Результаты обучающихся в научно-исследовательских,практических конференциях,конкурсах,проектах

ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА КАШАЕВА

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Программа  курса

«Основы проектной и исследовательской деятельности»

Автор-составитель:

Кашаева Валентина Владимировна,

учителя русского языка и литературы

Салехард

2019

Пояснительная записка.

           Программа курса «Основы проектной и исследовательской деятельности разработана на основе требований к структуре и результатам освоения  ООП в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы, направлена на формирование функциональной грамотности  обучающихся. Программа исследовательской и проектной деятельности обучающихся разработана на основе Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы, в соответствии с Базисным учебным планом, программой формирования и развития универсальных учебных действий, планируемыми результатами освоения основной образовательной программы, направлена на формирование у обучающихся универсальных учебных действий и основ культуры исследовательской и проектной деятельности.

Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся предусматривает выбор, разработку, реализацию и общественную презентацию предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение личностно и социально-значимой проблемы. Данная программа согласуются с программами социализации и профессиональной ориентации школьников.

   Актуальность программы: ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при дальнейшем обучении.

   Цель: создание условий для развития исследовательской деятельности обучающихся, направленной  на формирование функциональной грамотности.

  Задачи:

- обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);

- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать); умение анализировать (креативность и критическое мышление); составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

       Учебно – исследовательская деятельность  –  деятельность учащихся, связанная с решением  учащимися  творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением и предполагающая наличие  основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной  проблематике, подбор методик исследования и практическое  овладение ими, сбор  собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы»  

        Проектная деятельность учащихся –  это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность  учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего  результата деятельности. Непременным условием проектной  деятельности является наличие представлений о конечном продукте  деятельности  и этапов его  достижения.

       Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:  

- приобретение знаний о структуре исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;  

- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно коммуникативной, рефлексивной;

- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;

- выявление образовательного запроса школьников старшего и среднего звена, с целью определения приоритетных направлений исследовательской деятельности;

- разработка системы исследовательской деятельности в рамках образовательного пространства школы; выстраивание целостной системы работы с детьми, склонными к научно-исследовательской и творческой деятельности;

- разработка рекомендаций к осуществлению ученических проектов;

- создание системы критериев оценки работ, премирования и награждения победителей;

- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

- подготовка педагогических кадров для работы с детьми, склонными к творческой и научно-исследовательской деятельности.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

 2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.); 3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола"); выдвижение гипотез их решения; обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.); обсуждение способов оформление конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.). сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов, их презентация; выводы, выдвижение новых проблем исследования.

      Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях учителя могут определять тематику с учетом учебной ситуации по своему предмету   (монопроекты) с учетом интересов и способностей учащихся. В других - тематика проектов, особенно предназначенных для внеурочной деятельности, может быть предложена и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и прикладные.  

 Режим занятий:

    Программа курса включает в себя 34 занятий, которые проводятся один раз в неделю первое или второе полугодие учебного года или один раз в две недели в течение учебного года. Продолжительность занятий – 40 мин.

  Формы организации исследовательской и проектной деятельности:

- индивидуальные или групповые практикумы;

- образовательная мастерская (лаборатория) или экскурсия (посещение библиотек, фонда музея или архива);

- школьное или муниципальное ученическое научно-исследовательское общество;

-конференции, диспуты, круглые столы.

Основные методы и технологии

Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Технологии, методики:

​  уровневая дифференциация;

​  проблемное обучение;

​  моделирующая деятельность;

​  поисковая деятельность;

​  информационно-коммуникационные технологии;

​  здоровьесберегающие технологии;

Личностные и метапредметные результаты

результаты

формируемые умения

средства формирования

личностные

- формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии;

- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные результаты

регулятивные

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

 -осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

​ преобразовывать практическую задачу в познаватель​ную;

 проявлять познавательную инициативу в учебном со​трудничестве

познавательные

-​ умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

-​ добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познава​тельных текстов, выделять существенную информацию из текс​тов разных видов;

-​ осуществлять анализ объектов с выделением существен​ных и несущественных признаков;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совме​стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте​ресов;

-​ задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

-​ учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

-​ учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

-​ понимать относительность мнений и подходов к реше​нию проблемы;

-​ аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще​го решения в совместной деятельности;

-​ продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

- с учетом целей коммуникации достаточно точно и полно передавать необходимую ин​формацию как ориентир для построения действия

В результате  освоения программы обучающиеся должны:

усвоить понятия:  «актуальность исследования», «тема исследования», «методы исследования», «библиография», «цель и задачи исследования», «объект и предмет исследования», «гипотеза», «структура», « компаративный анализ», « системный подход», «анкетирование «, «метод фокус – групп». «самопрезентация», «формы  и приемы представления результатов исследования».

