Разработки уроков по истории 7 класс

Рындина Ирина Павловна

Раздел содержит разработки уроков по истории для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Опрос

  1. что такое Возрождение?

(переворот в науке и искусстве, в представлениях людей о мире)

  1. кого мы называем гуманистами?

(деятели культуры и науки эпохи Возрождения, сторонники светского не церковного взгляда на мир)

  1. почему их так называют?

(вера в силы и способности человека, внимание к человеку и его делам)

Введение

К 16 веку в различных областях жизни общества (и в экономике, и в политике и в духовной жизни) произошли грандиозные изменения. Появился человек с новыми ценностями: образованный, ценящий время, по новому относящийся к труду,который хочет познать и изменить существующий мир. Безусловно складыванию этих черт человека новой эпохи способствовало распространение гуманистических идей эпохи Возрождения. Изменения происходящие в сознании людей не могли не коснуться и вопросов религиозного мировоззрения и устройства церкви. Стремление части общества к выбору собственного жизненного пути, в том числе индивидуального общения с Богом, вылилось в Реформацию.

Учащиеся записывают тему урока, изучают план.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

I. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке

Революция – коренной переворот, перелом в жизни людей

(записать в тетрадь)

Революция может быть в сфере общ. отношений, техники, культуры, науки, сфере сознания. Реформация – революция в сфере сознания.

Реформация – движение за переустройство церкви.    (записать в тетрадь)

 Причины Реформации:

  1. потребность верующих в духовном обновлении

Под влиянием  идей гуманистов менялось сознание людей.

Шел процесс обмирщения сознания (дать толкование слова). Человек стал думать не только о божественном, не только о загробном мире – его мысли обратились и к земной, мирской жизни. В человеке проснулась жажда познания, активной деятельности.

Менялся мир, менялся человек, а церковь оставалась прежней. Публичные молитвы, посты, строгое соблюдение обрядов вместо истинной веры – это уже не удовлетворяло многих, толкало их к поиску другой церкви, более простой и искренней.

  1. сбор десятины

? что такое десятина?

Платили ее все, начиная от крестьянина и заканчивая князем.

Помимо десятины большие суммы приноси в казну церкви плата за назначения на высшие духовные должности, взятки церковных властей и дары с которыми ездили в Рим.

  1. торговля индульгенциями

? что такое индульгенция

Их продавали всюду, где было скопление народа. Монахи предлагали купить индульгенцию, заполнить ее на свое имя и обрести спасение души.

  1. вмешательство духовенства в вопросы светской жизни
  2. гонения церкви на науку

(Вспомните судьбу Джордано Бруно- сожжен на костре, Галилей – отречен от церкви)

Таким образом, противоречия между тем, что проповедовалось на словах и совершалось на деле, жажда наживы -  вызывали нарастание антицерковных настроений во всех слоях общества.

Князья жаловались на вмешательство духовных лиц в их дела (также они были не прочь присвоить себе часть церковных земель), города – на поборы монастырей, расположенных в городской округе, крестьяне – на увеличение церковных владений и огромные поборы.

Родиной Реформации стала Германия. Почти все страны пытались ограничить непомерные притязания римских пап, в первую очередь поборы. А вот германские земли, которые оставались раздробленными и сильной королевской власти не было оставались самыми беззащитными. Высшее духовенство действовало совершенно безнаказанно. Выразителями общего возмущения стали гуманисты: появлялись сатирические произведения, произведения городской поэзии.

II. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию

       В 1517 году против продажи индульгенций выступил ученый   монах Мартин Лютер. Лютер окончил городскую школу,  затем изучал право. Стал основателем университета в        Виттенберге. Был профессором богословия.  На дверях университетской церкви Мартин Лютер вывесил        обращение к верующим, ученым и духовенству «95 тезисов»

  1. осудил торговлю индульгенциями
  2. церковь не может быть посредником между человеком и богом
  3. предложил не посылать денег в Рим и призвал к борьбе против папы римского. Церковь может обойтись без папы.

