Транслирование опыта

Рындина Ирина Павловна

Предварительный просмотр:

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.

Форма представленного опыта работы (доклад, публикация, творческий отчет, мастер-класс)

Уровень (муниципальный, региональный с указанием названия мероприятия)

Тема представленного опыта работы

Дата

представления

Открытый урок по истории 6 класс

Муниципальный

Методический семинар учителей истории и обществознания «Реализация современных педагогических технологий  в    условиях реализации ФГОС основного общего образования на уроках истории и обществознания»

.

«Образование славянских государств» 6 кл.

11.10.2016

Открытый урок по обществознанию

8 класс

«Мораль»

8 кл.

11.10.2016

Открытый урок по истории 5 класс

Муниципальный

Выездное совещание руководителей ОО «Система профессионального роста руководителя и педагогических работников образовательных организаций: проблемы и перспективы»

«Древнейшая Греция»

22.12.2017

Открытый урок по истории 7 класс

Муниципальный

«Учитель года Бурятии 2019»

«Власть и церковь. Церковный раскол»

04.04.2019

Открытый урок по истории 7 класс

Региональный

«Учитель года Бурятии 2019»

«Народные волнения в 1660-1670-е гг.»

23.04.2019

Открытый классный час

Региональный

«Учитель года Бурятии 2019»

«Театр»

24.04.2019

Мастер класс

Муниципальный

«Учитель года Бурятии 2019»

Музыка на уроках истории

05.04.2019

Мастер-класс

Региональный

 «Учитель года Бурятии 2019»

Клио Эвтерпас

25.04.2019

Мастер класс

Муниципальный

Секционное заседание августовской педагогической конференции 2019 г.

Клио Эвтерпас

06.09.2019

Открытый методический семинар

Муниципальный

«Учитель года Бурятии 2019»

«Исследование на уроке истории как способ активизации

познавательной деятельности  учащихся»

05.04.2019

Открытый методический семинар

Региональный

«Учитель года Бурятии 2019»

«Исследование на уроке истории как способ активизации

познавательной деятельности  учащихся»

22.04.2019

Защита Интернет-ресурса

Муниципальный

«Учитель года Бурятии 2019»

Защита персонального сайта

04.04.2019

Доклад

Муниципальный

Секционное заседание августовской педагогической конференции 2016 г.

Бичурский район

«Современные подходы к историческому образованию школьников в условиях введения ФГОС и историко-культурного стандарта»

30.08.2016

Доклад

Муниципальный

Секционное заседание августовской педагогической конференции 2019 г.

Бичурский район

Профессиональный портрет педагога в соответствие с федеральным проектом  «Учитель будущего»

06.09.2019

Доклад

Муниципальный

Семинар заместителей  руководителей школ по учебной работе «Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетенции педагога»

Самообразование учителя: из опыта работы МБОУ «Бичурская СОШ №4  имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И»

20.02.2019

Печатные публикации

Тема

Название

Выходные данные

"Клио Эвтерпас или музыка на уроке истории. Мастер-класс

Творческая мастерская учителя: сборник методических материалов.

Улан-Удэ: Издательство Бурятского Госуниверситета, 2019.-98с.

2019

Интернет-публикации

Год

Название

Форма и место

Уровень

2015

Забайкалье в эпоху первобытности (от палеолита и до эпохи раннего железа»

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный

2015

Влияние религии на формирование этики предпринимательской деятельности

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный

2015

Проверочное задание на знание генеалогии русских князей "Рюриковичи XIV-XVI вв"

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный

2017

Технологическая карта урока обществознания 8 кл. на тему Мораль

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный

2017

Представления о добре и зле у современной молодежи (на примере учащихся МБОУ "Бичурская СОШ №4"

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный

2018

Рабочая программа по истории 8 кл.

Публикация на infourok.ru. Свидетельство

Международный



Предварительный просмотр:

Современные подходы к историческому образованию в условиях внедрения ФГОС и историко-культурно стандарта.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334. разработан Историко-культурный стандарт (ИКС), который включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе; принципиальные оценки ключевых событий прошлого [3].

Разработка и внедрение ИКС не случайно и обусловлено  острейшей потребностью в переосмыслении подходов к содержанию и преподаванию истории нашего Отечества.

На рубеже ХХ-XXI вв. российская система общего исторического образования столкнулась с рядом глобальных вызовов. Определим их структуру и содержание.

