Родителям

Рындина Ирина Павловна

в данном разделе содержатся материалы, которые будут интересны родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Откуда берутся двоечники? (Сага о СДВГ)

Дорогие родители, ни один ребёнок не стремится быть двоечником. Ни один ребёнок не стремится довести вас до нервного срыва и сердечного приступа нарочно. Ни один ребёнок не думает: "Вот я щас как затуплю специально с этой задачкой! Полюбуюсь, как предки задёргаются". Ребёнок не виноват. Виноват диагноз - СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью). Ещё его называют - гиперкинетическое расстройство. Не очень-то любят его ставить наши неврологи, поскольку лечить его в нашей стране толком никто не может. Но если вашему ребёнку всё же в карте написали "СДВГ", значит, диагноз явный и безошибочный: просто на лице написан.

СДВГ страдают около 15-20% детей (но, ещё раз говорю, не всем диагноз ставят). Это процент "двоечников". Подавляющее большинство - мальчики. В 2004 году психиатры мира признали СДВГ проблемой № 1 в сфере охраны детского психического здоровья. Это функциональное расстройство деятельности головного мозга. Имеет смысл задавать вопросы неврологу, когда вашему ребёнку стукнуло 4-5-6 лет, не раньше. Но самые явные проявления СДВГ вылезают, когда ребёнок идёт в школу, в первом классе и в самые первые же дни.

Возможные причины:

- гипертонус матки во время беременности мамы и отсюда гипоксия плода (мозг ребёнка страдает от нехватки кислорода);

- родовые травмы;

- кесарево сечение;

- приём антибиотиков беременной мамой или младенцем;

- курение матери во время беременности;

- низкий вес при рождении;

- незрелость плода (преждевременные роды);

- недостатки раннего развития (ребёнок не ползал в своё время или мало ползал);

- наследственность.

Проявления:

- сильная отвлекаемость;

- неспособность долго фокусировать внимание на чём-то одном;

- "витание в облаках";

- "я ему сто раз повторяю, а он не слышит";

- повышенная двигательная активность: ребёнок на месте не сидит, всё время куда-то несётся и скачет;

- инстинкт самосохранения отсутствует: лезет везде, набивает синяки и шишки, даже переломы случаются;

- импульсивность: нетерпеливость, рот не закрывается, ребёнок всё время шумит и галдит;

- поведение "клоуна";

- не слушается, всё время протестует;

- во время урока ходит по классу, не слушает учителя;

- отсутствует критичность: его легко "научить плохому";

- агрессивно-импульсивное поведение: может ударить, поддаётся на провокации, не просчитывает последствия.

Знакомо? Думаю, ещё как! Если не узнали своего ребёнка, узнали ребёнка кого-то из своих знакомых и родственников...

Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) в нашей стране стали ставить сравнительно недавно - около 30 лет назад. Когда я начала работать учителем, слыхом не слыхивала про такое. Если вы вспомните своё школьное детство, обязательно найдёте там одноклассников, сидевших на камчатке и с трудом учившихся - "разгильдяев", "оболтусов", "лодырей", "двоечников". Ярлык ставился на ребёнка (чаще мальчика) быстро и накрепко. В школу периодически вызывались родители, им вставлялось учителем, завучем, директором по первое число. Дома бедолага получал своё ремнём от обиженного папаши. Но проблема не решалась. Взрослым в школе и дома и в голову не приходило, что ребёнок нездоров. У него же слюни не текут? В футбол гонять, мультики смотреть может? Значит, здоров. Значит, просто разгильдяй. Беда в том, что и сейчас многие взрослые думают точно так же.

