Использование различных образовательных технологий. Дистанционное и электронное обучение.

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Типовые задания по всем группам УУД по русскому языку

Составитель: Кашаева В.В,

учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2

Виды действий

Содержание действий

Критерий сформированности/оценки компонентов действий

Последствия несформированности действий

Типовые задания

Типовые задания по предмету

ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Самооп-ределение (личност-ное, профессио-нальное, жизненное) самооценка

- Самопознание и самооценивание.

- Оценка своих качеств и возможностей в деятельности и отношениях с другими.

1. Содержательный аспект самооценки характеризуется переориентацией на оценку моральных качеств, способностей и воли, взаимоотношения с товарищами

2.Осознание необходимости самосовершенствования.

3.  Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

4. Эмансипация самооценки от внешних оценок, появление независимых эталонов самооценивания, самоотношения.

5. Критичность самооценки

Неумение выбирать.

Неумение определить свою личностную позицию Импульсивность поведения

Нерешительность в поведении.

Неумение видеть слабые стороны своего поведения.

Неосознанность времени жизни и жизненной перспективы

Отсутствие стремления к саморазвитию, обывательская позиция.

Задания на оценку собственного поведения.

Задания на оценку причин и последствий поведения.

Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др.

Задания на выбор информации и поведения (относительно альтернатив выбора, критериев и их измерителей).

Форма контроля:

Задания на оценку рисков и потерь при отказе от невыбранных альтернатив.

Задание «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.45-48)

Задание «Какой я?»

Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием фразеологизмов и сравнений.  Постарайтесь описать всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть хорошие и плохие. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников.

Смысло-образо-вание

мотивация учебной деятельности

Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирование мотивов достижения, самообразования, социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности

1. Сформированность познавательных мотивов.

2.Дифференциация отношения к разным учебным предметам

3. Интерес к новому опыту.

4. Сформированность социальных мотивов.

5. Стремление к социально значимой деятельности.

6. Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений за пределами школьной программы.

7. Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Низкий уровень осознания своего отношения к учению

 Преобладание внешних мотивов (игрового, внешнего)

Формальное отношение к учебе

Безразличие к окружающему миру

Подверженность групповым установкам

Игровое задание «Моя вселенная»

Задания на оценку полученной информации относительно своей личностной позиции.

Интервью и значимости темы для жизненных целей и задач, изучения темы урока

Задание на выбор целей из предложенного учителем списка

Задания на рефлексию личностных результатов учения (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.49)

Задание «Главная мысль»,  6 класс

Цель: прийти к пониманию необходимости ценить вклад каждого, определить свое отношение с окружающими

     Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда скажут слова благодарности тем, кто помог ему,  и однажды он заговорил: «Моя красота ослепила вас, но вы, к сожалению,  не поняли главного.  Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, с любовью растила, и благодаря ее заботе я расцвел. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей, поддержала в невзгоды. Не отнеслись с уважением к солнцу, которое день за днем со всей ответственностью грело и защищало меня от стужи. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее».

Выполнить задания:

  1. Прочитать текст  и выделить ключевые слова.
  2. Определить основную мысль.
  3. Сформулировать ответ на вопрос: «Что не поняли люди?»

Нравст-венно-этическая ориента-ция

- Умение выбирать информацию и поведение, оценивая с точки зрения просоциальных ценностей.

- Выделение  морального содержания ситуации  нарушения моральной нормы / следования моральной норме.

- Решение моральной дилеммы на основе децентрации.

- Оценка действий с точки зрения нарушения /соблюдения моральной нормы.

- Умение аргументировать необходимость выполнения моральной нормы.

- Ориентация в поведении на групповой «кодекс поведения».

Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое по сравнению с конвенциональными нормами

Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы.

Учет мотивов субъекта при нарушении нормы.

Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении нормы.

 Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения нарушения/соблюдения моральной нормы

Отсутствие определённой культуры поведения

Рассогласованность знания моральных норм и поведения

Девиантное поведение

Задание «Моральные дилеммы»

Задние «Моральный смысл»

Задание «Социальная реклама»

Задание «Кодекс моральных норм»

Задания на определение альтернатив, критериев выбора и способов их измерения.

Задания на оценку собственного поведения.

Форма контроля:

Задания на оценку причин и последствий поведения.

Задания на определение значимости определённых событий с точки зрения жизненной перспективы и др (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.49-56)

Задание « Моё мнение»

   Прочитать текст, высказать согласие\несогласие в сданным утверждением, написать развернутый ответ на вопрос : «Почему именно совесть может помочь сделать правильный    выбор и обеспечить нравственное поведение человека?  

  Что такое нравственность?  Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.  Каждый человек при оценке своего поведения,  поведения других людей пользуется этой системой правил.  В основу этой системы входят ценности,  которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило,  среди таких ценностей жизнь человека,  счастье,  семья,  любовь, благосостояние и другие.  
          В зависимости от того,  какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении,  и определяется,  какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.  
        Что может помочь сделать правильный    выбор и обеспечить нравственное поведение человека?  Только совесть.  Совесть,   которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок.  Это та единственная сила,  которая может обеспечить нравственное поведение человека. 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Виды действий

Содержание действий

Критерий сформированности/оценки компонентов действий

Последствия несформированности действий

Типовые задания

Целепо-лагание

 Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней

Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточных целей-требований) Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично.

Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

Выполнение проекта (формулировка целей и задач проекта)

Задание «Сыщик». 5 класс

   Для мотивации объясняется значение слова «сыщик», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший сыщик» Материал: текст с допущенными орфографическими и пунктуационными ошибками. Условие соревнования: кто быстрее и правильно найдёт все ошибки, тот объявляется победителем. Время засекается.

Северное сияние

   Я читал о северном сияние.  Во время путишествия по Северу видел это замичательное явление.

    Однажды ночью я седел на станцыи, в отдоление.  Вдрук увидел на небе мирцание голубаватых огней. В сильном волнение наблюдал, как разгарались все сильнее языки красноватова пламини.  Вот они охвотили все небо.

   В это мгнавение я (не) думал о времини, весь был поглащен этим сказочьным явлением.

Планирование

Определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Распределение работ во времени

Умение реалистически оценивать силы и время

Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)

Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам

Импульсивный характер деятельности

Хаотичность действий

Неадекватность плана сформулированным целям и задачам

Невыполнение задания в намеченный им срок

Выполнение проекта (разработка плана проекта)

Конструкторское бюро.

Урок «Имя существительное как член предложения», 5 класс. Обобщение изученного.

  Как нужно расположить вопросы, чтобы получился план ответа на тему «Имя существительное как член предложения»?