Во- первых

 Конец ХХ века ознаменовался переходом к постиндустриальному обществу, обществу услуг, информационных технологий. «Человеческий капитал» становится ключевым ресурсом развития экономики.

С каким капиталом  нам работать????

Социологи пришли к выводу: современные дети, которые родились и живут в условиях глобальной интернет-коммуникации, являются новым, цифровым поколением». Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать — в три-четыре года, часто стихийно, без контроля взрослых. Для современного ребенка это главное, а подчас и единственное средство восприятия мира знаний, культуры, способ общения. У этих детей образная и виртуальная картина мира преобладает над интеллектуальной.

Существенная особенность цифрового поколения: дети и подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Интернет и в целом информационное пространство являются продолжением, усилением личностного и группового социального пространства.

Педагоги современной школы должны учитывать этот фактор и применять образовательные технологии, арсенал методов обучения, созвучных этой новой социальной реальности.

Во вторых

 Противоречие между советской исторической школой и современными требованиями. Советское историческое образование, как и социально-гуманитарное  образование в целом, было идеологизировано и неконкурентоспособно. Оно было выстроено под определенные задачи воспитания, предполагало большой объем знаний, но не предусматривало развития критического мышления.

В-третьих  Социальные вызовы

Процессы глобализации («сжатие мира и осознание мира как целого») и регионализации способствовали формированию новых версий исторических событий на постсоветском пространстве, часть которых была классифицирована политическим классом как антироссийские. Этот вызов привел к поиску мер противодействия, включая деятельность по борьбе с фальсификацией истории.

В-четвертых Коммуникативно-информационные вызовы

Доступность и глобальность информации, новые информационные технологии, изменение способов коммуникации, информационного контента в целом — вот далеко не полный перечень тех компонентов, которые в совокупности образуют коммуникативно-информационные вызовы. В условиях этого вызова изменяется характер исторического познания под влиянием информационной насыщенности научного и образовательного пространства. Распространяются новые исторические мифы, происходят попытки фальсификации истории

Коммуникативно-информационные вызовы стимулируют тенденцию визуализации информационного, научного и образовательного пространства, внимание к визуальным источникам. Происходит переход от «лингвистического» к «визуальному перевороту», формируется «образное образование» как мировая тенденция развития образования.

В-пятых Институциональный вызов новых образовательных технологий (ЕГЭ и др.)

Введение ЕГЭ повлекло за собой не только институциональные изменения в системе образования, но и повлияло на характер педагогической деятельности в целом.

Исходя из вышеизложенного нам представляется весьма актуальным важным и нужным введение ИКС и создание новых учебников, отвечающих запросам общества и времени.

Историко-культурный стандарт включает в себя принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий и сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании.

Стандарт направлен на повышение качества школьного исторического образования, развитие исследовательских компетенций учащихся общеобразовательных школ, формирование единого культурно-исторического пространства Российской Федерации.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА

1. Культурно-антропологический подход. В современных школьных учебниках продолжает доминировать традиционная установка на политическую историю, уходящая корнями в имперскую и советскую школу. Это приводит к тому, что роль личностей, общественных институтов и структур, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни уходят в тень, искажая, в конечном счете, историческую реальность. В предлагаемом историко-культурном стандарте наряду с большим вниманием к политической истории особое место уделено личности в истории, причем не только через изучение биографий выдающихся людей, но и через постижение перипетий «рядовых граждан», сквозь судьбы которых могут быть показаны социальные и политические процессы. Такой подход позволит более адекватно отразить современное состояние исторической науки.

2. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.

3. Этнокультурный компонент: история страны через историю регионов. В школьном курсе истории необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории. Преподавание региональной истории в контексте истории России является необходимой составляющей развития демократического государства, формирования современной толерантной личности, готовой к восприятию этнического и конфессионального многообразия мира. Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной.

4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе. Современные методы преподавания истории подразумевают гораздо большую активность учеников на уроках, нежели это было несколько десятилетий назад. Поэтому школьный курс истории должен быть обеспечен учебно-методическим комплексом, включающим в себя, помимо учебника, хрестоматии, сборники исторических текстов, атласы. Работа ученика может быть полноценной и минимально трудоемкой только при постоянном использовании информационно-компьютерных технологий.

