Использование различных образовательных технологий. Дистанционное и электронное обучение.
Дистанционное и электронное обучение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Типовые задания по всем группам УУД по русскому языку
Составитель: Кашаева В.В,
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Личностные УУД Задание «Главная мысль».7 класс Цель : н аучиться выделять главную мысль, прийти к пониманию смысла жизни человека, его предназначении Притча об истинном счастье Один человек считал, что счастье в золоте, и отдал всего себя этому дьявольскому творению. Он полагал, что нет ничего ценнее золота, и Судьба преподнесла ему суровый урок – лишила единственного сына. И тогда понял человек, что все золото мира не заменит ему живой души. И золото потеряло для него цену, в каждом ребенке он стал видеть своего. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить, одевать и учить. Запасы золота стали быстро таять, но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда, и одежда, и – главное – золотой свет детских душ. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте, а в человеческой душе. С Этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым. Выполнить задания: - В каком предложении выражена основная мысль текста? - Что нужно, чтобы человек был счастливым? -- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, структуры предложения. Определите виды сложных предложений.
Задание «Какой я?» 1. Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием эпитетов и сравнений . Постарайтесь описать всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть отрицательными и положительными. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников . 2. Напишите синквейн о себе с использованием фразеологизмов и эпитетов. Расскажите о своем любимом занятии. 3.Напишите скрайбинг по теме: «Какой я?»
Задание «Мое мнение». Прочитать текст, высказать согласие\несогласие в сданным утверждением, написать развернутый ответ на вопрос : «Что нужно человеку, чтобы быть счастливым?» Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Задание «Модельер». 6 класс Для мотивации объясняется значение слова «модельер», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший модельер» Записать ответ одним словом-существительным. Кто играет на гитаре? Кто играет на виолончели? Кто играет на скрипке? Кто играет на пианино? Кто играет на барабане? Кто играет на баяне? 2. Определите способ образования слов? 3. Расскажите соседу по парте о других способах образования слов, вместе запишите примеры.
Конструкторское бюро . Урок «Научный стиль», 9 класс .. Как нужно расположить вопросы, чтобы получился план ответа на тему «Научный стиль и его особенности» Языковые средства Сфера применения Речевые особенности Цели Жанры Задачи - Какой вопрос вызвал большее затруднение? Обсудите с соседом по парте, прокомментируйте ошибки. - Подготовьте по плану грамматический рассказ о научном стиле.
- « Ты мне - я тебе» « Веселый перекресток » Вопрос - ответ (по плану или схеме-опоре обучающиеся рассказывают друг другу теоретический материал на какую-либо тему) Заполнить таблицу «Оцени себя» № задания Отношение (сложно, нормально, легко) Как выполнял (с интересом, ответственно, безразлично) самооценка Морфологический эксперимент Веселый перекресток (упр.302) Орфоэпическая загадка
« Я - редактор» (редактирование домашнего сочинения по критериям) Я – корректор Обучающиеся в паре исправляют ошибки, комментируя свою работу. Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней.
Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи». Ребята , к нам за помощью обратились дети из соседней школы. Надо помочь им составить текст. Как думаешь, что надо знать для выполнения задания? Какие трудности могут возникнуть и почему? Имя прилагательное – это……………………………., которая обозначает…………………………………………………, отвечает на вопросы……………………………….., в предложении является……………………………………………, начальная форма прилагательного - ………………………………….., морфологические признаки прилагательного -……………………………………………………………………………………….
Задание «Открыватель» Даны две подсказки. Выведите правило правописания. Работа в группе. 1.После Л перед СК всегда пишется……………. 2.После Н,Р перед СК не пишется………………, кроме слов-исключений: февральский, апрельский, июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, день-деньской. - Что у вас получилось? Докажите свою точку зрения.