        Этапы учебно-исследовательской деятельности и овладение обучающимися определенными умениями.

Этапы учебно-исследовательской  деятельности

умения  обучающихся

1. Постановка проблемы, создание проблемной  ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование актуальности проблемы

Умение видеть проблему или проблемную  ситуацию, понимается как возникновение трудностей в решении  проблемы при отсутствии необходимых знаний и средств;

Умение ставить  проблемные вопросы;

Умение  выдвигать гипотезы в форме проблемных вопросов или вопросного плана, который проверяется в ходе проведения исследования;

Умение структурировать тезисы, схемы, планы, алгоритмы, тексты которые включают достаточно большой набор операций;

Умение давать определение понятиям  с помощью изображения, знака, символа- логическая операция, которая направлена на раскрытие сущности  понятия либо установление значения термина.

Уметь добывать и практически использовать знания, извлекать информацию, анализировать, интерпретировать и адекватно использовать ее для решения проблем

2. Выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования.

Умение систематизировать и анализировать имеющуюся информацию.

3. Планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария

Умение отбирать материала для исследования; Параметры (показатели) оценки, анализа (количественные и качественные); Вопросы, предлагаемые для обсуждения и пр.

4. Поиск  решения проблемы, проведение исследований (проектных работ) с поэтапным контролем и коррекцией результатов включают:

Умение проводить наблюдение и простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; делать выводы и умозаключения;; использование разных источников информации; умение делать выводы и заключения; умение классифицировать, редактировать, анализировать, обобщать;

пользоваться справочной литературой, материалом на электронных носителях

5.Представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ, его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного  продукта, формулирование нового знания включают.

Уметь систематизировать материал, приводить доказательство, защищать результаты, планировать  сообщения о проведении исследования, его результатах и защите; формы и приемы представления исследования, применение полученных результатов  в новых ситуациях.

Овладеть технологией индивидуальной и групповой проектной деятельности, научить рефлексировать свою деятельность

Ожидаемые конечные результаты:

- повышение мотивации учащихся при решении задач;

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы

-  способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

-  практическое использование предметных и универсальных учебных действий;

-  уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности, умением выступать на аудиторию.

Содержание программы

Что такое исследование (3 ч)                                                                                                                

1. Понятия: исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема).

2. Вопросы для рассмотрения: Знакомство с понятиями.

  • Что такое научное исследование?  
  • Тема исследования  
  • Актуальность исследования
  • Объект и предмет исследования
  • Гипотеза
  • Цель и задачи исследования
  • Где и как используют люди результаты научных исследований?

3. Практическая работа: составить текст « Введения»

Методы исследования (3 ч)

1. Понятия: метод исследования.

2. Вопросы для рассмотрения: Метод исследования как путь решения задач исследователя:                                                                                                                                                                                                                                

-  компаративный анализ

- системный подход

-  анкетирование

- метод фокус - групп

Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе

изучения доступных объектов.

Библиография (2 ч)

1. Понятия: библиография.

2. Вопросы для рассмотрения: список, , библиография, аннотация, оглавление

3. Практические задания: составить и оформить библиографию

Социология как предмет исследования, исследовательская практика. (3 ч)

1. Понятия: социология .                                                                          

2. Вопросы для рассмотрения: формы и методы социологических исследований

3. Практические задания:. Отработать формы и методы социологических исследований

Что такое анкетирование. (3 ч)

 1. Понятия: анкетирование, социологическое исследование.

2. Вопросы для рассмотрения: виды анкет, составление анкеты.

3. Практические задания: составить анкеты для фокус-группы

Структура исследования (3 ч)

  1. Понятия: тема исследования, структура исследования, цель, задача, гипотеза.