 5. Учебник как навигатор. В условиях развития средств коммуникации, наличия в подавляющем большинстве школ высокоскоростного доступа к сети Интернет (обеспечено за счет реализации Приоритетного национального проекта «Образование»), роль учебника как «хранилища знаний» приобретает новые черты и особенности. Учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы и т. д. Кроме того, современный учебник должен стимулировать учащихся к получению исторических знаний из других источников, а учитель – способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. Немаловажно включить в текст самого учебника исторические источники, раскрывающие суть событий через яркие и запоминающиеся образы. Представляется целесообразным инициировать подготовку тематических модулей для учеников (с соответствующими методическими пособиями для учителей), посвященных различным дискуссионным вопросам истории России.

Схема  основные задачи – новые УМК и переход на линейное преподавание. (на слайде)

Следующим этапом обновления исторического образования  стало  создание учебно-методического обеспечения преподавания отечественной истории.

Новый учебник истории… какой он???

  1. дает целостный взгляд на исторический процесс  
  2. комплексный по составу и представлению исторического материала
  3. написан образным литературным языком;
  4. стимулирует познавательный и исторический диалог (обеспечивается характером авторского текста, системой вопросов и заданий);
  5. учитывает  возрастные особенности детей.

Прошли экспертизу и были изданы три линейки учебников соответствующих ИКС

  1. Издательство «Просвещение»  под редакцией Торкунова       
  2. Издательство «Русское слово» Пчелов Е.В, Лукин

(Ю.А. Петров, Е.В. Пчелов, П.В. Лукин, В.Н. Захаров, К.А. Соловьев, А.П. Шевырев)

  1. Издательство «Дрофа» /И.Л. Андреев, И.Н. Федоров

В соответствии с новой концепцией исторического образования  - изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы.

- в основной школе (5-10 классы, систематические курсы истории России и всеобщей истории) должны быть сформированы базовые знания об основных этапах исторического пути России, ее месте в мировой истории.

- историческое образование в выпускном классе средней школы имеет дифференцированный характер. В соответствии с запросами школьников, возможностями образовательной организации изучение истории осуществляется на базовом и/или углубленном уровнях

В 11 классе на базовом уровне может быть предложен системный курс Истории, сравнительно-исторический по своему характеру. На профильном уровне основные усилия должны быть направлены на подготовку к итоговой аттестации и вступительным испытаниям в вузы.

Всеобщая история. Преподавание всеобщей истории в 6-х,7-х классах предполагает необходимость корректирования рабочих программ в соответствии с новой структурой исторического образования.

Преподавание курсов истории в 8–11 классах в 2016/2017 учебном году продолжается по концентрической системе, реализуются программы федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004г. с учетом принципов и содержания, заложенных в Историко-культурном стандарте.

 ТАКИМ ОБРАЗОМ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

1. Многоуровневое представление истории.  Т.е. синхронизация курсов истории России и всеобщей истории, сопоставление ключевых событий и процессов российской  и мировой истории.

2. Многоаспектный, многофакторный характер истории: рассмотрение исторических событий   в переплетении политических, экономических, интересов, нравственных, религиозных мотивов участников

3. Человек в истории – речь идет как о выдающихся личностях, лидерах, которым посвящены отдельные биографические справки, так и об обычных рядовых людях и в целом расширение материала о повседневной жизни людей  в различные исторически эпохи.

4. Историко-культурологический подход. – восприятие школьниками памятников истории  и культуры как ценного достояния страны и мира.

5 Формирование гражданской общероссийской идентичности- главная задача современного курса истории в школе в условиях многонационального характера нашего государства.

Таковы на наш взгляд, ведущие тенденции развития исторического образования в России и перспективные подходы к модернизации преподавания истории в школе.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самообразование как одна из форм повышения профессиональной компетенции педагога Семинар заместителей руководителей школ по учебной работе Рындина Ирина Павловна,

Слайд 2

«..Я чувствую себя вправе сказать: Да здравствует самообразование во всех областях!..Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К. И. Чуковский.

Слайд 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - высокий уровень квалификации и профессионализма. характеристика качества подготовки специалиста, потенциала эффективности трудовой деятельности - многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

Слайд 4

Профессиональная компетентность педагога Предметная Психолого- педагогическая Методическая Самообразование

Слайд 5

САМООБРАЗОВАНИЕ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. - целенаправленная работа по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований науки.