Папа Римский обвинил Мартина Лютера в ереси и предал проклятию. Народ  стоял на стороне Лютера, что придавало ему силы и он сжег папскую грамоту. Тогда император Священной Римской империи КарлV (он же являлся испанским королем) вызвал Лютера на съезд князей в Вормсе. Лютера не удалось заставить отречься от своих взглядов, а попытка арестовать Лютера провалилась: на его защиту встали рыцари. Это стало началом реформации. На сторону Мартина Лютера встали горожане, крестьяне, рыцари, князья.

Лютер укрылся в замке саксонского князя, где жил под именем рыцаря Георга. Пока он жил в замке началось нисповержение католицизма.

III. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»

Основной вопрос «как достичь спасения души?»

Мартин Лютер осуждал отпущение грехов за плату, а также отвергал учение о возможности спасения души лишь при посредничестве священнослужителей. В душе каждого верующего, учил он, существует божий глас – это собственная совесть, моральные принципы. Прислушиваясь к этому внутреннему голосу, человек сам принимает решения и совершает поступки и сам несет за них ответственность. Таким образом, в отличие от учения катол. церкви о том, что добрые дела служат цели всеобщего спасения, учение Лютера указывало, что спасение верующего – это его индивидуальное дело.

  1. человек спасется только верой
  2. вера обретается только через милость божью и не зависит  ни от каких заслуг человека
  3. единственный авторитет в делах веры – Священное писание
  4. священники должны растолковывать Библию
  5. должность священников – выборная
  6. не признавалось монашество
  7. церковь не должна владеть землями
  8. удешевление церковных
  9. церковь должна подчиняться не папе, а светским владыкам
  10. богослужение на родном языке

Может быть использован материал учебника стр.94 Прочитать и выделить основные положения учения Мартина Лютера

Церковь, основанная на учении Лютера стали называть лютеранской  (записать в тетрадь)

IV. Народная Реформация и крестьянская война

Реформация в Германии проходило в форме крестьянской войны (1524-1526)

Вождь народной Реформации – Томас Мюнцер

Причины:

  1. рост цен (обесценивание денег- последствие Великих географических открытий)
  2. дворяне и князья начинают захват общинных земель и сокращать крестьянские наделы
  3. увеличение барщины и оброка (развитие ТДО)

Программный документ: «12 статей» (требования)

  1. право выбирать священника
  2. отмена зависимости крестьян
  3. сократить барщину
  4. отменить второстепенные повинности
  5. возвратить общинные земли
  6. установить справедливую арендную плату

Начало крест. войны: лето 1524 года

1525 год почти вся Германия охвачена  крест. движением

Формы борьбы:

  1. сжигали документы с записями повинностей
  2. громили монастыри и замки
  3. делили господский скот
  4. возвращали общинные земли

Количество участников: около 40  тыс. чел

Место: смотри карта стр.96 (юго-запад страны)

Итог: 1. дворяне разбили крестьянские отряды поодиночке

          2. Мюнцер казнен

          3. Уничтожено 100 тыс. человек

V. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

После разгрома крестьянской войны Германия оказалась расколотой на 2 лагеря:

  1. часть князей  напуганная крестьянским движением и считавшая ее причиной движения за реформу церкви, сохранила верность католицизму
  2. часть князей начала захват монастырских земель

Император Карл V запретил присвоение монастырского имущества. Тогда сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово протестант.

Протестанты – сторонники реформации церкви.

(записать в тетрадь)

В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами 30-40 годы 16 века.

В войну включается Карл V, но боязнь потерять власть заставила объединиться и князей католиков и протестантов и им удалось разбить войска Карла. Император чуть было не попал в плен и в 1555 году поспешил заключить Аугсбургский мир между князьями:

1. католичество и протестантство признавалось равноправными

2. глава церкви -князь

3. подданный должен был исповедовать ту же религию, что и князь (чья страна , того и вера)

4.пасторы (протестантские проповедники) находились на государственной службе

5. отменены пышные службы(убраны скульптуры, упразднены иконы)- церковь стала дешевой

Проверка проблемного задания

Записать домашнее задание  параграф 11

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

Тема урока. План урока.

Возможная личностно важная проблема.

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.

  1. Причины религиозной революции в Европе в 16 веке
  2. Мартин Лютер и начало борьбы за Реформацию
  3. Учение Мартина Лютера – «спасение верой»
  4. Народная Реформация и крестьянская война
  5. «Чья страна – того и вера». Католики и протестанты.