Задание «Синтаксическая лаборатория». Записать предложение под диктовку. В высоком небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый голубоватый отблеск освещал легкую пелену тумана. - Дать характеристику предложению, построить схему. - Указать грамматические признаки прилагательных. Определить способ образования прилагательных. Сколько букв –н написали в слове «бесчисленные »? Почему слово написали по-разному? Познавательные УУД
Задание «Загадка». Ученик во время проверки д/з записывает на доске зашифрованные слова, определяет их вид, затем комментирует задание. о… ивать –цен-, - праш -; (оценивать, опрашивать) при… ывать –вяз-, - гляд -; (привязывать, приглядывать) … овать –атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать) … евать –ночь-, -гор-. (ночевать, горевать) - Как образованы данные слова? Что интересного заметили в них? Образуем глаголы, используя суффиксы – ова -(- ева -) и –ива-(- ыва -) (работа в группе : на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются, комментируются ошибки ) След, проба, зависть, смех, дума, испытание
1. коч вать 2. проветр вать 3. гор вать 4. увелич вать 5. проповед вать 6. завид вать 7. укач вать 8. рассматр вать 9. ноч вать 10. корч вать Задание «Ты мне – я тебе » Выполняется перфокарта по изученной теме; работа проверяется друг у друга, итоговая проверка – по контрольной записи на интерактивной доске с комментарием ошибок):
Задание «Проверь гипотезу» По подсчетам ученых, почти 90% слов в русском языке являются образованными от других, оставшиеся 10% - это слова, которые состоят из одного корня. Как же образуются слова в русском языке? Как образуются глаголы? Как проверить написание суффиксов – ова -(- ева -) и –ива-(- ыва -)? Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». Прочитайте текст, подчеркните все имена прилагательные. Прочитайте текст без имен прилагательных. Как изменился текст? Какова роль прилагательных в тексте? Сгруппируйте прилагательные по лексическому значению. Сколько групп получилось? Что они обозначают? Помнится , я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу...
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Задание 1 . Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. « Что означают слова изморозь и изморось ? Почему они пишутся по-разному, хотя звучат совершенно одинаково ?» Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами . Задание 2 . Определите, к каким частям речи относятся слова, опираясь на морфологические признаки. Составьте грамматический рассказ и представьте его классу. Пятак 6.пятачок(у поросенка) 11 пятитомный Пятерка 7.пятеро 12 четыре пятых Пятый 8. пятиборье В-пятых 9. пятидневка Пять 10 пятидесятый
Задание «Почемучка» 1. Можно сказать , что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение « маленькая полка » или « полка маленького размера ». Возьм ё м слова бухта , водка , кофта , минута , поляна и образуем от них слова бухточка , водочка , кофточка , минуточка , поляночка . Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера ?Приведите доказательство. 2.До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники , но новыя книги ; старые ботинки , но старыя письма и телеграммы ; светлые классы , но светлыя окна . Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля ?Подготовьте сообщение и расскажите одноклассникам. 3. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?
Задание «Вопрос-ответ». 5 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Текст». Форма выполнения задания: работа в группе. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, представить группе, обсудить, поставить оценку. Практическое задание: учащиеся получают карточку с заданиями, после выполнения задание и проверки по ключам учащиеся объясняют друг другу свои ошибки . Задание : Теоретический блок: План: Что такое текст? Как связаны предложения в тексте? Какие особенности характерны тексту?
Практический блок: Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни…И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности … Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности , нашей души, ума… 1. Озаглавить текст. 2. Определить основную мысль текста 3. Указать признаки текста по плану: несколько предложений на определенную тему связано между собой по смыслу несколько предложений, не связанных между собой по смыслу нет основной мысли можно выделить вступление, основную часть, заключение можно подобрать заголовок, отражающий тему или основную мысль есть основная мысль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дистанционный курс Prezentacii.com
Содержание курса Курс «От теории к практике» состоит из 5 модулей: тема сочинения, вступление, заключение, основная часть, рекомендации по написанию сочинения-размышления. Каждый модуль содержит теоретический и практический материал, необходимый учителю и старшекласснику для подготовки к итоговому сочинению: задания для отработки структуры творческий работы (вступление, основная часть-аргументы, заключение), для письменного развернутого аргументированного ответа в виде сочинения(объем не менее 350 слов), Структура курса соответствует логике подачи материала программы по литературе общеобразовательных учреждений.