  1. Дай определение обстоятельства. Приведи примеры предложений, где обстоятельство было бы выражено существительным?
  2. Дай определение дополнения. Приведи примеры предложений, где прямое или косвенное дополнение было бы выражено существительным?
  3. Дайте определение главных членов предложения. Приведите примеры, где главные члены будут выражены существительным.

-Какой вопрос вызвал большее затруднение?

Контроль

Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Самостоятельность, осознанность действия контроля.

Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.

При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.

Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.

Не контролирует учебные действия,

не замечает допущенных ошибок.

Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий.

Ученик осознает правило контроля, но затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их; исправляет и объясняет ошибки

Выполнение проекта (контроль за выполнением плана проекта)

«Я - учитель» (анализ домашнего сочинения по критериям)

-«Ты мне - я тебе» или «Веселый перекресток» (по плану или схеме-опоре обучающиеся рассказывают друг другу теоретический материал)

Коррек-ция

Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата

Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.

Нет коррекции плана действий

Коррекция запаздывающая, не всегда адекватная

Коррекция иногда запаздывающая, но адекватная.

Выполнение проекта (коррекция выполнения проекта)

Я – корректор. Исправь ошибки в написании суффиксов прилагательных. Работа в паре. (Проверка  по первичному тексту на экране)

    Шел я однажды по пустыной улице. Гляжу: деревяная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменых домах со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временых трудностей.

    Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеинное: серебренная шкурка, длиноешнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я подумал: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куриный бульон, жареные румянные пирожки и клюквеный сок».

 

«Я - редактор» (редактирование  домашнего сочинения по критериям)

Прогно-зирование

Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик

Умеет устанавливать приоритеты.

Умеет распределять время в зависимости от важности дела.

Умение реалистически оценивать силы и время для выполнения конкретного дела.

Нет прогноза своих действий.

Выполнение проекта (прогнозирование выполнения проекта)

   Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи »Ребята, к нам за помощью обратились дети из соседней школы. Надо помочь им составить текст. Как думаешь, что надо знать для выполнения задания? Какие трудности могут возникнуть и почему?

    Имя прилагательное – это……………………………., которая обозначает…………………………………………………, отвечает на вопросы……………………………….., в предложении является……………………………………………, начальная форма прилагательного - ………………………………….., морфологические признаки прилагательного -……………………………………………………………………………………….

Рассели жильцов. Записать под диктовку и распределить слова по квартирам (столбикам)

Тучей, пирожок, лужей, большой, горячему, в дремучем, в чужом, ключом, улицей, мечом, огурцов, речонка, лужок, могучего, книжонка, парчой, хорошее, овражек, крыльцом.

- По каким признакам вы распределяли слова?

- Что необходимо знать для написания гласной после шипящей и ц?

- Какие трудности могут возникнуть и почему?

 

Волевая регуляция

Сохранение самообладания при появлении затруднений в работе

Владение навыками саморегуляции (снижения эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня  активации, мобилизации, обеспечивающих требуемый уровень работоспособности).

Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом.

Аффективные реакции (отказ, утрата упорядоченности, целенаправленности действий) при затруднениях

Упражнения на релаксацию, снижение эмоционального напряжения

Задание на осознание действенных мотивов

Упражнение на действие с воображаемым мотивом

Покорители вершин 

  Ты сможешь дойти до вершины горы, выполнив ряд заданий:

коча…ый

трон…ый, времен…ый

целин…ый, землян…ой, багрян…ый

юн…ый, ветрен…ый, утин…ый, ржан…ой

страусин…ый, осен..ий, ледян…ой, телефон…ый, демонстрацион…ый

1.Вставить пропущенные буквы и обозначить орфограмму

2. Составить 3 словосочетания  «прилаг. + сущ.»

3. Определить лексическое значение слова «целинный»

4. Составить предложение со словом «целинный», подчеркнуть грамматическую основу, устно дать характеристику.

познавательные

Виды действий

Содержание действий

Критерий сформированности/оценки компонентов действий

Последствия несформированности действий

Типовые задания

Обще-учебные действия

- самостоятельное  выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- знаково-символическое моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка  средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно сжато выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Самостоятельно  выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях).

Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики).

Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.

Строит модели и схемы,

работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом).

Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя.

Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства и результаты);

умеет давать оценку полученных результатов и применять их к новым ситуациям.

Умеет составлять вопросы к тексту, план,  граф-схему, тезизы, сводные таблицы, комментировать текст и логически запоминать учебную информацию.

Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты и доклады по нескольким источникам.

Умеет определять главную тему, общую цель или назначения текста; умеет выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.

Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе.

Уметь оценивать содержание текста и его форму.

Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Отсутствует самостоятельность в учебной деятельности

Задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;

на сериацию, сравнение, оценивание;

на проведение эмпирического исследования;

на проведение теоретического исследования;

задачи на смысловое чтение (Формирование УУД в основной школе,  2010, с. 93-102)

 Задание. Заполнить таблицу «Буква ь в разных частях речи»

сущ

глаг

прил

с ь

без ь

Превозмочь, морж, дремуч, с пастбищ, около луж, фальшь, камыш, пустошь, смочь, горяч, намажьте, с круч, полночь, смеешься, скрипуч, линюч, обозначь, блиндаж, ветошь, стричь, рисуешь, отрежьте, кулич, тягуч.

Задание «Классификация по разным основаниям».

 Даны слова: петь, болеть, бежать, грустить, строить, рисовать, видеть. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по значению, видам).

Задание «Составь предложение». Урок «Сложноподчиненное предложение». Обобщение изученного. Прочитаем знаменитое изречение Сервантеса и вспомним правила вежливости: «Ничего не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Варианты работы:

  1. Разрезать лист на части., первую часть дать обучающимся, предложить закончить начатые предложения, составив сложноподчиненное предложение.
  2. Раздать обе части, предложить привести в соответствие все предложения, определив вид придаточного предложения.
  3. Предложить провести взаимопроверку, во время которой в паре обучающиеся объясняют свои ошибки.

1 часть

Вежливость – это такая форма обращения с окружающими,..

Невежливо не здороваться со старшими, со сверстниками…

Вы показываете только свое невежество..

Надо подавить в себе желание рассмеяться…

Невежливо надоедать товарищам своими визитами…

Не опаздывайте…

Думается…

2 часть

что невежливо совсем не прийти в назначенный срок.

если вам назначена встреча.

потому что это неприлично.

пусть даже ты  чем-то обижен на них.

в которой проявляется уважение к  достоинству человека.

если человек споткнулся и выглядит комично.

так как вы можете нарушить их планы.

Логичес-кие

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.

Постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

Осуществляет логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия.

Делает обобщение понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.

Осуществляет сравнения, сериации и классификации, делает самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций.

Строит классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

На основе общих посылок может строить гипотезы, проверять или опровергать их.

Склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям.

Сочинение историй, рассказов, сказок.

Постановка вопросов к тексту, озаглавливание текста

Задания для освоения приемов логического запоминания информации, извлеченной из текстов (Формирование УУД в основной школе,  2010,, с.117-131)

Развиваем логику. Найдите соответствие.

1.шомпол        а. шест из длинного тонкого ствола дерева

2.жердочка        б. тонкая веревка

3.челн                        в. стержень для чистки и смазки ствола оружия

4.чопорный        г. любитель наряжаться

5.кошелка        д. выдолбленная из дерева лодка

6.щеголь         е. чрезмерно строгий в поведении

7.бечевка        з. сумка

2.Географические названия Ямал, Ереван, Юрмала и Йемен начинаются с  одного и того же звука. Какого? Почему? Объясните это языковое явление.

3.Сколько слов с Ъ в тексте стихотворения? Почему? Докажите  свою точку зрения.

Эта буква – твердый знак,

Знак-отшельник, знак-бедняк…

Редко, робок и не смел,

Встанет в предложен..е

Словом вз..ем, вз..ярился, с..ел,

В..явь, об..явлен .

(Ну об..ект , еще об..ем,

Об..яснение, под..ем).

И опять сидит, скучает,

Никого не замечает.  (Г.Граубин)

                                   

Действия постанов-ки и решения проблем

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

 

Умеет видеть проблему, аргументировать ее актуальность, ставить вопросы.

Умеет выдвигать гипотезы. 

Умеет структурировать тексты.

Умеет давать определение понятиям.

Формулирует гипотезы исследования и раскрывает замысел.

Планирует ход решения проблемы, исследовательских (проектных) работ и выбирает необходимый инструментарий.

Осуществляет поиск решения проблемы, проводит исследование (проектную работу) с поэтапным контролем и коррекцией результатов.

Умеет делать выводы и умозаключения

Умеет классифицировать

Оформляет результаты деятельности, как конечного продукта, и представляет результаты исследования (продукта проектных работ) для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». Урок «Антонимы»

1. Прочитай отрывок из повести В.П. Катаева «Белеет парус одинокий». 
- Обрати внимание на выделенные слова. 
- Как называются такие пары слов? В чём их особенность? 
- Какую роль играют эти слова в данном тексте?
2. Прочитай статью из «Энциклопедического словаря юного филолога». Что ты уже знал об антонимах и что узнал нового из этой статьи? 
- Задай вопрос к каждому абзацу текста. Запиши сложный план, который у тебя получился.

- Подготовься дома рассказывать по этому плану.

    Осторожно, обеими руками открывая тяжёлые скрипучие двери, Павлик отправился в гостиную. Это было
большое путешествие маленького мальчика по пустынной квартире. Там впотьмах, наполняя всю комнату сильным запахом хвои, стояло посредине нечто громадное, смутное, до самого паркета опустившее тёмные лапы в провисших бумажных цепях.
    Привыкнув к темноте, Павлик увидел в углу столик с подарками. Подарки были превосходные, гораздо лучше, чем он ожидал. Однако мальчику этого показалось
мало. Он потихоньку перетащил из детской в гостиную все свои старые игрушки, в том числе и ободранную Кудлатку, и присоединил к новым. Теперь игрушек было много, как в магазине

Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». Меняется ли лексическое значение прилагательных, если мы меняем их грамматическую форму?

примеры

признаки

формы

Белая береза

цвет

Ж.р., ед.ч. Им.п

Твердые булки

качество

Мн.ч.,Им.п.

Золотое кольцо

материал

Ср.р.,ед.ч.,Им.п.

Задание «Почемучка»

1. Урок «Причастие»

а) Почему причастия настоящего времени (действительное и страдательное) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?
б) Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных? 
в) От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие?

2. Являются ли родственными (однокоренными) слова:

-дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
- страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
 В выполнении задания можно обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

3.Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?

Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)

КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Виды действий

Содержание действий

Критерий сформированности /оценки компонентов действий

Последствия несформированности действий

Типовые задания

Общение и взаимодействие

Умение представлять и сообщать в устной и письменной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

 Строит понятные для партнера высказывания, т.е. владеет вербальными и невербальными средствами общения.

Понимает возможности разных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Умеет обосновывать и доказывать свою точку зрения, позицию невраждебным для оппонентов образом.

Умеет задавать вопросы.

Умеет слушать собеседника.

Умеет позитивно относиться к процессу общения.

Умеет дружить, уступать, убеждать.

Проявляет спонтанность, уверенность в контактах.

Эгоцентрическая позиция в межличностных отношениях.

Покорность, подчинение (без внутреннего согласия) авторитету партнера.

Ярко выраженные индивидуалистические тенденции (упрямая настойчивость).

Неуверенное (либо агрессивное) поведение,

Неумение реагировать на критику, «задевающее поведение», провоцирующее поведение.

Неумение принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников.

Неумение выражать свои чувства приемлемым образом.

«Кто прав?» , «Общее мнение»

«Дискуссия»

«Компьютерная презентация» (Формирование УУД в основной школе,  2010, с.67-85)

 Задание 1. Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. 1.Почему существительные мертвец и покойник одушевленные? 2.Почему слова народ, толпа, стая неодушевленные? (или « Что означают слова изморозь и изморось? Почему они пишутся по-разному, хотя звучат совершенно одинаково?») Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

2. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Докажите свою точку зрения. Сформулируйте вопросы по тексту и задайте соседу по парте.

А. Здесь кончалась Византия, дальше шли необъятные земли славян.

Б. На берегу теплого моря стоит город Солунь.

В. Многие жители Солуни тоже были славянами.

Г. Жили здесь два брата. Сыновья военачальника Кирилл и Мефодий.

          1. БАГВ     2. БАВГ      3.АБВГ

 3.  Прочитайте предложения. Выберите правильное объяснение повторяющегося слова. Докажите свою точку зрения, опираясь  на определения «синоним», «антоним, «омоним». Доказательство стройте в научном стиле, постройте текст рассуждение.

Блеснула шашка. Шашка прошла в дамки.

  1. 1 синонимы          2. антонимы        3.разные значения одного слова         4.омонимы

Работа в группе

Совместная деятельность, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Осуществление взаимоконтроля и взаимопомощи.

Умение планировать общие способы работы.

Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Умение брать инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Готовность реагировать на нужды других, в том числе оказывать эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности

Конструктивное разрешение конфликтов.

Соотнесение различных точек зрения на явления и события, высказывание собственной версии их смысла.

Неумение устанавливать рабочие отношения в группе

 Задание «Вопрос-ответ». 8 класс.

  Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Односоставные предложения». Форма выполнения задания: работа в группе. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, представить группе, обсудить, поставить оценку. Практическое задание: учащиеся получают перфокарту с заданиями, после выполнения задание  и проверки по ключам учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. Задание: Теоретический блок:

План:

  1. Какие предложения называются односоставными?
  2. Назовите виды односоставных предложений со сказуемым? Чем они отличаются?
  3. Какое предложение называется назывным?

Практический блок:

  1. Золотым лучом деревню облило.(А.Майк.)
  2. Становилось все светлее и светлее.(Л.Т.)
  3. Мне не сиделось.(Гайд.)
  4. Запахло сыростью.(Гайд.)
  5. Помнят всегда и везде победный год наш сорок пятый.(Долм.)
  6. Его везли из крепости, из Бреста.(Сим.)
  7. Я воспитан природой суровой.(Заб.)
  8. Когда вечереет и смеркается, подмораживает и дует в окно, хочется сесть с самоваром у камина и мечтать о теплом солнце и радостном утре.
  9. И хотя не спится, но приятно само ощущение покоя. Просто легко дышится.

10. Жаркий день поздней осени.(Кор.)



.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология критического мышления. Типовые задания по русскому языку Кашаева Валентина Владимировна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 » г. Салехард

Слайд 2

Личностные УУД Задание «Главная мысль».7 класс Цель : н аучиться выделять главную мысль, прийти к пониманию смысла жизни человека, его предназначении Притча об истинном счастье Один человек считал, что счастье в золоте, и отдал всего себя этому дьявольскому творению. Он полагал, что нет ничего ценнее золота, и Судьба преподнесла ему суровый урок – лишила единственного сына. И тогда понял человек, что все золото мира не заменит ему живой души. И золото потеряло для него цену, в каждом ребенке он стал видеть своего. И взял человек в свой дом детей-сирот, которых надо было кормить, одевать и учить. Запасы золота стали быстро таять, но заметил человек, что не становится бедным: в доме всегда были и еда, и одежда, и – главное – золотой свет детских душ. И великое прозрение пришло к нему: счастье не в золоте, а в человеческой душе. С Этого дня он почувствовал себя и богатым и счастливым. Выполнить задания: - В каком предложении выражена основная мысль текста? - Что нужно, чтобы человек был счастливым? -- Устно выделите грамматические основы в данных предложениях и определите, структуры предложения. Определите виды сложных предложений.

Слайд 3

Задание «Какой я?» 1. Составьте небольшое сочинение о своих качествах с использованием эпитетов и сравнений . Постарайтесь описать всё, что вы знаете о себе. «Я» может быть многогранным: внешние качества (физические), сознательные, поведенческие. А также качества могут быть отрицательными и положительными. Далее идёт обсуждение, сравнение описания каждого учащегося с мнением сверстников . 2. Напишите синквейн о себе с использованием фразеологизмов и эпитетов. Расскажите о своем любимом занятии. 3.Напишите скрайбинг по теме: «Какой я?»

Слайд 4

Задание «Мое мнение». Прочитать текст, высказать согласие\несогласие в сданным утверждением, написать развернутый ответ на вопрос : «Что нужно человеку, чтобы быть счастливым?» Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности. Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же. Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры.

Слайд 5

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД Задание «Модельер». 6 класс Для мотивации объясняется значение слова «модельер», объявляется индивидуальное соревнование на звание «Самый лучший модельер» Записать ответ одним словом-существительным. Кто играет на гитаре? Кто играет на виолончели? Кто играет на скрипке? Кто играет на пианино? Кто играет на барабане? Кто играет на баяне? 2. Определите способ образования слов? 3. Расскажите соседу по парте о других способах образования слов, вместе запишите примеры.

Слайд 6

Конструкторское бюро . Урок «Научный стиль», 9 класс .. Как нужно расположить вопросы, чтобы получился план ответа на тему «Научный стиль и его особенности» Языковые средства Сфера применения Речевые особенности Цели Жанры Задачи - Какой вопрос вызвал большее затруднение? Обсудите с соседом по парте, прокомментируйте ошибки. - Подготовьте по плану грамматический рассказ о научном стиле.

Слайд 7

- « Ты мне - я тебе» « Веселый перекресток » Вопрос - ответ (по плану или схеме-опоре обучающиеся рассказывают друг другу теоретический материал на какую-либо тему) Заполнить таблицу «Оцени себя» № задания Отношение (сложно, нормально, легко) Как выполнял (с интересом, ответственно, безразлично) самооценка Морфологический эксперимент Веселый перекресток (упр.302) Орфоэпическая загадка

Слайд 8

« Я - редактор» (редактирование домашнего сочинения по критериям) Я – корректор Обучающиеся в паре исправляют ошибки, комментируя свою работу. Я считаю, что нужно жить весело и не горивать из-за всякого пустяка. Что толку рассказовать о своих бедах? Не проще ли продливать удовольствие: любаваться природой, смотреть, как созривают плоды в саду, узновать травы в лесу и рассчитовать приятно провести остаток дней.

Слайд 9

Задание «Расскажи все, что ты знаешь о данной части речи». Ребята , к нам за помощью обратились дети из соседней школы. Надо помочь им составить текст. Как думаешь, что надо знать для выполнения задания? Какие трудности могут возникнуть и почему? Имя прилагательное – это……………………………., которая обозначает…………………………………………………, отвечает на вопросы……………………………….., в предложении является……………………………………………, начальная форма прилагательного - ………………………………….., морфологические признаки прилагательного -……………………………………………………………………………………….

Слайд 10

Задание «Открыватель» Даны две подсказки. Выведите правило правописания. Работа в группе. 1.После Л перед СК всегда пишется……………. 2.После Н,Р перед СК не пишется………………, кроме слов-исключений: февральский, апрельский, июньский, июльский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский, день-деньской. - Что у вас получилось? Докажите свою точку зрения.