Возможная личностно важная проблема:

Понимание того, что не бывает вечных и неизменных теорий и учений, что популярность светского или религиозного учения зависит от его актуальности.

Планируемые результаты изучения материала

Учащиеся понимают, что причинами Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного европейского общества: изменения в сознании людей, постепенное превращение европейского человека в индивидуальность и кризис в связи с этим католической церкви; усваивают основные положения Мартина Лютера о «спасении верой» и устройстве лютеранской церкви, знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в Реформации.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный или частично поисковый метод.

Варианты проблемных заданий:

  1. Чем учение Лютера и устройство лютеранской церкви привлекали различные слои населения?
  2. Аугсбургский религиозный мир признал равноправными католичество и протестантство. В то же самое время он закрепил политическую раздробленность страны. Как вы оцениваете значение этого мира для Германии?
  3. Подумайте, что дала Реформация в Германии князьям, дворянам , горожанам и крестьянам.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение учителя, сюжетный рассказ, организация лабораторной работы

На уроке используются внутрикурсовые связи (Возрождение, Великие географические открытия, научные открытия и др.)

Развитие умений учащихся

Учащиеся учатся переносить ранее полученные знания на изучение нового материала, сравнивать, анализировать, участвовать в дискуссии, решать проблемные задания, делать выводы

Основные понятия и термины

Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант

Источники информации

Учебник параграф 11

Карта «Реформация в Европе»



Предварительный просмотр:

План-конспект урока на тему:

«Распространение Реформации в Европе. Контрреформация»

Оборудование: карта «Европа в XVI-первой половине XVII в.», учебник «Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800», 7 класс, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов, схема на доске, тесты.

Ход урока:

           Организационный момент.

           Сообщение темы и целей.

           Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.

   Учитель обращается к ученикам:

  • Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
  • Ребята, что такое Реформация?
  • Каковы были причины Реформации в Германии?
  • Каких целей в движении за реформу церкви добивались князья, феодалы, горожане и крестьяне?
  • Каковы были основные идеи учения Мартина Лютера?
  • Объясните высказывание: «Эразм снёс яйцо, а Лютер его высидел».
  • Что получили от Реформации различные слои населения?

Изучение новой темы.

План изучения новой темы:

  1. Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма
  2. Кальвинистская церковь.
  3. Распространение кальвинизма по Европе.
  4. Контрреформация.
  5. Орден иезуитов.
  6. Попытки реформ и Тридентский собор.
  1. Жан Кальвин - французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

        Рассказ учителя:

        Зародившись в Германии, Реформация начинает распространяться по всей Европе, и в первую очередь она проникает в близ лежавшие к Германии государства Францию, Англию и Швейцарию. Самое большое распространение движение протестантов получает в Швейцарии и это связано с именем Жана Кальвина.

         Жан Кальвин (1509-1564) родился во Франции, получил прекрасное образование, в совершенстве овладел латынью, древнееврейским и древнегреческим языками, что дало ему возможность читать Библию в оригинале. Познакомившись с учением Лютера, он в 1533 г. объявляет себя протестантом. За участие в распространении протестантских воззваний Кальвин подвергается преследованиям и бежит в Швейцарию, где пишет книгу, в которой излагает основные положения своего учения. Так оформляется ещё одно протестантское вероучение – кальвинизм.

         Вслед за Мартином Лютером Жан Кальвин попытался дать ответ на вопрос волновавший верующих более 1000 лет: «Свободен ли человек в выборе жизненного пути или его судьба предопределена?»

Кальвин утверждал, что…

  • Судьбы людей предопределены Богом.
  • Никто из верующих не знает собственного предопределения.
  • Но человек не должен слепо ожидать свершение своей судьбы, он должен двигаться навстречу судьбе через труд.
  •  Именно труд был знаком спасения души.

Таким образом, кальвинизм провозглашал новые моральные ценности: бережливость, скупость, расчет, неустанный труд.

  1. Кальвинистская церковь.
  2. Распространение кальвинизма по Европе.
  3. Контрреформация.