Модуль 1 . Тема сочинения. Задания для самостоятельной работы: типовые, творческие и развивающие. Модуль 2 . Вступление. Упражнения, вопросы для самостоятельной работы : алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 3. Основная часть. Алгоритм написания, тексты для самостоятельной работы, задания для самоконтроля, список литературы. Модуль 4. Заключение. Вопросы для самостоятельной работы: алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 5 . Мастерская по написанию сочинения-рассуждения.
Библиография : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Изд. 2-е, перераб .-М.: Баласс , 2005.(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум») Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы:Учеб.пособие .- 4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.-512 с. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=24 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie http://www.litra.ru http://sochineniye.blogspot.com/p/blog-page_65.html
Предварительный просмотр:
Кашаева В.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард
Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий (7 кл)
Тип урока: урок усвоения новых знаний урок – комбинированный | |||||
Педагогические задачи: Образовательные: 1. Формировать умения опознавать части речи; написание мягкого знака после шипящих. Развивающие: 1. Создать условия для развития памяти, внимания, воображения; 2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; 3.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность Воспитательные: Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные:
| Метапредметные: | Личностные:
| |||
познавательные ‒ давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи | |||||
регулятивные ‒ осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | |||||
коммуникативные ‒ уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | |||||
Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, учебник, карточки, рабочая карта урока, оценочный лист, алгоритмы https://www.youtube.com/watch?v=OHTIb2qaZVQ | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности | ||
I. Организационный момент | - приветствует
| - эмоционально настраиваются на урок (Л); - активно слушают (П); - слушают собеседника (К). | - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л); - формулирование собственных ожиданий (П); - построение понятных для собеседника высказываний (К). | ||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Проводит орфографическую разминку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих» (см. ресурсный материал к уроку); Задание: - Укажите, какой частью речи являются слова. Объясните, почему в одних случаях мягкий знак нужен, а в других нет. - Объясните написание –Ь и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга. -Какие рекомендации вы дадите своему соседу по парте? - Назовите ключевые слова орфограммы (записывает на доске: мягкий знак, шипящий, части речи) - Опираясь на полученные данные, ключевые слова попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему в тетрадь. - Какая учебная задача будет стоять перед нами? | -через анализ языкового материала формулируют тему и задачи урока (П); -взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, работают в паре (К); -принимают решение осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности, дают рекомендации (Р). | -планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи (П); -продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения (К); - адекватное восприятие оценки учителя (Р). | ||
III. Актуализация знаний | Продолжает аналитическую работу по теме урока: - Вспомним, какую функцию выполняет мягкий знак в русском языке? (смягчает, разделяет, показатель грамматической формы) - А в данных словах? (грамматическая форма) -Попробуем составить грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания. (работа в группе) Организует заполнение таблицы. | - применяют на практике и последующем повторении новый материал (Л); -анализируют, составляют грамматический портрет, заполняют таблицу (П); -взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, работают в группе (К). | -умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л); формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы (П); -формирование компетенции в общении; вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К). | ||
IV. Первичное усвоение новых знаний | Продолжает аналитическую работу по теме урока: - Вернемся к тексту разминки. Во всех словах объяснили орфограмму? - Какую особенность в правописании этих слов вы заметили? (после шипящих ь) - К какой части речи они относятся? - Проведем исследование. На доске записаны слова в два столбика: Настежь уж Сплошь замуж Прочь невтерпеж Навзничь -Какую закономерность, опираясь на ключевые слова, в написании данных наречий вы заметили? Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод. Сравните полученный результат с фрагментов видеоурока по теме https://www.youtube.com/watch?v=OHTIb2qaZVQ | - рассуждают, взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, проводят взаимопроверку (Р); - отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают вывод (П). | -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом ; слушать и понимать других (Р); -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П). | ||
V Первичная проверка понимания | Организует выполнение упражнения 276; заполнение последнего столбика таблицы – грамматического портрета -Ь. | -осуществляют самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (Р); -усваивают новый способ умственной деятельности через разные виды получения информации (П). | -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане (Р); -выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). | ||
VI. Первичное закрепление | Организует составление алгоритма применения правила. Работа в группе. Проводит самостоятельную работу (см. ресурсный материал к уроку). | -осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал, отвечают на вопрос (Л) | -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л); | ||
VII. Рефлексия | Подводит итоги урока: заполнение оценочного листа. |
| -формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К). | ||
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания: | Комментирует домашнее задание: - упражнение 278; -написать грамматическую сказку о мягком знаке или подготовить грамматический рассказ о правописании мягкого знака после шипящих, опираясь на алгоритм урока. | -творчески перерабатывают изученную информацию; перерабатывают информацию (на основе анализа и синтеза) (П). | -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П) | ||
Ресурсный материал к уроку
1.Орфографическая разминка (работа в паре).