Слайд 11

Задание «Синтаксическая лаборатория». Записать предложение под диктовку. В высоком небе мерцали бесчисленные звезды, и слабый голубоватый отблеск освещал легкую пелену тумана. - Дать характеристику предложению, построить схему. - Указать грамматические признаки прилагательных. Определить способ образования прилагательных. Сколько букв –н написали в слове «бесчисленные »? Почему слово написали по-разному? Познавательные УУД

Слайд 12

Задание «Загадка». Ученик во время проверки д/з записывает на доске зашифрованные слова, определяет их вид, затем комментирует задание. о… ивать –цен-, - праш -; (оценивать, опрашивать) при… ывать –вяз-, - гляд -; (привязывать, приглядывать) … овать –атак-, -бесед-; (атаковать, беседовать) … евать –ночь-, -гор-. (ночевать, горевать) - Как образованы данные слова? Что интересного заметили в них? Образуем глаголы, используя суффиксы – ова -(- ева -) и –ива-(- ыва -) (работа в группе : на листах маркером, крупно пишутся слова; все варианты крепятся на доску, проверяются, комментируются ошибки ) След, проба, зависть, смех, дума, испытание

Слайд 13

1. коч вать 2. проветр вать 3. гор вать 4. увелич вать 5. проповед вать 6. завид вать 7. укач вать 8. рассматр вать 9. ноч вать 10. корч вать Задание «Ты мне – я тебе » Выполняется перфокарта по изученной теме; работа проверяется друг у друга, итоговая проверка – по контрольной записи на интерактивной доске с комментарием ошибок):

Слайд 14

Задание «Проверь гипотезу» По подсчетам ученых, почти 90% слов в русском языке являются образованными от других, оставшиеся 10% - это слова, которые состоят из одного корня. Как же образуются слова в русском языке? Как образуются глаголы? Как проверить написание суффиксов – ова -(- ева -) и –ива-(- ыва -)? Задание «Наблюдение как способ выявления проблем». Прочитайте текст, подчеркните все имена прилагательные. Прочитайте текст без имен прилагательных. Как изменился текст? Какова роль прилагательных в тексте? Сгруппируйте прилагательные по лексическому значению. Сколько групп получилось? Что они обозначают? Помнится , я видел однажды, вечером, во время отлива, на плоском песчаном берегу моря, грозно и тяжко шумевшего вдали, большую белую чайку: она сидела неподвижно, подставив шелковистую грудь алому сиянью зари, и только изредка медленно расширяла свои длинные крылья навстречу знакомому морю, навстречу низкому, багровому солнцу...

Слайд 15

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Задание 1 . Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. « Что означают слова изморозь и изморось ? Почему они пишутся по-разному, хотя звучат совершенно одинаково ?» Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами . Задание 2 . Определите, к каким частям речи относятся слова, опираясь на морфологические признаки. Составьте грамматический рассказ и представьте его классу. Пятак 6.пятачок(у поросенка) 11 пятитомный Пятерка 7.пятеро 12 четыре пятых Пятый 8. пятиборье В-пятых 9. пятидневка Пять 10 пятидесятый

Слайд 16

Задание «Почемучка» 1. Можно сказать , что слово полочка образовано от слова полка и может иметь значение « маленькая полка » или « полка маленького размера ». Возьм ё м слова бухта , водка , кофта , минута , поляна и образуем от них слова бухточка , водочка , кофточка , минуточка , поляночка . Сколько из этих слов могут означать соответствующий предмет маленького размера ?Приведите доказательство. 2.До орфографической реформы 1917–1918 гг. каждое прилагательное имело в именительном падеже множественного числа две разные формы, например: новые учебники , но новыя книги ; старые ботинки , но старыя письма и телеграммы ; светлые классы , но светлыя окна . Как до орфографической реформы записывались словосочетания красивые вазы и просторные поля ?Подготовьте сообщение и расскажите одноклассникам. 3. Сколькими способами можно в ряду букв ПОДНИМИТЕПЕРЬЯ расставить пробелы (не вставляя никаких знаков препинания), чтобы получилась фраза?

Слайд 17

Задание «Вопрос-ответ». 5 класс. Урок систематизации и обобщения знаний по теме «Текст». Форма выполнения задания: работа в группе. Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, представить группе, обсудить, поставить оценку. Практическое задание: учащиеся получают карточку с заданиями, после выполнения задание и проверки по ключам учащиеся объясняют друг другу свои ошибки . Задание : Теоретический блок: План: Что такое текст? Как связаны предложения в тексте? Какие особенности характерны тексту?

Слайд 18

Практический блок: Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни…И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности … Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности , нашей души, ума… 1. Озаглавить текст. 2. Определить основную мысль текста 3. Указать признаки текста по плану: несколько предложений на определенную тему связано между собой по смыслу несколько предложений, не связанных между собой по смыслу нет основной мысли можно выделить вступление, основную часть, заключение можно подобрать заголовок, отражающий тему или основную мысль есть основная мысль


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дистанционный курс Литература. От теории к практике. Автор: Кашаева В.В. учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Дистанционный курс Prezentacii.com

Слайд 3

Содержание курса Курс «От теории к практике» состоит из 5 модулей: тема сочинения, вступление, заключение, основная часть, рекомендации по написанию сочинения-размышления. Каждый модуль содержит теоретический и практический материал, необходимый учителю и старшекласснику для подготовки к итоговому сочинению: задания для отработки структуры творческий работы (вступление, основная часть-аргументы, заключение), для письменного развернутого аргументированного ответа в виде сочинения(объем не менее 350 слов), Структура курса соответствует логике подачи материала программы по литературе общеобразовательных учреждений.

Слайд 4

Модуль 1 . Тема сочинения. Задания для самостоятельной работы: типовые, творческие и развивающие. Модуль 2 . Вступление. Упражнения, вопросы для самостоятельной работы : алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 3. Основная часть. Алгоритм написания, тексты для самостоятельной работы, задания для самоконтроля, список литературы. Модуль 4. Заключение. Вопросы для самостоятельной работы: алгоритм написания, образцы, развивающие и творческие задания. Модуль 5 . Мастерская по написанию сочинения-рассуждения.

Слайд 5

Библиография : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. История твоей литературы (Литературное путешествие по реке времени). Учебник для 9-го класса. В 2-х книгах. Изд. 2-е, перераб .-М.: Баласс , 2005.(Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум») Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы:Учеб.пособие .- 4-е изд.,стереотип.-М.:Дрофа,2002.-512 с. http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=24 http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie http://www.litra.ru http://sochineniye.blogspot.com/p/blog-page_65.html



Предварительный просмотр:

  Кашаева  В.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 2» г. Салехард

 Правописание мягкого знака после шипящих на конце наречий (7 кл)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

урок – комбинированный

Педагогические задачи:

Образовательные: 

1. Формировать умения опознавать части речи; написание мягкого знака после шипящих.

Развивающие: 

1. Создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

2. Содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

3.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные: 

Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • проведение морфологического анализа слова

Метапредметные:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • стремление к речевому самосовершенствованию

познавательные ‒ давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи

регулятивные ‒ осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

коммуникативные ‒ уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, учебник, карточки, рабочая карта урока, оценочный лист, алгоритмы   https://www.youtube.com/watch?v=OHTIb2qaZVQ

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент

- приветствует

  • проверяет явку учащихся
  • настраивает учащихся на работу
  • доводит до учащихся план урока

- эмоционально настраиваются на урок (Л);

- активно слушают (П);

- слушают собеседника (К).

- проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л);

- формулирование собственных  ожиданий (П);

- построение понятных для собеседника высказываний (К).

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проводит  орфографическую разминку по теме «Правописание мягкого знака после шипящих» (см. ресурсный материал к уроку);

Задание:

- Укажите, какой частью речи являются слова. Объясните, почему в одних случаях мягкий знак нужен, а в других нет.

- Объясните написание –Ь  и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга.

-Какие рекомендации вы дадите своему соседу по парте?

- Назовите ключевые слова орфограммы (записывает на доске: мягкий знак, шипящий, части речи)

- Опираясь на полученные данные, ключевые слова попробуйте сформулировать тему урока. Запишите тему в тетрадь.

- Какая учебная задача будет стоять перед нами?

-через анализ языкового материала формулируют тему и задачи урока (П);

-взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме, работают в паре (К);

-принимают решение осуществляют выбор в учебной  и познавательной деятельности, дают рекомендации (Р).

-планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи (П);

-продолжение  развития умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения (К);

- адекватное восприятие оценки учителя (Р).

III. Актуализация знаний

Продолжает аналитическую работу по теме урока:

- Вспомним, какую функцию выполняет мягкий знак в русском языке? (смягчает, разделяет, показатель грамматической формы)

- А в данных словах? (грамматическая форма)

-Попробуем составить грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания. (работа в группе)

Организует заполнение таблицы.

- применяют на практике и последующем повторении новый материал (Л);

-анализируют, составляют грамматический портрет, заполняют таблицу (П);

-взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, работают в группе (К).

-умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л);

формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы,

находить ответы на вопросы (П);

-формирование компетенции в общении; вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К).

IV. Первичное усвоение новых знаний

Продолжает аналитическую работу по теме урока:

- Вернемся к тексту разминки.  Во всех словах объяснили орфограмму?

- Какую особенность в правописании этих слов вы заметили? (после шипящих ь)

- К какой части речи они относятся?

- Проведем исследование. На доске записаны слова в два столбика:

Настежь        уж

Сплошь        замуж

Прочь        невтерпеж

Навзничь

-Какую закономерность, опираясь на ключевые слова,  в написании данных наречий вы заметили? Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод. Сравните полученный результат с фрагментов видеоурока по теме https://www.youtube.com/watch?v=OHTIb2qaZVQ 

- рассуждают, взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, проводят взаимопроверку (Р);

- отвечают на вопросы, высказывают свои предположения,  делают вывод  (П).

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом ; слушать и понимать других (Р);

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П).

V Первичная проверка понимания

Организует  выполнение упражнения 276;

заполнение последнего столбика таблицы – грамматического портрета -Ь.

-осуществляют самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (Р);

-усваивают  новый способ   умственной деятельности через разные виды получения информации (П).

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане (Р);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

VI. Первичное закрепление

 Организует  составление алгоритма применения правила. Работа в группе.

Проводит самостоятельную работу (см. ресурсный материал к уроку).

-осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал, отвечают на вопрос (Л)

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л);

VII. Рефлексия

Подводит итоги урока: заполнение оценочного листа.

  • осуществляют самооценку; выражают свои эмоции по поводу урока, высказывают оценочные суждения (К)

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К).

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Комментирует домашнее задание:

-  упражнение 278;

-написать грамматическую сказку о мягком знаке или подготовить грамматический рассказ о правописании мягкого знака после шипящих, опираясь на алгоритм урока.

-творчески перерабатывают изученную информацию; перерабатывают информацию (на основе анализа и синтеза) (П).

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П)

Ресурсный материал к уроку

1.Орфографическая разминка (работа в паре).

меч, хорош, (много) туч, около рощ, ложь, пригож, беречь, жечь, говоришь, читаешь, режьте, врач, умножь, фальшь, беречь, стеречь, вскачь, настежь.

Задание:

- Объясните написание –Ь  и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга

- Назовите ключевые слова орфограммы (на доске: мягкий знак, шипящий, части речи).

2.Грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания (работа в группе)

части речи

с - Ь -

без - Ь -

3.1.Алгоритм применения правила написания –ь в разных частях речи

                                                               1.определи часть речи  

        2.

3.2.

1. Определить часть речи

2. Форму слова

3. Является ли словом – исключением (для наречий).

4.Самостоятельная работа. Карта ответов проецируются на доску или учитель проверяет сам.

1.  

2.

3.

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

Рабочий лист ученика  7 класса   _________________________________

Задание 1. Орфографическая разминка (работа в паре).

- Укажите, какой частью речи являются слова. Объясните, почему в одних случаях мягкий знак нужен, а в других нет.

меч, хорош, (много) туч, около рощ, ложь, пригож, беречь, жечь, говоришь, читаешь, режьте, врач, умножь, фальшь, беречь, стеречь, вскачь, настежь.

Задание:

- Объясните написание –Ь  и графически выделите орфограмму, оцените работу друг друга

- Назовите ключевые слова орфограммы (на доске: мягкий знак, шипящий, части речи)

Задание 2. Составить грамматический портрет Ь, опираясь на изученный материал и примеры первого задания (работа в группе).

        

части речи

с - Ь -

без - Ь -

                

3. Задание – исследование.

Настежь        уж

Сплошь        замуж

Прочь        невтерпеж

Навзничь

-Какую закономерность, опираясь на ключевые слова,  в написании данных наречий вы заметили? Докажите свою точку зрения. Сделайте вывод. Сравните полученный результат с фрагментов видеоурока по теме.

4.Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте орфограмму «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи».

  1. мощ…

12. много встреч…

23. кипуч…

34. горюч…

  1. глуш…

13. леч…

24. настеж…

35. невтерпёж…

  1. назнач…те

14. от свеч…

25. уж…

36. навзнич…

  1. намаж…

15. клещ…

26. нет встреч…

37. пахуч…

  1. пишеш…

16. с плеч…

27. крепыш…

38. ковш…

  1. горяч…

17. настеж…

28. сплош…

39. блиндаж…

  1. лещ…

18. вскач…

29. гремуч…

40. съеш…те

  1. из передач…

19. реч…

30. хорош…

41. напроч…

  1. береч…

20. отреч…ся

31. плюш…

42. избавиш…ся

  1. училищ…

21. замуж…

32. наотмаш…

43. невмоч…

  1. из-за туч…

22. борщ…

33. шалаш

44. стереч…

5.Оценочный лист.

        

№ задания

самооценка

взаимооценка

отметка учителя

1 (работа в паре)

2 (работа в группе)

3 упр.

4.самостоятельная работа

        

.          Cоставное именное сказуемое (8 класс, 1 ч)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

урок – комбинированный

Педагогические задачи:

Образовательные: 

1. Развивать умения определять виды сказуемого и способы его выражения.

Развивающие: 

1. Развивать умения определять виды сказуемого и способы его выражения;

2. Содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

3.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные: 

Содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения.

Планируемые результаты

Предметные:

  • усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
  • проведение синтаксического анализа предложения

Метапредметные:

Личностные:

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

познавательные ‒ применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном  уровне

регулятивные ‒ осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

коммуникативные ‒ владеть основами коммуникативной рефлексии

Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, учебник, схема-опора, тест

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент

- приветствует

  • проверяет явку учащихся
  • настраивает учащихся на работу
  • доводит до учащихся план урока

- эмоционально настраиваются на урок (Л);

- активно слушают (П);

- слушают собеседника (К).

- проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л);

- формулирование собственных  ожиданий (П);

- построение понятных для собеседника высказываний (К).

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проводит орфографический  практикум по теме «Правописание согласных и гласных в корне слова» (см. ресурсный материал к уроку).

Организует взаимопроверку. групповую работу:

-1 группа «Простое глагольное сказуемое»; 2 группа «Составное глагольное сказуемое»

Задание:

-Составить вопросы и задания по теме для другой группы;

-Подобрать примеры из домашнего задания;

- Сделать вывод о сходстве и отличие  этих двух типов сказуемых;

-через анализ языкового материала формулируют задачи урока (П);

-взаимодействуют с учителем во время беседы, работают в группе (К);

-принимают решения и осуществляют выбор в учебной  и познавательной деятельности (Р).

-планировать путь достижения цели, ставить познавательные задачи (П);

-продолжение  развития умения  использовать простые речевые средства для передачи своего мнения (К);

- адекватное восприятие оценки учителя (Р).

III. Актуализация знаний

Организует запись темы урока «Cоставное именное сказуемое»; предлагает  обозначить ключевые слова темы урока, выполнить упр. 87;

Организует проблемный диалог:

-Назовите сказуемые.

-У всех получились одинаковые варианты?

-Дайте определение сказуемого.

- Есть ли значение признака или действия у слова было?

-В каких же словах в предложении содержатся эти значения?

-Как называется у сказуемого такое значение, которое выражает содержание?

-Какое еще значение должно обязательно быть у сказуемого?

-Укажите, какими частями речи выражены сказуемые? А вспомогательная часть?

-Попробуйте дать определение составного именного сказуемого.

- применяют на практике и последующем повторении новый материал (Л);

-воспринимают текст как единое смысловое целое, называют ключевые слова темы (П);

-взаимодействуют с учителем во время опроса; участвуют в коллективном обсуждении проблем и принятии решений (К).

-умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л);

формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы,

находить ответы на вопросы (П);

-формирование компетенции в общении; вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К).

IV. Первичное усвоение новых знаний

Формулирует задание: выполнить упр. 88,89:

-Как в составном сказуемом выражается лексическое и грамматическое значение?

-Как называются эти части?

-Найдите в выписанных вами сказуемых основную и вспомогательную часть и докажите это.

-Чем выражена основная часть?

-Чем выражен глагол-связка?

-Как называется такой вид сказуемого?

-Расскажите о составном именном сказуемом на основе проведенного анализа. Прием «Ты- мне, я- тебе».

- рассуждают, взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, проговаривают изученный материал (Р);

- отвечают на вопросы, высказывают свои предположения,  делают вывод   (П).

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом ; слушать и понимать других (Р);

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П).

V Первичная проверка понимания

Организует  выполнение упр. 90 и его взаимопроверку, составление схемы-опоры «Именная часть составного именного сказуемого».

-осуществляют самоконтроль выполнения задания; взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность (Р);

-усваивают новые способы   умственной деятельности через разные виды получения информации, составляют схему-опору (П).

-планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане (Р);

-выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

VI. Первичное закрепление

 Организует  выполнение упр.91, его взаимопроверку, обсуждение и коррекцию.

-осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал, отвечают на вопрос, делают коррекцию (Л).

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л).

VII. Рефлексия

Организует высказывание оценочного суждения:

 -Что нового вы узнали о составном именном сказуемом?

-Составьте кластер «Сказуемое». Работа в группе

Подводит итоги урока.

  • осуществляют самооценку, составляют кластер (К).

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К).

VIII. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Комментирует домашнее задание:

-   упр. 92;

- завершить работу над текстом.

-творчески перерабатывают изученную информацию на основе анализа и синтеза (П).

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности (П).

                                                                                                Ресурсный материал к уроку

1.Орфографический практикум «Правописание согласных и гласных в корне слова»

  1. В каком слове пропущена согласная

1) безмол..ствовать,        2) кос..ный взгляд,                3) ал..юминий,        4) гал..ерея..

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква И

1) угн..тение,                 2) в..стибюль,                3) ст..пендия,        4) вин..грет.

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О

1) препод..ватель,                 2) насл..ждаться,                3) об..яние,                 4) аб..немент.

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е

1) прив..легия                        2) прим..рять детей         

3) флаги разв..ваются                4) сл..паются.

  1. В каком ряду в словах пропущена одна и та же буква

1) п..лисадник, ч..стота помещения, пок..яние,

2) комб..незон, уд..вляться, суверен..тет,

3) раск..лить печь, об..няние, сож..ление,

4) д..зертировать, пор..девший, недос..гаемый.

6. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) расставлять                2) обнажать                 3) ослабеть                4) преумнажать.

7. В каком ряду во всех словах есть проверяемые безударные гласные

1) пог(а,о)сить, прел(а,о)мить, др(а,о)матический,к(а,о)лонна,

2) пригр(а,о)зить, ут(а,о)чнить, х(а,о)лмистый, (а,о)сновные,

3) пров(е,и)рять, высв(е,и)тить, зам(е,и)чательный, опт(е,и)мизм,

4) поч(е,и)нить, ув(е,и)ваться, ус(е,и)литель, об(е,и)жаться.

Ответы:1-1,2-3,3-4,4-3,5-2,6-4,7-4

2.Оценочный лист. Прием «Радуга оценок». Поставьте +, -

Красноречиво молчал.

Очень хорошо работал.

Ждал ответов товарищей.

Задумался о том, что надо писать от души, интересно.

Глубоко проник в тему.

Серьезно работал.

Фундаментально усвоил тему.

Или

Знаю

до

после

 3.Схема-опора 1. «Именная часть составного именного сказуемого»

        Именная часть составного именного сказуемого

                                             имя существительное                                                                                                       имя прилагательное

                  (им.п + косвенные падежи с предлогом и без)                   (им.п + тв.п в полной и краткой форме

                  сравнительной и превосходной степени)

          причастие        инфинитив

                                                                                                   наречие        местоимение    имя числительное

                       словосочетание, фразеологизм

3.Схема-опора 2.