Самостоятельная работа учащихся с учебными материалами:

                Учитель предлагает учащимся  изучить 3 главных вопроса новой темы в группах. Затем в яркой, интересной форме каждая группа сообщает о том, что она узнала классу. Группы должны быть сформированы заранее, для экономии времени на уроке.

                Задание группам:

                Группа 1: Расскажите об устройстве кальвинистской церкви. Информация на стр. 103 учебника.

                Группа 2: Докажите, что кальвинизм способствовал развитию предпринимательской деятельности в странах Европы. Информация на стр. 104 учебника.

                Группа 3: Расскажите о борьбе католического духовенства с протестантизмом. Информация на стр. 104 учебника.

       

                         Выступление групп с отчетом об изученном материале.

Учитель предваряет выступление:

-  В  40-х годах XVI века Швейцария стала одним из центров Реформации. В Женеве Жан Кальвин создает учение о предопределении человека, изменившее религиозную жизнь людей и их поведение.

Далее следует выступление  групп.

После выступления задаются вопросы всему классу:

-  Какие слои населения горячо поддержали  кальвинизм, почему?

-  Прав ли был Вольтер, сказавший, что «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»?

Физкультминутка

  1. Орден иезуитов.

Рассказ учителя:

     Идеи Жана Кальвина впоследствии распространились не только в Швейцарии, но и в Голландии, Франции, Шотландии, Англии. Поэтому для того чтобы остановить победное шествие Реформации, католическая церковь приняла экстренные меры, создав монашеский орден иезуитов, целью которого была защита церкви от ереси.

1540 г. - Образование ордена иезуитов.

Контрреформация – борьба католической церкви с реформационным движением.

Основателен ордена иезуитов был Игнатий Лойола.

Сейчас давайте попытаемся выяснить, какие меры использовали иезуиты для защиты католической церкви?

«+»

«-»

миссионерство, благотворительность, развивали образование, читали проповеди на национальных языках, занимались воспитанием детей из разных семей.

убивали соперников,  всегда наготове были яд и кинжал, иезуиты были послушным орудием террора в руках папы Римского

    Для того чтобы ответить на этот вопрос мы заполним таблицу «Методы борьбы иезуитов с протестантами», читая пункт «Орден иезуитов» на стр. 104.

  1. Попытки реформ и Тридентский собор.

Рассказ учителя:

        Потеря власти над рядом европейских стран привела Рим в замешательство, но ненадолго. Уже в 40-х гг. XVI в. Папы пытаются вернуть утерянные позиции, а главное – источник своих богатств – десятину. Проводятся первые попытки реформирования церкви – во второй половине XVI в. Католические богословы создали переводы Библии на национальные языки.

       Но попытки реформ встречали сопротивление большей части католического духовенства. Спорные вопросы должен был разрешить Тридентский собор, открывшийся в 1545 г. и заседавший почти 18 лет.

Тридентский собор:

  1. Строгое соблюдение духовенством всех предписаний и указаний папы.
  2. Исключительное право церкви толкования Священного писания.
  3. Укрепление инквизиции.
  4. Запрет на продажу индульгенций.
  5. Открытие семинарий для католических священников.
  6. В устройстве католической церкви и в отношении к протестантизму ничего не изменилось.

Таким образом, победу в решении основных вопросов одержала реакционная часть духовенства.

Итоги урока:

Закрепление:

Вопросы – стр. 107 учебника.

Домашнее задание:

Параграф 12, вопросы к параграфу, записи в тетради.

Оценки за урок.



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции»

Цели урока:

- Подвести учащихся к пониманию причин, целей, и итогов религиозных войн во Франции.

-Развивать умения  работать с учебником, понятийным материалом, давать оценку деятельности правителя и аргументированную оценку историческому событию, работать с документами, а также хронологические, картографические умения.

- Воспитывать толерантность.

Оборудование урока:

  1. Учебники «Новая история.1500-1800.7 класс», авторы: А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина;
  2. Карта  «Реформация в Европе в XVI в.»;

Тип урока: комбинированный урок с использованием мультимедийной презентации.

Форма урока: урок-презентация.

Методы обучения: словесный, наглядный.

План урока:

  1. Актуализация ранее изученной темы.
  2. Распространение Реформации во Франции.
  3. Начало религиозных войн.
  4. «Варфоломеевская ночь»
  5. Война трех Генрихов.
  6. Добрый король» Генрих IV Наваррский
  7. Правление Ришелье.
  8. Закрепление изученного материала.