2. Вопросы для рассмотрения: Что такое тема исследования. Группы тем исследования (фантастические, экспериментальные, теоретические). Правила выбора темы исследования. Что такое цель исследования. На какой вопрос отвечает цель? Задачи исследования. Зачем нужны цель и задачи исследования? Слова, с которых начинаются цели исследования (разработать, обосновать, охарактеризовать, выявить, определить, экспериментально проверить, проанализировать, раскрыть, изучить, обеспечить и др.). Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы.

3. Практические задания:  разбить  рабочий материал на главы.

Фокус-группа (3 ч.)

Понятия: фокус-группа

Вопросы для рассмотрения индивидуальны для каждой группы обучающихся.

Практические задания: Работа с фокус- группой. Сообщение о проведенном анкетировании.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите (4ч)

1. Понятия: сообщение, доклад, презентация. защита.

2. Вопросы для рассмотрения: Что такое доклад. Составление плана выступление, редактирование, подготовка презентации работы

3. Практические задания: самопрезентация, способы защиты.

Участие в школьной научно – практической конференции (3ч)

Участие предполагает присутствие на школьной НПК, выступление учащихся с лучшими докладами, ответы на  вопросы, высказывание собственных суждений. Редактирование. Подготовка проекта к следующей ступени.

Подведение итогов работы (1 ч)

Подведение итогов года. Выставка исследовательских работ, презентация о работе, отзывы обучающихся, родителей, педагогов о работе по программе, их пожелания.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

В том числе на:

Дата

коррекция

теорию

практику

1.

Что такое исследование.

3

1

2

2.

Методы исследования.

3

1

2

3.

Библиография

2

1

1

4.

Предмет исследования, исследовательская практика.

3

1

1

5.

Что такое анкетирование, опрос.

3

1

2

6.

Структура исследования.

3

1

2

7.

Сбор материала для исследования и обобщение полученных знаний (работа с литературой в библиотеке, фонде музея, архиве).

6

3

8.

Фокус-группа. Особенности метода.

Разработка вопросов для интервьюирования участников.

3

3

9.

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. Формы и приемы представления результатов исследования.

4

1

2

10

Участие в конференциях.

3

3

11

Подведение итогов работы.

1

 

 1

Итого:

34

8

22

Библиография

  1. Боронина, Л. Н. Основы управления проектами : [учеб. пособие] / Л. Н. Боронина, З. В. Сенук ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 112 с.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 80 с.
  3. Колоколова Н.И. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС ОО с использованием УМК и пособий издательства "Просвещение" https://schu463.mskobr.ru/files/proektnaya_i_uchebnoissledovatel_skaya_deyatel_nost_prosvewenie.pdf 
  4. Б.Комаров. Индивидуальный проект. Рабочая тетрадь. 10-11 класс.-Каро,2019
  5. В.С. Лазарев. Проектная деятельность в школе. Учебное пособие для обучающихся 7-11 класса.-  Сургут, 2014
  6. Р. Мертон,  М. Фиске, П. Кендалл .Фокусированное интервью. Перевод с английского к.э.н. Т.Н. Федоровской, под редакцией к.э.н. С.А. Белановского .- Москва .: МГУ. 1991 с.119-129
  7. Михалкина, Е. В. Организация проектной деятельности : учебное пособие / Е. В. Михалкина, А. Ю. Никитаева, Н. А. Косолапова ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Издательство Южного федерального университета, 2016. – 146 с.
  8. И. А. Подпругина, О.В. Сафонова «Проектная деятельность старшеклассников на уроках литературы».-М.: Просвещение, 2017.
  9. Половкова М.В. Индивидуальный проект. Учебное пособие.-М.: «Просвещение», 2016
  10. Федотова Л.Н. Социологический метод изучения средств массовой коммуникации.  М.: Научный мир, 2001. 214с.
  11. Яковлева Н.Ф. Я47 Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с.


