в деревне – кулачество) (слайд 15)

Методы проведения реформы:

  • Разрушение общины (указ от 09.11.1906 г.), (выход на отруба и хутора)
  • Переселение крестьян за Урал (цель ослабить земельный голод в центральных губерниях России; отправить безземельных и бунтующих крестьян подальше от помещичьих имений) (слайд 16)

Работа учащихся с текстом учебника. Задание для учащихся: Самостоятельно сформулировать и записать итоги аграрной реформы в тетрадь. (слайд 17)

  • Усилилось социальное расслоение крестьянства.
  • Пополнение рабочего класса.
  • Рост посевных площадей, увеличение экспорта хлеба, закупок сельхозмашин, удобрений.
  • Освоение переселенцами пустующих земель в Сибири.
  • Зарождение сельхозкооперации.

В полной ли мере были достигнуты цели аграрной реформы? 


Программа модернизации России (реформирования) включала в себя помимо аграрной реформы еще ряд преобразований. Большое значение Столыпин придавал изменению деятельности местного управления и суда. В готовящемся проекте данной реформы во главу угла было поставлено уравнение в правах крестьян с другими сословиями. Кроме того, Столыпин готовил ряд законов, которые должны были обеспечить неприкосновенность личности, пересмотр статей уголовного права. Правительство также планировало сделать доступным, позже и обязательным начальное образование. Но! Все начинания Столыпина встретили непонимание в обществе.
Таким образом, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными.

IV. Рефлексия

Две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина.

1. Деятельность Столыпина была сопряжена с нарушением прав народа и направлена на уничтожение или ограничение демократических достижений революции 1905-1907гг.
2. Политика Столыпина была направлена на создание стабильного правового государства в России и сохранение основ политического режима, установившегося с 1905 году.

Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной?

______________________________________________________________

1.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

а) 9 января 1905 г.                б) 10 декабря 1906 г.        в) 9 март 1905 г.

2.С какого события принято начинать историю первой русской революции:

а) с восстания на броненосце «Потемкин»;

б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;

в) с «Кровавого воскресенья»

3.Каковы итоги первой российской революции:

а) социальный переворот в стране;

б) отмена выкупных платежей;

в) свержение самодержавия;

4.Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:

а) Правительственный лагерь;                б) Либеральный лагерь;

в) Революционный лагерь.

5.Кто не относился к движущим силам первой российской революции:

а) рабочие;                                б) крестьяне;        

в) мелкая буржуазия;                г) интеллигенция. 

______________________________________________________________

1.Назовите дату «Кровавого воскресенья»:

а) 9 января 1905 г.                б) 10 декабря 1906 г.        в) 9 март 1905 г.

2.С какого события принято начинать историю первой русской революции:

а) с восстания на броненосце «Потемкин»;

б) с декабрьского вооруженного восстания в Москве;

в) с «Кровавого воскресенья»

3.Каковы итоги первой российской революции:

а) социальный переворот в стране;

б) отмена выкупных платежей;

в) свержение самодержавия;

4.Какой лагерь из общественно-политических сил выступал за мирные, демократические методы борьбы:

а) Правительственный лагерь;                б) Либеральный лагерь;

в) Революционный лагерь.

5.Кто не относился к движущим силам первой российской революции:

а) рабочие;                                б) крестьяне;        

в) мелкая буржуазия;                г) интеллигенция.