Основные понятия и термины:

Эдикт, гугенот, лидер, месса, гарант

Ход урока

     I.Оргмомент.

II.  Повторение

1. Фронтальный опрос:

по  понятиям (учащиеся вспоминают основные понятия, связанные с Реформацией в Германии, Англии, Швейцарии) слайд1:

      1.Реформация

2.Революция

3.Протестанты

4. Лютеранская церковь

5. Кальвинистская церковь

6.Англиканская церковь

7. Пуритане.

по датам (вспоминают основные события Реформации в Европе) слайд2:

  1. 1517 год,
  2. 1524-1526 гг.,
  3.  1555 год,
  4. 1534 год.

по именам ( вспоминают основных идеологов Реформации и участников         Контрреформации) слайд 3

  1. Мартин Лютер,                            4.Филипп II,
  2. Томас Мюнцер,                           5. Игнатий Лойола,
  3. Жан Кальвин,                              6.Генрих VIII.

2. Работа с картой : 

покажите на карте территории на которых господствовала католическая церковь; территории на которых утвердились протестантские церкви.

III. Изучение нового материала.

 1).Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке я приглашаю вас в одно удивительное путешествие по стране, которая у меня ассоциируется с Версалем, Лувром, Эйфелевой башней. Что это за страна? Конечно, это Франция. В конце XV века, когда завершилось объединение Франции, она по численности населения стала самым большим государством в Европе. В стране проживало 15 млн. человек.

Сегодня вы узнаете об особенностях Реформации во Франции. Записываем тему урока ( демонстрируется слайд4) и обратим внимание на основные вопросы с которыми вы познакомитесь на уроке ( дети зачитывают план урока, высказывают мнение о наиболее интересных для них вопросах плана).

2). Работа по плану урока.

1.Распространение Реформации во Франции.

        В начале XVI века во Франции стал распространяться кальвинизм. И кто во Франции сочувствовал протестантизму? /Первый пункт плана изучается путем самостоятельной работы учащихся с учебником с. 118-119. По ходу работы учащиеся заполняют в тетради таблицу, которая в завершенном виде выглядит следующим образом/:

Распространение кальвинистского учения во Франции

Слои населения, поддерживающие кальвинизм

Причины, по которым кальвинизм распространился среди населения Франции

Представители старинной знати

Недовольство укреплением королевской власти и потерей политической независимости

Часть дворянства

Дворянство, в особенности обедневшее, хотело прибрать к своим рукам богатства церкви

Часть горожан, особенно в Южной Франции, и первые буржуа-предприниматели

Хотели вернуть старинные городские вольности. Предпринимателей привлекала кальвинистская этика, стремление к накоплению денег, к скромной жизни, дешевой церкви

Некоторая часть крестьянства

Переход в лагерь кальвинистов являлся выражением протеста в религиозной форме против поборов сеньоров и католической церкви

В результате к концу первой четверти XVI века Франция оказалась расколотой на два враждебных лагеря – католиков и протестантов. Католиков поддержали французские короли из династии Валуа. Север Франции остался на стороне католической церкви, а Южная Франция стала протестантской.

Протестантов во Франции называли гугенотами («товарищи», давшие общую клятву). Так Реформация проникла во Францию.

В тетрадь записывается понятие.

Гугеноты – это французские кальвинисты.

2.Начало религиозных войн Изучение второго и третьего пунктов плана проводится сочетанием разных приемов: размышления, сюжетного повествовательного рассказа учителя, персонификации, беседы с классом.

В это время во Франции не было сильной королевской власти. Сменяли друг друга на троне представители династии Валуа, но не было среди них человека с государственным умом. Среди родственников королей выделялся всесильный герцог Гиз, которого называли « некоронованный король Парижа». Именно с именем этого человека связывают начало религиозных войн во Франции. В марте 1562 года Гиз, проезжая со своей свитой через местечко Васси , устроил кровавую расправу над мирными гугенотами. Случай в Васси и стал поводом для начала религиозных войн, которые длились более тридцати лет (1562—1598).