Предварительный просмотр:

Формы и приемы  исследовательской и проектной деятельности

(из опыта работы)

                         Кашаева В.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2г. Салехард

         

        В современной системе обучения приёмам организации исследовательской и проектной деятельности учащихся уделяется много внимания. В настоящее время основными являются четыре универсальных типа мыслительной деятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление. Формирование исследовательских навыков учащихся является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки деятельности, её возможных последствий. Только продуманная, выстроенная система занятий, организующая исследовательскую деятельность учащихся, даст ожидаемые результаты. Тогда ученик, вооружённый научными методами познания, сумеет обнаружить проблему и не только понять и изучить её, но и самостоятельно предложить нестандартное решение. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

       Так,  была выбрана тема самообразования: «Формирование у школьников умений и навыков творческой проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности» (публикация в журнале «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», Москва (2014); размещена на портале научной электронной библиотеки КиберЛенинка). В основе опыта лежат идеи А.А Ярулова о структуре занятий индивидуально-ориентированного обучения, Амонашвили Ш.А. о принципах гуманистической педагогики, Якиманской И.С. о личностно-ориентированном подходе, Давыденко Т.М. о рефлексивном подходе, Леонтовича А.В., Обухова А.С., Алексеева Н.Г.  о проектной исследовательской деятельности как основе формирования мировоззрения, творческого потенциала.

      Исследовательскую проектную деятельность учащихся определяю как творческий процесс совместной урочной и внеурочной деятельности учителя и ученика по поиску  решения возникающих проблем, в ходе которого осуществляется трансляция между субъектами общечеловеческих ценностей, результатом которой является формирование готовности учащихся «познавать мир». В данном случае  выступаю как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к  любой возникающей перед ним жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции. Главное в этом процессе - формирование внутренней мотивации, т.е. перевод внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

         Учебно-исследовательская деятельность является одним из способов реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. Именно поэтому в основе опыта лежат идеи и принципы педагогической деятельности И. С. Якиманской. Это опора на субъектный опыт ученика, осознанное принятие целей урока,   организация субъект-субъектных связей на уроке, создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, постоянная рефлексия внутреннего состояния ученика. Данная технология открывает самые широкие возможности для освоения учеником универсальной  методологии исследования с его чётко определёнными и устоявшимися этапами на основе конкретного субъектного опыта, сугубо индивидуально, в условиях свободного творчества и сотрудничества с учителем.

   Конечно же, учитываю специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности.

Проектная деятельность

Учебно-исследовательская деятельность

Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования.

В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат.

Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле.

Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений.

     На уроке исследовательская деятельность учащихся может быть организована в зависимости от целей, поставленных учителем, это может быть урок теоретического исследования (представление теоретической основы изучаемой темы, творчества писателя, биографии, критической статьи о творчестве, произведении), урок практического исследования (работа с текстом, со словарем, учебно-научной статьей), урок творческого исследования(анализ эпизода, стихотворения, произведения, творчества писателей, художественной детали), урок проектного исследования(подготовка и защита проекта), с обязательной опорой на общие методы научного познания, которые обычно делят на три большие группы:

1 методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2 методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3 методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).    

      Система работы, направленная на реализацию основных задач, представляет собой совокупность различных видов деятельности позволяющих качественно организовать учебный процесс. К ним относятся:

  1. Диагностика уровня сформированности основных элементов исследовательской культуры, как совокупности мотивов, интеллектуальных умений и навыков, стремления к самореализации в исследовательской деятельности.
  2. Постановка целей и задач.
  3. Отбор содержания.
  4. Выбор методов, приёмов и средств, позволяющих сформировать необходимые умения через учебно-исследовательскую деятельность.
  5. Создание психолого-педагогических условий, способствующих наиболее эффективной организации деятельности учащихся.
  6. Рефлексия результативности деятельности учащихся и учителя.

        Приоритетными направлениями в организации научной работы считаю: вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам, формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков, развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности), обогащение духовной культуры, развитие творческих способностей личности, интегративность.  В работе   использую приёмы, позволяющие создать мотивационную базу для осознанного постижения знаний в ходе исследовательской деятельности, сформировать интеллектуальные умения,  лежащие в основе научно-исследовательского мышления учащихся. Работаю над формированием системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно выявлять  межпредметные связи, выходить на уровень надпредметного решения проблемы. В работе опираюсь на идеи Кульневича С.В., Богдановой Г.А., Безруковой В.С., Московкиной И.И.

     Результаты работы показывают, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять мотивацию и повысить эффективность обучения, сформировать функциональную грамотность школьников. На протяжении восемнадцати лет исследовательская деятельность ведется в нескольких направлениях: история и этнография, литературоведение, социология.

