«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста по проблеме воспитания культуры безопасного поведения»

Мухина Наталья Анатольевна

«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста по проблеме воспитания культуры безопасного поведения»

         Актуальность

         Безопасность ребенка- это одна из основных задач как родители,так и воспитатели детского сада. Ведь на их плечи ложиться не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей в быту, на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу проектов положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Описание опыта

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Реализация проекта по воспитанию культуры безопасного поведения показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасного поведения;
– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме.

Практический результат

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Усвоения детьми правил безопасного поведения  «Азбуки безопасности».

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.

В группе оформлен «уголок безопасности», который постоянно обновляется. Материал, представленный в уголке, разнообразен – это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.

На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного поведения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети также знакомятся с правилами безопасного поведения. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликации. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы. Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме. В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина «Что? Где? Когда?»

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Таким образом, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т.д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения.

На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста по проблеме воспитания культуры безопасного поведения»

        Актуальность

        Безопасность ребенка- это одна из основных задач как родители,так и воспитатели детского сада. Ведь на их плечи ложиться не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Поэтому в нашем детском саду вопросу безопасности детей в быту, на улицах и дорогах города уделяется большое внимание. Самым эффективным методом работы в данном направлении является проектная деятельность. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для детей. В основу проектов положена идея интеграции содержания образовательных блоков вокруг единой темы.

Главное в проектной деятельности то, что проект не «привязан» к программе. Дети свободны в своем творчестве. При реализации проекта возникают новые идеи, рождаются новые замыслы. Кроме того, проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность детей, в процессе которой актуализируются полученные на традиционных занятиях или каким-либо другим путем знания, приобретается личный опыт их практического применения. Это способствует более глубокому усвоению знаний, а опыт самостоятельного применения знаний составляет неотъемлемую часть любой компетенции.

Описание опыта

Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

Реализация проекта по воспитанию культуры безопасного поведения показала, что наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность) данный проект требует соблюдения таких принципов:

– принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития);
– принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила безопасного поведения;
– принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Проектная деятельность по воспитанию культуры безопасного поведения предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также просвещение родителей по данной проблеме.

Практический результат

Реализация проекта осуществлялась в 3 этапа.

На первом подготовительном этапе наша деятельность была направлена на поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения. Усвоения детьми правил безопасного поведения  «Азбуки безопасности».

Для вовлечения родителей как равноправных участников в образовательный процесс, а также с целью изучения возможностей их участия в реализации проекта мы организовали анкетирование членов семей дошкольников и пришли к выводу, что в детском саду созданы все необходимые условия для успешной реализации проектной деятельности.

В группе оформлен «уголок безопасности», который постоянно обновляется. Материал, представленный в уголке, разнообразен – это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Оформлен стенд «Мы – за безопасность наших детей», в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы, памятки, рекомендации.

На втором основном этапе проекта – шло накопление информации о проблеме безопасного поведения. С этой целью нами проводилась серия познавательных НОД и бесед, сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры, в ходе которых дети также знакомятся с правилами безопасного поведения. Реализация задач образовательной области «Художественное творчество» прошла через НОД по рисованию, конструированию, аппликации. Для познавательно-речевого развития детей использовали ежедневное чтение детям художественной и энциклопедической литературы. Большое значение в воспитании у детей дошкольного возраста культуры безопасного поведения имеет просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций по данной теме. В группе были созданы условия для самостоятельной игровой и познавательной деятельности воспитанников. Для формирования социальной компетентности и коммуникативных навыков у детей была проведена викторина «Что? Где? Когда?»

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Таким образом, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Наряду с традиционными методами взаимодействия с родителями (собрания, консультации, беседы и т.д.) мы использовали такие формы как оформление и раздача индивидуальных памяток, информационную страницу на сайте ДОУ, консультирование на сайте дошкольного образовательного учреждения.

На третьем, заключительном этапе были подведены итоги реализации проекта. На этом этапе проводился познавательно-игровой конкурс «Знатоки правил безопасного поведения», где дети и родители состязались в своих знаниях.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасного поведения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. А самый главный результат – это жизнь и здоровье наших детей – ведь именно мы, взрослые, за них в ответе.