меч, хорош, (много) туч, около рощ, ложь, пригож, беречь, жечь, говоришь, читаешь, режьте, врач, умножь, фальшь, беречь, стеречь, вскачь, настежь.
Задание:
- Объясните написание –Ь и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга
- Назовите ключевые слова орфограммы (на доске: мягкий знак, шипящий, части речи).
2.Грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания (работа в группе)
части речи | ||||
с - Ь - | ||||
без - Ь - |
3.1.Алгоритм применения правила написания –ь в разных частях речи
1.определи часть речи
2.
3.2.
1. Определить часть речи
2. Форму слова
3. Является ли словом – исключением (для наречий).
4.Самостоятельная работа. Карта ответов проецируются на доску или учитель проверяет сам.
1. | 2. | 3. | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 |
Рабочий лист ученика 7 класса _________________________________
Задание 1. Орфографическая разминка (работа в паре).
- Укажите, какой частью речи являются слова. Объясните, почему в одних случаях мягкий знак нужен, а в других нет.
меч, хорош, (много) туч, около рощ, ложь, пригож, беречь, жечь, говоришь, читаешь, режьте, врач, умножь, фальшь, беречь, стеречь, вскачь, настежь.
Задание:
- Объясните написание –Ь и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга
- Назовите ключевые слова орфограммы (на доске: мягкий знак, шипящий, части речи)
Задание 2. Составить грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания (работа в группе).
части речи | ||||
с - Ь - | ||||
без - Ь - |
3. Задание – исследование.
Настежь уж
Сплошь замуж
Прочь невтерпеж
Навзничь
-Какую закономерность, опираясь на ключевые слова, в написании данных наречий вы заметили? Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод. Сравните полученный результат с фрагментов видеоурока по теме.
4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».
| 12. много встреч… | 23. кипуч… | 34. горюч… |
| 13. леч… | 24. настеж… | 35. невтерпёж… |
| 14. от свеч… | 25. уж… | 36. навзнич… |
| 15. клещ… | 26. нет встреч… | 37. пахуч… |
| 16. с плеч… | 27. крепыш… | 38. ковш… |
| 17. настеж… | 28. сплош… | 39. блиндаж… |
| 18. вскач… | 29. гремуч… | 40. съеш…те |
| 19. реч… | 30. хорош… | 41. напроч… |
| 20. отреч…ся | 31. плюш… | 42. избавиш…ся |
| 21. замуж… | 32. наотмаш… | 43. невмоч… |
| 22. борщ… | 33. шалаш | 44. стереч… |
5.Оценочный лист.
№ задания | самооценка | взаимооценка | отметка учителя |
1 (работа в паре) | |||
2 (работа в группе) | |||
3 упр. | |||
4.самостоятельная работа |
. Cоставное именное сказуемое (8 класс, 1 ч)
Тип урока: урок усвоения новых знаний урок – комбинированный | |||||
Педагогические задачи: Образовательные: 1. Развивать умения определять виды сказуемого и способы его выражения. Развивающие: 1. Развивать умения определять виды сказуемого и способы его выражения; 2. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; 3.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность. Воспитательные: Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные:
| Метапредметные: | Личностные:
| |||
познавательные ‒ применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне | |||||
регулятивные ‒ осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную | |||||
коммуникативные ‒ владеть основами коммуникативной рефлексии | |||||
Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, учебник, схема-опора, тест | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности | ||
I. Организационный момент | - приветствует
| - эмоционально настраиваются на урок (Л); - активно слушают (П); - слушают собеседника (К). | - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л); - формулирование собственных ожиданий (П); - построение понятных для собеседника высказываний (К). | ||
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Проводит орфографический практикум по теме «Правописание согласных и гласных в корне слова» (см. ресурсный материал к уроку). Организует взаимопроверку. групповую работу: -1 группа «Простое глагольное сказуемое»; 2 группа «Составное глагольное сказуемое» Задание: -Составить вопросы и задания по теме для другой группы; -Подобрать примеры из домашнего задания; - Сделать вывод о сходстве и отличие этих двух типов сказуемых; | -через анализ языкового материала формулируют задачи урока (П); -взаимодействуют с учителем во время беседы, работают в группе (К); -принимают решения и осуществляют выбор в учебной и познавательной деятельности (Р). | -планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи (П); -продолжение развития умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения (К); - адекватное восприятие оценки учителя (Р). | ||
III. Актуализация знаний | Организует запись темы урока «Cоставное именное сказуемое»; предлагает обозначить ключевые слова темы урока, выполнить упр. 87; Организует проблемный диалог: -Назовите сказуемые. -У всех получились одинаковые варианты? -Дайте определение сказуемого. - Есть ли значение признака или действия у слова было? -В каких же словах в предложении содержатся эти значения? -Как называется у сказуемого такое значение, которое выражает содержание? -Какое еще значение должно обязательно быть у сказуемого? -Укажите, какими частями речи выражены сказуемые? А вспомогательная часть? -Попробуйте дать определение составного именного сказуемого. | - применяют на практике и последующем повторении новый материал (Л); -воспринимают текст как единое смысловое целое, называют ключевые слова темы (П); -взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений (К). | -умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л); формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы (П); -формирование компетенции в общении; вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К). | ||
IV. Первичное усвоение новых знаний | Формулирует задание: выполнить упр. 88,89: -Как в составном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значение? -Как называются эти части? -Найдите в выписанных вами сказуемых основную и вспомогательную часть и докажите это. -Чем выражена основная часть? -Чем выражен глагол-связка? -Как называется такой вид сказуемого? -Расскажите о составном именном сказуемом на основе проведенного анализа. Прием «Ты- мне, я- тебе». | - рассуждают, взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, проговаривают изученный материал (Р); - отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают вывод (П). | -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом ; слушать и понимать других (Р); -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П). | ||
V Первичная проверка понимания | Организует выполнение упр. 90 и его взаимопроверку, составление схемы-опоры «Именная часть составного именного сказуемого». | -осуществляют самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (Р); -усваивают новые способы умственной деятельности через разные виды получения информации, составляют схему-опору (П). | -планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане (Р); -выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). | ||
VI. Первичное закрепление | Организует выполнение упр.91, его взаимопроверку, обсуждение и коррекцию. | -осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал, отвечают на вопрос, делают коррекцию (Л). | -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л). | ||
VII. Рефлексия | Организует высказывание оценочного суждения: -Что нового вы узнали о составном именном сказуемом? -Составьте кластер «Сказуемое». Работа в группе Подводит итоги урока. |
| -формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К). | ||
VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания | Комментирует домашнее задание: - упр. 92; - завершить работу над текстом. | -творчески перерабатывают изученную информацию на основе анализа и синтеза (П). | -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П). | ||
Ресурсный материал к уроку
1.Орфографический практикум «Правописание согласных и гласных в корне слова»
- В каком слове пропущена согласная
1) безмол..ствовать, 2) кос..ный взгляд, 3) ал..юминий, 4) гал..ерея..
- В каком слове на месте пропуска пишется буква И
1) угн..тение, 2) в..стибюль, 3) ст..пендия, 4) вин..грет.