Уровень участия

Автор. Название работы. Год участия

Муниципальный

Шевчук М. «Свадебные обряды народов Севера» - лауреат, 2003

Шуть Ю., Сурмач И. «Улицы – страницы истории» - лауреаты, 2004

Тимченко А. «Хобби учащихся, родителей и педагогов» - лауреат, 2006

Кашаева Е. «Символьный мир народов Севера» - лауреат ,2007                                                                                                Бородинова А «Демография – глобальная проблема человечества» - победитель, 2008                                                                          

Текушина М. «Институционализация брака и семейных отношений» - победитель , 2009

Головешко Д. «Роль телевидения в формировании личности» - победитель, 2012

Борисик А «Роль интернета в формировании школьника»- победитель, 2013

Пороховниченко К. «Русская Православная церковь в моем городе в период Великой Отечественной войны» – призер муниципального этапа исследовательских работ школьников, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 2015

Горбунова В. «Читающая страна: миф или реальность?» - победитель ,2015

Лукашова А. ««Игровое пространство в жизни школьника: online и offline реальность»,2016)

Региональный

Шуть Ю., Сурмач И. «Улицы – страницы истории»  -  II м, « Ступень в будущее-2004»

Кашаева Е. «Олень в геральдике сфрагистике, нумизматике и филокартии» - II м, «Ступень в будущее -2005»

Кашаева Е. «Из истории календарей» - участник, «Ступень в будущее -2006»            

Кашаева Е. «Символьный мир народов Севера» - участник, «Ступень в будущее -2007»  

Головешко Д. «Роль телевидения в формировании личности»-II м, «Ступень в будущее - 2012»  

Борисик А. «Роль  интернета  в социализации школьника»  – призер (III м) научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее- 2014» 

Пороховниченко К. «Русская Православная церковь в моем городе в период Великой Отечественной войны»  – призер (III м) регионального этапа исследовательских работ школьников, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, 2015  

Горбунова В.  «Читающая страна: миф или реальность?» - победитель   межрегиональной конференции «Первые шаги в науке», 2016

Лукашова А. ««Игровое пространство в жизни школьника: online и offline реальность». 2016 призер  II межрегиональной конференции «Первые шаги в науку», 2017

 Кускова Р. «Дневник-рассказ о себе ежедневном» - III Ямало-Ненецкого окружного тура всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 5-7-х классов  «Тропой открытий В. И. Вернадского»,2020                                                                                                  

Федеральный

Шевчук М. «Театр в Салехарде» - лауреат, «Первые шаги – 2004»

Шуть Ю., Сурмач И. «Медвежий праздник» - лауреат, «Первые шаги – 2004»

Кашаева Е. «Олень в геральдике сфрагистике, нумизматике и филокартии» - I м, «Первые шаги – 2005»

Тимченко А. «Хобби учащихся, родителей и педагогов» - II м, «Первые шаги-2006»                                                  

Кашаева Е. «Из истории календарей» - Диплом 1 степени, «Первые шаги – 2006»                                                                                              

Кашаева Е.«Роль портретной характеристики в произведениях Романа Ругина» - Диплом 2 степени, «Первые шаги-2006»                                                  

 Кашаева Е. «Символьный мир народов Севера» - Диплом 1 степени,    «Первые шаги – 2007»

Борисик А «Роль  интернета  в социализации школьника»  – победитель + Знак отличия Очного этапа XII Всероссийской детской конференции, ДДО «Непецино» УД Президента РФ ,2013

  • Горбунова В.  «Читающая страна: миф или реальность?» - победитель + Знак отличия Очного этапа XIII Всероссийской детской конференции, ДДО «Непецино» УД Президента РФ ,2014
  • Пороховниченко К. «Русская Православная церковь в моем городе в период Великой Отечественной войны» – лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2014» РОО «Клуб Учителей».