Слайд 6

Формы самообразования

Слайд 10

Организация работы педагогов по самообразованию в МБОУ «Бичурская СОШ №4 имени Героя Советского Союза Соломенникова Е.И.» Выбор темы самообразования



Предварительный просмотр:

Доклад на методическом семинаре

Исследование на уроке истории как способ активизации

познавательной деятельности  учащихся

Исследовательский подход в обучении нельзя назвать новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута еще во второй половине XVIII века. Однако более 100 лет потребовалось, чтобы эта идея стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении – это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития критического мышления и познавательной самостоятельности. В основе лежат идеи Андреева В.И. и Леонтовича А.В., которые предлагают модели и алгоритмы для организации исследовательской деятельности учащихся, Г.И. Щукиной, предлагающей пути формирования познавательного интереса детей через самостоятельную деятельность.

Сущность исследовательского подхода в обучении состоит:

а) во введении общих и частных методов научного исследования в процесс учебного познания на всех его этапах (от восприятия до применения на практике);

б) в организации учебной и внеучебной научно-образовательной, поисково-творческой деятельности;

в) в актуализации внутрипредметных и межпредметных связей;

г) в усложнении содержательной и совершенствовании процессуальной сторон познавательной деятельности;

д) в изменении характера взаимоотношений «учитель – ученик – коллектив учащихся» в сторону сотрудничества

Исследовательское обучение – это система приемов, методов и форм обучения, моделирующих основные этапы исследовательского процесса: постановку проблемы, сбор материала, сравнение существующих методов анализа, собственно анализа материала, обобщение, презентацию материала.

Цель исследовательского обучения – развитие аналитического мышления, умения видеть логические взаимосвязи между фактами, формирование навыков синтеза новой информации на основе первоисточников. В исследовательском обучении акцент переносится с приобретения знаний на развитие личности и мышления.

Исследовательское обучение реализуется не в содержании обучения, а в особых способах обучения – методах, приемах и формах, которые имеют основу  как в проблемном обучении (когда учащиеся, сталкиваясь с противоречиями научного знания, учатся способам их решения), так и в ходе развития критического мышления.

Активизация самостоятельной поисковой, творческой, исследовательской деятельности происходит в ходе проблемного обучения учащихся, когда учитель, помимо уже перечисленных, применяет и такие методы, как:

•        Проблемная беседа – метод изложения материала, при котором монолог учителя перемежается с дискуссиями, спровоцированными его проблемными вопросами.

•        Эвристическая (поисковая) беседа – система логически связанных вопросов учителя и ответов учащихся, в результате которых учащиеся синтезируют новые для себя знания.

 Задача вопрошающего – не сообщать знания, а помочь учащимся открыть для себя и вербализировать знание, выйти на новый уровень обобщения. Полезными для развития логики мышления являются расшифровка и составление криптограмм, лабиринтов, задания на сравнение или противопоставление. Важно выделение в массе учебной информации смысловых элементов, решение нестандартных задач, составление логических цепочек и др. Решение парадоксов и нешаблонных задач развивает способность к нестандартному мышлению.

•        Учебное исследование – индивидуальные и групповые исследования как высшая ступень исследовательского обучения.

На  уроке  возможно введение лишь элементов исследования, мини-исследования– это является первой ступенью в данном направлении. Серьезная же исследовательская деятельность возможна лишь во внеурочное время.

Примеры: (по презентации)

Исследование вещественных источников

Исследование письменных источников

Исследование иллюстраций и картин

Таким образом, исследовательская деятельность становится не просто мощным импульсом для повышения мотивации учащихся, а выступает в качестве основы, развивающей среды для формирования метапредметных умений, т.е. универсальных учебных умений и навыков, необходимых при изучении любого школьного предмета:

- умение организовать собственную учебную деятельность;

- умение ориентироваться в различных областях;

- умение использовать информационные и коммуникационные технологии;

- умение взаимодействовать со сверстниками, с учителем, со взрослыми;

- умение принимать решение, отстаивать точку зрения.

Конечная цель школы в целом – активно развивающаяся творческая личность, способная к самореализации в обществе. Для достижения этой цели необходимо создать определенные условия, к чему я и стремлюсь, используя различные педагогические технологии, важнейшей из которых считаю исследовательскую деятельность.