От чего в первую очередь страдает ребёнок с СДВГ? Часто от гипоксии мозга (плюс внутричерепное давление может сопутствовать). Это кислородное голодание. Без кислорода мозг погибает. Кислород особенно активно поступает в организм и в мозг во время движения. Ваш ребёнок не может усидеть на месте, всё время куда-то несётся, скачет, что-то теребит в руках и т.п. для поступления кислорода в мозг. Делает он это бессознательно и не назло. Наблюдение: многие дети с такой проблемой постоянно что-то жуют. Аппетит у них хороший. Некоторые в столовой съедают по нескольку порций на завтрак, и на их весе это никак не сказывается. Кто-то продолжает жевать и на уроках. Еда даёт им энергию для движения - раз, обмен веществ быстрый, а движение челюстей опять же снабжает мозг кислородом - два. При больших умственных нагрузках (подготовке к экзаменам, например) очень рекомендуется жевать жвачку. Движение челюстей обеспечивает поступление кислорода в мозг.

Кислородное голодание отрицательно сказывается на концентрации внимания. Ребёнок с СДВГ не может произвольно (то есть принудительно) сосредоточиться на чём-то одном. Непроизвольно - прекрасно концентрируется на том, что ему сейчас интересно. Но это же не про школу и не про уроки, правда? Вот здесь- то всё и вылезает во всей красе. Поэтому многие мамы говорят: "А в детском саду нам про это не говорили! Всё было нормально." Да не было нормально. Просто условия были другие. Школа - принудиловка. Здесь надо делать, что не хочешь. А на это нужна сила воли, мотивация и самоконтроль. У ребёнка с СДВГ ничего этого нет. Ребенок не может сосредоточиться, послушать учителя хотя бы в течение 7-10 минут, не воспринимает инструкций, не способен контролировать правильность своей работы, соотнести её с образцом. Поэтому в тетрадях у него полный бедлам, которого он не замечает.

Вот ещё момент, который многое объясняет. Когда человек, взрослый или ребёнок - неважно, занят умственной деятельностью (делает уроки, готовит доклад, пишет отчёт...), ему необходима внутренняя суровая дисциплина и жёсткий самоконтроль за процессом и промежуточным результатом. А мозг этого очень не любит, мозгу тошно. Он требует прекратить работать и пойти лучше сериальчик посмотреть или на диванчике поваляться. Мозг истощён активной работой, и только наличие сильной мотивации (Нобелевская премия после доклада или "танчики" после уроков) может его прогнуть. Во избежание такой борьбы мозга с человеком наливайте себе (или ребёнку во время домашней работы) стаканчик сладкого чаю, положите рядом яблочко, шоколадку. Чайку глотнули, шоколадку откусили - в мозг пошла глюкоза. А с глюкозой мозг ого-го что может. Даже если у него СДВГ.

О чём нужно знать и помнить родителям? О трёх вещах.

ПервоеСиндром дефицита внимания не отменяет интеллект у ребёнка. Ребёнок не становится дураком. Он живо интересуется миром и может достичь высот в деле, которое ему интересно. Дети с СДВГ - часто открытые и творческие натуры. Но не рассчитывайте, что они будут в школе отличниками. Не требуйте невозможного. Потолок - "три"-"четыре" по основным предметам.

ВтороеСДВГ - диагноз медицинский. Походы к психологу проблему ребёнка не решают. К психологу надо идти родителям, бабушкам и дедушкам, чтобы научиться принимать и любить детей такими, какие они есть; чтобы научиться сдерживать свои эмоции и не предъявлять детям невыполнимых требований. Научиться не орать на детей, требуя срочно пятёрок в четверти. Ну подумайте сами: когда человек ломает руку или ногу, есть смысл кричать на него, чтобы кости быстрее срослись? Есть смысл наказывать язву желудка, чтобы она быстрее зарубцевалась? От воплей "заботливых" родственников мозг ребёнка не придёт в норму "по щелчку". Ходить нужно к неврологам за лекарствами для повышения концентрации внимания.

ТретьеДиагноз СДВГ остаётся с человеком на всю жизнь. В подростковом возрасте постепенно уйдёт гиперактивность. Ваш ребёнок уже не будет так скакать и носиться, станет более усидчивым. Уменьшится импульсивность (нетерпеливость). Но недостаточная концентрация внимания останется. Останутся проблемы с самоорганизацией, самоконтролем. Это может мешать во взрослой жизни.

Вот как могут проявляться последствия СДВГ у подростков и взрослых людей:

- склонность к риску, ко всему, что даёт выброс адреналина: это экстремальные виды спорта (паркур на стройках и зацепинг тоже сюда относятся); прыжки с парашютом; ночные гонки; "шоплифтинг" - подростковое воровство в магазинах (помните про практическое отсутствие инстинкта самосохранения?)

- страсть к азартным играм;

- алкогольная и наркотическая зависимость;

- частая смена партнёров.

Всё вышеперечисленное также связано с дефицитом у людей с СДВГ "гормона удовольствия" - дофамина.

Ребёнка с СДВГ из-за низкой критичности легко "подбить на плохое". Поэтому такие дети и подростки часто попадают в плохие компании. Ещё одна причина этого - дома не понимают проблемы, постоянно критикуют, наказывают. А в такой компании ребёнка принимают таким, какой он есть. Его гиперактивность оказывается к месту, действия вызывают поощрение. А про отметки никто не спрашивает. Самооценка растёт.

Что делать взрослым?

1) Любить ребёнка. Принять его с его проблемой, в которой он не виноват. Не требовать невозможного.

2) Давать ребёнку лекарства для повышения концентрации внимания. Неврологи знают, какие.

3) Обратиться к нейропсихологам. Есть отличные двигательные упражнения для мозга. Но их делать нужно ПОСТОЯННО на протяжении нескольких лет. Главное, успейте до 10-летия вашего ребёнка, пока он в начальной школе. Если ребёнку больше лет, может не быть заметного результата.

4) Хорошо отдать ребёнка на занятия спортом. Спорт пополнит недостаток кислорода и научит самоорганизации и самоконтролю.

5) Соблюдать режим дня. Ребёнок должен много спать. Хорошо помогает самоорганизации расписание дня, которое висит в комнате ребёнка, если вы приучите его смотреть туда: когда занятия, когда кружки, когда свободное время...

6) Соблюдать хронометраж при выполнении уроков. Не засиживаться до ночи над тетрадками. Помните, что плохая погода может повлиять на работоспособность и поведение ребёнка. Ничего не поделаешь, это реакция мозга.

7) Быть предельно спокойными в общении с ребёнком. Не орать!

8) Повышать самооценку ребёнка. Хвалить часто и за малые успехи. Сам собрал портфель - молодец! Не разбросал ботинки по коридору, а аккуратно поставил - супер! Зубы почистил без напоминания - высший пилотаж!

9) Понять, что проблема - надолго. Не отчаиваться, не опускать руки, выполнять все рекомендации врачей.

10) Обязательно поговорить с учителем (классным руководителем). Он должен быть в курсе проблемы. Помогать ребёнку - его профессиональная обязанность. Учитель не помогает, не понимает, "зверствует"? Меняйте класс, школу. Здоровье важнее.

11) И снова - любить своего ребёнка.

Самая большая трудность для родителей, начавших лечение ребёнка - не бросить на полпути. Результаты видны не сразу, а всем хочется побыстрее.

И ещё раз - очень рекомендую обратиться к нейропсихологу (с 6 до 10 лет). Регулярные занятия творят чудеса. Нюанс: через некоторое время после начала занятий ребёнок может заметно хуже себя вести и учиться хуже. Это недолго. Просто в мозге у него всё "разваливается", а потом "собирается", как надо. Как ремонт в квартире: сначала разруха, потом красота.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ( Роскомнадзор ) Правовое регулирование информационной безопасности детей. Федеральный Закон от 29.12.2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Практика применения и результаты контрольно-надзорной деятельности. Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Заместитель руководителя Управления О.Д. Шевченко 05.12.12

Слайд 2

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу 2 Устанавливает ограничения на оборот информационной продукции правовые режимы оборота информационной продукции среди детей (информация с ограниченным доступом, информация, запрещенная для детей) возрастную классификацию информационной продукции ответственность для распространителей и изготовителей информационной продукции, виновных в нарушении закона единые знаки информационной продукции в графической форме Правовые механизмы по охране и защите детей от информации Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Вступил в силу с 01.09.2012 Охватывает виды информационной продукции продукция СМИ печатная продукция аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин и базы данных информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.

Слайд 3

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Перечень информации, запрещенной к распространению среди детей 3 побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством; обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных данным законом; отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи; оправдывающая противоправное поведение; информацию, содержащую нецензурную брань; информацию порнографического характера. Не подлежит распространению посредством теле- радиовещания с 4 до 23 часов по местному времени. Печатная продукция в местах доступных для детей распространяется в запечатанном виде 18+

Слайд 4

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций ( Роскомнадзор ) Особенности маркировки 4 Знаки информационной продукции 6+ 16+ 12+ 18+ старше двенадцати лет старше шестнадцати лет запрещено для детей Звуковое текстовое предупреждение 0+ старше шести лет При телевещании При радиовещании Для детей, не достигших возраста 6 лет Для детей, достигших возраста 6 лет Для детей, достигших возраста 12 лет Для детей, достигших возраста 16 лет Для детей, достигших возраста 18 лет

Слайд 5

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу 5 Не маркируются Теле- радиопрограммы, теле- радиопередачи, транслируемые в эфире без предварительной записи информационная продукция, имеющая значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества общественно-политические СМИ производственно-практические СМИ новостная лента комментарии и (или) сообщения читателей Маркируются в добровольном порядке Интернет-сайты (не зарегистрированные в качестве СМИ) Особенности распространения информационной продукции

Слайд 6

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу –Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Мониторинг правоприменения (с 01.09.2012 по 03.12.2012) 6 Осуществлен мониторинг в отношении 361 СМИ 48 – телеканалов/телепрограмм; 27 – радиоканалов/радиопрограмм; 212 – печатных периодических изданий 69 – информационных агентств/сетевых изданий В ходе мониторинга выявлено 164 нарушения 108 - в печатных СМИ 29 - в интернет СМИ 11 - в телеканалах/телепрограммах 15 - в радиоканалах/радиопрограммах По результатам проведенного мониторинга выявлено: отсутствие информационного знака частичная маркировка отсутствие сообщений об ограничении распространения информационной продукции при возобновлении трансляции после перерыва на рекламу отсутствие маркировки анонсов передач

Слайд 7

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Аккредитация и реестр экспертов и экспертных организаций 7 ФИО эксперта Наименование экспертной организации Номер и дата выдачи аттестата Номер и дата приказа Вид информационной продукции Сведения о приостановлении или прекращении действия аттестата Роскомнадзор Эксперт или Экспертная организация Реестр аккредитованных экспертов и экспертных организаций Информация из Реестра является общедоступной Порядок проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей утвержден Приказом Минкомсвязи от 29.08.2012 № 217

Слайд 8

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Правовые механизмы по охране и защите детей от информации Федеральный закон от 28.07.2012 № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 8 Введен Единый реестр запрещенных доменных имен порядок взаимодействия оператора реестра с провайдером хостинга порядок получения доступа к содержащейся в реестре информации оператором связи Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Федеральный закон от 7.07.2003 № 126-ФЗ «О связи». 1 ноября 2012 года изменения вступили в силу Внесены изменения Оператор связи обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Слайд 9

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" 9 Поступают заявки от граждан Рассмотрение заявок операторами Экспертиза Решение уполномоченных органов Уведомление хостинг провайдера Реестр Черный список

Слайд 10

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Решение об отнесении информации к запрещенной ФСКН В отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, местах приобретения таких средств, веществ, а также о способах и местах культивирования наркосодержащих растений. 10 Роскомнадзор В отношении материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних. А также в отношении информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, местах приобретения таких средств, о способах и местах культивирования наркосодержащих растений и о способах совершения самоубийства, призывов к совершению самоубийств, размещенных в продукции СМИ. Роспотребнадзор В отношении информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийств. Вступившее в законную силу решение суда

Слайд 11

05.12.12 Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Действующие записи в реестре по категориям запрещенной информации 11

Слайд 12

05.12.12 Благодарю за внимание