Пороховниченко К. «Русская Православная церковь в моем городе в период Великой Отечественной войны»  – победитель  VII Всероссийского творческого конкурса «Талантоха- 2014»

  • Борисик А. «Роль  интернета  в социализации школьника»  – лауреат I степени Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги – 2014» РОО «Клуб Учителей».
  • Горбунова В. «Читающая страна: миф или реальность?» – победитель Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки- 2014»

Борисик А.  «Роль  интернета  в социализации школьника»  – лауреат Всероссийского конкурса проектно-исследовательских работ «Грани науки- 2014»

Горбунова В. «Читающая страна: миф или реальность?»  – победитель XI Всероссийского творческого конкурса «Талантоха- 2015»

Борисик А «Роль интернета в социализации личности» - победитель очного этапа Фестиваля наук и искусств «Творческий потенциал России» г. Обнинск ,2016

Лукашова А. ««Игровое пространство в жизни школьника: online и offline реальность»(2017)

Кускова Р. «Дневник-рассказ о себе ежедневном»-победитель + Знак отличия Очного этапа XII Всероссийской детской конференции, ДДО «Непецино» УД Президента РФ (2019)                                                                                        

Международный

Текушина М. «Институционализация брака и семейных отношений» - лауреат, «Меня оценят в XXIвеке-2009»  

Борисик  А. «Роль интернета в формировании школьника» - лауреат, «Магнит познания-2013»

Пороховниченко К. «Русская Православная церковь в годы Великой Отечественной войны в моем городе» - лауреат, «Магнит познания-2013»

Горбунова В.  «Читающая страна: миф или реальность?» – лауреат I  степени   II  Международного конкурс исследовательских работ учащихся и студентов «Магнит познания» – 2014»

Кускова Р. «Дневник-рассказ о себе ежедневном» (2020)

     

       Мониторинг успешного участия в научно-исследовательских конференциях показывает стабильное количество участников (от всех обучающихся учителя-13%), что демонстрирует наличие мотивации обучающихся к научной работе, школьников, у которых формируется функциональная грамотность, креативное мышление.

                       

       

      Творческая проектная деятельность. Работая с классом, стремлюсь помочь каждому ученику выстроить свою образовательную траекторию, свой образовательный маршрут. В работе с учащимися использую несколько подходов к формированию творческих способностей: игровые методики, эвристические игры, коллективное творческое дело, выполнение творческих проектов. Например, после прочтения произведений детективной литературы школьниками подготовлен  проект «Детективное агентство…». К следующему уроку были представлены детективные истории, раскрываемые известными сыщиками.

       Познакомившись с книгой Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД»,  обучающиеся предложили создать свою республику и объявили конкурс проектов, разработали положение. Компетентное ребячье жюри отобрало проект – победитель «Республика «Луч» (л – любознательные; у – увлекающиеся; ч - честные) (2005-2011), затем появился «РОСТОК» (2012-2015). Результатом этой проектной деятельности является проект «Закон нашего класса» (победитель всероссийского конкурса «Классное движение-2015»), который впоследствии стал ведущей идеей для создания интенсивной школы права (программа и сценарии занятий опубликованы в сборниках «Эффективные технологии и методы реализации идей и требований современного образования» научно - методического Интернет-семинара/Под ред. Л.А. Трусовой.- Чехов: Центр образовательного и научного консалтинга (2016). Электронная версия:http://conseducenter.ru/index.php/materialy-seminarov/119-materialy-etmso/449-kashaeva-mihailova), «Школы омбудсменов» (победитель международного конкурса научно-методического опыта «Педагог-профессионал: от новаторской идеи до педагогической практики», 2015), проекта «Правовой компас» (образовательный бренд МО в 2018 г).

           

     

        Потом были проекты: «Открытка для мамы», «Проба пера», «Книжка-малышка», «Рождественское чудо», «Волшебный шар»,  в которых ребята продемонстрировали свои способности в роли рекламных агентов, художников – дизайнеров, редакторов, сценаристов - мультипликаторов, операторов.  Под общим названием «Афиша» обучающиеся подготовили проекты афиш к феерии М. Метерлинка «Синяя птица» (6 кл.) и комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (8 кл.). В проекте  «Издательство «Луч» школьники не только оформили обложку, но и написали аннотацию своей первой книги (6 кл.), иллюстрировали произведения ямальских авторов, русской классики, разрабатывали обложки к книгам любимых произведений (8 кл.), создавали комиксы (победители регионального конкурса социальных комиксов «Движение», 2011). Старшеклассниками создан банк презентаций по основным разделам школьной программы русского языка и творчеству писателей  XIX -  XX вв, и сейчас он служит как для индивидуальной, так и групповой подготовки участников и консультантов образовательного проекта «Организация консультативной помощи в формате «консультанТЫ#сверсТЫники» при подготовке к ГИА»(бренд МО 2020). В таких заданиях каждый ученик смог реализовать свои возможности и способности.