- В каком слове на месте пропуска пишется буква О
1) препод..ватель, 2) насл..ждаться, 3) об..яние, 4) аб..немент.
- В каком слове на месте пропуска пишется буква Е
1) прив..легия 2) прим..рять детей
3) флаги разв..ваются 4) сл..паются.
- В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква
1) п..лисадник, ч..стота помещения, пок..яние,
2) комб..незон, уд..вляться, суверен..тет,
3) раск..лить печь, об..няние, сож..ление,
4) д..зертировать, пор..девший, недос..гаемый.
6. Укажите слово с орфографической ошибкой.
1) расставлять 2) обнажать 3) ослабеть 4) преумнажать.
7. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные
1) пог(а,о)сить, прел(а,о)мить, др(а,о)матический,к(а,о)лонна,
2) пригр(а,о)зить, ут(а,о)чнить, х(а,о)лмистый, (а,о)сновные,
3) пров(е,и)рять, высв(е,и)тить, зам(е,и)чательный, опт(е,и)мизм,
4) поч(е,и)нить, ув(е,и)ваться, ус(е,и)литель, об(е,и)жаться.
Ответы:1-1,2-3,3-4,4-3,5-2,6-4,7-4
2.Оценочный лист. Прием «Радуга оценок». Поставьте +, -
Красноречиво молчал.
Очень хорошо работал.
Ждал ответов товарищей.
Задумался о том, что надо писать от души, интересно.
Глубоко проник в тему.
Серьезно работал.
Фундаментально усвоил тему.
Или
Знаю | |
до | после |
3.Схема-опора 1. «Именная часть составного именного сказуемого»
Именная часть составного именного сказуемого
имя существительное имя прилагательное
(им.п + косвенные падежи с предлогом и без) (им.п + тв.п в полной и краткой форме
сравнительной и превосходной степени)
причастие инфинитив
наречие местоимение имя числительное
словосочетание, фразеологизм
3.Схема-опора 2.
= +
4.Кластер «Сказуемое»
Сказуемое
= = =
+ +
Блок и революция. Поэма «Двенадцать» (2 ч)
Тип урока: урок усвоения новых знаний урок – дискуссия | |||||
Задачи: Образовательные: 1. Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности, определить позицию Блока по отношению к революции; 2. Совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом художественного произведения; 3.Совершенствовать навык монологической и диалогической речи. Развивающие: 1. Развивать филологическое мышление; 2. Создать условия для развития памяти, внимания, воображения; 3. Содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; 4.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность Воспитательные: Формировать эстетическое восприятие поэзии. | |||||
Планируемые результаты | |||||
Предметные:
| Метапредметные: | Личностные:
| |||
познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения | |||||
регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты | |||||
коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | |||||
Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, интернет – ресурсы, карточки, иллюстрации Ю. Анненкова, А.А. Блок «О назначении поэта» (Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина), https://www.youtube.com/watch?v=Q8E8nDGKdvk, оценочный лист | |||||
Организационная структура урока | |||||
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося | Формируемые способы деятельности | ||
I. Организационный момент | - приветствует
| - эмоционально настраиваются на урок (Л); - активно слушают (П); - слушают собеседника (К). | - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л); - формулирование собственных ожиданий (П); - построение понятных для собеседника высказываний (К). | ||
II. Актуализация знаний | Организует беседу: -Какое впечатление произвела на вас поэма? -Как поняли ее смысл? -Какие строки показались наиболее сильными, может быть, гениальными? -Узнали ли в поэме голос уже знакомого поэта? -Чем объясните происшедшие перемены? | -ориентируются на нравственно-этическое содержание поступков и событий, описанных в произведении (Л); -воспринимают текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом» (П); - осваивают правила и навыки ведения дискуссий (К). | -умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л); формирование умения на основе анализа объектов делать выводы, находить ответы на вопросы (П); - вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К). | ||
III. Проблемное изложения нового знания | Организует аналитическую беседу, затрагивая следующие аспекты: 1.История создания и публикация поэмы. Реакция современников: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны». (М. Волошин); Оценки Луначарского, Есенина, Горького с одной стороны и Гиппиус, Бунина - с другой. 2.Какую «музыку» услышал Блок на улицах революционного Петрограда и как передал ее в поэме? Символика образов и стихий; цветопись в поэме. Предлагает составить кластеры. 3.Три смысла названия как знак внутреннего единства содержания и формы. 4.Комментированное чтение поэмы, в котором дается ответ на вопрос отношения Блока к революции («Переделать все»). 5.Дискуссия об образе Христа в поэме. Проводится на основе личных впечатлений учащихся, также на основе суждений об этом образе вообще и применительно к поэме. Раздает карточки с высказываниями. Интересно включить также слова М. Волошина, С. Булгакова, Ф. Степуна, М. Пришвина. При комментарии использует иллюстрации художника Ю. Анненкова. | - рассуждают, делают предположения; взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, способы представления изученного материала (Р); - отвечают на вопросы, высказывают свои предположения, делают вывод; развивают умения получать информацию из текста и изображения, строить сообщения в устной форме, строят кластеры (П).