В тетрадь записывается дата религиозных войн.

1562—1598 – религиозные войны во Франции.

Теперь обратим внимание на правовое положение католиков и гугенотов. Гугеноты были бесправны. Начиная с 20-х годов XVI века они подвергались жестоким преследованиям. На стороне католиков был сам король.

С 1560 по 1574 г. во Франции правил король из династии Валуа – Карл IX., проблемы, стоящие перед страной его не интересовали. В годы его малолетства страной управляла королева-мать Екатерина Медичи.

Екатерине Медичи были присущи качества, о которых писал Монтень. Также она стремилась сохранить единство нации, расколотой на враждебные группировки. Королева была воплощением достоинств и недостатков своих современников. Она, как и все люди XVI в., не придавала особого значения человеческой жизни. Поэтому методы королевы-матери не очень смущали современников. Государственные интересы заставляли Екатерину Медичи иногда прибегать к убийству, но в тех случаях, когда у нее не было иного выхода.

Религиозные войны толкнули страну на путь беды. Католики создавали свои братства, устраивали многочисленные процессии и убивали гугенотов. Гугеноты были не так жестоки, в захваченных городах они разоряли церкви, но ни кого не убивали.

  1. «Варфоломеевская ночь» 

Приходилось ли вам встречать выражение «Варфоломеевская ночь» в повседневной жизни? Что оно означает? Сейчас мы узнаем, с какими событиями связано это «крылатое выражение». Какая обстановка была в Париже накануне Варфоломеевской ночи? Только ли религиозная вражда выплеснулась в этом кровавом событии или к ней прибавилось общее озлобление горожан?

Руководителями гугенотов были адмирал Колиньи и король Наваррский Генрих Бурбон. Карл IX, чтобы примирить католиков и гугенотов, решил выдать замуж за Генриха свою сестру Маргариту. Свадьбу назначили на август 1572 г. По этому случаю в Париж съехались все вожди гугенотов со своими свитами. Руководители католиков не хотели допустить усиления влияния гугенотов. Они решили воспользоваться тем, что все вожди протестантов съехались в Париж, и уничтожить их. Сначала было совершено покушение на одного из вождей гугенотов, адмирала Колиньи. Его ранили выстрелом из-за угла, но он остался жив.

В ночь перед праздником святого Варфоломея (24 августа) шайки убийц, сформированные парижским купеческим старшиной, организовали избиение гугенотов. Дома, где находились гугеноты, тайно пометили крестами. В аббатстве Сен-Жермен ударил колокол — это был призыв к расправе. Началась ночь святого Варфоломея. Толпы «добрых католиков», направляемые герцогом Генрихом Гизом, врывались в дома гугенотов. Многих заставали в постелях, бедные люди ничего не подозревали. Дома грабили, гугенотов убивали. Не щадили ни женщин, ни младенцев. Адмирала Колиньи убили и его труп волокли по улицам, а затем повесили на виселицу. И сам король Карл IX, стоя у дворцового окна, стрелял в несчастных людей из аркебузы. Резня продолжалась три дня. Спасения не было нигде. Затем бойня перекинулась в провинцию. Современники считали, что всего было убито до 30 тыс. человек

/Учащиеся записывают дату "Варфоломеевской ночи" в тетрадь/

1572 год – "Варфоломеевская ночь" во Франции.

4.Война трех Генрихов 

После смерти Карла IX французская корона перешла к Генриху III, который не способен был управлять страной. Католиков возглавлял Генрих Гиз, а протестантов Генрих Наварра. Между ними и развернулась борьба за престол. Генрих Гиз разработал план похитить Генриха III и постричь его в монахи. Узнав об этом Генрих III приказал убить Генриха Гиза. Но католики не смогли ему этого простить и летом 1589 г. на Генриха III было совершено покушение, и уже перед смертью он завещал престол Генриху Наварра, но при этом сказал, что Париж не примет гугенота. Генрих Наварра тоже понимал, что страна не примет короля-протестанта.

- «Париж стоит мессы», - сказал Генрих Наварра, ставший французским королем Генрихом IV, он вторично принял католическую веру.

Месса – католическое богослужение.

? Как вы считаете, правильно ли поступил Генрих Наварра, приняв католическую веру? Почему?

Генрих IV в 1598 году издал Нантский эдикт – документ, регулирующие политические и религиозные права гугенотов, в стане провозглашалась веротерпимость.

Организуется работа с документом «Нантский эдикт»

Учебник, с. 125-126

5. «Добрый король» Генрих IV Наваррский ( слайд 12)

Генрих IV был первым королем Нового времени, который задачу создания сильного объединенного государства ставил выше вопросов религии.

Как вы думаете, почему он был прозван «Добрым королем»? /Самостоятельная работа с учебником с. 122-123, прочитайте пункт «Добрый король»./

6.Правление Ришелье стр.124

1.Годы правления.

2.Какие цели перед собой ставил?

3.Какими способами действовал, чтобы добиться цели?

4.Какими были последствия его действий?

5.Ваша оценка деятельности правителя.

Подведение итогов урока.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

ВЫВОД: Реформация и религиозные войны во Франции имели свои особенности: наибольшее участие в них приняли дворянство и горожане. Стране удалось выйти из этой полосы бедствий, добившись введения веротерпимости и создания абсолютной монархии. Франция стала сильнейшим государством в Европе

IV. Закрепление изученного материала.

- Кто такие гугеноты?

- Когда начались религиозные войны во Франции?

-Когда закончились религиозные войны во Франции?

-Какой документ был подписан в 1598 году?

V.Подведение итогов урока, выставление оценок.

VI.Домашнее задание: параграф 14, вопросы в конце параграфа.



Предварительный просмотр:

Конспект урока истории в 7 классе

Тема: «Рождение новой европейской науки».

Цель: Формирование знаний о становлении современной научной картины мира в Европе XVI-XVIIвв.

Основные термины и понятия: каноник, инквизиция, индукция.

Тип урока: Комбинированный.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент.

(1-2 мин.)

Учитель приветствует, проводит проверку на наличие учебных принадлежностей, записывает отсутствующих. После учитель начинает проверку домашнего задания.

-Добрый день, ребята! Будьте добры, садитесь. Я надеюсь, все готовы к уроку, да?

-Есть ли отсутствующие? Если таковых нет, приступим к уроку.

-Какое домашнее задание было у вас?

Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на поставленные им вопросы.

-Здравствуйте, учитель! Учебник и тетрадь принесли.

-Отсутствующих в классе нет.

2.

Актуализация деятельности учащихся

(5 мин.)

Учитель создает проблемную ситуацию, в которой необходимо коллективное участие и знание прошлого материала. Из проблемной ситуации под руководством учителя вытекает тема урока.

-Итак, ребята, давайте окунемся в прошлое, столь отдаленное, насколько нам позволит разум. Представим себе, что мы – это первобытные люди. Скажите, каким они видели мир? Как они могли себе объяснить, почему это происходит так, а не иначе? Вы знаете, что дождь льется из облаков, а облака образуются из испарившейся в реках и озерах воды. Попробуйте.

-Прекрасно. Постепенно люди отказались от мифологии, и на ее смену пришла религия. Религиозная картина мира была близка к предыдущей, но есть и большие различия. Как вы думаете, чем объяснялась жизнь у средневекового человека?

-Вы согласны, что эти картины мира имеют рациональный смысл? Они действительно объясняют, как и почему существует этот мир? Я думаю, что вы не согласны.

-Мы подошли к XVI веку. В душах людей жила Вера, а в государствах – Церковь. Но появляются новые веяния в жизни – книгопечатание, университеты и школы, студенчество и школярство. Знание начинает распространяться, становясь неподвластным Церкви. Так подумайте же, чем люди сейчас объясняют, как существует этот мир?

-Отлично. Тема нашего урока сегодня будет посвящена именно этому – рождению новой европейской науки.

Учащиеся сообща пытаются решить проблемную ситуацию. Под руководством учителя ученики выводят тему нового урока.

-(предлагают правильные ответы) Возможно, они думали, что это все делали боги и духи, что все объекты живые и обладают своей душой. Люди тогда считали, что все неподвластно человеку, ему страшно, потому что он в этом мире один на один с высшими силами. Люди думали, что у всего есть неотвратимая судьба.