       Одним из проектов стал художественно – публицистический журнал «Школьный меридиан». Первый номер журнала вышел в 2000 года, возглавила творческий проект с 2007 года.

       Сформировав творческую группу, разработала программу курса «Введение в журналистику», методологической основой которой является личностно-ориентированный подход, дающий возможность создать условия для формирования социально активной личности, для ориентации на гуманитарный профиль обучения и последующего профессионального выбора. Учебный материал основывается на знания обучающихся о теме, главной мысли текста, проблеме, стилях и типах речи, жанрах сочинений, ИКТ - технологий (компьютерных программ Microsoft Publisher и WORD) .

       Основа курса  информационно – теоретическая и        практическая,  рефлексивно – оценочная направленность занятий. Одна из целей обучения -  предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся  информационным технологиям и ресурсам, помочь создать личностно значимую для него образовательную продукцию: заметку, репортаж, интервью, статью, отчет, рецензию, очерк, эссе, фельетон, а затем сложные: брошюру, номер журнала.

       Данная программа направлена на выработку устойчивых навыков использования компьютерных технологий в журналистской деятельности: работа со сканером, программами-переводчиками, с текстовым документом Word, с Microsoft Publisher, поиск информации в Internet, работа с электронной почтой для выполнения индивидуальных и групповых долгосрочных проектов. Ведущая идея программы стала основой проекта «Каникулярная-парк школа «Путь в журналистику» (участник в  конкурсном отборе на предоставление грантов в форме субсидий из федерального бюджета юридическим лицам в целях обеспечения реализации задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по мероприятию: «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования» по лоту 4 «Образовательные программы в условиях летнего лагеря»

       Первый номер журнала под моим руководством вышел в марте 2008 года.   Тираж -  2 номера в течение учебного года, практикуются специальные выпуски, приуроченные к памятным или знаменательным датам (Год Молодежи, Год Семьи, Год Учителя). Сегодня их уже более тридцати.

   Для формирования социально активной личности, для последующего профессионального выбора были организованы сотрудничество с программой «ТУ-Тундра»,   каникулярные интенсивные школы «Азбука журналистики», встречи с журналистами окружных и муниципальных изданий (газет «Полярный круг», «Красный Север», журналов «Ямальский меридиан», «Северяне»), экскурсии в издательство «Красный Север», на телевидение «Северный ветер» (г. Салехард) и окружное ЯМАЛ-Регион, с сотрудниками Государственного архива ЯНАО.

            Благодаря работе в проекте, многие ребята получили возможность участвовать в творческих конкурсах и проектах, а также попробовали себя в роли журналистов других печатных изданий. Например, работы участников проекта опубликованы  в  газете «Школьный квартал»  и в сборнике творческих работ «Родничок», в муниципальном сборнике творческих работ «Молодые ветра», в муниципальной газете «Полярный круг», в региональных сборниках социальных комиксов «Движение» и творческих работ «Музей моей мечты», в региональных средствах массовой информации: журналах «Ямальский меридиан», «Северяне»    В 2013 году журнал удостоен Золотой медали смотра - конкурса «Хабаровская международная ярмарка» в номинации «Образование. Наука. Карьера. Занятость».   Полученный опыт работы  в журнале впоследствии помог Текушиной Марии и  Байчибаевой Камилле стать ведущими телевизионной молодежной программы «Кеды» («Северный ветер», 2009). Фроловой Полине выбрать факультет журналистики СПбГУ (2018), Дудниковой Полине стать участником медиапроекта для старшеклассников «Первая зарплата» (2020).

        Образовательная проектная деятельность. Например, проект «КонсультантЫ#сверсТЫники». Цель такой проектной деятельности заключается в  овладении навыками взаимообучения одноранговой группы для подготовки к ГИА, включающего стажировку с учителем - супервизором. Взаимообучение «КонсультантЫ#сверсТЫники» обеспечивает: формирование сообщества сверстников, готовых «учить друг друга взаимно и попеременно»; создание условий для подготовки к ГИА.