           

                                        =        +

4.Кластер «Сказуемое»

Сказуемое

        =        =        =

        +        +

Блок и революция. Поэма «Двенадцать» (2 ч)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

урок – дискуссия

Задачи:

Образовательные: 

1. Показать полемический характер поэмы, ее художественные особенности, определить позицию Блока по отношению к революции;

2. Совершенствовать навык самостоятельной работы с текстом художественного произведения;

3.Совершенствовать навык монологической и диалогической речи.

Развивающие: 

1. Развивать  филологическое мышление;

2. Создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

3. Содействовать формированию  самостоятельной познавательной деятельности;

4.Содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные: 

Формировать эстетическое восприятие поэзии.

Планируемые результаты

Предметные:

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

Метапредметные:

Личностные:

  • реализовать возможность монологического выступления;
  • закрепить навык работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;
  • формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени

познавательные ‒ строить рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; владеть основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения

регулятивные ‒ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты

коммуникативные ‒ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Образовательные ресурсы: мультимедиа, интерактивная доска, интернет – ресурсы, карточки, иллюстрации Ю. Анненкова, А.А. Блок «О назначении поэта» (Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина), https://www.youtube.com/watch?v=Q8E8nDGKdvk, оценочный лист

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организационный момент

- приветствует

  • проверяет явку учащихся
  • настраивает учащихся на работу
  • доводит до учащихся план урока

- эмоционально настраиваются на урок (Л);

- активно слушают (П);

- слушают собеседника (К).

- проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности (Л);

- формулирование собственных  ожиданий (П);

- построение понятных для собеседника высказываний (К).

II. Актуализация знаний

Организует беседу:

-Какое впечатление произвела на вас поэма?

-Как поняли ее смысл?

-Какие строки показались наиболее сильными, может быть, гениальными?

-Узнали ли в поэме голос уже знакомого поэта?

-Чем объясните происшедшие перемены?

-ориентируются на нравственно-этическое содержание поступков и событий, описанных в произведении (Л);

-воспринимают текст как единое смысловое целое на основе овладения приёмом «диалог с текстом» (П);

- осваивают правила и навыки ведения дискуссий (К).

-умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания (Л);

формирование  умения на основе анализа объектов делать выводы,

находить ответы на вопросы (П);

- вести диалог в соответствии с целями и задачами общения (К).

III. Проблемное изложения нового знания

Организует аналитическую беседу, затрагивая следующие аспекты:

1.История создания и публикация поэмы. Реакция современников: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны». (М. Волошин); Оценки Луначарского, Есенина, Горького с одной стороны и Гиппиус, Бунина -  с другой.

2.Какую «музыку» услышал Блок на улицах революционного Петрограда и как передал ее в поэме? Символика образов и стихий; цветопись в поэме. Предлагает составить кластеры.

3.Три смысла названия как знак внутреннего единства содержания и формы.

4.Комментированное чтение поэмы, в котором дается ответ на вопрос отношения Блока к революции («Переделать все»).

5.Дискуссия об образе Христа в поэме. Проводится на основе личных впечатлений учащихся, также на основе суждений об этом образе вообще и применительно к поэме. Раздает карточки с высказываниями.

Интересно включить также слова М. Волошина, С. Булгакова, Ф. Степуна, М. Пришвина.

При комментарии использует иллюстрации художника Ю. Анненкова.

- рассуждают, делают предположения; взаимодействуют с учителем во время опроса во фронтальном режиме; планируют сотрудничество с одноклассниками, способы представления изученного материала (Р);

- отвечают на вопросы, высказывают свои предположения,  делают вывод;  развивают умения получать информацию из текста и изображения, строить  сообщения в устной форме, строят кластеры (П).

        

-формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с тестом произведения; слушать и понимать других (Р);

-формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию (П).

IV. Первичное закрепление знаний учащихся

Организует просмотр видеофрагмента «Пушкинскому дому», стихи А. Блока, музыка Г. Пономаренко. Поет Сергей Зыков. https://www.youtube.com/watch?v=Q8E8nDGKdvk; Формулирует задание: дать развернутый ответ  на вопросы: 

-Какова проблематика стихотворения?

-В чем стихотворение перекликается с речью «О назначении поэта»?

- В чем пафос этих произведений?

-осмысливают новый материал и основные вопросы, подлежащие усвоению; применяют на практике и повторяют новый материал (Л);

-оценивают предложенные работы одноклассников, выбирают наиболее точный, делают вывод,  устраняют пробелы (Р).

-формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности (Л);

- критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверять ответ на соответствие условию (Р).

V. Рефлексия

Побуждает к высказыванию своего  мнения. Прием «Отпускание мысли» (см. ресурсный материал к уроку).

Подводит итоги.

  • осуществляют самооценку;

выражают свои эмоции по поводу урока (К)

-формирование умений полно и точно выражать свои мысли (К).

VI. Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Комментирует домашнее задание:

- прочитать по учебнику стр.238-258, подготовить обзор биографии Н. Клюева;

- индивидуальное задание: доклады о поэмах Клюева «Погорельщина» «Песнь о Великой Матери».

-творчески перерабатывают изученную информацию; ищут информацию в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных); перерабатывают информацию (на основе анализа и синтеза) (П).

-развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

поиск и выделение информации  (П)

                                                                                        Ресурсный материал к уроку

1. Карточка для обсуждения

- «Христос первый возвестил людям учение свободы, равенства и братства и мученичеством запечатлел, утвердил истину своего учения» (В.Г. Белинский);

- «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного» (Ф.М. Достоевский);

- «В грохоте революции он расслышал нежную поступь Христа» (П. Медведев, 1923)

- «Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идет перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» (А. Блок);

- «Образ Христа как «большая и бесспорная неудача». (С. Штут);

-«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира,- самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

2.Оценочный лист дискуссии        

Получил ли я удовлетворение после дискуссии?

Могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль?

Насколько интересна мне культура проведения дискуссии?

Смог ли я воспользоваться приемами доказательности?

Какие я приобрел новые знания?

Смог ли я понять точку зрения другого?

Интересен ли мне живой обмен мнениями?

3.Оценочный лист урока

Ф.И.

с\о

в\о

о\у

мак. балл

КПД

%

о\м

1 этап: история создания поэмы

2 этап: символы поэмы, кластеры

3 этап: три смысла

4 этап: комментированное чтение

5 этап: развернутый ответ

речевая культура ответа

4. Рефлексия. Оценочные суждения  «Отпускание мысли». Продолжить предложения:

- Интересно…

- Познавательно…

-Я бы с обозначенной темой выделил бы в нашей беседе такие моменты: во-первых,…,во-вторых,….,в-третьих