 Полученные результаты

Эффективность данной педагогической технологии подтверждают полученные результаты. Качество знаний учащихся за время апробации опыта возросло, об этом свидетельствуют результаты ГИА и ЕГЭ. Количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах, научно-исследовательских конференциях разного уровня с каждым годом становится больше. У детей, вовлеченных в  исследовательскую деятельность, формируются не только универсальные учебные умения и навыки, но и они приобретают опыт социальный, который играет не меньшую роль в дальнейшем самоопределении учащихся, выборе профессии.

Конечно же, главным моментом в приобщении учащихся к исследовательской деятельности для руководителя является  нацеленность не на результат, а на процесс. Важно заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат не заставит себя ждать.



Предварительный просмотр:

Доклад на секционном заседании районной августовской педагогической конференции 2019 г.

Профессиональный портрет педагога в соответствие с федеральным проектом  

«Учитель будущего»

С радостью, тревогой, опасениями или с надеждой смотрим мы в новый учебный год.  Что он нам принесет? Какие перемены? Предлагаю заглянуть немного дальше, на 5 лет вперед в год 2024. Этот год, для нас, педагогов очень важный. Уверена, что вы знаете почему??? Это год подведения итогов реализации национального  проекта «Образование». И именно сейчас от нас с вами  зависит, сможем ли мы  достичь запланированного результата. Государство вкладывает в развитие образования огромные средства.

Но школа, даже оснащенная по последнему слову техники, удобная комфортная, безопасная, без учителя – мертва.  Учитель определяет, формирует качество подрастающего поколения, учитель определяет  будущее нашей страны

Учитель должен работать на опережение, поэтому важной частью национального проекта «Образование» является  подпроект «Учитель будущего». Целью этого проекта является внедрение к 2024 году национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% учителей ОО и обеспечивающей вхождение РФ в чисто 10 ведущих стран мира по качеству образования.

Достижение поставленной цели планируется через ряд мероприятий

1.        Сеть центров непрерывного развития профессионального мастерства работников системы образования; комплексное повышение компетенций управленческих команд ОО.

2.        Сеть аккредитационных центров профессионального мастерства системы образования наряду с существующей системой аттестации педагогических кадров.

3.        Новая модель аттестации на основе единых оценочных требований и стандартов.

4.        Аттестация руководителей ОО.

5.        Аттестация педагогов-психологов.

6.        Традиционные и новые конкурсы профессионального мастерства педагогов и специалистов системы общего образования.

7.        Сетевые сообщества педагогов.

8.        Комплекс мер по популяризации профессии учителя, в т.ч. меры поддержки молодых учителей, работающих в сельской местности и школах с низкими образовательными результатами.

Если создать портрет учителя будущего,  то он будет состоять из системы  профессиональных компетенций.

Предметных.        Знания в области преподаваемого предмета, методология и методика преподавания

Общепедагогических.        Теоретические знания в области психологии и психофизиологии познавательных процессов личности

Коммуникативных.        Практическое владение приемами эффективного общения

Управленческих.        Умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты

Инновационных.        Умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Рефлексивных        Умение обобщить свою работу

ИКТ- компетенций.          Владение ИК-технологиями для обслуживания потребностей образовательного процесса

Таким образом,  просто хорошо знать свой предмет уже недостаточно, это важно, но недостаточно. Современные и грядущие реалии требуют расширения функций учителя, и мы должны стать, прежде всего, руководителями и организаторами образовательного  процесса каждого конкретного ученика, консультантами, проектировщиками, исследователями. А это возможно  только при  непрерывном самообразовании и саморазвитии.

Проведенное анкетирование среди учителей Бичурского района позволило сделать вывод о высокой готовности педагогов к регулярному повышению квалификации. Только 7 % опрощенных повышают свою квалификацию один раз в 5 лет.  Большинство педагогов повышает квалификацию раз в 2 года, а то и ежегодно. (см. Слайд)

Как мы видим, интерес к работе, новизна деятельности, ответственность за результаты своего труда, профессиональная необходимость, материальное стимулирование являются основными факторами стимулирующими самообразование и повышение квалификации

Однако  есть факторы и препятствующие  профессиональному росту  - это недостаток времени его отметили подавляющее большинство опрошенных. А также разочарование в качестве предлагаемых курсов повышения квалификации.

Однако в целом,  мы можем отметить что педагоги Бичурского района, обладают высоким потенциалом для профессионального роста.

Уважаемые коллеги, поздравляю вас с началом нового учебного года, Желаю  позитивного настроения, несмотря ни на что, радости, жизненных сил и здоровья. Спасибо за внимание.