-На всё воля божья! Бог – один, и все ему подвластны. Какие бы не были поступки и деяния человечества, всё идет к Страшному суду и концу времен. Мир живет по закону божьему.

-Люди сейчас объясняют явления с помощью науки.

3.

Объяснение нового материала.

(20-25 мин.)

Учитель открывает презентацию и показывает множество исторических репродукций, олицетворяющих космологическую картину мира в прошлом (мир, стоящий на трех китах, слонах и т.д.). Затем, берется параграф учебника и выявляется основное достижение исторической личности. Делается закрепление материала путем логического рассуждения и вывода.

-Давайте взглянем на эту картину. И на эту. И вот на эту. Что их объединяет? Какое у них есть сходство?

-Верно. Откройте стр.85 и прочтите отрывок «Он подрывал фундамент веры». Прочли? Запишите в тетради, дабы стало понятным: каноником называют католического клирика. Так-с, пусть теперь ответит один ученик.

-Теперь взгляните на эту репродукцию. Это гравюра, датированная XVI веком. Скажите, что вы видите?

Получается, что Джордано Бруно пытался донести своим учением до нас, что мир не может быть конечным, и что мы не можем являться центром Вселенной. Запишем также термин инквизиция.

-Перед вами довольно-таки комичное изображение момента великого прозрения Ньютона. То, как он якобы совершил свое открытие – яблоко, падающее на его голову. Прочтите отрывок из книги, и скажите, что нового подарил науке этот человек. От себя я также в конце добавлю.

-Давайте пока отложим учебник, и попробуем поразмышлять так, как это делал Фрэнсис Бэкон. Скажите, каждый из вас попадал под дождь? Вы часто попадали под него? Всегда вы выходили из него мокрым? Следовательно, все дожди мочат поверхность. Давайте запишем новый термин индукция.

-Теперь остался только Рене Декарт. Как вы понимаете словосочетание «Мыслю, следовательно, существую»?

Сделаем эксперимент. Попробуйте не думать вообще. Даю 10 секунд. Итак, начали. У кого получилось? Верно, ни у кого. Вы не можете не мыслить, потому что когда пытаетесь это сделать, вы осознаете свое действие.

Учащиеся разгадывают смысл репродукций, проводят анализ и пытаются прийти к общему выводу. Попутно записывают в тетрадь новые термины и  выборочно иные моменты в тетрадь.

-Это представление в прошлом о том, на чем держится мир.

-Николай Коперник определил, что мир вовсе не заострен на Земле, что планета не является центром Вселенной и что Солнце – это тот космический объект, вокруг которого вращается наш мир.

-Здесь, наверное, изображена наша Вселенная в представлении средневековых людей. Человек пытается залезть под небо, чтобы увидеть, какой мир творится за его рамками.

-Да, мы попадали под дождь. И не раз. Дождь намокал нашу одежду и волосы. Получается, что все дожди одинаковы, что дождь мочит все, где он падает.

-(дают предположительные ответы) Наверное, это означает, что когда я мыслю, то я существую. Либо мышление означает наше существование.

4.

Закрепление изученного материала.

(10 мин.)

Учитель дает творческое задание для закрепления пройденного материала. Для этого класс делится на две группы, каждой из которой дается задание написать краткое эссе. После этого проводится устная проверка с места.

-Ребята, теперь наступило время творчеству. Поделитесь поровну на две группы. Первая группа пусть представит себя средневековым человеком, а вторая – человеком Нового времени. Пусть каждый из вас опишет жизнь так, как он понимает благодаря своему мировоззрению. Пишите кратко, 5-7 предложений. Есть ли вопросы? Даю 5 минут на раздумья.

Учащиеся выслушивают новое задание и приступают к его решению. Ученики поделились на две группы, и стараются обрисовать мир таким, каким видело его мышление:

-средневековый человек будет опираться на веру, на деяния Бога и его вездесущность;

-человек Нового времени будет смотреть на явления с помощью науки и рационализма.

5.

Подведение итогов урока

(3 мин.)

Учитель задает задание на дом.

-Итак, давайте запишем домашнее задание. На странице 97 задание 2 выпишите в тетрадь таблицу и заполните её. -Вот и все, ребята. Урок окончен, до свидания!

Учащиеся записывают домашнее задание.