| -формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом произведения; слушать и понимать других (Р); -формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П). | ||
IV. Первичное закрепление знаний учащихся | Организует просмотр видеофрагмента «Пушкинскому дому», стихи А. Блока, музыка Г. Пономаренко. Поет Сергей Зыков. https://www.youtube.com/watch?v=Q8E8nDGKdvk; Формулирует задание: дать развернутый ответ на вопросы: -Какова проблематика стихотворения? -В чем стихотворение перекликается с речью «О назначении поэта»? - В чем пафос этих произведений? | -осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал (Л); -оценивают предложенные работы одноклассников, выбирают наиболее точный, делают вывод, устраняют пробелы (Р). | -формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л); - критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р). | ||
V. Рефлексия | Побуждает к высказыванию своего мнения. Прием «Отпускание мысли» (см. ресурсный материал к уроку). Подводит итоги. |
выражают свои эмоции по поводу урока (К) | -формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К). | ||
VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания: | Комментирует домашнее задание: - прочитать по учебнику стр.238-258, подготовить обзор биографии Н. Клюева; - индивидуальное задание: доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» «Песнь о Великой Матери». | -творчески перерабатывают изученную информацию; ищут информацию в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных); перерабатывают информацию (на основе анализа и синтеза) (П). | -развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности поиск и выделение информации (П) | ||
Ресурсный материал к уроку
1. Карточка для обсуждения
- «Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения» (В.Г. Белинский);
- «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного» (Ф.М. Достоевский);
- «В грохоте революции он расслышал нежную поступь Христа» (П. Медведев, 1923)
- «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» (А. Блок);
- «Образ Христа как «большая и бесспорная неудача». (С. Штут);
-«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира,- самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).
2.Оценочный лист дискуссии
Получил ли я удовлетворение после дискуссии? | |
Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль? | |
Насколько интересна мне культура проведения дискуссии? | |
Смог ли я воспользоваться приемами доказательности? | |
Какие я приобрел новые знания? | |
Смог ли я понять точку зрения другого? | |
Интересен ли мне живой обмен мнениями? |
3.Оценочный лист урока
Ф.И. | с\о | в\о | о\у | мак. балл | КПД % | о\м |
1 этап: история создания поэмы | ||||||
2 этап: символы поэмы, кластеры | ||||||
3 этап: три смысла | ||||||
4 этап: комментированное чтение | ||||||
5 этап: развернутый ответ | ||||||
речевая культура ответа |
4. Рефлексия. Оценочные суждения «Отпускание мысли». Продолжить предложения:
- Интересно…
- Познавательно…
-Я бы с обозначенной темой выделил бы в нашей беседе такие моменты: во-первых,…,во-вторых,….,в-третьих…






























