       Совместная деятельность позволяет сразу решать несколько задач: разработать и обосновать модель обучения «Учись, обучая» посредством консультативной помощи при подготовке к ГИА; апробировать комплекс организационно-педагогических условий и учебно-методическое обеспечение организации консультаций для участников одноранговой группы при подготовке к ГИА, включающих стажировку с учителем – супервизором; ориентировать и мотивировать участников образовательных отношений к взаимообучению при подготовке к ГИА.

Преимуществом проекта является интегративный характер, позволяющий применять в массовой практике продукты, полученные при реализации проекта «КонсультантЫ#сверсТЫники» в образовательных организациях на региональном, всероссийском уровне. Новая образовательная модель «Учись, обучая», основанная на применении интенсивных технологий обучения в паре, апробированных при проведении обучения консультантом-сверстником, включающем стажировку с учителем – супервизором при подготовке к ГИА, является инновационной формой совместной деятельности участников образовательных отношений. Доля охвата от числа обучающихся учителя составляет 91%.

      Социальная проектная деятельность. На современном этапе проект в социальной сфере представляет собой один из востребованных инструментов социальных изменений, а сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего (в том числе в отношении молодежи). Мы понимаем социальное проектирование как деятельность, технологию, а для школьников самые простые модели (микропроекты) подходят лучше всего.

     Ученик выступает в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности, которая проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности. Обязательно рассматриваем участие обучающегося в социальном проектировании: 1) с точки зрения наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

     Посредством механизма социального проектирования обеспечивается упорядоченность общества на основе признанных ценностей. Социальная норма (лат. norma — мерило, руководство, правило, закон) - образец, правило, принцип деятельности, признанные социальной организацией (системой, группой) и в той или иной мере заданные для исполнения её членам. Ценности реализуют общую, стратегическую регуляцию поведения, в то время как нормы конкретно предписывают, какие поступки, какие действия должны совершать люди. В тесной взаимосвязи с ценностно-нормативной системой в общественной жизни находятся установки субъекта (индивида, группы, общества в целом). Истоки научного изучения понятия социальной установки — в трудах У. Томаса и Ф. Знанецкого. Немаловажным аспектом социального проектирования выступает также направленность на достижение идеала.

     Подбираю способы социальной диагностики, устанавливаю этапы диагностической работы, разработала  требования, которым должны соответствовать социальные показатели и нормативы, предотвращающие возможные ошибки при установлении социальных показателей.

      Технология социального прогнозирования. Процедуры типовой методики социального прогнозирования по И. Бестужеву-Ладе: 1) разработка программы исследования; 2) построение исходной (базовой) модели и её анализ; 3) построение модели прогнозного фона и её анализ; 4) поисковый прогноз; 5) нормативный прогноз; 6) верификация прогноза, определение степени его достоверности, точности и обоснованности; 7) выработка рекомендаций для управления.

       С 2010 года разработаны и реализованы несколько социальных проектов. Являюсь автором и разработчиком, активно участвую в организации и проведении мероприятий по реализации проектов:

- «Социальная корзина» (ежегодно  с 2010-2021гг);

- «Забота» (реализация 2014-2015);

- «Совместная культурно-досуговая деятельность подростков, родителей, пожилых людей «Я СОЗиДАЮ» (реализуется с 2016 «Клуб выходного дня»)

- «Правовой компас» (образовательный бренд - 2018) 

- «Памятная конструкция пришкольного парка «Из прошлого»» (2019);

- «МЫ#неПОБЕДи#МЫ» - проект, посвященный Году памяти и славы и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов (2020).

         Продукт, полученный учащимся, указывает на уровень сформированности компетенции учащегося в целом (т.е. соорганизации внешних и внутренних ресурсов для решения проблемы).

     Факт получения учащимся продукта в рамках метода проектов является единственным свидетельством того, что проект состоялся, является обязательным.

        Итак, проектная и учебно-исследовательская деятельности не просто дополняют традиционные формы обучения. Эти деятельности оказывают свое влияние на все аспекты  образовательного процесса. Они поляризуют  образовательное  пространство, открывают его в сферу  внешкольной  деятельности, в направлении образовательной  деятельности, в направлении  образовательной и профессиональной перспективы школьников, превращает оценивание  в самооценивание, вводит школьника в сферу социальных отношений.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: